Долгожданные встречи

Aug 07, 2008 00:00



07 августа 2008
Долгожданные встречи



Маргарита ВАНЯШОВА

Вчера на кладбище Донского монастыря в Москве был похоронен Александр Исаевич Солженицын. Четырнадцать лет назад, во время своего возвращения в Россию из эмиграции, писатель на несколько дней останавливался в Ярославле. Здесь он встречался с руковод­ством области, общественно­стью, простыми ярославцами. Одна из таких встреч была по-своему уникальной.

Бывает так: случайно разговоришься с человеком, даже порой хорошо знакомым, и открывается нечто новое. Уж сколько лет мы жили очень дружно, зная друг о друге всё, каждодневно обмениваясь домашними и мировыми новостями, - в добром соседстве, в одном подъезде, рядом, с разницей в один этаж - с Татьяной Дмитриевной Некрасовой (в девичестве Лызловой), учительницей школы № 4 имени Н. А. Некрасова. Как-то летом 1994 года на бегу, мимоходом бросила в разговоре с ней, что готовлюсь к знаменательной встрече - 20 июля в наш город приезжает Александр Исаевич Солженицын. И внезапно Татьяна Дмитриевна разволновалась:

- Помогите попасть на встречу! Знаю, что в «Гиганте» будет столпотворение, а для меня это очень важно! Солженицын многое определил в моей жизни! Дело в том, что мне довелось работать вместе с ним - в одной школе.

И Татьяна Дмитриевна стала рассказывать о своей юности, пути которой пересеклись с молодым Солженицыным.

В 1952 году, после окончания Ярославского педагогического училища имени Н. А. Морозова (оно находилось на улице Ем. Ярославского, ныне Большой Фёдоров­ской) молодая учительница Татьяна Дмитриевна поехала в Казахстан в Кок-Терекский район на работу.

В феврале 1953 года, через полгода после её приезда в аул Кок-Терек (Зеленый тополь) Джамбулской области, на границе с пустыней Бек-Пек-Дала, сюда же приехал жить и работать Солженицын. Село, где была расположена школа, называлось Берлик. В школе появился новый учитель математики. Учителя в школе знали, что Солженицын был ссыльным. Он был освобождён из лагеря и определён на «вечное ссыльнопоселение» в Кок-Терек. В марте 1953-го умер Сталин. В Кок-Тереке, как и по всей стране, был объявлен траур. Все плакали.

Татьяна Дмитриевна не представляла тогда, что значит иметь на руках удостоверение, где человек назван вечным ссыльнопоселенцем. А Солженицына тогда охватывало ощущение внезапно вернувшейся жизни. Правда, в этой жизни ещё ничего не было - ни квартиры, ни имущества, ни общественного успеха, ни денег. Но были другие «самосущие», как он их называл, радости, которых он вовсе не разучился ценить: было множество великолепных прав. Право ступать по земле, не ожидая команды; право побыть одному; право смотреть на звёзды, не заслепленные фонарями зоны; право тушить на ночь свет и спать в темноте; право бросать письма в почтовый ящик; право отдыхать в воскресенье; право купаться в реке (река Чу была в пяти километрах от Берлика, и он ходил купаться туда вместе с доктором Зубовым). И много-много ещё было таких прав. Например, право разговаривать с женщинами... Он боялся верить своему счастью и казался наивным учительницам человеком с непривычным поведением.

Татьяна Дмитриевна считала, что преподавание математики многое определило в характере самого писателя. Может быть, именно математика дала ему жёсткость рационалиста, некоторую прямолинейность в суждениях и оценках. Но он сразу покорял своим внутренним обаянием, эрудированностью, всесторонней образованностью, и особенно в области литературы, что тогда изумляло. Ведь он был математиком. Все дети в этой школе были влюблены в математику и в Солженицына.

Дети, не очень хорошо владевшие русским языком, - казахи, немцы, чеченцы и ссыльных семей! - легко усваивали и осваивали замысловатые формулы, бегали стайками за своим учителем, который ходил по посёлку в поношенных ботинках и таких же поношенных брюках. И никто не обращал внимания, что у него всего-то, почитай, две рубашки, одна жёлтенькая в полосочку, другая - белая, единственная белая, парадная, с прохудившимся воротником, который некому заштопать.

В отличие от девчат-учительниц в местном клубе Солженицын появлялся редко. Покупал самый дешёвый билет на киносеанс - за два рубля. И садился в первый ряд, вместе с мальчишками.

Солженицын был одинок, изживал вечное свое одиночество. Но уклонялся от каких бы то ни было предложений. Он не хотел жить «впрохолость». Он жил по закону, который сам сотворил для себя в то время: «Сердце сжать... И ничего не ждать от будущего - лучшего... Вечно - так вечно...»

Они звали его в школе Сан Саныч. Или Александр Александрович. Никто не знал, что он был Исаевич. Конечно, ему многое казалось анекдотичным. И директор школы, который снял со стены картину Саврасова «Грачи прилетели» и засунул её за шкаф (на картине была изображена церковь, а директор счёл это религиозной пропагандой). И машина «скорой помощи», которая развозила по квартирам начальства муку и сливочное масло. И секретарь райкома партии, пришедший ночью к ссыльному учителю со шкурками каракуля, самой настоящей взяткой! - он хотел сдать экзамен экстерном за среднюю школу и ничего не смыслил в математике.

Бродя по посёлку, учительницы частенько подходили к солженицынскому домику. И пытались, как школьники, что-то подглядеть. И ответить на загадку, которая мучила всех: почему у него так поздно горит свет в окне? Электричество в Кок-Тереке выключали в 21 час. Но Солженицын достал керосиновую лампу на высокой ножке, десятилинейную, под самодельным абажуром. Он тщательно и плотно закрывал шторками свои окна. Свет горел допоздна. «Подглядеть», как пишет Солженицын и чем занимается в позднее время, не удавалось никому. Потом Татьяна Дмитриевна узнает, что по вечерам Солженицын писал будущие романы - «Раковый корпус», «В круге первом»... Вёл дневниковые записи, заготовки, материалы к будущим произведениям.

Он был прекрасным оратором уже тогда. На всех педсоветах и собраниях он выделялся благодаря убедительной и энергичной речи. Он учил детей любить родителей, не причинять боли старшим. Учил и старших исполнять свой долг по отношению к младшим...

С Солженицыным связан запомнившийся Татьяне Дмитриевне Лызловой случай. В Кок-Тереке поссорились две чеченские семьи. Подрались мужчины. Дело дошло до поножовщины. По кавказскому обычаю, если женщина встанет между двумя противниками и поднимет руку в гневе, всё останавливается. И вот остановить распрю взялась беременная женщина. Она по обычаю встала между ссорящимися. Но её ждал удар ножа - она скончалась на месте. Убийцу, как водится, арестовали, был суд. Однако началась кровная месть. Семья погибшей поклялась вырезать весь род обидчика и убийцы. Другая семья поклялась отвечать кровь за кровь. Обе семьи не выпускали детей на улицу, боялись новых убийств. В их школе в 9-м классе учился парнишка, сын поднявшего руку с ножом... Хороший был парнишка и учился прекрасно. И особенно любил математику. Он перестал ходить в школу. Не ходил несколько недель. Вот тут-то и сыграл большую, как теперь говорят, миротворческую роль Солженицын.

«Не надо мстить, - убеждал он. - Будет пролита новая кровь!» Ему отвечали, что кровью смывается смертный грех, кровью омывается преступное деяние, кровью отвечает убийца за кровь, и весь род несёт эту кару. Только через кровь, - отвечали Солженицыну. - Это священный ритуал. Род не простит, если не прольётся кровь другой стороны. Жертвенная кровь.

- Ну, раз так, - рассудил Солженицын, - пусть прольётся жертвенная кровь из проклятого дома. Но не кровь человека. Пусть будет зарезан бык.

Так и поступили. Зарезали бычка, враги сели за один стол... Так Солженицын отвёл беду от обоих домов. Человек неиссякаемой энергии, быстрый, стремительный, твёрдый в своих правилах.

Таким вспоминала его Татьяна Дмитриевна, и это лишь часть её воспоминаний и впечатлений. Татьяна Дмитриевна хранит фотографии, сделанные самим Солженицыным! Он снимал кок-терекских учительниц множество раз. Они снимали его. Тоже история!

20 июля 1994 года поезд с Солженицыным прибыл на Ярославль-Главный. И вскоре в квартире Татьяны Дмитриевны раздался звонок.

- Танюша? Танечка? Это Александр Исаевич говорит…

Всё всколыхнулось в памяти!..

Разговор был очень тёплым. Солженицына интересовало, как сложилась у Татьяны Дмитриевны судьба. Она рассказала ему, что вышла замуж, вырастила двоих сыновей - Михаил в те годы работал на севере, в городе Печора, врач. Юрий - музыкальный работник, преподаватель музыкального училища. - А у меня трое сыновей, - сказал Солженицын. - Игнат, Ермолай, Степан… Замечательные у нас выросли дети, Таня, это главное… Танюша, я жду тебя на встрече! Хочу подарить тебе свою книгу.

Встреча с Солженицыным состоялась в клубе «Гигант».

Велика была значимость самого возвращения Солженицына в Россию - Россию новую и Россию не менее трагическую, нежели прежде, - о чём и говорил писатель в своем выступлении перед ярославцами. За 55 дней своего путешествия он побывал во многих областях России, собрав «целую коллекцию воплей и слёз». Он говорил с русской провинцией на одном с ней языке - на языке боли.

Александр Исаевич подарил свои книги Татьяне Дмитриевне. С дарственной надписью «На память о встрече в Ярославле». Автограф памятный и исторический.

Оригинал: www.sevkray.ru
Скриншот

См. также:


- Ваняшова, Маргарита Георгиевна // Википедия Скриншот
     Маргарита Георгиевна Ваняшова (род. 26 марта 1943, Иваново) - театральный и литературный критик, литературовед, историк театра. Член Союза журналистов СССР (1965) и РФ, член Ассоциации театральных критиков России (АТК).
     Биография
     Родилась в 1943 году в городе Иваново в семье журналиста.
     Окончила филологический факультет Ярославского педагогического института (1965), аспирантуру Московского педагогического института (1971), докторантуру Московского университета (1991) - диссертация «Феномен трагедии в русской литературно-художественной критике первой трети XX века». Доктор филологических наук, профессор.
     Преподавала в Ярославском педагогическом институте (1965-1980). Преподаёт в Ярославском государственном театральном институте (с 1980); 1980-1989 годах первый проректор по учебной и научной работе.
     Была редактором приложения «Уединённый пошехонец» к газете «Золотое кольцо» (1993-2002). Сотрудничает с Российским академическим театром драмы имени Фёдора Волкова, ведёт авторский блог (Блог Маргариты Ваняшовой) на сайте театра.
     Печатается как театральный критик с 1961 года, как литературовед с 1966. Специализируется на истории русского театра, истории и теории русской литературы, литературной и театральной критике, поэтике русской литературы. Автор более 400 публикаций.
     Избиралась депутатом райсовета (1988-1990). Член Союза журналистов СССР (1965). В течение многих лет была председателем секции театральной критики, избиралась членом правления Ярославской организации Союза театральных деятелей РФ (член с 1972). Академик РАЕН. [Раскрыть]
     Награды
     Заслуженный работник культуры РФ (1994).
     Ярославская областная литературная премия им. И. З. Сурикова (1994, 2000) ,
     Лауреат областной премии «За заслуги в области культуры и искусства». 2001.
     Почетный знак губернатора Ярославской области «За заслуги в науке». 2003.
     Лауреат областной премии имени Ф. Г. Волкова «За высокое служение театру и развитие традиций Федора Волкова». 2008,
     Лауреат областной книжной выставки − 2008 (за книгу «Георгий Курочкин. Театрал из Норского посада»). 2008.
     Лауреат областного театрального фестиваля в номинации «За личный вклад в развитие театрального искусства». 2010.
     Юбилейный знак «За активное участие и личный вклад в деятельность по подготовке к празднованию 1000-летия основания города Ярославля» (пост. мэрии г. Ярославля от 3.09.2010. № 3630, юбилейный знак № 1335) 2010 г.
     Почетная Грамота Министерства культуры РФ. 2010.
     Лауреат областной премии имени Федора Волкова (2013), «За заслуги в области культуры и искусства». 2013.
     Медаль «За мир и гуманизм на Кавказе» (к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова). 2014.
     Общественная медаль «За труды в просвещении, культуре, искусстве и литературе» АНО Инициации и поддержки Международных национальных проектов. Решение Комиссии по общественным медалям и памятным знакам от 26 мая 2015 г. № 112.
     Благодарность Социальной Платформы ВВП «Единая Россия в ГД» «За вклад в развитие театрального искусства и сохранение культурного наследия России». 20.06.2015
     Почетный Знак имени Алексея Мельгунова «За развитие экономических, социальных и культурных связей» (областная награда). Указ Губернатора Ярославской области. Август 2016 г.
     Номинатор литературной премии Smirnoff-Букер.
     Работы
     • Мастера Волковской сцены. Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1975. − 304 с.
     • Проблемы нравственного воспитания в современной советской литературе. Ярославль, 1979.
     • Нам остаётся только Имя… Поэт - трагический герой русского искусства XX века: Блок - Ахматова - Мандельштам - Цветаева [Учебно-методическое пособие]. Управление образования мэрии г. Ярославля, Центр пед. Исследований и внедрения, Яросл. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и рук. кадров. Ярославль, 1993. - 143 с.
     • Мельпомены ярославские сыны. Фёдор Волков. Иван Дмитревский. Герасим Лебедев. Ярославль: Александр Рутман, 2000. − 223 с. (Граждане Ярославля).
     • Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова: 250 лет творческого пути (1750-2000). Ярославль: Параллакс, 2000. - 32 с.
     • Ярославская театральная школа: К 20-летию основания Ярославского театрального училища. Ярославль, 1983. − 38 с.
     • Ярославский государственный театр юного зрителя: первое десятилетие. 1984-1994. Ярославль, 1994. - 32 с.
     • Перевёрнутое Время. «Страх» и «ложь» в литературе советской эпохи 30-х годов // Время и творческая индивидуальность писателя. Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль, 1990. - 1 п. л.
     • Записки Ярославского Старожила и судьба Уединенного Пошехонца. Л. Н. Трефолев - поэт, учёный, историк, краевед. // Л. Н. Трефолев. Исторические произведения. - Ярославль, Верхняя Волга, 1991. - 2 п.л.
     • Русская провинция как трагическое пространство культуры. Чехов - Сологуб - Блок - Платонов // Русская провинция и мировая культура. Материалы докладов научной межвузовской конференции // Ярославль, 1993. − 0,5 п.л.
     • «Последний луч трагической зари…» Дискуссии о проблемах трагедийности искусства в 20-30-х гг. // Вопросы литературы, 1993. - Вып. 1V. - 2 п. л.
     • Анна Ахматова // Русская литература серебряного века. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. М.: Про-Пресс, 1997. - 1 п.л. (Переизд. М.: «АСТ», 2000, 2002)
     • Осип Мандельштам // Русская литература XX века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учеб. заведений. 5-е изд. В 2-х ч., Ч. 2. М., Дрофа, 2000.
     • Марина Цветаева // Русские писатели. XX век. Биографии. Большой учебный справочник. М.: Дрофа, 2000.
     • Марина Цветаева. Библиотека русской классической литературы. Составление, предисловие, комментарии, приложение. Дрофа, 2003. 20 п. л.
     • Ярославские тропы Фёдора Шаляпина. (Предисловие, составление). − 12 п.л. Ярославль, Ремдер. 2003.
     • Курочкин Г. И. Театрал из Норского посада: воспоминания, страницы из дневника, письма к Г. И. Курочкину / [предисл., подгот. текстов, сост., коммент. М. Г. Ваняшовой]. - Ярославль: Рыбинский Дом печати, 2007. - 349, [2] с. ISBN 978-5-88697-150-7
     • Фирс Шишигин. Люблю жить в актёре! - Ярославль: Рыбиснкий Дом печати, 2013.
     • В пламени военных лет. Волковский театр в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Ярославль, 2015.
Источники
     • Ваняшова Маргарита Георгиевна // Биографическая энциклопедия
     • Информация о сайте. Волковский театр

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 августа 2019 в 18:43.

Гигант, Ярославль, Солженицын Александр, sevkray.ru, Ваняшова Маргарита, Кок-Терек

Previous post Next post
Up