Стрельникова Н.И.: И.А. Ильин о Великой Отечественной войне русского народа

May 27, 2024 12:00



И.А. Ильин о Великой Отечественной войне русского народа

Стрельникова Н.И.1

Аннотация:
В статье рассматриваются воззрения И.А. Ильина на Великую Отечественную войну. Показано, что его взгляды можно рассматривать как яркий образец подлинно христианского понимания истории ХХ века, который совмещает в себе и строгую объективность фиксации фактов, и понимание, как духовных, так и материальных законов исторического процесса.

Конференция: ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ
Москва, 14 ноября 2019 года

Источник: ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ
материалы V Международной научно-образовательной конференции «Нестеровские чтения», посвящённой Дню Памяти святого преподобного Нестора Летописца, а также празднованию 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. Москва, 2020
Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "ПРИНТИКА" (Москва)

Тип: статья в сборнике трудов конференции.
Язык: русский. Год издания: 2020. Страницы: 221-226.
УДК: 94(470)1941/1945:1(091)

1Об авторе: аспирантка. ГОУ ЛНР «Луганский аграрный университет», Луганская Народная Республика, 91008, г. Луганск, городок ЛНАУ

Оригинал: elibrary.ru



Стрельникова Н.И.
ГОУ ЛНР «Луганский аграрный университет», Луганск (Луганская Народная Республика)

И.А. Ильин о Великой Отечественной войне русского народа

Философ Иван Александрович Ильин (1883-1954) относится к наиболее выдающимся русским мыслителям XX века. В начале века нынеш- {с.221} него он приобрел широкую известность не только в интеллектуальной среде России, но и среди широкого крута людей. В настоящее время он, по сути, становится нашим «национальным философом». Неоднократно его цитировал в своих официальных выступлениях В.В. Путин. Как уже отмечалось исследователями, «творческое наследие Ивана Ильина позволяет вновь ощутить и глубже понять причины духовной и национальной трагедии России, ее последствия и перспективы будущего развития, поэтому интерес к нему в какой-то мере отражает поиски национальной идентичности и русской идеи» [4, с. 523].

В 1993-1999 годы труды И.А. Ильина были изданы в «Собрании сочинений в 10 томах», а в дальнейшем издание было продолжено без нумерации томов. Отдельную ценность имеют его работы по духовному осмыслению Великой Отечественной войны.

Живя в эмиграции, и бежав от гитлеровского режима в Швейцарию, И.А. Ильин здесь имел возможность осмыслить эту страшную эпоху русской истории без идеологических клише, а исключительно с точки зрения интересов русского народа и своего православного мировоззрения. В частности, в письме И.С. Шмелеву в 1945 году И.А. Ильин отмечал: «Я никогда не мог понять, как русские люди могли сочувствовать национал-социалистам... Они - враги России, презиравшие русских людей последним презрением; они разыгрывали коммунизм, как свою пропагандную карту. Коммунизм в России был для них только предлог, чтобы оправдать перед другими народами и перед историей жажду завоевания. Германский империализм прикрывался анти-коммунизмом... Боже мой! Чему тут можно сочувствовать? Как можно подобное одобрять или участвовать?» [2, с. 317]. Это свидетельство весьма важно, поскольку в наше время в публицистике распространяется лживый и невежественный миф о якобы «сочувствии» И.А. Ильина гитлеровской Германии.

И.А. Ильин очень объективно оценивал ситуацию войны, и ту особо трагическую ситуацию, в которой оказался русский народ, находившийся под игом большевизма, но одновременно вынужденный бороться с внешним завоевателем. Врач Ю.И. Лодыженский приводит в воспоминаниях письмо И.А. Ильина, написанное им в самом начале войны настоятелю женевского храма протопресвитеру о. Сергию Орлову: {с.222}

«Внимательно слежу за событиями в России... Проснулась глубина народного инстинкта самосохранения, воспитанного тысячелетним Православием и Государями. Народ выдвигает в борьбе новых людей, дерётся геройски, молится и отстаивает Россию. Но как и когда это выразится в государственном очищении, обновлении и возрождении, ещё не видно... Это совершенно не значит, что нам по пути с немцами. Немцы верны своему прежнему плану: Россию по возможности ослабить, обезлюдить, разорить, оккупировать, отодвинуть в Сибирь и заселить своими немцами. Жестокость германцев равносильна жестокости большевиков. И там и тут для русского народа рабство, безбожие и гибель... Полагаю, что Россия освободится однажды от обоюдной разбойной нечисти и начнёт новый славный расцвет свой» [3, с. 491-492].

Многочисленные статьи, публиковавшиеся И. А. Ильиным в то время в швейцарской прессе, были собраны в 2004 году в книгу «Гитлер и Сталин. Публицистика 1939-1945 годов». Уже в статьях июля 1941 года И.А. Ильин отмечает пробуждение «инстинкта национального самосохранения» у русского народа. Он констатирует, что народ «принимает активное участие в новой войне», русские солдаты «воюют не только храбро, но во многих случаях в безнадёжной ситуации бьются до последнего патрона» [ 1, с. 64]. В феврале 1943 философ уже делает более обобщающий вывод о характере войны: «Русские воюют на собственной территории и за собственную страну. Ведь русский народ ощущает себя подвергшимся нападению и считает, что находится в состоянии обороны. Русская история неоднократно доказала, что русские воюют с гораздо большей отдачей на собственной земле, чем при непонятном наступлении за пределы своей страны» [ 1, с. 160]. Поэтому, по его оценке, Германия ввязалась в двойную войну - не только против сталинского режима, но и против русского народа, который воюет по своей «старой национальной стратегии, но с применением нового оружия» [1, с.65].

Сам поход Гитлера на Россию предстает у И.А. Ильина грандиозным столкновением цивилизаций: «Западноевропейская стратегия соотносится с русской национальной как мелкое европейское пространство с огромным азиатским, как горная страна с континентальной равниной, как каменная культура с культурой деревянной» [1, с.69]. Решающее {с.223} преимущество России в этом столкновении, по мнению И.А. Ильина, состоит в уникальной духовной и физической выносливости русского народа, которую формируют пять главных факторов: суровый континентальный климат; природа в которой выживают лишь выносливые растения и животные; почва, которая требует напряженного труда; история многосотлетних войн за выживание; суровое и взыскательное государство, воспитывающее национальный характер [1, с. 78].

И.А. Ильин отмечает и «комбинацию военной и революционной тактики» используемую Красной армией, выражавшаяся, в частности, в уличных боях. «Современная тотальная война вооружила и обогатила свою тактику этим революционным методом борьбы... Использование опыта войны на баррикадах, в блиндажах и жилых домах; использование дедовских методов партизанской войны с современными (радиосвязь и пропаганда); сплав древних казачьих методов войны с новыми противотанковыми методами обороны... Иными словами современная тотальная война обучалась у революции, и не только технике и тактике, но и пропаганде и агитации» [1,с. 161].

Интересна также и оценка И.А. Ильиным подготовки СССР к войне. Прежде всего, он отмечает объективную неизбежность индустриализации, связанную с полной очевидностью для русских планов Запада по агрессии в отношении России. «Уже сто лет, как на Западе сильно переоценивают восточные территории в колонизаторском отношении и сильно недооценивают русский народ. Уже сто лет в национально-политической литературе России отмечается порой совершенно открытый тезис европейцев: у русских варваров слишком большая территория, которая не используется. Поэтому не надо было иметь большого ума, чтобы после Первой мировой войны начать в России грандиозную индустриализацию» [1,с.162]. Индустриализацию с целью предотвращения дальнейшей агрессии Запада И.А. Ильин определяет как императив русской национальной политики. Претензия И.А. Ильина к большевистскому режиму состоит в том, что «никакая буржуазная индустриализация не потребовала бы от народа таких отчуждений и лишений, как в коммунистическом государстве, чтобы, готовясь к войне, не оставить в людях хоть какие-то физические силы» [1, с. 162]. Другими словами, упрёк И.А. Ильина большевистскому режиму состоит в {с.224} том, что тот осуществил создание индустриальной и технической мощи за счет варварского расходования и изматывания человеческого капитала русского народа - и этот упрек трудно не признать обоснованным.

И.А. Ильину представляется невероятным и свержение гитлеровцами коммунистического режима. По его определению, «германскому вермахту вряд ли когда-нибудь удастся свергнуть или сместить большевистское правительство, если только счастливый случаи на войне не предоставит возможность взять в плен Сталина» [1, с. 82]. Это объясняется в первую очередь тем, что под давлением обстоятельств «русские народные массы временно примирились с навязанной им тоталитарной государственной формой как целесообразным орудием войны» [1,с. 101].

Шанс на исчезновение большевисткого безбожного режима И.А. Ильин видел лишь в том, что в ходе ведения русским народом национальной войны он неизбежно придет в противоречие с вненациональным мышлением большевистской элиты и народ захочет устранить эту элиту как негодный инструмент своей национальной обороны. Однако в тот период наблюдался, скорее, обратный процесс: «чем дальше во времени и пространстве заходила война, тем заметнее пробуждался национальный русский инстинкт самосохранения, тем сильнее становилась решимость русского народа обороняться от врага и тем больше воюющие народные массы учились подчиняться дисциплине национального военного Верховного командования, не обращая внимания на партийный режим» [1, с. 182]. Поэтому с явным скептицизмом он относится к Власову и власовщине как к запоздалой попытке немцев организовать «новую русскую гражданскую войну» [1,с.218]. Тем самым, война объективно привела лишь к временному укреплению советского режима, и отложила его падение на более отдаленный срок.

Краткий обзор воззрений И.А. Ильина на Великую Отечественную войну показывает, что его взгляды можно рассматривать как яркий образец подлинно христианского понимания этих страшных событий, который совмещает в себе и строгую объективность фиксации фактов, и понимание духовных, а не только материальных законов исторического процесса. {с.225}

Список источников и литературы
     1. Ильин и.А. Собрание сочинения: Гитлер и Сталин. Публицистика 1939-1945 годов. М.: Русская книга, 2004. - 624 с.
     2. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1935-1946). Т. 2. М.: Русская книга, 2000. - 576 с.
     3. Лодыженский Ю.И. От Красного Креста к борьбе с коммунистическим Интернационалом. М.: Айрис-пресс, 2007. - 576 с.
     4. Розина О.В. «У России нет в мире искренних доброжелателей»: И.А Ильин о России и Западе // Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы. Сборник трудов конференции. М.: МОО ВРНС, 2017. С.523-529 {с.226}

Источник: ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ / Материалы V Международной научно-образовательной конференции «Нестеровские чтения», посвящённой Дню Памяти святого преподобного Нестора Летописца, а также празднованию 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. Москва, 2020, с. 221-226.
PDF PDF-2





КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Как самостоятельная структурная единица кафедра философии возникла в 1967 году. Первым заведующим кафедрой был профессор В. П. Шкоринов.

Неоценимый вклад в развитие кафедры и университета внёс Чекер Валерий Николаевич (руководил кафедрой с 1984 по 2022 г.), выпускник философского факультета МГУ им. М В. Ломоносова, кандидат философских наук, доцент, почетный профессор ЛГАУ (с 2001 г.), декан факультета гуманитарного образования (1999-2017 гг.), начальник ЦГО (2018-2022 гг.), доцент кафедры философии (с 2022 г. по нынешнее время), автор многочисленных работ по истории философии, философии марксизма, гносеологии.




Большой вклад в педагогическую и научную деятельность кафедры за годы ее становления и развития внесли проф., д. ф. н. Титаренко С.А., доц., к. ф. н. Каськов Н. Н., доц., к. ф. н. Галкин И. А.; доц., к. ф. н. Галкина Р. М.; доц., к. ф. н. Гуменюк Е. И.; доц., к. и. н. Дьяченко П. Г.; ст. преп., почет. доц. Чугунов Е. В., ст. преп. Лысенко Б. Л.

В настоящее время кафедру возглавляет Чекер Н.В. - кандидат философских наук, доцент, почетный профессор ЛГАУ. В 2012 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Проблема творчества в философии Н.А. Бердяева», специальность: История философии. В 2014 г. получила ученое звание доцента кафедры философии. В 2022 г. присвоено звание почётного профессора кафедры философии ЛГАУ. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. Осуществляет руководство аспирантами. Сфера научных интересов: история русской философии, религиозная философия, философия культуры, педагогика высшей школы. Научно-педагогический стаж работы в университете - более 25 лет.

Профессорско-преподавательский состав кафедры

Основной состав


ЧЕКЕР Наталья Валерьевна
Заведующий кафедрой философии
Кандидат философских наук, доцент
Почетный профессор ЛГАУ

КРЫСЕНКО Дмитрий Сергеевич
Профессор кафедры философии
Доктор исторических наук, доцент

РОТЕНФЕЛЬД Юрий Александрович
Профессор кафедры философии
Доктор философских наук, профессор

ЧЕКЕР Валерий Николаевич
Доцент кафедры философии
Кандидат философских наук, доцент
Почетный профессор ЛГАУ

ПИЛАВОВ Георгий Шаликович
Доцент кафедры философии
Кандидат философских наук

ТОВЧИГА Анжелика Сергеевна
Доцент кафедры философии
Кандидат философских наук

ИЩЕНКО Нина Сергеевна
Доцент кафедры философии
Кандидат философских наук

СТАРОСТИНА Валентина Сергеевна
Ассистент кафедры философии

СТРЕЛЬНИКОВА Наталья Ивановна
Ассистент кафедры философии

ДОХНЯК Галина Алексеевна
Старший лаборант кафедры философии

Перечень учебных дисциплин кафедры

Бакалавриат и специалитет: философия; религиоведение; логика; основы российской государственности.

Магистратура: философские проблемы науки и техники.

Аспирантура: история и философия науки; методология и методы научных исследований в истории философии; история философии; история русской философии; история античной философии; история зарубежной философии; педагогика и психология высшей школы.




Научная деятельность кафедры
На кафедре создана научная школа по истории русской религиозной философии Серебряного века (основатель - проф. Титаренко С. А.).
Преподаватели кафедры участвуют в разработке научно-исследовательской темы: «Философия Русского мира: духовные и социально-политические аспекты».

С 2016 г. при кафедре действует аспирантура по специальности:
- 09.00.03 История философии




Преподаватели и аспиранты кафедры ежегодно принимают активное участие в работе международных, республиканских, всероссийских и региональных научно-практических конференций. Кафедра сотрудничает с вузами ЛНР, ДНР, Российской Федерации, Республики Молдовы.

Кафедрой философии заключен договор о научном и учебном сотрудничестве с кафедрой государственного и международного права ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия» (ДНР).




Контактная информация
Адрес: 291008, ЛНР, г. Луганск, городок ЛНАУ, главный корпус, 2-й этаж, аудитории: Г-213 (преподавательская), Г-212 (кабинет зав. кафедрой).

Оригинал: lnau.su
Скриншот



УДК 008:14
Проект возрождения русской культуры И.А. Ильина
Стрельникова Н.И.
ГОУ ВПО «Луганский национальный аграрный университет», г. Луганск, ЛНР
natalia.arrow@gmail.com

В трудах И.А. Ильина была создана целая программа духовного возрождения России, которое должно начаться после падения советского строя, а также очень точно описал и то тяжелое состояние, в котором окажется Россия после советского периода. Главной причиной этого тяжелого состояния он считал в первую очередь не экономические и политические последствия «большевистского эксперимента» над Россией, но в первую очередь последствия духовные - уничтожение христианства и разрушение русского национального характера. Именно поэтому в центре философии И.А. Ильина находится концепция духовного возрождения личности и народа. Одна из главных его книг имеет символическое название «Путь духовного обновления», которое очень точно выражает суть и главную цель всей его философии в целом. Все частные ее темы и проблемы в конечном счете имеет целью такое воздействие на мысль и сознание человека, которое ведет к его глубокому духовному обновлению.

Тем самым, особое место в философской общей доктрине И.А. Ильина занимает его философия культуры. Она может быть также названа и теологией культуры, поскольку его понимание культуры основано на христианском Откровении. Однако эта часть его философии до настоящего времени остается менее всего исследованной. Отдельно стоит выделить монографию литературоведа Ю.И. Сохрякова «И.А. Ильин - религиозный мыслитель и литературный критик» [2]. в которой системно рассмотрена {с.125} философия культуры И.А. Ильина и ее христианских оснований, а также ее выражение в принципах его литературной критики.

Как отмечает И.А. Ильин, «европейская культура XIX века есть по существу уже светская, секуляризованная культура... Растет и ширится миросозерцание, обходящееся без Богосозерцания» [1, с. 477-478]. Эта новая культура воспитывает людей, которые «вступили в ожесточенную кровавую борьбу с Божественным началом, с христианскою Церковью и вообще со всякою верующею человеческою душою» [1, с. 479]. Тем самым, картина современное культуры представляет собой не идиллию «разнообразия», а поле воины антихристианских начал с христианскими, причем эта война из области культуры и мировоззрения очень быстро перешла в область вполне физическую, обернувшись геноцидом христианских народов в тоталитарных режимах XX века. В этой ситуации совершенно невозможно занять некую «нейтральную» позицию, поскольку рано или поздно придется делать свой личный выбор, на какую сторону стать и каким силам служить.


Антихристианская культура не требует никаких духовных усилий для своего развития - она возникает в результате пассивного приспособления люден к тем низменным «законам жизни», которые им силой навязывает современная цивилизация. Как пишет И.А.nbsp;Ильин, «современное человечество влечется приобретательскими инстинктами и хозяйственными законами... Оно попало в тупик капиталистического производства и нашло из него только один определенный выход - в бездну коммунизма» [1, с. 480]. Тем самым, здесь возникает явный «замкнутый круг», когда из противоестественного строя, основанного на одной всеобщей жадности - капитализма - люди пытаются вырваться путем построения строя, основанного на той же самой жадности, к которой добавляется экономическая уравниловка и рабство у репрессивного государства, жестоко подавляющего всякое свободомыслие - коммунизма. Этот «замкнутый круг» оказывается совершенно неизбежным в том случае, когда люди теряют всякие высшие мировоззренческие ориентиры в результате потери христианской веры и начинают жить исключительно материальными интересами, превращаясь в «экономических животных».

Однако утрата религиозных оснований жизни приводит не только к экономическому порабощению человека - одинаково и в капитализме, и в коммунизме - но к такому же точно извращению и деградации всех остальных сфер культуры, в частности искусства. «Современное человечество, - писал И.А. Ильин, и предается безрелигиозному и безбожному искусству, которое становится праздным развлечением и нервирующим зрелищем... мода рождает модернизм, скука и пресыщенность - нервирующую остроту: кинематограф заменяет храм: треск и рев радиоаппарата вытесняют личную культуру музыки и слова. В искусстве отпадает “третье измерение" - художественности, священности, {с.126} предметности: двумерная душа создает двумерное, пошлое, безбожное искусство» [1, с. 480]. «Двумерная душа» - это состояние человека, для которого реальностью является только собственное ego, и внешний мир, который он хочет подчинить своим прихотям, а третье, «вертикальное» измерение - отношение человека к Богу - у него отсутствует.


В конечном счете, как пишет И.А. Ильин, «чтобы творить христианскую культуру, надо по-христиански обновиться и затем принять мир» [1, с. 489]. Он дает и свою «расшифровку» ключевого понятия «обновление» следующим образом: «Это обновление совершается так, что при чтении Писания читающий не регистрирует своим пониманием сказанное, но пытается отыскать и укрепить в себе самом, а если нужно, то впервые создать в себе самом описываемое в тексте: вызвать в себе чувство милосердия и предаться ему: вызвать в себе раскаяние и творчески пережить его, помыслить сердцем совершенство Божие и пробыть в нем, пока не наполнятся им сердце» [1, с. 489]. При этом важнейшей евангельской заповедью обновления человека является следующая: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12, 2). Эта заповедь может рассматриваться и как императив создания христианской культуры. Каковы же конкретные пути и методы возрождения христианской культуры? Они основаны на том, что сначала обновляется сам человек, переходя на новые христианские смыслы и основания жизни, а затем уже, исходя из этого обновления, строит новую культуру во всех ее сферах. Поэтому И.А. Ильин пишет не о «сохранении» христианской культуры (это принцип «консерватизма), но о ее возрождении в ситуации обвального разрушения. Этот общий принцип в различные историческне периоды воплощается по-разному. Если в эпохи до Нового времени особым стимулом для создания христианской культуры, как отмечалось ранее, И.А. Ильин считал тяжелые материальные условия жизни, требовавшие большой духовной силы для выживания народа, то в новейшее время появляется стимул совсем иного рода. Как отмечает философ, в настоящее время «так мы представляем себе творчество христианской культуры: сердца людей, потрясенные уже пережитыми и еще предстоящими бедствиями, вызванными духом безбожия и противохристианства, начнут свободно возвращаться к созерцанию Христа и к внесению даров Его Духа в жизнь и в культуру» [1, с. 512]. Тем самым, этот новый стимул состоит в ответном противостоянии антихристианству, ныне охватившему мир, и опирается на особый опыт людей «эпохи безбожия».

Анализ предпосылок возрождения русской христианской культуры, обоснованных в философии культуры И.А. Ильина, актуален для понимания современной культурной ситуации в России и мире. Рассмотренные здесь предпосылки имеют системный характер и могут {с.127} служить важным средством рефлексии современных культурных процессов.

Список литературы
1. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Путь духовного обновления / Сост. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации. 2011. - С. 476-526.
2. Сохряков Ю.И. И.А. Ильин - религиозный мыслитель и литературный критик: Монография. - М.: ИМЛИ РАН, 2004.-249 с. {с.128}

Источник: Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы IV Международной научной конференции (Донецк. 31 октября 2019 г.). - Том 5: Философские и психологические науки / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2019. - 403 с.
Ответственностъ за содержание статей, аутентичность цитат, правильностъ фактов и ссылок несут авторы статей.
PDF

См. также:

- 25.05.2024 Иван Ильин: философско-политические взгляды // voiks
     К идеям Ивана Ильина в последнее время проявилось повышенное внимание в связи с противостоянием вокруг наименования Высшей политической школы РГГУ именем данного философа. В данном ролике делается попытка дать комплексный философско-политический анализ всей совокупности взглядов И. А. Ильина.




- XI Международная научно практическая конференция "Религия и общество" (10-17- марта 2017 г.). Программа // disk.yandex.ru

Великая Отечественная, Луганск, образование, Лодыженские, наука, фальсификация, Ильин Иван

Previous post Next post
Up