09.12.2018 20:20
"Один день Ивана Денисовича" показали в столице
Опера по лагерной повести Солженицына поставлена на Камерной сцене. Это сочетание явит кому-то неуместную игру слов, термин «камерная» рядом с тюремным сюжетом вызовет чувство неловкости. Надо отвлечься от этого. И отдать должное постановщику спектакля «Один день Ивана Денисовича» Георгию Исаакяну, который сделал всё возможное для того, чтобы передать на Камерной сцене Большого театра, на Сцене имени Покровского, ощущение вселенской катастрофы, в которой весь мир в одно мгновение сужается до размеров лагерного барака.
То, что «Один день Ивана Денисовича» появился на главной оперной сцене страны, - событие несомненно важное для музыкального мира. Наталья Солженицына назвала эту оперу реквиемом. Реквиемом по всем, кто погиб в лагерях и кто выжил, но не дожил до сегодняшнего дня.
«Сам этот текст Александра Исаевича - самодостаточен. Но это уже другое произведение. Здесь Солженицын уже только соавтор - это уже произведение композитора, и режиссера-постановщика, и певцов. И оно получилось! Спектакль родился, состоялся, и я очень счастлива», - рассказала президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.
Композитор Александр Чайковский помнит, как в конце 60-х, во время учебы в консерватории, к нему попала машинописная копия «Одного дня Ивана Денисовича». Читали по ночам, потом передавали друг другу. Тогда он даже не мог подумать, что напишет музыку к повести Солженицына.
Александр Солженицын написал повесть в 59-м. История заключенного под номером Щ-854 - Ивана Денисовича Шухова. Его обычный день в ГУЛАГЕ - от побудки до отбоя.
Солженицын долго вынашивал идею, но написал быстро - за полтора месяца. Почти столько же времени ушло у Александра Чайковского на музыкальную партитуру. А вот идея Георгия Исаакяна о создании оперы казалась нереальной. Режиссер и композитор написали письмо Солженицыну, они нашли нужные аргументы.
В 2009 году «Один день Ивана Денисовича» Исаакян поставил в Пермском оперном театре. К сожалению, Солженицын так и смог не увидел эту постановку. Спустя почти десять лет, режиссер снова ставит эту оперу, но уже в Большом. За дирижерским пультом - сын Александра Солженицына - Игнат. Текст повести знает наизусть.
На сцене - давящая атмосфера лагеря. Исполнители главных ролей - в ушанках и ватниках. Перед публикой проходит история одного дня из жизни не только Ивана Денисовича, но и таких же невинно осужденных людей, судьбы которых изломаны сталинским режимом.
Солженицын написал повесть в 59-м году. Только осенью 62-го, подвергнув цензуре, ее напечатали в журнале «Новый мир». После изгнания писателя из СССР, в 74-м произведение объявили антисоветским и изъяли из библиотек. И только в 1990 году - начинает переиздаваться. И вот теперь «Один день Ивана Денисовича» займет достойное место в репертуаре Большого театра.
Click to view
"Один день Ивана Денисовича" показали в столице. Новости культуры с В. Флярковским 09.12.18 Оригинал:
https://tvkultura.ru
8 декабря 2018 14:20 | Сергей Брилев
"Вести в субботу" побывали на премьере очень необычной оперы
В Москве
состоялась премьера очень необычной оперы. Основана она на "Одном дне Ивана Денисовича" - повести, которая в свое время перевернула советскую литературу и вознесла на небосклон русской словесности и вольнодумства Александра Исаевича Солженицына. Да, отношение к нему разное. Достаточно сказать, что когда он вернулся из эмиграции, плакатами "Вон!" на вокзале его встречали коммунисты, а в Думу не хотели пускать либералы. Но сегодня, в канун 100-летия со дня его рождения, давайте откажемся от партийности. Речь идет о том, кто прошел все: и фронт, и ГУЛАГ, и славу, и эмиграцию. Речь о том, с кем можно соглашаться или нет, но кто всех заставил задуматься. "Вести в субботу" побывали на премьере оперы.
Камерная сцена имени Покровского Большого театра. На афише - имена композитора Александра Чайковского и Солженицына Игната. Первые зрители - мама с дочкой.
- Кто кого привел?
- Скорее, я маму, - говорит дочь. - Мы не раз были в Большом театре, но в основном это были классические постановки: "Травиата", "Князь Игорь", "Раймонда", "Лебединое озеро". И вот мы узнали, что тут будет ставиться "Один день Ивана Денисовича". Меня это очень поразило.
Опера - это, конечно, голоса, музыка. Спектакль получился очень необычный. Действие происходит не только на сцене. Над зрителями - лагерные лампы. А по балконам под потолком постоянно расхаживают вохроовцы.
Перед спектаклем в фойе одним из первых встречаем сына Солженицына Игната. Он говорит, что мы еще не осознали, что с нами произошло в ХХ веке. "Но еще не поздно. И в случае общества, целой страны тоже никогда не поздно посмотреть в свое прошлое, на самих себя, хотя это трудно, а иногда может быть и мерзко, понять что-то из этого. Нам это, конечно же, нужно. Мы это делаем, но недостаточно", - считает Игнат Солженицын.
- Чтобы никогда больше?
- Конечно, чтобы больше никогда.
Здесь же - соавтор либретто и режиссер-постановщик Георгий Исаакян.
- Вам же многие скажут, зачем сейчас это ворошить?
- Дело в том, что все мы родом из детства. И мы все, сейчас это стало модно, ходим к психологам, разбираемся с детскими травмами. У каждого народа, у каждой нации есть свои травмы, особенно в XX веке. У французов - свои, уверяю. У немцев - еще какие свои. У американцев - свои. Каждый народ должен сам, без постороннее помощи подумать о себе. Это - здоровье, - сказал Георгий Исаакян.
Программку спектакля сознательно сделали как "дело".
"Мы сознательно делали обложку, похожую на "дело". В соответствии с теми архивными материалами, которые у нас имеются и которые нам предоставил музей ГУЛАГА "Мемориал", - рассказала Дарья Михайлова, редактор-составитель буклетов.
Говорим с
теми, кто встречает зрителей и предлагает им купить те самые программки.
- Для вас это нормальная постановка вопроса: Солженицын языком оперы?
- Солженицын, это очень необычно, конечно. Но это очень впечатляет и трогает за душу. Смотреть, конечно, надо от начала до конца, потому что какими-то отрывками это все не воспринимается.
- Это говорите вы, перед глазами которых десятки спектаклей.
- Да. Это очень необычно.
Здесь же видим того, кто о музыке знает все.
- Смелый эксперимент - Иван Денисович языком оперы - или как?
- Дело в том, что этот эксперимент уже проверенный, потому что был спектакль Пермского театра "Иван Денисович". Мне кажется, если это и эксперимент, то удавшийся, - отметил музыкальный критик Григорий Спектор.
И здесь же не об опере, а о книге: "Это - свобода слова прежде всего. Он высказал все то, что он хотел высказать. И высказал великолепно".
Фото Солженицына после выхода из ГУЛАГа - в лагерной робе с литерой "Щ". Повесть изначально называлась "Щ-854. Один день одного зэка". Рассказывает тот, кто стоит во главе Большого театра, генеральный директор Владимир Урин.
"Я неожиданно скажу очень важную вещь. Я, будучи еще студентом, в "Новом мире" прочитал "Один день Ивана Денисовича". И я помню это потрясающее ощущение. Я читаю и понимаю, что вроде ничего не происходит, а оторваться не могу", - сказал Урин.
Но как это выразить музыкой? За дирижерским пультом на прогоне спектакля, который ранее был устроен для прессы, - сын писателя Игнат Солженицын, в обычной жизни - главный режиссер Камерного оркестра в американской Филадельфии, признанный музыкант. Но он скромничает.
- Вы брались за это потому, что Александр Исаевич - ваш отец?
- Отличный вопрос. Ну, конечно же, благодаря этому.
А подговорил на это Игната Геннадий Николаевич Рождественский, ушедший от нас в этом году, тот, кто был музыкальным руководителем Академического камерного театра имени Покровского, который теперь стал частью Большого театра.
- Наталья Дмитриевна, я и повесть перечитал, и все, что сказано об этом. Это огромный океан всего. Мне больше всего понравилась фраза Иона Друцэ: "Это небольшая повесть, а как просторно стало в нашей литературе!" А в чем он, простор Солженицына, на ваш взгляд?
- Я думаю, что простор в том, что он выбрал правильного героя. Он просто представляет весь этот простор страны, которая запихнула в ГУЛАГ людей из самых разных мест, из разных сословий, - отметила Наталия Солженицына, президент Фонда Александра Солженицына.
- Иван Денисович - крестьянин, хотя, насколько мне известно, Александру Исаевичу рекомендовали переделать его в попавшего под репрессии первого секретаря обкома.
- Во всяком случае, хотели, чтобы было так. Но это было бы служение. Иван Денисович, ни на что не претендующий, как бы представляет просторы страны, которая сидела в огромном количестве. И главное - что нельзя было выделить, кого сажают. Партийцев? Да, сажали. Интеллигентов? Да, сажали. Крестьян тоже сажали. Рабочих. Он как бы олицетворяет вот этот простор, который сумели оградить и загнать за колючую проволоку.
Но как это было выразить музыкой? Но, как и книга, это куда больше, чем описание лагерного быта. Солженицын ведь той первой же своей публикацией сделал первый шаг к тому, чтобы доказать, что и один в поле воин. Через, казалось бы, такое приземленное описание одного дня из жизни одного человека он заставил задуматься всю страну. Вот и в опере удалось отразить философию.
- Может, хватит ворошить, скажут люди?
- Нет, - уверен Игнат Солженицын. - Это не новость. Всегда находятся люди, которые говорят, что не надо ворошить старое. Это не мудро. Потому что если не ворошить старое, обязательно угодишь в те же ямы. Они будут другие, потому что время меняется. История - это дорожная карта. И если ею не пользоваться как дорожной картой, если ставить флажки там, где были победы, а там, где были ямы, водовороты и черные пятна, не ставить, то ты своей стране плохую дорогу прокладываешь, - подчеркнул Игнат Солженицын.
Но то - Солженицыны. А что говорят те, кто по-родственному с ними не связан, но готовили этот спектакль и пришли на него?
"Думаю, что это всегда должно быть в памяти народной. Это не может быть забыто и отброшено, как и все, что было в нашей истории. Счастливое или несчастливое - это все наша российская история, российская действительность. Поэтому и забывать об этом нельзя", - сказал Григорий Спектор.
"Мы не даем оценок. Каждый делает свой вывод. Мы просто помним", - отметила Дарья Михайлова.
"Тут дело совсем не в политике. Вот во многих странах, не только в Европе, но и в Азии важно, как содержатся кладбища. И как они содержатся у нас? Это принципиальный вопрос. Вопрос совсем не в политике. Как мы относимся к своим усопшим, к своим погибшим на войне? Мы до сих пор выкапываем. Это что значит, что мы родства не помним? Вот мы начинаем опоминаться. И нам говорят, что тех, кто погиб на фронте, мы должны поминать. А тех, кто в лагерях погиб? Не ты эту жизнь создал, как Булгаков говорил, не тебе и ниточку обрезать. Значит, к своим ушедшим надо относиться, с почтением. К самому этому факту. Если мы все тянем какие-то ниточки от наших предков, мы должны чтить их могилы. И мне кажется, что это тут запущено", - подчеркнула Наталия Солженицына.
Click to view
"Вести в субботу" побывали на премьере очень необычной оперы - Россия 24 Оригинал:
www.vesti.ru См. также:
- 08.12.2018
"Вести в субботу" побывали на премьере очень необычной оперы - Россия 24 //
www.youtube.com: Россия 24 В Москве состоялась премьера очень необычной оперы. Основана она на "Одном дне Ивана Денисовича" - повести, которая в свое время перевернула советскую литературу и вознесла на небосклон русской словесности и вольнодумства Александра Исаевича Солженицына.
- 09.12.2018
"Один день Ивана Денисовича" показали в столице. Новости культуры с В. Флярковским 09.12.18 //
www.youtube.com: Телеканал Культура "Один день Ивана Денисовича" показали в столице. Новости культуры с Владиславом Флярковским. Эфир от 09.12.18
- 18.09.2018
Солженицын и Бернстайн: в Большом театре покажут новые спектакли //
voiks