Никита Лобанов - Ростовский: «Чем больше вы заняты, тем больше у вас времени!»

Dec 01, 2013 00:00



Published On: Sun, Dec 1st, 2013
Никита Лобанов - Ростовский: «Чем больше вы заняты, тем больше у вас времени!»

Князя Никиту Дмитриевича Лобанова-Ростовского можно без преувеличения назвать живой легендой. Геолог, банкир, коллекционер, общественный деятель, меценат - ему, потомку основателя русской государственности Рюрика в тридцать третьем поколении, посвящены статьи и в Википедии, и в серьезных печатных энциклопедиях.


И его жизнь - это пример того, как много может добиться человек, обладая огромной силой воли. А то, что сила воли у него есть, сомневаться не приходится: с детства имея слабое здоровье и дислексию, он сделал все, чтобы это не помешало ему достичь в жизни поставленных целей.

Никита Дмитриевич получил две степени магистра в лучших университетах мира и собрал уникальную коллекцию русского театрально-декорационного искусства ХХ века. Он написал несколько научных работ по банковскому и торговому делу.

В его трудовой биографии есть «Кемикал Банк» (сегодняшний финансовый гигант «Морган Чейс Банк»), знаменитая алмазная компания «Де Брис», а также аукционные дома «Кристис» и «Сотбис».

На протяжении всей жизни занимается активной общественной деятельностью. В его «послужном списке»: член правления Института современной русской культуры в Лос-Анджелесе и Ассоциации американских ученых русского происхождения в Нью-Йорке; Почетный доктор Санкт-Петербургской Академии художеств; активист Международного Координационного Совета Российских Соотечественников и почетный председатель КС Великобритании; член бюро Фонда Кирилла и Мефодия (Болгария) и т.д. Никита Дмитриевич говорит на 5 языках, не считая русский.

И сейчас, в свои 78 лет он не перестает удивлять окружающих своей энергией, стойкостью духа и жаждой знаний.


- Ваша биография могла бы лечь в основу остросюжетного фильма, и то, что пришлось пережить Вам, не идет ни в какое сравнение с трудностями нынешних иммигрантов.

(После октябрьского переворота родители Лобанова-Ростовского бежали в Болгарию, где он и родился в 1935 году, через 11 лет семья маленького князя сделала неудачную попытку бежать из страны, за что они и попали в заключение - прим. ред.)

- Еще бы! Но это, как раз и дало мне закалку. То, что я пережил в тюрьме, создало во мне огромную злобу, от которой я даже сейчас не могу отделаться.

А когда я заболел после заключения, и врач мне сказал: - Если вы не займетесь очень серьезно спортом, вы всю жизнь будете хворать. Меня это так напугало, что я всерьез занялся плаванием и стал чемпионом Болгарии на 100 и 200 метров (стиль брасс).

Мы плавали в Варне и на Черном море от 4 до 7 км в день. Это все и выработало мою волю, чтобы потом я смог добиться успеха.

- Получается, что секрет успеха состоит в человеческой воле?

- В успехе главное - это именно воля, настрой, а также здоровье. Нужно сочетать эти вещи, чтобы заниматься учебой. Будучи дислексиком (мне сложно читать), я очень внимательно слушал, чтобы выучить урок во время его проведения.

Образование для меня было очень полезно, я был готов впитывать знания, которые мне давали. Все мы в детстве просто жаждали учиться, было немыслимо - прогулять урок. И сейчас, когда я смотрю на внуков своих друзей, которые сидят за компьютерами и абсолютно ничем не интересуются, меня это безумно огорчает, - куда это поколение идет и что оно принесет миру?

В наш московский дом-музей (на территории парка «Фили» - прим. ред.) на экскурсии приходят целые школьные классы, и я им говорю: - По статистике многие из вас в этой жизни ничего не сделают, поэтому именно вас я умоляю: занимайтесь спортом и впитывайте в себя знания.

Еще сто лет назад было сказано, что для достижения успеха нужно тратить на 10-15% больше собственных сил, чем это делают другие. Так и я, когда работал геологом или банкиром, я вкалывал больше других, потому и зарабатывал гораздо больше (с бонусами) и успевал больше.


- Вы очень следите за российской действительностью, а где, по Вашему мнению, лучше получать образование?

- Нет ни одного российского вуза, который вошел бы в сотню лучших университетов мира: МГУ только на 116-ом месте, МГИМО не входит и в число 350 лучших вузов. Это же абсолютная трагедия! Для чего учиться в таких институтах? Но в России они считаются замечательными.

В Патагонии (Аргентина), на Тайване, в Малайзии и Чили университеты лучше. Определенно, у кого есть возможность, нужно учиться за рубежом, опять же, если у вас для этого есть данные.

- И возможности?

- Это даже не обязательно, потому что я попал в Оксфорд на стипендию для беженцев из Восточной Европы. Всегда можно попробовать «зацепиться» за какую-то возможность.

Я, например, член правления культурного фонда Кирилла и Мефодия в Болгарии и у нас около 220 стипендиатов во всем мире. И университеты разных стран дают такие возможности, нужно только их найти, в интернете или на месте. При условии, что у вас есть данные в голове.

- Как Вы, будучи геологом, стали банкиром?

- Сидя на вышке в Патагонии я задумался: «Я живу в общежитии и когда я, геолог, женюсь, нам предоставят отдельный трейлер. Но согласится ли в нем жить моя будущая супруга - дочь французского посла в Нью-Йорке, заместителя генсека Организации Объединенных Наций?».

Тогда я отправил письмо своему другу по Оксфорду Оливеру Фокс-Питу и спросил - как можно в капиталистическом мире разбогатеть? Он написал то, что потом он и сам сделал в своей жизни: во-первых, нужно жениться на богатой жене, во-вторых, заниматься деньгами - работать в сфере страхования или в банке.

Сейчас каждый читатель задумается, - а как геолог может попасть в банк? Дело было в США, где полезные ископаемые принадлежат тому, кто является хозяином этой земли. Поэтому, если фермер нашел у себя на участке нефть, он становится миллиардером за ночь. И многие американские банки владеют огромными геологическими отделами. Изначально в «Химический Банк» меня взяли как геолога. Позже я получил финансовое образование и моя карьера стала развиваться в этом направлении.

Надо сказать, что в первое время было безумно скучно изучать бухгалтерию! Это настолько стерильное занятие, что вы не можете себе представить!

Но дальше стало гораздо интересней, когда я начал одалживать деньги государствам, заведуя отделом Европы, Африки и Ближнего Востока в банке, который называется сегодня Morgan Chase. Я общался с министрами финансов и главами государств многих континентов, включая СССР.


- Вы сказали, что в начале Вашей банковской деятельности Вам было скучно. То есть получается, что занимаясь бухгалтерией, Вы свою творческую энергию направили на искусство, когда стали собирать свою коллекцию?

- После работы в банке у меня начинался второй рабочий день. После ужина, после 8-10 часов вечера, я собирал сведения, назначал встречи и т.д. Я был так заведен своим занятием, что даже не мог спать. К счастью, моя супруга не интересовалась модой и светской жизнью и мы вместе с ней вкалывали по вечерам.

Я чувствовал, что театральная живопись по своей динамике гораздо больше приемлема европейскому глазу, в то время как русская фундаментальная живопись (те же передвижники), скучна для Европы. Тем более, так как наши средства были ограничены, нужно было остановиться на том жанре, который был бы приятен обоим.

- Сегодня психологи дают такой совет: если вам чем-то не нравится ваша работа, смело ее бросайте и ищите себя в другом. В вашем случае получается, что и со скучной работой нужно искать себе отдушину…

- В наше время это было трудно, потому что не было таких пособий, на которых в Англии живут поколениями. В Нью-Йорке тех лет на каждое рабочее место претендовали 10 человек, потому что со всего мира приезжали и приезжают самые амбициозные, самые умные, и самые крепкие, чтобы преуспеть. Это идеальное место для тех, кто знает, что хочет от жизни.


- А когда вы писали свои книги, например, «Финансирование торговли» или «Банковское дело», вы тоже искали творческую составляющую в финансовой сфере?

- Я достаточно рано начал писать, и совсем не из желания утвердиться в литературе. Так получилось, что мой отец исчез, также пропали многие родственники…

В 1958 году в США приехала делегация геологов из СССР и я с ними общался, как русскоговорящий (тогда я преподавал геологию в Колумбийском университете) и через месяц обо мне вышла статья «Гид или шпион» в газете «Известия».

В те времена все страны Варшавского пакта перепечатывали и переводили статьи из «Правды» и «Известий», и, таким образом, статья обо мне достигла Румынии и Болгарии. Благодаря этому, мои родственники и узнали, что я жив. Именно это меня убедило, что мне нужно печататься и как можно больше. Начал со статей, предполагая, что когда-нибудь из этого получится книга.

Так, за 50 лет получилось 500 статей. Когда вы пишите книгу, вы систематизируете свои знания и замечаете, что вы знаете недостаточно, свои пробелы. Поэтому написание книги для меня - всегда приятный процесс.

Я решил написать книгу «Банковское дело», потому что пришел к заключению, что не все мои коллеги понимают, что же такое банк. Я постарался упростить объяснение финансовых понятий и простым языком рассказать о финансовых операциях.


- Изменилось ли что-то за 30 лет с тех пор, как Вы выпустили эту книгу?

- Нынешняя трагедия состоит в том, что банкиры перестали интересоваться тем, кем является их клиент. Все операции совершаются на бумагах или через интернет. А когда я работал в банке, нашей главной задачей было выстраивать отношения с клиентом и входить в доверие. Нам нужно было изучать, в чем состоит бизнес клиента, и т.д. Сейчас этого почти нет.

- Какое у Вас отношение к современному искусству, которое стало в наше время, прежде всего, коммерческим?

- Это реальность, которую избежать нельзя. Деньги сейчас мотивируют и создают рекламу этому искусству. Беда в том, что я вряд ли буду на этой планете через 50 лет, чтобы увидеть, что из того, что производится сегодня, удержится на уровне, на котором оно находится в данный момент.

Например, наш соотечественник Марк Ротко делал горизонтальные линии, которые еще в 1916 году рисовала Ольга Розанова. И его работы продаются за 64 млн долларов. Как это можно объяснить? В этом нет ничего нового, это - повторение прошлого. Цены настолько взвинчены, что такие работы стоят почти в 2 раза дороже гигантов мировой живописи: полотен Тициана или Веласкеса. Современные «шедевры» покупать я бы не советовал.

- А сегодня есть смысл вкладывать деньги в искусство?

- Лет 50 назад князь Апраксин работал в Нью-Йоркском музее современного искусства, и тема одной из его лекций была посвящена тому, как собирать современное искусство. Он говорил: выберите пять - шесть художников, цена работ которых составляет около 100 долларов, и покупайте их произведения, пока они не подорожали до 200 долларов.

После этого переходите на новую «выборку» талантов. И делать так нужно 20 лет, через это время из 20-30 художников, работы которых вы покупали, одного или двух объявят гениями. Они окупят ваши финансовые вложения, это и будет ваш выигрыш за 20 лет. Остальные работы можно смело выбросить.

В подтверждение этого могу привести следующий пример. Два года назад в «Нью-Йорк таймс» я прочитал заметку о еврейской семье, в которой муж работал ночным сортировщиком на почте, а жена - учительницей. И они всю жизнь на свои мелкие сбережения покупали живопись. И после 50 лет они продали свою коллекцию за несколько десятков миллионов долларов. Я же решил собирать русскую театральную живопись, что до меня практически никто не делал.

- Зарабатывая большие деньги, не каждый может остаться человеком, но у Вас это получилось.

- Да, это почти невозможно. Когда у вас есть власть, появляются возможности и искушение злоупотреблять ею. Я обладал минимальной властью. Опять же, в те времена, банковское дело было совершенно чистое, никаких взяток и прочего, совершенно другой подход к делам. Сегодня все изменилось к худшему.


- Ваш секрет успеха мы уже узнали, а в чем для Вас состоит счастье?

- Для меня самое главное - гармония, быть рядом с человеком, с которым хорошо быть и душой, и телом. Мне скучно быть одному. Несмотря на то, что я работаю весь день в своем кабинете, а супруга занимается своими делами и мы иногда не видимся весь день, но, по крайней мере, мы встречаемся в 7.30 за завтраком, в час - за обедом и в 8 - за ужином.

Также каждую неделю я путешествую и делаю это, в основном, один, потому что супруге не так интересно, как мне, бывать в России или Болгарии. Но раз в месяц мы совершаем совместную поездку.

В браке вообще нужно иметь как можно больше согласия и как можно меньше разногласий. Даже самые маленькие разногласия могут стать сильнейшим ядом в человеческих отношениях. Партнеры вечером расстаются, а с супругой вы идете вместе в постель.

- Как вы все успеваете?

- Как ни парадоксально, чем более вы заняты, тем больше у вас времени и тем больше вы успеваете. Но для этого вы должны четко расписать свой день и контролировать каждый момент.

Беседовала Анастасия Байда

Оригинал: thebusinesscourier.co.uk
Скриншот

Лобанов-Ростовский, thebusinesscourier.co.uk

Previous post Next post
Up