О содержании публикации "Разговоры с Александром Солженицыным" в газете "Комсомольская правда" за 23 апреля 1995 года и сюжета корреспондента П.Корявяковского в программе "Вести" ВГТРК 24 марта 1996 года
СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 июня 1996 года N 9(19)
О содержании публикации "Разговоры с Александром Солженицыным" в газете "Комсомольская правда" за 23 апреля 1995 года и сюжета корреспондента П.Корявяковского в программе "Вести" ВГТРК 24 марта 1996 года
В Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации поступило обращение помощника Генерального прокурора РФ государственного советника юстиции 3-го класса В.П.Арефьева (N 7/2-1-1008-96 от 10.06.96) с просьбой дать экспертное заключение относительно содержания публикации "Разговоры с Александром Солженицыным" в газете "Комсомольская правда" за 23 апреля 1996 года и сюжета корреспондента П.Корявяковского в программе "Вести" ВГТРК 24 марта 1996 года.
Ознакомившись с данными материалами, руководствуясь п.21 Положения о Судебной палате по информационным спорам, Судебная палата пришла к следующему заключению.
Публикация в "Комсомольской правде" представляет собой прямой разговор читателей газеты с писателем Александром Исаевичем Солженицыным.
Отвечая на один из вопросов, А.И.Солженицын критически оценивает некоторые аспекты национальной политики, проводимой властями Казахстана, предлагает федеративную форму государственного устройства этой республики, призывает представителей русскоязычного населения Казахстана к последовательному и активному отстаиванию своих гражданских прав.
Однако опубликованные ответы писателя не содержат недружественных, оскорбительных высказываний в адрес казахского народа, призывов к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства и не могут поэтому рассматриваться как злоупотребление свободой массовой информации в смысле
ст.4 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Что касается ссылок Генеральной прокуратуры Республики Казахстан на то, что указанная публикация преследует цель "дестабилизации обстановки, представляет угрозу для сохранения гражданского мира и стабильности в Республике Казахстан", то российское законодательство не содержит подобных юридических категорий как оснований для правовой оценки высказываний А.И.Солженицына.
Вместе с тем Судебная палата считает необходимым отметить, что содержание и пафос высказываний писателя свидетельствуют о его убежденности в необходимости дальнейшей интеграции России и Казахстана, о развитии отношений дружбы и добрососедства между нашими народами, что вполне согласуется с официально заявленной и реально проводимой политикой обоих государств.
Нельзя также принять аргумент, что выступление А.И.Солженицына "вредит государственному авторитету России". Писатель не выступает от имени государства, он высказывает свое мнение, на что имеет право, равно как и любой другой гражданин.
Указанный сюжет в программе "Вести" (Российское телевидение, 24 марта 1996 года) также посвящен проблеме межнациональных отношений в Республике Казахстан и включает в себя несколько коротких интервью с жителями г.Петропавловска.
Представители казачества, чеченской диаспоры высказывают претензии к позиции местных властей, проводящих, по их мнению, политику сегрегации по отношению к лицам некоренной национальности.
Однако ни в их высказываниях, ни в комментарии журналиста не содержится тезисов о национальном превосходстве, нет призывов к разжиганию национальной нетерпимости или розни. Напротив, речь идет о необходимости проведения политики единых стандартов по отношению к гражданам всех национальностей.
Таким образом, данный телевизионный материал не может рассматриваться как злоупотребление свободой массовой информации в смысле
ст.4 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Что касается сюжета о некоем вооруженном формировании, именующем себя Русским освободительным движением, то деятельность данной организации, видимо, может стать предметом разбирательства соответствующими органами Республики Казахстан. Однако, по мнению Судебной палаты, в действиях журналиста, лишь зафиксировавшего факт, нет состава преступления. Избранная форма сообщения не позволяет инкриминировать журналисту и телерадиокомпании призывов к войне, захвату власти, насильственному изменению конституционного строя.
Учитывая изложенное, Судебная палата считает возможным рекомендовать Генеральной прокуратуре РФ обратить внимание уполномоченных органов Республики Казахстан на то, что российское законодательство о средствах массовой информации предусматривает возможность требовать опровержения публикации, которая, по мнению соответствующих государственных органов или должностных лиц, содержит сведения, не соответствующие действительности и порочащие их честь и достоинство.
В то же время Судебная палата не видит правовых оснований для применения к авторам указанных сообщений, руководителям "Комсомольской правды" и Всероссийской государственной телерадиокомпании мер юридической ответственности, предусмотренных российским законодательством.
Текст документа сверен по:
Судебная палата по информац. спорам
при Президенте РФ, 1994-1996,
Нормативные акты, практика, коммент.
М., "Право и Закон", 1997 год
Оригинал:
docs.cntd.ruСкриншот PDF