№ 46 (6532) (19-11-2015)
Общество / Гуманитарий / Реплика
Примирит ли «Активный гражданин»?
В жизни России изредка случаются периоды, когда сглаживаются старые, закоренелые противоречия между красными и белыми патриотами и на горизонте маячат долгожданные признаки национального единства. Так, например, было после возвращения Крыма. Но, увы, продолжалось это недолго. Крадучись появились энтузиасты, напомнили о старых ранах. И снова полыхает ожесточённый красно-белый конфликт.
В последние недели политическое сообщество России всколыхнул яростный спор о переименовании станции метро «Войковская». Спор бессмысленный и беспощадный. Сотни публицистов и блогеров пошли друг на друга с вилами и топорами (пока в интернете). Кому нужен был этот вброс, что это - недальновидность, злокозненность?.. Почти век назад в России была жестокая Гражданская война. Погибли и пострадали миллионы людей. После этого страна вернулась к мирной жизни, победила фашизм, покорила космос, благополучно прожила несколько десятков лет. Кому понадобилось теперь выдёргивать из войны столетней давности несколько эпизодов и смаковать реальные или мнимые жестокие расправы?
Такое невозможно в США, где практически никто не комплексует по поводу бомбардировок Дрездена, Хиросимы и Нагасаки или вьетнамской войны. Во Франции сейчас нельзя представить, чтобы наследники бонапартистов и роялистов брали друг друга за грудки. И в истории России никогда не было такого мазохизма. В эпоху Петра Первого никто не расследовал преступления Смутного времени. При Александре Первом не было бурной кампании по реабилитации жертв репрессий Петра Первого. Александру Третьему не приходило в голову развенчивать культ личности матушки Екатерины.
А ведь патриарх Кирилл недавно призвал уважать достижения советской власти. Он не оправдывал преступления, просто указал направление, в котором обществу следовало бы двигаться. Но провокаторам и поджигателям и патриарх не указ.
…В 60-е годы, уже живя в Советском Союзе, знаменитый русский политик-монархист Василий Шульгин сформулировал очень точно: «Мы, монархисты, хотели сделать Россию великой. Большевики сделали её такой. И это примиряет меня с ними».
Хорошо бы эту мысль почаще вспоминали российские политики. Точная формула примирения, между прочим.
Александр КЛИМОВ, САРАТОВ
Оригинал:
«Литературная газета»Скриншот