"Зло никуда не уходит". Полвека назад был издан "Архипелаг ГУЛАГ"

Jan 05, 2024 00:00



05 января 2024 | Эймос Чаппл
"Зло никуда не уходит". Полвека назад был издан "Архипелаг ГУЛАГ"



Владимир Путин в гостях у Александра Солженицина, 2007 год

Сын Александра Солженицына - о влиянии книги его отца на Россию и на него самого.

Когда 12 февраля 1974 года в московской квартире Александра Солженицына раздался звонок, его жена Наталья приоткрыла дверь, чтобы посмотреть, кто пришел. Поняв, что это сотрудники КГБ, она тут же попыталась закрыть дверь, но не смогла. Агент уже засунул свой ботинок в дверной проем.

Восемь мужчин вошли в квартиру, окружили Солженицына, чтобы он не мог вырваться. За этим последовала стычка, писатель перекрестил свою жену, прежде чем его увели, и попросил "присмотреть за детьми".

Так вспоминает этот день средний из трех сыновей писателя, Игнат, который пятьдесят лет спустя дал телефонное интервью Радио Свобода. Он говорит о событиях тех лет, запечатленных на семейных фотографиях. На одной из них, сделанной незадолго до ареста его отца в 1974 году, Игнат узнал ту самую дверь.

" Это было очень напряженное время", - говорит Игнат Солженицын, рассматривая фото со своим отцом и братом Ермолаем. Это было как затишье перед бурей, которая вскоре поглотит семью, а потом и весь Советский Союз. Но пока на дворе 1973 год, и через два месяца в квартиру Солженициных в центре Москвы ворвутся сотрудники КГБ.



Александр Солженицын с сыновьями Ермолаем и Игнатом в Москве, декабрь 1973 года

В сентябре 1973 года покончила с собой (либо была убита) соратница Александра Солженицина Елизавета Воронянская. Это случилось после того, как КГБ нашел спрятанную ею рукопись "Архипелага ГУЛАГ". Великий роман обнажил реальные масштабы обширной сети лагерей для заключенных в СССР и подробно описал реалии их внутренней жизни.



"Архипелаг ГУЛаг", обложка первого издания. Париж, 1973

После смерти Воронянской Солженицын через сеть своих "невидимых союзников" послал на Запад сигнал к публикации "Архипелага ГУЛАГ". Рулоны пленки с фотографиями страниц рукописи ранее были контрабандой вывезены из Советского Союза и лежали у доверенных лиц писателя в ожидании публикации.



Александр Солженицын, одетый в одежду заключенного, в советском Казахстане, март 1953 года

Роман был впервые напечатан в Париже в декабре 1973 года. Книга, по словам сына писателя, стала настоящей "бомбой". Она уничтожила последние аргументы в пользу советского режима, погубившего миллионы человеческих жизней, с тех пор как к власти в России в 1917 году пришли большевики во главе с Лениным.

Игнат, известный дирижер и пианист, сейчас живет в Нью-Йорке. Он говорит, что "Архипелаг ГУЛАГ" никогда не переставал быть актуальным" из-за содержащихся в нем "размышлений о природе зла и об истинной природе марксизма и коммунизма".

Игнат Солженицын полагает, что его отец понял главное: зло существует не внутри какой-либо социальной группы, а внутри любого, самого обычного человека и только ждет подходящего повода, чтобы выйти наружу.

"Люди говорят: "Мы уничтожим злодеев, будь то правители-автократы, злые жирные капиталисты, любые угнетатели, - цитирует Игнат наивных поборников "справедливости". - Неправильная раса, неправильный цвет кожи... Мы их уничтожим, и тогда наступит рай на Земле".

"Проблема, конечно, в том, - продолжает он, - что Зло с большой буквы никуда не уходит... Даже если бы все они и заслуживали смерти, они всего лишь носители зла. Само зло продолжает твориться. И поэтому, когда мы за что-то сражаемся, надо ненавидеть сам грех, а не грешника. Вот чего нам сейчас не хватает".



Дирижер Игнат Солженицын

После ареста в феврале 1974 года писатель, лауреат Нобелевской премии был выслан из Советского Союза, но вскоре смог воссоединиться со своей семьей на Западе. В конце концов Солженицыны поселились в довольно комфортабельном изгнании - в сельской местности в штате Вермонт на северо-востоке США. Писатель имел возможность близко наблюдать жизнь Америки: некоторые ее стороны он хвалил, но многое критиковал. Именно в этом ключе он говорил о "моральном упадке США, а также групповом мышлении и обмане ее СМИ" . Писатель , по словам сына, очень сильно хотел вернуться в Россию.

"Я думаю, что некоторые находят это странным, - говорит Игнат Солженицын, - но так могут думать только те, кто не понимает, что Россия значит для русских, и, если уж на то пошло, что для каждого человека значит его родной дом".



Александр Солженицын воссоединяется со своими сыновьями Ермолаем (слева) и Игнатом и женой Натальей (на заднем плане) в Цюрихе, Швейцария, в марте 1974 года

Игнату было около 11 лет, когда он впервые прочитал "Архипелаг ГУЛАГ". Его отец никогда подробно не рассказывал сыновьям ни о своем пребывании в лагерях, ни о службе в армии. Поэтому знакомство с книгой отца стало для Игната таким же потрясением, как и для большинства других читателей.

"Я думаю, несмотря на разные бэкграунды, мое читательское впечатление не так уж отличалось от вашего - опыт читателя, сталкивающегося лицом к лицу с тотальной порочностью, описанной в книге", - говорит Игнат. Он напоминает, что в своей книге его отец описал несокрушимую моральную силу некоторых узников ГУЛАГа. "Очень важно не забывать о потенциале человеческого достоинства. О том, что даже самые ужасные условия не всегда способны сломить человеческий дух".

По словам Игната, ссылка стала "большой трагедией жизни" для его отца. Во многом писатель жил "американской мечтой", но всегда хотел "быть со своим народом, как бы высокопарно это ни звучало", рассказывает Игнат. "Он просто хотел быть дома, всегда стремился, желал и мечтал, чтобы это произошло, и это произошло".



Александр Солженицын с женой и сыновьями в Ярославле, 1994 год

Постсоветская Россия, в которую Александр Солженицын вернулся в мае 1994 года, была в глубоком кризисе. Он называл ее "расплющенной". Похоже, писатель был ошеломлен состоянием российской глубинки, когда он медленно ехал на поезде из Владивостока в Москву.

В своем обращении к парламенту РФ в октябре 1994 года Солженицын раскритиковал новое поколение российских политиков, назвав их "номенклатурными перебежчиками, замаскированными под демократов". Освобождение же России от коммунизма он описывал как "кособокое, болезненное и неуклюжее".

Но спустя несколько лет писатель примирился с властью и был облагодетельствован российским президентом Владимиром Путиным. В 2007 году тот наградил Солженицына Государственной премией РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности и лично приехал его поздравить.




Вопросы текущей российской политики Игнат Солженицын комментировать отказался. Взгляды самого Солженицына на то, в каком направлении Путин повел Россию, уже никогда не станут известны.

В 1990 году писатель, среди предков которого были и русские, и украинцы, призывал забыть реваншистские русские мечты об империи, которые только "ускоряли нашу кончину" . Однако в дальнейших его публикациях в 2000-е годы повторяются те исторические нарративы, которые теперь использует Кремль, пытаясь оправдать захват украинских регионов.




И все же еще в 1981 году Солженицын писал: "В моем сердце нет места российско-украинскому конфликту, и если, не дай Бог, это когда -нибудь произойдет, никогда, ни при каких обстоятельствах ни я, ни мои сыновья не будем в нем участвовать - какие бы безрассудные горячие головы ни пытались нас туда затащить".

Александр Солженицын скончался в 2008 году в Москве. Его жена, старший и младший сыновья живут там и сегодня. Для американца русского происхождения Игната Солженицына жизнь его отца стала безграничным уроком.

"Возможно, наш самый большой вызов, - говорит дирижер, - не только самосовершенствоваться, что, в конечном счете, может сделать каждый из нас, но и, как выразился мой отец, оставить мир у лучшем состоянии, чем когда мы пришли в него".

Оригинал: www.svoboda.org web.archive.org
Скриншот Видео-1 Видео-2

См. также:


- 02.12.2023 Amos Chapple. Gulag Archipelago: 50 Years After The 'Bomb' That Exploded Lies Of Soviet Rule, Solzhenitsyn's Son Recalls Book's Impact // voiks
     When the doorbell to Aleksandr Solzhenitsyn's Moscow apartment rang on February 12, 1974, his wife, Natalia, cracked open the door to see who was outside. Realizing it was the KGB, she immediately attempted to shut the door but found it wouldn't budge. An agent had already slid his shoe inside the doorframe.






- 14.03.2002 Наталья Солженицына: "На смену политическому пришел уголовный ГУЛАГ" // voiks
     Deutsche Welle: Наталья Дмитриевна, здесь, в доме на Тверской, работает штаб-квартира фонда Солженицына - дела, которому Ваш муж отдал значительную часть второй половины жизни. "Фонд Солженицына". С этим понятием разные люди связывают разное, но удивительно, что многие о нем просто не знают. Расскажите, пожалуйста, о фонде. Сегодня, в 2002 году, фонд, во всяком случае, его центр, находится в том же доме, в той квартире, откуда в 1974 году увели его основателя.
     Наталья Солженицына: Мы следовали правилу, что тот, кто благотворит, не должен называть тех, кого он благотворит. Даже не только имен. Мы никогда о себе особенно не рассказываем. Но все-таки здесь, в России, мне стали многие говорить: нужно больше говорить о фонде. И я уже несколько раз рассказывала. Тем более, мы учредили вот литературную премию "Фонда Солженицына". Она-то, конечно же, получила широкое освещение. И в связи с этим я тоже объясняла, что это только попутная задача. И, несмотря на эти выступления, о самом фонде почти не знают. А не знают, потому что не хотят знать.
     В 1975 году, когда мы впервые приехали в Америку (в тот момент очень богатые американские профсоюзы) легендарный Джордж Мини, хлопнув по плечу Солженицына, сказал: "Да мы вам за один день соберем 25 миллионов". Но мы подумали и отказались. И вот почему. По уставу таких фондов те, кто дает больше половины денег, диктуют, что и как. Вообще, благотворительность - дело сложное. Но то, что происходит, не должно обескураживать. Зло не уходит с земли, оно трансформируется, дракон отращивает новые головы. Полностью зло, конечно, не уходит, и те люди, которые несут бескомпромиссность, не дают размыть границу между добром и злом, они есть. Так что все нормально.

- 16.04.2018 Родной голос Солженицына // voiks
     Так я хотел бы сказать, что я очень давний слушатель Би-Би-Си. Я начинал его слушать даже в тюрьме, на шарашке, случайно, в 1946 году, когда его не глушили. Потом я слушал его сквозь глушение, полное глушение, в 1953-54 годах. Не говоря уже о многих годах потом.
     Би-Би-Си долгое время было для нас живительным и даже, во времена глушения, родным голосом. Оно отличалось от голоса наших палачей, который наполнял весь эфир вокруг. Уже с тех давних пор я узнал и очень привязался к имени - Мориса Лейти, и также очень любили у нас комментарии Ивлин Андерсон. Для советских радиослушателей каждый раз был праздник, когда вас переставали глушить. Если бы сохранялась примерно вот эта прежняя картина, то сегодня в моём визите, кроме благодарности и вежливости, не было бы никакой необходимости. Однако, к сожалению, положение изменилось к худшему, и мне хотелось бы совершенно откровенно вам об этом сказать. Передачи Би-Би-Си за последние годы стали ниже по уровню, во всех отношениях, и, как бы это выразиться, - всё чужей по духу массе наших радиослушателей.




- 14.03.2022 Игнат Солженицын: наследие своего отца // voiks
     Игнат Солженицын - всемирно известный пианист и дирижер, признанный одним из самых одаренных современных артистов, но он приедет в Бенедиктинский колледж 8 апреля по другой причине. Сын известного политического диссидента советской эпохи, писателя и нобелевского лауреата Александра Солженицына, Игнат приезжает в кампус Атчисона, чтобы рассказать о наследии своего отца, выступавшего против политических репрессий. Презентация Солженицына, спонсируемая Программой отличников Бенедиктинского колледжа и Программой Григорианских стипендиатов, назначена на пятницу, 8 апреля, в 19:30 вечера. в аудитории О'Мэлли-Макалистер внутри студенческого центра Святого Иоанна Павла II. Мероприятие является бесплатным и открытым для публики.




- 14.10.2021 «Когда арестовали папу, мне было 2 года». Сад памяти для жертв ГУЛАГа // istpamyat.ru voiks
     Ермолай Солженицын: Память о массовых репрессиях - это ничуть не менее важная память и важная глава нашей истории, чем, например, о намного чаще вспоминаемых в наше время жертвах тех, кто воевал. Мне кажется, что параллели памяти о павших на войне и памяти о павших в ГУЛАГе очень прямые, совпадающие во времени. Они в чем-то, несомненно, совершенно разные, а в чем-то очень похожие... Между тем у нас в стране есть сейчас перекос. Одно мы активно помним, даже, может быть, чего не было, не помним, а другое мы активно забываем. Конечно, такой дисбаланс должен поменяться.




- 06.08.2023 McKinsey: Ермолай Солженицын. Старший партнер, Шанхай // voiks
     Ермолай Солженицын: Несколько лет провел на Тайване. Но, когда мне исполнилось 25 лет, я вдруг понял, что совсем не знаю страну, в которой родился, но не жил по обстоятельствам, не зависевшим от меня. Решил - надо попробовать, и вернулся в Россию в 95-м году. Это было время динамичного движения и больших задач. Я понял, что здесь от меня больше пользы. Россия моя страна, и я не намерен ее покидать. А Китай остался очень интересным периодом моей жизни и важным этапом развития. (17.02.2010)


Солженицын Игнат, бомба, Солженицын Ермолай, Украина, Солженицын Александр, Путин Владимир, СВО, Архипелаг ГУЛАГ, Радио Свобода, Воронянская Елизавета, видео

Previous post Next post
Up