Олег Табаков: в поисках героя нашего времени

Aug 17, 2019 00:00



17.08.2019
Олег Табаков: в поисках героя нашего времени
Народный артист СССР в 2015-м отмечал юбилей - ему исполнялось 80 лет. Не стало великого актера в марте 2018-го.




В Советском Союзе не было звезд, были имена, точнее даже Имена. Худрук, создатель театра, Народный артист СССР, педагог, воспитавший огромное количество нынешних российских актеров, в том числе Евгения Миронова и Владимира Машкова - все эти статусные должности и звания не могут описать всех его заслуг у зрителя. А вот имя - Олег Табаков - может.

От Шелленберга и Обломова до кота Матроскина

Для немосквичей Табаков - все-таки, прежде всего, кино. Доехать до Москвы, а уже тем более раздобыть билеты в модные "Современник" и позже "Табакерку" - экспериментальную студию, расположенную в помещении бывшего угольного склада, было непросто. Оставалось кино - Табаков за все это время снялся более чем в 120 фильмах.



Кадр из фильма "Шумный день"

Создавал совершенно разные образы: от шефа Штирлица Шелленберга до злобной няни-домомучительницы в "Мэри Поппинс, до свидания". Он играл Обломова у Никиты Михалкова и короля Людовика XIII в "Трех мушкетерах", а еще несимпатичного "друга" Кати Тихомировой в "Москве слезам не верит".

Большую долю популярности ему добавил даже не эпизод - закадровая работа. Актеров, которые озвучивают мультперсонажей, обычно не ассоциируют с рисованным героями, но в случае с Табаковым произошло невероятное: кот Матроскин из Простоквашино на время стал чуть ли не альтер эго артиста.



Вячеслав Тихонов и Олег Табаков в фильме "Семнадцать мгновений весны"

От существа к существу о существе по существу

И все-таки театр был и остается его основным приложением сил. Табаков был одним из создателей "Современника", потом в конце 70-х придумал свою "Табакерку" и параллельно работал с Олегом Ефремовым во МХАТе. Потом руководил МХТ имени Чехова и все той же "Табакеркой".

В театре ему оказалось проще сохранить верность старой актерской школе, когда мастерство актера измеряется его умением работать по формуле: от существа к существу о существе по существу. Сейчас же те, кто идут в актеры, "по существу", по его мнению, не всегда умеют.

"Слова естественно произносимые, но не более того, за которые платит довольно большие деньги кинематограф и, особенно, телевидение, в театре для меня цены не имеют", - говорил Табаков.

При этом обвинить его в старомодности не получится. Театры Табакова успешны, да и сам он чутко реагировал на новое время. Раз требует зритель яркое действие, значит, спектакли должны стать динамичными. Психологический театр, по словам Табакова, хорош, только когда он зрелищный.

"Зрелищность для меня - не бранное слово. Да будьте вы семи пядей во лбу и переполнены самыми значительными гуманными идеями, но если театральное действо не зрелищно - не будут вас смотреть. Люди уйдут из зрительного зала, невзирая на дороговизну билетов. Сначала они голосуют рублем, потом - ногами", - откровенничал он несколько лет назад с журналистами.

Герой нашего времени

Табаков время от времени высказывался по актуальным политическим вопросам. Поддержал политику руководства России на Украине и в Крыму, но при этом выступил против гонений на руководство и режиссера "Новосибирского театра оперы и балета" за оперу "Тангейзер" (против создателей оперы возбудили административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания", однако суд не нашел состава преступления и дела закрыл -Sputnik).

Наше время, по мнению Табакова, не предполагает появления героев. Потому в телевизоре - менты, в книгах - Гарри Поттер.

"Сегодня нет героев, и это нормально. Что-то я не шибко помню, чтобы французская революция рождала обилие героев. Всё больше тартюфы или какие-либо такие пакостники, дурачки, вроде Журдена… Для меня герои - настоящие, не киношные - просто русские интеллигенты: Лихачев, Солженицын", - признавался он журналистам.

Однако тогда же он добавлял, что в целом временем доволен. И ни за что не променял бы свою свободу на "собесовскую" похлебку.

Оригинал: sputnik.by
Скриншот

См. также:

- Правила жизни Олега Табакова // esquire.ru Скриншот
Сегодня нет героев. Это нормально. Что-то я не шибко помню, чтобы французская революция рождала обилие героев. Всё больше тартюфы или какие-либо такие пакостники, дурачки, вроде Журдена. Сейчас наши главные киногерои - это «менты» и подросшие Гарри Потеры из «Ночного дозора». Моими героями были Соколов из «Судьбы человека», да даже мой мальчишка из «Шумного дня», но как-то все они удивительно далеки находились от юридической сферы и, уж тем более, от охраны общественного порядка. Для меня герои - настоящие, не киношные - просто русские интеллигенты: Лихачев, Солженицын.

Табаков Олег, кино, Лихачев Дмитрий, цитаты, герой, театр, Солженицын Александр