Музей истории ГУЛАГа спасает росписи времен сталинских репрессий в Казахстане

Oct 21, 2019 09:35



21.10.2019 09:35
Музей истории ГУЛАГа спасает росписи времен сталинских репрессий в Казахстане




Музей истории ГУЛАГа и московские реставраторы проводят уникальный проект по снятию со стен разрушенного Степлага живописи заключенных.

На рисунки, скрывавшиеся под слоями побелки в лагерной столовой, обратил внимание музейщиков сын Александра Солженицына, а обследование показало, что для сохранения картин их необходимо как можно быстрее снять со стен. Уникальность и сложность работ, по словам реставраторов, в том, что современная масляная живопись нанесена на «средневековые» материалы, пишет «Ъ».

О рисунках на стенах разрушенного здания столовой Степлага, расположенного в Казахстане, в музей ГУЛАГа сообщил Ермолай Солженицын. Его отец рассказывал в книге «Архипелаг ГУЛАГ» об этом лагере и о самом известном восстании заключенных - Кенгирском, которое произошло в 1954 году в третьем отделении лагеря рядом с поселком Кенгир, ныне Джезказган Карагандинской области Казахстана. Сейчас от зданий третьего отделения остались лишь руины стен столовой и клуба. От времени слои побелки осыпались, и под ними открылись картины.

«Мы отправили туда экспедицию и поняли, что надо привлекать экспертов в области реставрации. Нашли реставратора высшей категории для второй экспедиции, а также привлекли химика и геолога», - рассказал «Ъ» директор музея истории ГУЛАГа Роман Романов.

Специалисты подтвердили, что рисунки выполнены профессионально, масляной краской и, по всей видимости, могли быть нарисованы заключенными Степлага. Сохранились два больших рисунка - примерно 1,5 м в длину каждый. На них художник изобразил подземный рудник и горно-обогатительную фабрику с железнодорожными путями. Кроме этого, обнаружен портрет мужчины.

«Это живое свидетельство времен ГУЛАГа. Нам неизвестно о других подобных росписях в лагерях, - говорит господин Романов. - Но картины начали сильно осыпаться, а создавать там на месте музейный комплекс не очень перспективно. Поэтому было принято решение попробовать снять их со стен и восстановить на полотне».

«Снятие живописи со стен - это хирургия, которая проводится, когда нельзя ее сохранить иначе», - пояснил «Ъ» научный руководитель проекта по сохранению росписи, кандидат искусствоведения, реставратор монументальной живописи Константин Маслов. Он рассказал, что ранее уже снимал остатки живописи в заброшенной церкви в поселке Морозовица близ Великого Устюга, а также в доме Стройбюро Болшевской трудовой коммуны в Королеве.

«Но там роспись была сделана на штукатурке. Здесь же здания построены как в средневековье в Средней Азии - из лесса. Это осадочная горная порода - глина, смешанная с песком и вкраплениями. А из чего еще там можно было строить - дерева не хватало, а стройматериалы были нужны для возведения фабрики», - говорит господин Маслов.

«Технологии снятия живописи с лесса еще нет, с таким никто не сталкивался. Но мы разработали. Так что это будет уникальная операция», - отмечает реставратор. Росписи планируется восстанавливать в Москве.

«Затем мы их передадим обратно в Казахстан. Окончательно план предстоящих работ будет согласован с послом Казахстана в России»,- говорит Роман Романов.

Сотрудники музея надеются выяснить, кто мог нарисовать картины.

«Будем работать в архивах, запрашивать документы, чтобы узнать, были ли художники среди заключенных Степлага», - отметил директор музея.

Как выяснил «Ъ», как минимум один художник отбывал срок в третьем отделении. Более того, у него уже был опыт росписи стен в лагерной столовой.

Речь идет об уроженце Симбирска (ныне Ульяновск) Юрии Грунине. В 1937-1941 годах он учился в Казанском художественном училище, которое было расформировано с началом войны. Во время Второй мировой войны Грунин попал в плен к немцам, а после освобождения был отправлен в ГУЛАГ, пережил Кенгирское восстание, а после закрытия лагеря остался в Казахстане. Писал стихи и переписывался с Александром Солженицыным.

Оригинал: inbusiness.kz



"Коммерсантъ" от 20.10.2019, 11:02
Картины вышли из заключения
Музей истории ГУЛАГа проводит в Казахстане операцию по спасению росписи времен сталинских репрессий




Музей истории ГУЛАГа и московские реставраторы проводят уникальный проект по снятию со стен разрушенного «Степлага» живописи заключенных. На рисунки, скрывавшиеся под слоями побелки в лагерной столовой, обратил внимание музейщиков сын Александра Солженицына, а обследование показало, что для сохранения картин их необходимо как можно быстрее снять со стен. Уникальность и сложность работ, по словам реставраторов, в том, что современная масляная живопись нанесена на «средневековые» материалы.

О рисунках на стенах разрушенного здания столовой «Степлага», расположенного в Казахстане, в Музей ГУЛАГа сообщил Ермолай Солженицын. Его отец рассказывал в книге «Архипелаг ГУЛАГ» об этом лагере и о самом известном восстании заключенных - Кенгирском, которое произошло в 1954 году в третьем отделении лагеря рядом с поселком Кенгир, ныне Джезказган Карагандинской области Казахстана. Сейчас от зданий третьего отделения остались лишь руины стен столовой и клуба. От времени слои побелки осыпались, и под ними открылись картины. «Мы отправили туда экспедицию и поняли, что надо привлекать экспертов в области реставрации. Нашли реставратора высшей категории для второй экспедиции, а также привлекли химика и геолога»,- рассказал “Ъ” директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов.

Специалисты подтвердили, что рисунки выполнены профессионально, масляной краской и, по всей видимости, могли быть нарисованы заключенными «Степлага». Сохранились два больших рисунка - примерно 1,5 м в длину каждый. На них художник изобразил подземный рудник и горно-обогатительную фабрику с железнодорожными путями. Кроме этого обнаружен портрет мужчины. «Это живое свидетельство времен ГУЛАГа. Нам неизвестно о других подобных росписях в лагерях,- говорит господин Романов.- Но картины начали сильно осыпаться, а создавать там на месте музейный комплекс не очень перспективно. Поэтому было принято решение попробовать снять их со стен и восстановить на полотне».

«Степлаг» - лагерь для политических заключенных, где через год после смерти Сталина произошло Кенгирское восстание, описанное в романе «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. Силами заключенных «Степлага» строились горно-обогатительная фабрика, ТЭЦ, жилые дома, плотины Кенгирского водохранилища. С 1948 года заключенные работали на угольных шахтах и занимались разработкой залежей марганца. В лагере были почти все национальности, в том числе японцы, греки, китайцы, иранцы и афганцы. Среди заключенных третьего отделения были американка Норма Шикман и знаменитый военный хирург испанец Хулиан Фустер Рибо. Больше всего - свыше 46%, или почти 9,6 тыс. человек,- среди заключенных лагеря было украинцев. В «Степлаге» отбывали сроки многие священники и старообрядцы. Весной 1954 года восстали более 5 тыс. заключенных «Степлага», они учредили «лагерную республику», требовали встречи с членами президиума ЦК КПСС. Из Москвы на переговоры прилетали генералы, а затем в лагерь были введены пять танков Т-34, которые начали давить людей. Официально погибшими числились 46 человек, еще более сотни были ранены. Заключенные оценивали потери в 500-700 человек.

«Снятие живописи со стен - это хирургия, которая проводится, когда нельзя ее сохранить иначе»,- пояснил “Ъ” научный руководитель проекта по сохранению росписи, кандидат искусствоведения, реставратор монументальной живописи Константин Маслов. Он рассказал, что ранее уже снимал остатки живописи в заброшенной церкви в поселке Морозовица близ Великого Устюга, а также в доме Стройбюро Болшевской трудовой коммуны в Королеве. «Но там роспись была сделана на штукатурке. Здесь же здания построены как в средневековье в Средней Азии - из лесса. Это осадочная горная порода - глина, смешанная с песком и вкраплениями. А из чего еще там можно было строить - дерева не хватало, а стройматериалы были нужны для возведения фабрики»,- говорит господин Маслов. «Технологии снятия живописи с лесса еще нет, с таким никто не сталкивался. Но мы разработали. Так что это будет уникальная операция»,- отмечает реставратор. Росписи планируется восстанавливать в Москве. «Затем мы их передадим обратно в Казахстан. Окончательно план предстоящих работ будет согласован с послом Казахстана в России»,- говорит Роман Романов.



Фрагмент фрески в столовой «Степлага»
Фото: Государственный музей истории ГУЛАГа

Сотрудники музея надеются выяснить, кто мог нарисовать картины: «Будем работать в архивах, запрашивать документы, чтобы узнать, были ли художники среди заключенных "Степлага"»,- отметил директор музея.

Как выяснил “Ъ”, как минимум один художник отбывал срок в третьем отделении. Более того, у него уже был опыт росписи стен в лагерной столовой.

Речь идет об уроженце Симбирска (ныне Ульяновск) Юрии Грунине. В 1937-1941 годах он учился в Казанском художественном училище, который был расформирован с началом войны. Во время Второй мировой войны Грунин попал в плен к немцам, а после освобождения был отправлен в ГУЛАГ, пережил Кенгирское восстание, а после закрытия лагеря остался в Казахстане. Писал стихи и переписывался с Александром Солженицыным.

В статье Дмитрия Быкова «Непрощенный» упоминается, что первоначально Юрий Грунин был отправлен в Соликамск в Усольский исправительно-трудовой лагерь. Там он познакомился с 20-летним заключенным Камилем Икрамовым, будущим известным писателем. Узнав, что новый осужденный - художник, Камиль устроил его расписывать стены местной столовой. В статье рассказывается: «Грунин должен был нарисовать трех богатырей. "Только лиц им подольше не рисуй,- предупредил Икрамов.- Иначе поймут, что ты закончил, и отошлют"». В память о друге художник, ставший в заключении поэтом, написал стихотворение «Однонарники». В 1949 году Юрий Грунин был переведен в «Степлаг». В своих воспоминаниях он описывает это время как самое тяжелое, там он создал свои самые черные стихи. Юрий Грунин умер в 2014 году.

Вероятно, автора картин могут также знать еще оставшиеся в живых бывшие заключенные «Степлага». «Мы связывались с несколькими, они сначала соглашались поделиться воспоминаниями, но потом отказались. Может быть, увидев, с какой заботой сейчас относятся к открывшимся росписям, они все-таки согласятся на интервью»,- надеется господин Романов.

Анастасия Курилова

Оригинал: www.kommersant.ru

См. также:


- 17.10.2019 21:54 В Москве состоялась презентация проекта "Мемориализация наследия Степлага" // ТАСС
     В ходе нее представили уникальные фрагменты живописи, созданные заключенными художниками Степного лагеря
     МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Презентация проекта "Мемориализация наследия Степлага" прошла в четверг в музее истории ГУЛАГа в Москве, в ходе которой в формате фотографий были представлены уникальные фрагменты живописи, созданные заключенными художниками Степного лагеря.
     Проект реализуется Музеем истории ГУЛАГа и Фондом Памяти при поддержке в том числе Жезказганского историко-археологического музея и казахстанских компаний. "Действительно, получился настоящий международный проект, где задействованы и ученые, и люди, работающие в госаппарате, и представители бизнеса из разных стран", - сказал во время презентации исполнительный директор Фонда Памяти Артем Готлиб.
     В ходе первого этапа были проведены работы по анализу сохранности материального наследия третьего лагпункта Степлага, в том числе осенью 2018 года музеем и фондом осуществлена аэрофотосъемка объектов лагеря: комплекса зданий лагерного управления, развалин столовой и медпункта, остатков бараков, исторической стены между женской и мужской зонами. Как рассказали на мероприятии реставраторы, на стенах зданий на территории лагеря под слоями более поздней покраски и побелки были обнаружены и задокументированы такие композиции, как "Рудник" и "Горно-обогатительная фабрика".
     "Историю надо помнить и чтить, и то, что сегодня есть люди, которые поддержали этот проект, и с казахстанской стороны было очень много спонсоров, говорит о том, что история живет, люди интересуются, чтят и уважают прошлое. И это говорит о многом, что нынешнее поколение не забыло о прошлом", - сказала в беседе с корреспондентом ТАСС советник-посланник посольства Казахстана в РФ Жанар Колбачаева.
     Она пояснила, что с мая прошлого года была проведена первая часть - исследовательская работа, затем последует вторая - этап реализации. В ходе второго этапа перед отправкой в Россию на реставрацию фрагменты живописи предстоит укрепить. После восстановительных работ их вернут в Казахстан.
     О Степлаге
     Степлаг (Степной лагерь в системе ГУЛАГа) - это лагерь для политических заключенных, расположенный в пределах казахстанского города Жезказган. В 1954 году здесь произошло одно из крупнейших восстаний политзаключенных - Кенгирское восстание, также отраженное в произведении Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".
     Заключенные Степлага строили обогатительную фабрику, ТЭЦ, жилые дома, плотины Кенгирского водохранилища.



- 18.10.2019 11:03 Живописное наследие казахстанских политзаключённых показали в Москве // www.oreanda.ru
     Живописное наследие политических заключенных из бывших лагерей Казахстана было продемонстрировано в городе Москве. Проект получил название «Мемориализация наследия Степлага».
     Уникальные живописные фрагменты росписи, выполненные казахстанскими политическими заключёнными, были обнаружены специалистами в городе под названием Жезказкан, расположенном на территории Казахстана. Местоположением живописных фрагментов стал бывший степной лагерь для политических преступников. Напомним, что в 1954 году на его территории происходит восстание, которое позднее получило название «Кенгирское». События семидесятилетней давности легли в основу известного произведения Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
     По информации, предоставленной советником посла Республики Казахстан в Российской Федерации Жанар Колбачаевой, построить будущее, которое хотели бы видеть представители обоих государств, но при этом, забыв те ужасные события, память и людей, которые отбывали сроки в стенах степных лагерей, становится невозможным.
     В настоящее время фрагменты живописного наследия бывших узников казахстанских трудовых лагерей выставлены в российской столице. Проект под названием «Мемориализация наследия Степлага» уже получил международное значение. На территории стран бывшего Советского Союза аналогичных изображений, выполненных лагерными художниками, до настоящего момента не было обнаружено. Сейчас специалисты в области реставрации приняли решение заняться восстановлением обнаруженных живописных фрагментов. Работы по реставрации начнутся в ближайшее время.



- 18.10.2019 15:40 Уникальные фрески из лагеря политзаключенных Степлаг покажут в Музее истории ГУЛАГа в 2021 г. // www.mskagency.ru
     Уникальные фрески, которые были обнаружены в ходе научной экспедиции в бывший лагерь для политических заключенных Степлаг в Жезказгане (Казахстан), будут представлены после их реставрации на выставке в Музее истории ГУЛАГа в 2021 г. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил директор музея Роман Романов.
     «Выставку мы планируем сделать после реставрации. Это процесс долгий. Процесс съема со стен уникальных фрагментов живописи и реставрацию будем делать уже в следующем году, когда уже будут погодные условия позволять. Эти фрески будут отреставрированы, будут проведены исследования, сбор архивных документов. Поэтому в 2020 г. мы планируем заниматься фресками и исследованием, а уже выставка будет в 2021 г.», - заявил он.
     Р.Романов добавил, что уникальные композиции художников Степлага были обнаружены в Казахстане, в городе Жезказгане, в рамках научной экспедиции музея. На стенах разрушенного здания бывшей лагерной столовой обнаружены фрагменты живописи, под слоями более поздней покраски - композиции «Рудник» и «Горно-обогатительная фабрика». Аналогов подобных росписей 1950 гг. на территории бывшего СССР до сих пор не обнаружено.
     Степлаг (Особый лагерь №4) входил в систему особых лагерей для политических заключенных. В 1954 г. на его территории произошло Кенгирское восстание, описанное в романе «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. Силами заключенных Степлага строились обогатительная фабрика, ТЭЦ, жилые дома, плотины Кенгирского водохранилища. С 1948 г. заключенные работали на угольных шахтах и занимались разработкой залежей марганца.

- 18.10.2019 Уникальные фрески из лагеря политзаключенных Степлаг покажут в Музее истории ГУЛАГа в 2021 г. // news.rambler.ru
     Уникальные фрески, которые были обнаружены в ходе научной экспедиции в бывший лагерь для политических заключенных Степлаг в Жезказгане (Казахстан), будут представлены после их реставрации на выставке в Музее истории ГУЛАГа в 2021 г. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил директор музея Роман Романов.
     «Выставку мы планируем сделать после реставрации. Это процесс долгий. Процесс съема со стен уникальных фрагментов живописи и реставрацию будем делать уже в следующем году, когда уже будут погодные условия позволять. Эти фрески будут отреставрированы, будут проведены исследования, сбор архивных документов. Поэтому в 2020 г. мы планируем заниматься фресками и исследованием, а уже выставка будет в 2021 г.», - заявил он.
     Р. Романов добавил, что уникальные композиции художников Степлага были обнаружены в Казахстане, в городе Жезказгане, в рамках научной экспедиции музея. На стенах разрушенного здания бывшей лагерной столовой обнаружены фрагменты живописи, под слоями более поздней покраски - композиции «Рудник» и «Горно-обогатительная фабрика». Аналогов подобных росписей 1950 гг. на территории бывшего СССР до сих пор не обнаружено.
     Степлаг (Особый лагерь №4) входил в систему особых лагерей для политических заключенных. В 1954 г. на его территории произошло Кенгирское восстание, описанное в романе «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. Силами заключенных Степлага строились обогатительная фабрика, ТЭЦ, жилые дома, плотины Кенгирского водохранилища. С 1948 г. заключенные работали на угольных шахтах и занимались разработкой залежей марганца.

Романов Роман, Степлаг, Солженицын Ермолай, Солженицын Александр, oreanda.ru, Коммерсантъ, ГУЛаг, Казахстан, музей, inbusiness.kz

Previous post Next post
Up