О литературной ценности творений Солженицына

Dec 06, 2018 00:00



06.12.2018 | Протодиакон Владимир Василик
О литературной ценности творений Солженицына
К столетию со дня рождения (11 декабря 1918 - 3 августа 2008)


В этом году исполняется сто лет со дня рождения А.И. Солженицына. Отношение к нему в нашем обществе является неоднозначным. Для одних он - герой, страдалец ГУЛАГА и разоблачитель его тайн, борец с культом личности и тоталитарной системой, для других- изменник Родины, «литературный власовец» и один из разрушителей Советского Союза. Для одних он кумир, пророк, патриарх отечественной литературы, для других - лжепророк, низвергнутый идол, исчадие зла и лжи, Для третьих - по большому счету несчастный, запутавшийся и изолгавшийся человек, которого использовали отечественные и западные спецслужбы и структуры, человек, которого сделали патриархом и пророком, и, который, проповедуя «жизнь не по лжи» был вынужден постоянно лгать, хотя, возможно, временами и пытался выбраться из под глыб лжи к совести и очевидности.

В любом случае, раскрытие подлинного лика Солженицына является одной из насущных задач современной российской исторической науки, а равно и общественной мысли, поскольку это вопрос не только политического, но и духовного бытия современной России, ее нравственного выбора. Первоначальная популярность Солженицына не случайна: он поднял тему злободневную и наболевшую - тему репрессий, тюрем и лагерей в советское время, тему, которая по большей части замалчивалась, либо в достаточной мере искажалась. Для многих в семидесятые-восьмидесятые годы Солженицын выглядел вестником правды, проповедником жизни не по лжи, борцом с могущественной тоталитарной системой. Его читали взахлеб в «Самиздате», в годы перестройки его труды издавались миллионными тиражами. Однако, затем для многих наступило прозрение - после распада СССР, к которому призывал Солженицын и созданию нежизнеспособного СНГ - по советам автора «Как нам обустроить Россию». Гайдаровско-чубайсовские грабительские реформы, проводившиеся под грохот антисоветской пропаганды и страшилок о ГУЛАГЕ, также не прибавили популярности автору «Архипелага ГУЛАГА». Хотя он и поспешил откреститься от них в своей книге «Россия в обвале», его связь с режимом Ельцина, в частности, приветствия и восхваления в его адрес, были слишком очевидны. В результате, к моменту смерти нобелевского лауреата от всенародной любви к нему мало что осталось: у его гроба были официальные лица и крайние либералы. Действительно, как говорил Солженицын, «страшно умереть неопальным».
<...>

Полностью: ruskline.ru
Скриншот

См. также:

- 07.12.2018 О литературной ценности творений Солженицына // ruskline.ru
     К столетию со дня рождения (11 декабря 1918 - 3 августа 2008)

- 10.12.2018 12:27 О творчестве Солженицына как фундаменте победившего либерализма // cont.ws: Крестьянин Скриншот
     Почти всё, что вышло в своё время из-под пера Нобелевского лауреата, стало в последние десятилетия фундаментом для либерализма в России. Того самого либерализма, который, используя, главным образом, преступные методы, подчинил себе верховную и местную власти, отрицательно повлиял на все стороны существования общества и продолжает укреплять позиции...
     Простой обыватель-мещанин, а Александр Сергеевич Пушкин тоже причислял себя к мещанам, очень далёк от полемики, что возникла в связи с юбилеем писателя А.И. Солженицына. Почему далёк? Выживать надо, братцы, выживать ! Многие вообще не понимают, почему именно о Нобелевском лауреате поднялась шумиха. Почему не понимают? Потому что вопросы литературной жизни, творческие проблемы писателей совершенно не волнуют обывателя. Зачем? Прибыли, «бабла» от того никакого? Так чего волноваться!
     Наглядный результат «процветания ельцинизма»!
     Между тем дискуссия о Солженицыне, о личности и творчестве, идёт, в основном, в так называемых, социальных сетях. В официальных СМИ её не допустят под страхом увольнения или закрытия издания. Сама же дискуссия, на мой взгляд, имеет важное, точнее - принципиальное значение. Почему? Почти всё, что вышло в своё время из-под пера Нобелевского лауреата, стало в последние десятилетия фундаментом для либерализма в России. Того самого либерализма, который, используя, главным образом, преступные методы, подчинил себе верховную и местную власти, отрицательно повлиял на все стороны существования общества и продолжает укреплять позиции.
     Если подходить с такой точки зрения, то статья протодиакона Владимира Василика из Санкт-Петербурга «О литературной ценности творений Солженицына» явила блестящий образец литературоведческого анализа творчества Александра Исаевича. Анализ, всесторонне обоснованный, исключающий какие-либо намёки на унижение достоинства писателя. Это очень важно, потому что некоторые исследователи в силу некомпетентности или личных свойств пытались упрекнуть Солженицына во всех смертных грехах, включая якобы «плохую службу» на фронте по время Великой Отечественной войны.
     Прекрасный аналитик, о. Владимир Василик сосредоточил внимание не на оторванной на пиджаке пуговице, не на том, с какой дамой и куда пошёл автор, а на самом главном, что и раскрывает писателя как писателя - на его произведениях. Причём, он взял ведущие составляющие любого творчества: сюжет (композиция), характеры героев, язык повествования.
     И здесь протод. Владимир Василик правильно поступил: не стал ломиться в открытые ворота, а привёл доводы и аргументы тех, кто в разное время так или иначе соприкасался с произведениями Александра Исаевича и выносил им оценку.
     Авторитет этих имён, прямо скажем, чрезвычайно высок для советской и русской литературы - Михаил Шолохов, Виктор Максимов, Варлам Шаламов, Владимир Бушин, Александр Островский, Юрий Поляков, Вячеслав Иванов...
     Все они, только разными словами и выражениями, говорили об одном и том же: художественной литературой высокого уровня произведения А.И. Солженицына нельзя назвать, они - нечто далёкое от традиций русской классической литературы.
     Не буду повторять резкие оценки, которые прозвучали в статье из уст авторитетнейших писателей, но могу добавить к их мнениям мнения ещё двух заслуженных мастеров слова.
     Это наш классик, известный прозаик, поэт, драматург, публицист Василий Иванович Белов из Вологды и поэт, прозаик, художник, учёный-физик с мировым именем Рональд Аполлонович Нелепин из Санкт-Петербурга, который долгое время работал в Санкт-Петербургском государственном университете.
     Ни того, ни другого, увы, уже нет в живых.
     Но сохранилась запись их беседы в Университете, она состоялась 19 июня 2000 года, её записал известный петербургский фотомастер Анатолий Пантелеев.
     Приведу небольшой фрагмент беседы, в нём зашла речь об А.И. Солженицыне.
     В.БЕЛОВ: Вот Вы тоже резко говорите! Оформите, пожалуйста, Ваши мысли более компактно.
     Р.НЕЛЕПИН: Ну, я скажу более компактно. Солженицын, как мне представляется, не относится к числу людей - друзей России. И когда он сыграл свою зловещую роль в разрушении тысячелетней Империи, принявшей тогда неуклюжее название СССР, он потом захотел остаться среди потомков русским писателем.
     В.БЕЛОВ: Он вообще хотел быть Львом Толстым! Помните?
     Р.НЕЛЕПИН: Его называли и Толстым, и Достоевским в одном лице. А тут не пахло ни тем, ни другим.
     В.БЕЛОВ: Одновременно он играл роль православного человека!
     Р.НЕЛЕПИН: Конечно!
     В.БЕЛОВ: А мне говорят, какой же он православный, когда гордыня так и прёт из него?
     Р.НЕЛЕПИН: Конечно, всё это маска была! Он захотел остаться хорошим! Поэтому он сейчас подаёт свою премию имени Солженицына, субсидирует журнал «Русская провинция»; там лестно говорит про Ельцина, там подделывается под писателей-почвенников и прочая, прочая. А на самом-то деле душа у него была...
     В.БЕЛОВ: Мрачная!
     Р.НЕЛЕПИН: Мрачная, очень мрачная! Бесовщины в нём было много.
     В.БЕЛОВ: И никакой глубокой Веры в нём нет. Если бы в нём Вера была, то он хотя бы в один монастырь заехал в ходе этого вояжа, потому что монастырей в России достаточно. Он просто притворяется!
     Р.НЕЛЕПИН: Точно! Вы правильно определяете. Я с Вами абсолютно согласен, и в конечном счёте я вижу в нём врага.
     В.БЕЛОВ: Бог с ним! Ладно!
     Р.НЕЛЕПИН: Не думаю, что Господь простит его за все прогрешения. Не думаю!
     В.БЕЛОВ: Мы-то должны прощать, если мы православные!
     Р.НЕЛЕПИН: Да, я согласен с Вами, мы-то должны прощать. Но Вы знаете, вот это его «Красное колесо» я читать не смог, прочёл несколько отрывков и бросил. Я ещё молодой был, дисциплинированный: раз начал, то должен прочитать до конца. Но не смог. Не поймёшь, что он там хочет?
     В.БЕЛОВ: И я не смог, только несколько страниц прочёл. Ужасная какая-то манерность.
     Р.НЕЛЕПИН: Манерность и вычурность!
     В.БЕЛОВ: Нет образности!
     Р.НЕЛЕПИН: Нет самого главного - художественной литературы, а что надёргал он много, то это всё в истории описано.
     В.БЕЛОВ: И потом: у него слишком нарочитый поиск, так называемого, «новояза», он придумывает иногда слова. Вроде бы русские слова, а на самом деле они не русские.
     Р.НЕЛЕПИН: Вот в том-то и дело, в отличие от Ваших повестей.
     В.БЕЛОВ: Нет, нет! Ну, не надо меня вспоминать!
     Владимир Василик совершенно обоснованно обратил внимание на следующую деталь. Почему в президентском указе, вышедшем за 4,5 года до юбилея Нобелевского лауреата, сформулировано такое обоснование: «учитывая большое значение творчества А.И. Солженицына для отечественной культуры...»?
     Кто и чем измерял вот это - «большое»? Сам президент? Или глава правительства? Увы, эти вопросы остаются без ответа.
     Через год с небольшим (в феврале 2020 г.) грядет 100-летний юбилей гениального русского писателя Фёдора Александровича Абрамова. Кстати, он ещё до выхода в свет «эпопеи» Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» описал в своей знаменитой тетралогии «Братья и сестры» все «прелести» лагерной жизни через судьбу одной крестьянки. Но сделал это без ненависти к России и русскому народу, а с сочувствием, как и должно настоящему национальному художнику слова.


Василик, 100-АИС, Солженицын Александр, Путин Владимир, Бушин Владимир, Поляков Юрий, Русская народная линия, Островский Александр (историк)

Previous post Next post
Up