Абелюк Е.С., Поливанов К.М. История русской литературы ХХ века

Dec 24, 2009 00:00



2009-2019. Международный Мемориал: Проект «Уроки истории». 4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».

24 декабря 2009 | Наталья Колягина
Абелюк Е.С., Поливанов К.М. История русской литературы ХХ века: Книга для просвещённых учителей и учеников


Абелюк Е.С., Поливанов К.М. История русской литературы ХХ века: Книга для просвещённых учителей и учеников: В 2 кн. - М.: Новое литературное обозрение, 2009.
Кн. 1: Начало ХХ века. - 296 с.: илл.,
Кн. 2: После революций. - 352 с.: илл.

Это пособие предназначено, в первую очередь, для преподавания литературы в старшей школе. Кроме основательности в подаче литературного материала учебник отличает то, что его главный предмет - биографии писателей и анализируемые произведения вписаны в широкий исторический и культурный контекст, что делает книгу своеобразным справочником эпохи, ориентированным далеко не только на филологов.

Следует отметить несколько моментов, которые делают пособие интересным для широкого круга читателей, обращающихся к истории России в ХХ в.:

• Биографии авторов включают в себя значимые для эпохи события. Причём под словом «события» имеются в виду не обязательно перевороты и социальные потрясения, а в первую очередь, история повседневной жизни. Именно так описано детство Бунина в полуразорённой помещичьей деревне, быт которой уходил в прошлое на глазах будущего писателя; или студенческие мытарства Михаила Зощенко, сына умершего молодым художника-передвижника. С другой стороны - и это более традиционно для учебников по литературе - в пособии показано, как «большая история» влияет на обстоятельства жизни того или иного писателя. При этом авторы не ограничиваются общими фразами, а приводят, конкретные свидетельства и документы (например, письма Шолохова о массовых репрессиях на Дону).

• Реалии, которые упоминаются в произведениях, сопровождаются интересным комментарием и пояснением. Это и краткие справки-дефиниции, и небольшие эссе или фотографии (например, отдельное место в анализе «Мастера и Маргариты» занимает тема коммунальных квартир, своего дома или бездомности в Москве 1920-х).

• Собственно художественные приёмы раскрываются в контексте идеологических споров и обсуждений, характерных для эпохи (например, приводится письмо Е. Замятина, объясняющего популярность «Петра I» умело проведёнными А. Толстым историческими параллелями с событиями после 1917 г. и идеологически верным изображением роли сильной личности в истории. Вопрос о предательстве в «Иуде Искариоте» обсуждается в связи с актуальной на момент написания повести деятельностью революционных группировок 1910-х гг. и т.д.).

• Учебник содержит множество иллюстраций: портретов писателей и их семей, людей, упоминаемых в статьях, фотографии важных событий (чтение манифеста о вступлении России в первую мировую войну - в статье об Андрееве; сделанные в 1990-е фотографии сохранившихся сталинских лагерей - в главе о Солженицыне; изображение ночлежки в Нижегородской области - в статье о Горьком).

На галерее иллюстраций, возможно, следует остановиться подробнее. Сами по себе образы могут дать исключительный исторический материал, даже без подробного авторского комментария. Например, портреты - различные по стилю исполнения, по подходу в изображении человека. Здесь есть ретушированные фотографии с долгой выдержкой (А.Н. Бунина или М. Горький); присутствуют очень близкие к современным кадрам повседневные фото, где модели, казалось бы, совершенно естественны, будто не замечают фотографа (жена А. Толстого Н. Крандиевская с растрёпанными волосами, в кавалерийских брюках после долгой прогулки; домашняя фотография, зафиксировавшая счастливую улыбку Е.С. Булгаковой, фото Б. Пастернака на даче); фронтовые фотографии (корреспондент М. Шолохов с бойцами, лейтенант А. Солженицын за письменным столом); фото, как будто сделанные для документов или предназначенные для доски почёта (А. Твардовский, А. Фадеев); фотографии актёров в их театральном или кинематографическом образе (В. Качалов, К. Станиславский, Л. Менделеева М. Булгаков, В Шукшин, В. Высоцкий…); художественные фото, представляющие модель в антуражном интерьере, часто - в необычном костюме (В. Мейерхольд или З. Гиппиус); фото из следственных дел (Н. Гумилёв, А. Введенский); постановочные фотографии, имитирующие документальность (А. Солженицын в образе зека)…

С одной стороны, в выборе авторов есть элемент случайности - публикуются, в первую очередь, те фотографии, которые сохранны и вообще доступны. С другой стороны, за случайными фото проглядывается многообразие и изменение опыта повседневного поведения людей, их манеры держать себя, различные установки фотографов по отношению к своим моделям… Разнообразие поводов, по которым сделаны приведённые фото, многое рассказывает о жизни людей в ХХ веке. Фотография - с одной стороны, претендующая на отражение и фиксирование реальности, с другой, эту реальность творящая и преображающая, делает зрителя, в данном случае, школьника, свидетелем и соучастником изображаемого, при этом соучастником рефлектирующим, ведущим наблюдение за людьми и их эпохой.

• Читателю, интересующемуся историей России в ХХ в., безусловно, будет интересен и выбор текстов для анализа, предпринятый авторами. Помимо разбора традиционных программных произведений, есть и анализ редких для школьных штудий текстов (например, разбираются «Поэма без героя» Ахматовой, роман «Старик» Трифонова - и то, и другое посвящены важным эпохам в жизни русского общества ХХ в.).

Кроме всего названного, учебник является хорошим пособием и по изучению собсвтенно литературы - авторы учат приёмам анализа и работы с текстом, особо следует отметить удачную формулировку вопросов в конце глав - они выходят за границы приведённого в учебнике разбора и открывают возможность более вести дальнейшую самостоятельную интерпретацию текста. Таким образом, соблюдается баланс в отношении к литературе - она остаётся и вневременным искусством, рассказывающим об актуальном для человека, живущем в любою эпоху, но она же представляется явлением историческим, во многом обусловленным тем, что происходило и что волновало автора во время его творчества.

Наталья Колягина

Оригинал: urokiistorii.ru
Скриншот

См. также:


- Абелюк, Поливанов: История русской литературы XX века. Книга 1. Начало XX века // www.labirint.ru
     Аннотация к книге "История русской литературы XX века. Книга 1. Начало XX века"
     Чтение классики - занятие не простое; с этой мыслью вряд ли кто-нибудь будет спорить. А вот с утверждением, что изучение ее в школе может стать почти увлекательным, согласится далеко не каждый. Однако авторы книги на этом настаивают и предлагают читателю вместе с ними, страница за страницей, прочитать произведения, вошедшие в школьную программу, обратить внимание на то, мимо чего привыкли "пробегать" не оглядываясь, удивиться, задуматься. Открыть для себя каждого "школьного" автора, увидеть его своеобразие и привлекательность. С тем чтобы потом вновь и вновь возвращаться к нему - на то ведь классика и существует. Авторы книги знают, о чём говорят - оба преподают русскую литературу: Е.С. Абелюк - в одном из московских лицеев и Интернет-школе "Просвещение.РУ"; К.М. Поливанов - в Высшей школе экономики и в том же лицее.
     Первый том содержит главы об Ахматовой, Бунине, Блоке, Мандельштаме, Цветаевой и их современниках, писавших в дореволюционные годы и после революции.
Вторая книга посвящена драматическому и в то же время разнообразному периоду русской литературы от Замятина, Шолохова и Платонова, до Вампилова, Высоцкого, Солженицина, Бродского, Кибирова.
     Подробно иллюстрированное, снабжённое основательным научным аппаратом издание предназначено для всех, кто учится и учит в школе, а также для тех, кто когда-нибудь учился в ней.



- Абелюк, Поливанов: История русской литературы XX века. Книга 2. После революций // www.labirint.ru
     Аннотация к книге "История русской литературы XX века. Книга 2. После революций"
     Чтение классики - занятие не простое; с этой мыслью вряд ли кто-нибудь будет спорить. А вот с утверждением, что изучение ее в школе может стать почти увлекательным, согласится далеко не каждый. Однако авторы книги на этом настаивают и предлагают читателю вместе с ними, страница за страницей, прочитать произведения, вошедшие в школьную программу, обратить внимание на то, мимо чего привыкли "пробегать" не оглядываясь, удивиться, задуматься. Открыть для себя каждого "школьного" автора, увидеть его своеобразие и привлекательность. С тем чтобы потом вновь и вновь возвращаться к нему - на то ведь классика и существует. Авторы книги знают, о чём говорят - оба преподают русскую литературу: Е.С. Абелюк - в одном из московских лицеев и Интернет-школе "Просвещение.РУ"; К.М. Поливанов - в Высшей школе экономики и в том же лицее.
     Первый том содержит главы об Ахматовой, Бунине, Блоке, Мандельштаме, Цветаевой и их современниках, писавших в дореволюционные годы и после революции.
     Вторая книга посвящена драматическому и в то же время разнообразному периоду русской литературы от Замятина, Шолохова и Платонова, до Вампилова, Высоцкого, Солженицина, Бродского, Кибирова.
     Подробно иллюстрированное, снабжённое основательным научным аппаратом издание предназначено для всех, кто учится и учит в школе, а также для тех, кто когда-нибудь учился в ней.






- 11.12.2018 Евгения Семеновна Абелюк. А.И.Солженицын. Глава из учебника Е.С. Абелюк и К.М. Поливанова // slovesnik.org Скриншот
     Биография и творчество Александра Солженицына представляет собой необычайно выразительный образец противостояния человека и системы, писателя и государственной власти, претендующей на контроль за всеми сферами деятельности своих граждан.<...>






- Абелюк, Евгения Семёновна // Википедия Скриншот
     Евге́ния Семёновна Абелю́к (род. 14 июня 1951) - российский педагог. Заслуженный учитель Российской Федерации (1997). Преподаватель лицея № 1525 «Воробьёвы горы», доцент Департамента образовательных программ Высшей школы экономики.
     Биография
     Окончила филологический факультет МГУ. С 1975 г. - педагог дополнительного образования в студии литературного творчества Московского городского дворца пионеров и школьников (ныне - Дворец детского (юношеского) творчества), затем - руководитель той же студии. В 1994-2004 гг. - заведующая лабораторией филологического образования Московского института развития образовательных систем (МИРОС). С 1989 г. - преподаватель московского лицея № 1525 «Воробьевы горы», с 2015 г. - «Красносельский». Одновременно с 2013 г. - доцент Института образования НИУ ВШЭ.
     С 2016 г. - заведующая Проектной лабораторией по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Факультета гуманитарных наук ГТУ ВШЭ.
     С 2004 года выступает на радиостанции «Эхо Москвы» в программах, связанных с образованием[1]. С 2004 г. читает лекции и ведет семинары в Летних лингвистических школах[2]. В 1987 году награждена медалью «Отличник народного просвещения».
     Автор (совместно с К. М. Поливановым) учебного комплекта для классов с углубленным изучением литературы «Русская литература XX века. Программа, учебник, учебное пособие для учителя». Комплект получил грант I степени на Федеральном конкурсе НФПК. Также автор ряда других школьных программ, в том числе один из авторов программы по литературе для профильной школы[3]. В 2006-2007 участвовала в группе по выработке стандарта по литературе при РАН - РАО.
     • Лауреат I и II конкурсов авторских программ Министерства образования РФ (1992 и 1993 гг.)
     • Грант фонда «Культурная инициатива» за проект «Фольклорная экспедиция» (1992).
     • Грант Института «Открытое общество» за проект «Школа понимания: столичный школьник в российской провинции» (1998).
     • Грант Московского комитета по науке и технике за проект «Разработка новой концепции и базовой программы преподавания русского языка» (2000).
     • Грант I степени Всемирного банка (конкурс ФНПК) за учебный комплект «Русская литература XX века» для школ с углубленным изучением литературы (2002).
     • Диплом II степени на конкурсе «Культура на телевидении» за телефильм «Творчество поэта Тимура Кибирова» (2004).
     • Грант Москвы I степени в области образования (2004).
     Автор сценария телефильма «И все-таки „Таганка“!» к 40-летию Театра на Таганке (при участии Ю. П. Любимова). РТР, 2004. <...>



- Поливанов, Константин Михайлович (литературовед) // Википедия Скриншот
     Константи́н Миха́йлович Полива́нов (род. 25 декабря 1959) - российский литературовед, специалист по творчеству Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой. Преподаёт в лицее № 1525 «Воробьёвы горы» и в НИУ ВШЭ. Сын М. К. Поливанова.
     Образование
     • МГУ им. Ломоносова, филологический факультет, отделение структурной и прикладной лингвистики, 1982,
     • Специалитет: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (год окончания: 1982, специальность: Лингвистика)
     • Докторантура Тартуский университет (год защиты PhD 2015)
     Профессиональные интересы
     • История русской поэзии XVIII-XX веков
     • Русская поэзия начала XX века и традиции русской и европейской литературы
     • Русская литература XX века и политическая история
     Дополнительные сведения Проблемные области исследований для руководства студентами
     • Биографии русских писателей XX века как культурный феномен
     • Русская поэзия «Серебряного века»
     • Поэзия и проза Б. Пастернака
     • Государство и литература в 1920-х - 1950-х
     Публикации
     • Пастернак Б. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1989-1991, т 1, 2, 5 (составление, комментарий)
     • Письма Б. Пастернака к жене. М., 1993 (составление, вступление, статья, комментарий)
     • Автобиография в прозе Пимена Карпова // La Seconda Prosa. Trento, 1995 <...>
     • История русской литературы XX века. Книга 1. Начало XX века. Совместно с Е. С. Абелюк. Москва: Новое литературное обозрение, 2009.
     • История русской литературы XX века. Книга 2. После революций. Совместно с Е. С. Абелюк. Москва: Новое литературное обозрение, 2009.
     • Об одной разновидности разностопного ямба в лирике Бориса Пастернака // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. VII (Новая серия): К 80-летию со дня рождения Зары Григорьевны Минц; К 85-летию со дня рождения Юрия Михайловича Лотмана. Тарту, 2009
     • О возможных отзвуках «Петербурга» в «Сестре - моей жизни» // На рубеже двух столетий: Сборник в честь 60-летия А. В. Лаврова. Российская Федерация: Новое литературное обозрение, 2009
     • «Доктор Живаго» как исторический роман. Вып. 33. Тарту : University of Tartu Press, 2015.
     Ссылки
     • Поливанов Константин Михайлович


Солженицын Александр, Абелюк Евгения, slovesnik.org, история, urokiistorii.ru, книги, литература, иностранный агент, учебники

Previous post Next post
Up