Алексей Балиев | Опубликовано в выпуске № 32 (696) за 23 августа 2017 года
Братание с Маннергеймом
Ленинградские общественники хотят смягчить блокаду толерантностью
<
Линия Маннергейма, пока немузеефицированная
Забота об артефактах, напрямую связанных с участием Финляндии в нацистской агрессии против СССР, по всей видимости, стала у части наших соотечественников навязчивой идеей, обусловленной скорее всего внешнеполитической конъюнктурой.
Петербургские эксцессы с мемориальной доской Маннергейму (
«Подвешенная память») трансформировались его поклонниками в новый проект. А именно - восстановления как «памятника истории и примирения» уцелевших секторов линии Маннергейма, проходившей, напомним, в считаных километрах севернее Ленинграда, точнее - у финско-советской границы 1919-1940 годов. Она же была форпостом фашистской блокады и совместных боевых действий Берлина и Хельсинки в Ленинградской области, на юге и юго-востоке Карело-Финской ССР.
Официальный инициатор создания «памятника» - Общественная палата Ленинградской области. Причем эта затея весьма развернуто подана пресс-службой ОП РФ (
oprf.ru). Речь идет о посещении «общественниками» остатков линии на Карельском перешейке и «обсуждении путей» не только «сохранения», но и «развития (?! - А. Б.) памятников военной конфронтации». Значит, Великая Отечественная, в том числе блокада Ленинграда, - всего лишь «конфронтация»?
С сожалением отмечено, что «большая часть (остатков линии. - А. Б.) не только не музеефицирована, но даже не законсервирована, продолжает разрушаться под воздействием… природы и человека». И вправду, как же допустили такое «кощунство»? Пискаревский мемориал неполиткорректно музеефицирован, когда линия Маннергейма пребывает в разрушительном забвении... Следуя такой логике, «общественники» завтра затеют восстановление - как памятника - и гитлеровского оборонного щита на Зееловских высотах или, например, на подступах к Калининграду, Севастополю, Пскову. Как говаривал Михаил Горбачев, ширше надо мыслить...
Профессор А. Кирпичников, председатель профильной комиссии Общественной палаты, считает: «Мы должны... создать памятник героической истории двух народов, их примирения. На примере линии Маннергейма нам надо изменить подходы к общечеловеческим ценностям, принять идею бессмысленности колоссальных трат на оборонительные сооружения, которые никогда в истории не спасали свои народы от трагедий».
До боли знакомая риторика. И ведь от слов перейдут к делу: «В ближайшее время Общественная палата соберет предложения по сохранению и развитию фортификационных сооружений в регионе от всех заинтересованных сторон, а затем на их основе подготовит обращения в адрес губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, Министерств культуры и обороны России». Что и говорить - проект судьбоносный согласно перестроечной терминологии.
Тут, пожалуй, нелишне привести контекстную оценку означенных проектов самими финнами. Влиятельная «Хельсинки саномат» 20 сентября 2016 года отмечала: «В России отдают должное тому времени, когда Маннергейм находился на службе в царской армии. С другой стороны, многие не могут принять того, что он воевал на стороне фашистской Германии и участвовал в блокаде Ленинграда». Приводится мнение главы Центра парламентских исследований Финляндии Маркку Йокисипили: «Да, финская армия составляла значительную часть блокадного кольца». В той же публикации отмечено, что число советских военнопленных, «погибших в финских лагерях (в 1939-1944 годах. - А. Б.), составило примерно 22 тысячи». А звание маршала Финляндии Маннергейму присвоено в 1942 году - в самый тяжелый для Ленинграда блокадный период и как раз в то время, когда германско-финские войска вели наступательные операции на обширном участке фронта - от города на Неве до Мурманска.
Алексей Балиев,
политолог
Опубликовано в выпуске № 32 (696) за 23 августа 2017 года Оригинал:
vpk-news.ruСкриншот 11 августа 2017
Общественники Ленинградской области попали на линию Маннергейма
где обсудили пути сохранения и развития памятников военной фортификации
В ходе выездного заседания члены комиссии Общественной палаты Ленинградской области по историческому, культурному и духовному наследию, представители культурного сообщества и органов власти региона осмотрели сооружения линии Маннергейма и обсудили пути сохранения и развития памятников военной фортификации.
Система оборонительных сооружений, которую в народе привычно называют «линией Маннергейма», на самом деле представляет из себя образцы военной строительной инженерии периода 20-40-х годов прошлого столетия, она растянулась почти на 150 километров и включает в себя около 600 огневых точек. Некоторые из них попали на территории заповедников и заказников, к ним проложены тропинки и расставлены указатели, единицы даже объявлены объектами культурного наследия. Но большая часть не только не музеефицирована, но даже не законсервирована, продолжает разрушаться под воздействием внешних воздействий: природы и человека. Статус этих сооружений, возможность их сохранения и использования стали центральным вопросом выездного заседания профильной комиссии Общественной палаты Ленинградской области.
Перед началом осмотра элементов «Главной полосы обороны» (именно под таким названием известна линия Маннергейма в Финляндии) участники заседания прослушали подробный исторический экскурс, представленный директором Военного музея Карельского перешейка Баиром Иринчеевым и председателем историко-краеведческого объединения «Карелия» Евгением Балашовым.
Они рассказали о том, что с 1918 года и до момента начала строительства было подготовлено 5 проектов линии обороны, в разработке которых принимали участие российские, шведские, немецкие и французские фортификаторы, и все они внесли свой вклад в историю линии Маннергейма. Однако главным из них все же следует считать российского инженера Сергея Фабрициуса. А потому линия Маннергейма - не просто место серьезных военных баталий и гибели тысяч солдат с обеих сторон, но и интернациональный памятник достижениям военной инженерной мысли 20-го столетия.
Для всестороннего рассмотрения вопроса было решено осмотреть сооружения, расположенные возле поселка Каменка Выборгского района. Причин этому несколько: во-первых, Каменка (в прошлом - Summa) стала местом самых решающих и кровопролитных боев Зимней войны (1939-1940 гг.), во-вторых, здесь немало хорошо сохранившихся и доступных для исторического туризма объектов, в-третьих, часть объектов расположена на военном полигоне, то есть землях, принадлежащих Министерству обороны, что вскрывает еще одну проблему в деле сохранения объектов исторического наследия.
Главная задача заседания - определение приоритетов для дальнейших действий, подвел итоги заседания председатель профильной комиссии Общественной палаты доктор исторических наук, профессор Анатолий Кирпичников.
«Мы не предлагаем вкладывать в восстановление линии Маннергейма миллионы, невозможно музеефицировать все 140 километров укреплений. Мы должны назвать несколько мест, которые смогут посещать российские и зарубежные туристы, открыть доступ и организовать инфраструктуру для их посещения, создать памятник героической истории двух народов, их примирения. На примере линии Маннергейма нам надо изменить подходы к общечеловеческим ценностям, принять идею бессмысленности колоссальных трат на оборонительные сооружения, которые никогда в истории не спасали свои народы от трагедий», - подчеркнул Кирпичников.
В ближайшее время Общественная палата соберет предложения по сохранению и развитию фортификационных сооружений в регионе от всех заинтересованных сторон, а затем на их основе подготовит обращения в адрес Губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, Министерства культуры и обороны России.
Логическим завершением поездки стало посещение музея «Ялкала», где его бывший директор Николай Симанков провел для гостей экскурсию по старейшей в стране экспозиции, посвященной неизвестным страницам Зимней войны, и строящегося на территории музея храма Св.Леонида в память всех погибших на Карельском перешейке.
И пусть за столетия неспокойной истории карельской земли на ней сражались и гибли солдаты различных национальностей и конфессий, новый храм будет посвящен памяти каждого из них. Тот факт, что православная церковь одобрила появление православного храма, судьба которого - стать межнациональным, инициатор строительства и меценат, член Общественной палаты Ленобласти Сергей Полторак считает важным шагом в деле исторического примирения и добрым знаком.
Первым этапом решения вопроса о сохранении комплекса оборонительных сооружений на территории Ленинградской области назвал знакомство с линией Маннергейма председатель Общественной палаты Юрий Трусов. Карельский укрепрайон включает в себя множество исторических объектов, строившихся здесь на протяжении столетий, часть из них принадлежит российской стороне, часть - финской. Все они имеют высокую историческую ценность и могут быть использованы в развитии туристической инфраструктуры региона, но главное в них - это наглядный пример того, к чему ведет народы неумение их политиков вести мирные переговоры для достижения общих целей.
Пресс-служба Общественной палаты Ленинградской области
Оригинал:
www.oprf.ruСкриншот См. также:
- 21.09.2016
Алексей Балиев. Подвешенная память //
vpk-news.ru. Скриншот Гитлеровский союзник увековечен в центре города, пережившего блокаду
В июне на здании Санкт-Петербургского Военного инженерно-технического университета с помпой открыли памятную доску Карлу Маннергейму. Ее уже трижды обливали красной краской, администрация Центрального района Северной столицы направила в Комитет по культуре документы, в которых утверждается, что отлитая в бронзе «память» установлена незаконно. Тяжба идет, доска висит.
Возможно, инициаторам увековечения памяти финского главнокомандующего неизвестно, что именно с аэродромов востока и юга Финляндии бомбили в 1941-1943 годах Дорогу жизни, Ленинград и Ораниенбаум, Шлиссельбург и Орешек. Если Маннергейм, как утверждают некоторые исследователи, сочувствовал ленинградцам, тогда почему до 1944-го сохранялось северное, в основном финское кольцо блокады?
И почему не увековечивают в России память о героических защитниках полуострова Ханко, арендованного СССР у Финляндии в марте 1940 года? Красная армия, оборонявшая «нависающий» над Финским заливом полуостров с 22 июня до конца ноября 1941-го, сковала боями немецко-финские войска, что не позволило агрессорам перебросить дополнительные части к Ленинграду и Ораниенбауму, захватить Кронштадтскую цитадель и таким образом ворваться в город со стороны Балтики. Многие СМИ, к примеру шведские, в свое время отмечали, что если бы не стойкость защитников Ханко, немцы и финны могли взять Ленинград уже осенью 1941-го. Отмечали шведы и репрессии властей против финнов - противников войны с СССР: были переселены в труднодоступные районы страны в 1941-1944 годах или брошены в тюрьмы минимум 20 тысяч местных антифашистов. Налеты люфтваффе на порты Мурманской области, Беломор-Балтийский канал совершались также и с финской территории.<...>
- 28.08.2017 00:04
Братание с Маннергеймом //
narzur.ru. Скриншот