«БИЗНЕС Online» | 18.04.2020 |
Рустам Батыр«Зулейха» закрывает муфтиев в тюремные застенки»
«На сериале «Зулейха открывает глаза», как прежде и в одноименной книге, положенной в основу кинокартины, из татар не оттоптался разве что ленивый» Фото: «БИЗНЕС Online»
Кажется, что ничто не могло перебить в информационной повестке дня тему пандемии коронавируса. Но на неделе как минимум в Татарстане это удалось стартовавшему на телеканале «Россия-1» сериалу «Зулейха открывает глаза». Фильму по одноименному нашумевшему роману Гузель Яхиной достается из разных лагерей. Но автор «БИЗНЕС Online», известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр, обращает внимание на то, как создатели были пойманы на непрофессионализме и откровенной халтуре.
ПОМИМО ИСКАЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ И МАНКУРТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ…
На сериале «Зулейха открывает глаза», как прежде и в одноименной книге, положенной в основу кинокартины, из татар не оттоптался разве что ленивый. Трудно найти другую такую же историю, которая в татарской среде вызвала бы столь же бурный шквал негативных эмоций. Помимо искажения исторической правды и манкуртской идеологии, к сериалу высказываются и претензии по части исламской составляющей. Мусульман особенно возмутили две вещи: интимная сцена внутри мечети и неожиданное упоминание среди заключенных ныне действующих, а также давно почивших исламских деятелей России. Так, в данном списке оказались Шихабутдин Марджани, Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин, Жафяр Пончаев, Умар Идрисов и другие известные личности. Мусульмане в недоумении гадают, что все это значит: перед нами просто провокация в отношении крупных деятелей татарского народа или тонкий намек, что всем им место в тюремных застенках?
С первым скандалом разобрались достаточно быстро. Как оказалась, постельная сцена появилась на экране в привязке к недействующей мечети села Мачкара Кукморского района. Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин на своей официальной страничке в
«Инстаграме» успокоил общественность, отметив, что имам-мухтасиб района до и во время съемок держал под пристальным контролем использование здания бывшей мечети, а все дни съемок в ней дежурил имам-хатыб деревни, который следил за тем, чтобы внутри не случилось ничего богохульного. «Неприличная же сцена, призванная нам напомнить о чудовищной политике воинствующего безбожия в недавней истории нашей страны, - добавил глава ДУМ РТ, - была сделана в съемочном павильоне и затем добавлена в картину с помощью монтажа».
А вот со списком заключенных вопросы остались.
«ЭТО ВООБЩЕ К ЧЕМУ?!»
Вкратце напомню фактуру дела. Согласно сценарию, в середине февраля 1930 года ЦИК и СНК ТАССР приняли постановление о ликвидации в Татарии кулачества как класса. «Уже через неделю на оперативном совещании в ЦИКе выяснилось, - повествует закадровый голос, - что темпы раскулачивания и коллективизации в республике ужасающе низкие. И как-то само собой, без ведома партийных руководителей, высших чинов ГПУ получилось так, что всех не особо нужных следствию и неугодных властям людей быстро перевели в кулаки». В списках раскулаченных оказалась и главная героиня Валиева Зулейха, которую вместе с другими по каторжному маршруту принудительно отправляют в Сибирь. Во второй серии картины нам показывают сцену с отправкой эшелона. В ней перед посадкой во время переклички звучат такие имена: Талгат Таджуддин, Салим-Гирей Тевкелев, Габдессалям Габдрахимов, Равиль Гайнутдин, Умар Идрисов, Шихабутдин Марджани, Жафяр Пончаев, Султанов Мухамедьяр, Мирсаид Султан-Галиев (последовательность сохранена).
Как видим, среди репрессированных упоминаются современные муфтии России (из которых двое действующие, один бывший и один уже покойный), три муфтия ОМДС, правление которых пришлось преимущественно на XIX век, и один большевик времен революции и начала советской власти.
Именно сцена с перекличкой и вызвала всеобщее непонимание. «Что-то всех наших муфтиев в очень спорном произведении упомянули как политзаключенных… Это вообще к чему?!» -
задается вопросом экс-депутат Госдумы, а ныне президент европейского мусульманского форума Абдул-Вахед Ниязов. «Это не стеб, а вызов всему мусульманскому сообществу, всему татарскому народу. Сначала оскорбляют пространство известной мечети, потом - имена духовных деятелей. Что дальше?» - в том же духе спрашивает казанский литературовед Милеуша Хабутдинова.
В фильме также несколько раз мелькают имена заключенных, набираемые машинистками на печатной машинке. Помимо уже названных религиозных деятелей в них фигурирует следующие: Габдрахман Расулев, Зайнулла Расулев, Габдулвахид Сулейманов, Мухамедьяр Султанов (последовательность сохранена), т. е. еще три муфтия ОМДС и один крупнейший исламский религиозный деятель в истории России. В тех же списках оказались и светские ученые-татары: Сюняев Рашид, Юсупов Рафаэль. Возможно, сюда же можно отнести и Халикова Альфреда.
Совершенно очевидно, что перечень имен, которых, к слову, нет в исходной книге, невозможно списать на совпадение. Но что все это значит?
На видео с 18:23
НАЛИЦО АБСОЛЮТНЫЙ СМЫСЛОВОЙ КОЛЛАПС
Если перед нами была бы картина, авторы которой скрупулезно относятся к историческим деталям, то мы могли бы предположить, что в этих именах заключен некий художественный прием, призванный транслировать определенный смысловой месседж. Ну, например, современные деятели ислама в списках заключенных могли показывать, кого бы коснулись репрессии, случись они в наши времена. Правда, возникает множество вопросов о критериях отбора. Например, почему федеральные муфтии здесь чередуются с региональными, причем среди первых названы не все? Почему среди ныне здравствующих есть один уже покойный, а среди действующих муфтиев - один, уже оставивший пост?
Великие предшественники прошлого, наверное, могли бы символизировать то, что сталинские репрессии оставили шрам на теле всей многовековой традиции отечественного ислама. Но и здесь возникают вопросы по части критериев составления списка, ведь из упомянутых муфтиев ОМДС далеко не все блеснули ярким следом в истории российского мусульманства, при этом «за бортом» осталось огромное множество действительно выдающихся исламских религиозных деятелей нашей страны.
Однако гадать здесь незачем. Полный сумбур в перечисленных именах слишком очевиден и потому решительно обнажает перед нами факт того, что люди, которые составляли эти списки, совершенно не ориентируются в российских реалиях ислама. Налицо абсолютный смысловой коллапс.
Не ориентируются они и в татарских реалиях. Так, в ходе двух перекличек было дважды названо имя Альфия, встречается оно и в списках, набираемых машинистками. Возникает ощущение, что это одно из самых ходовых имен среди взрослого населения того времени, что совершенно абсурдно, ибо в 30-е годы оно еще не получило хождения среди татар. Не ориентируются создатели картины и в исторической фактуре. Так, Мирсаид Султан-Галиев был современником показанных в фильме событий, но в 1930 году он никак не мог оказаться на перроне казанского вокзала, так как в то время уже находился в сталинских застенках в ожидании приговора.
В ЭТОТ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ МАРАЗМ СЛОЖНО ПОВЕРИТЬ, НО ТАК ВСЕ И БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ
Все это напоминает ситуацию, как если бы инопланетяне снимали фильм про репрессированных в 1930-е годы и вставили бы в него первые попавшиеся имена из русской истории, которые смогли нагуглить на просторах интернета: Мишустин, Ломоносов, Иван Грозный, Навальный, Ленин, Александр I, Пушкин, Владимир Красно Солнышко. Для инопланетян подобные наборы звуков просто нечитаемая и не несущая никакого смысла абракадабра, как и для создателей фильма - имена выдающихся татарских и мусульманских деятелей.
В этот сюрреалистический маразм сложно поверить, но так все и было на самом деле. Создатели нашумевшей кинокартины повели себя ровно так, как повели бы себя инопланетяне по отношению к чужим и совершенно непонятным им реалиям. Так, после разгоревшегося скандала с именами муфтиев генеральный продюсер кинокомпании «Русское», снявшей сериал, Ирина Смирнова сообщила, что все совпадения случайны, а художники по реквизиту (!) просто искали в интернете наиболее распространенные татарские имена. После таких признаний в откровенном непрофессионализме и халтурном отношении к делу в прежние времена приличные люди непременно бы застрелились, не вынеся позора, ну а в нашу эпоху вполне вероятно, что подобное саморазоблачение увенчается ТЭФИ или «Золотым орлом».
И это мы разобрали только маленький кусочек той исторической белиберды, которая обрушилась на нас с федерального телеканала. Если вымышленная Зулейха и открыла в своей жизни глаза, то создатели сериала предпочли этого не делать. Они состряпали фильм совершенно вслепую.
Рустам БатырФото на анонсе: «БИЗНЕС Online»
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Оригинал:
www.business-gazeta.ru См. также:
- 14.04.2020
Зулейха открывает глаза. 2 серия (2020) Драма, экранизация @ Россия 1 //
www.youtube.com: Россия 1 - 16.04.2020 21:06
Режиссер сериала «Зулейха открывает глаза» ответил на проклятия в адрес Чулпан Хаматовой //
ura.news Скриншот Критика сериала «Зулейха открывает глаза» и проклятья в адрес его главной героини, которую сыграла актриса Чулпан Хаматова, во многом не обоснована. Возмутившиеся картиной россияне никогда не жили в сталинское время, а поэтому не могут говорить, что является вымыслом, а что нет, рассказал URA.RU режиссер сериала Егор Анашкин.
- 17.04.2020 16:30
Григорий Игнатов. Зулейхе поднимают веки - об одной русофобской пустышке //
voiks Мы хотим предостеречь наших читателей: если вам дороги жизнь и рассудок, держитесь подальше от торфяных болот - то есть, от романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». И от сериала тоже, который сейчас появился на Ютубе и идёт по телевидению. Слышите, не рискуйте! Мы побывали на этих болотах за вас и рапортуем об увиденном.
- 18.04.2020
Альбир Крганов требует разъяснений у создателей фильма «Зулейха открывает глаза» //
voiks Член Общественной палаты РФ, муфтий духовного собрания мусульман России Альбир Крганов направил письма руководителю федерального агентства по делам национальностей Игорю Баринову и генеральному директору ВГТРК «Россия» Олегу Добродееву, в которых сообщил о своем недовольстве некоторыми сценами недавно вышедшего сериала «Зулейха открывает глаза».
- 18.04.2020
Две «Зулейхи», сеющие рознь. Для чего снимаются такие фильмы? //
voiks Премьера сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузели Яхиной на федеральном телеканале взорвала Татарстан. Перед показом шла массированная реклама сериала, но результат многих разочаровал. Деятели культуры, политики и граждане встретили сериал с недоумением. Для чего «Зулейхой» создается раскол?
- 20.04.2020
Григорий Игнатов. История одной провокации - татарские претензии к Зулейхе Хаматовой //
voiks Вершиной «концепции идиотизма» является настойчивое, навязчивое желание Гузели Яхиной и создателей сериала во главе с исполнительницей главной роли Чулпан Хаматовой как можно сильнее нагадить на оба народа - участника событий: и на русский, и на татарский. Русские - все изверги, татары - все дикари. Одна Гузель Яхина - Красивый Общечеловек в Белом Пальто!