26 января 2024
Радио Свобода запускает литературный подкаст с Александром Филиппенко
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/7664405/7664405_600.jpg)
Народный артист России Александр Филиппенко
Радио Свобода запускает подкаст, посвящённый российским писателям-диссидентам ХХ века. Он называется "Писательская Свобода". Каждый месяц мы будем знакомить слушателей с произведениями писателей и публицистов, оказавших большое влияние на развитие не только русской литературы, но и самосознания общества. Читать их будет народный артист России Александр Филиппенко.
В течение 70 лет своей истории Радио Свобода знакомило слушателей с творчеством писателей, поэтов и эссеистов, которые из-за идеологических запретов не публиковались на родине. Некоторые из них стали жертвами репрессий, другие были выдавлены за границу. Однако ещё до "разрешения" на родине книги и статьи Александра Солженицына, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Владимира Буковского, Андрея Сахарова, Андрея Амальрика и других писателей и публицистов, чьи произведения звучали в эфире Свободы, стали явлением русской словесности и яркими гражданскими заявлениями, а впоследствии - классикой отечественной словесности.
Во времена железного занавеса Радио Свобода помогало гонимым писателям и публицистам приходить в дома советских слушателей. Сейчас, когда в России снова ужесточаются репрессии в отношении свободы слова, их голос особенно важен. Мы отобрали лучшие страницы классиков и пригласили озвучить их Александра Филиппенко, который широко известен не только как артист кино и театра, но и как создатель аудиокниг и аудиоспектаклей.
Подкасты "Писательской Свободы" будут выходить ежемесячно. Первый эфир - "Ночные дороги" бывшего журналиста РС и писателя Гайто Газданова - состоится в воскресенье, 28 января, в полдень по московскому времени.
Проект будет доступен в социальных сетях "Свободы", на популярных подкаст-платформах, на
YouTube-канале Радио Свобода Live и
странице Студии подкастов Радио Свобода.
Оригинал:
www.svoboda.org web.archive.orgСкриншот См. также:
-
Новый подкаст "Писательская Свобода". Народный артист России Александр Филиппенко читает литературную классику - авторов Радио Свобода //
www.svoboda.org Скриншот В первом выпуске - фрагмент из романа Гайто Газданова "Ночные дороги". Газданов работал на "Свободе" с самого начала - с 1953 года.
- 28.01.2024
Александр Филиппенко читает фрагмент из романа Гайто Газданова «Ночные дороги» //
www.youtube.com: Радио Свобода В новом подкасте «Писательская Свобода» народный артист России Александр Филиппенко читает литературную классику - авторов Радио Свобода.
Мы начинаем с Гайто Газданова, классика не только «Свободы», но и писателя мировой величины. Газданов-редактор возглавлял на станции отдел новостей в 1950-е годы. До этого он в течение многих лет работал ночным таксистом в Париже. Его роман вышел в тот самый год, когда Радио Свобода начало свое вещание - в 1953-м. Роман «Ночные дороги».
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/7664887/7664887_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/7665593/7665593_original.jpg)
-
Газданов, Гайто //
Википедия Гайто́ Газда́нов (осет. Гӕздӕнты Гайто, настоящее имя - Гео́ргий Ива́нович Газда́нов, осет. Гӕздӕнты Иваны фырт Георгий; 23 ноября (6 декабря) 1903, Санкт-Петербург - 5 декабря 1971, Мюнхен) - русский писатель-эмигрант, прозаик, литературный критик.
С 1953 года и до конца жизни Газданов работал журналистом и редактором на радио «Свобода», где, под псевдонимом Георгий Черкасов, вёл передачи, посвящённые русской литературе. Через три года становится главным редактором новостей (в Мюнхене), в 1959 возвращается в Париж корреспондентом Парижского бюро Радио «Свобода». В 1967 его опять переводят в Мюнхен как старшего, а затем главного редактора русской службы.
- 29.01.2024
Александр Филиппенко об умирании власти и вечной классике //
www.youtube.com: Радио Долин Скриншот В гостях у «Радио Долин» - легендарный актер Александр Филиппенко!
Больше 40 лет в лучших советских и российских театрах: от любимовской «Таганки» до «Гоголь-центра». Больше 100 ролей в кино: у Германа, Захарова, Митты. Больше десяти моноспектаклей и литературных концертов: по Солженицыну, Гоголю, Зощенко, Жванецкому и Довлатову.
В 2022 году Александр Георгиевич исполнил главную роль в фильме «Пациент №1» Резо Гигинеишвили - о последних дня советского генсека Черненко. Об этой и других знаковых ролях, о работе с великими режиссерами и великими текстами Александр Георгиевич рассказал в интервью Антону Долину. А еще прочитал любимые стихи Булата Окуджавы, Юрия Левитанского и Бориса Пастернака.
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/7665079/7665079_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/7665179/7665179_original.jpg)
-
Долин, Антон Владимирович //
Википедия Скриншот Анто́н Влади́мирович До́лин (род. 23 января 1976, Москва)[3] - российский журналист, кинокритик, радиоведущий, кинообозреватель телепередачи «Вечерний Ургант» на «Первом канале» (2012-2020)[4], главный редактор журнала «Искусство кино» (2017-2022).
В начале марта 2022 года сообщил, что уехал из страны, после чего исполняющим обязанности главного редактора был назначен Станислав Дединский[25]. 16 марта 2022 года Долин сообщил о том, что более не является главным редактором журнала. 14 октября 2022 года Минюст России внёс Долина в список СМИ - «иностранных агентов».
- 10.02.2023
Актер Александр Филиппенко, опубликовавший фото в украинской вышиванке, уехал из России //
voiks Народный артист России Александр Филиппенко уехал из России, рассказала «Дождю» его дочь Александра Филиппенко.
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/6372583/6372583_600.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/6283001/6283001_original.jpg)
- 11.02.2023
Елена Ямпольская: Сообщают, Филиппенко уехал в Вильнюс //
voiks Мы с Филиппенко дружили много лет. С момента первого интервью, которое я брала у него еще студенткой. И - по нисходящей - до 2014-го. С годами все чаще подтрунивали друг над другом: он - над моим «имперским сознанием», я - над унылым репертуаром, к которому он начал склоняться, предпочитая художественному высказыванию политическое.
-
Актер театра и кино Александр Филиппенко на сцене 4-го Международного гражданского форума «Пилорама». Моноспектакль «Один день Ивана Денисовича» (июль 2008 г.) //
www.gulag-perm36.org ![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/7682210/7682210_900.jpg)
- 01.06.2015
Вдова Солженицына о застройке вокруг музея писателя в Кисловодске: Он это описал в крохотке «Позор» //
voiks Длившаяся шесть лет реставрация дома-музея Александра Солженицына в Кисловодске завершена. Посмотреть на то, что получилось, приехали вдова писателя Наталья Дмитриевна и его сын Ермолай Солженицын, а также режиссер и депутат Станислав Говорухин и актер Александр Филиппенко. Последний еще и выступил с миниатюрами Солженицына «Крохотки» в филармонии Кисловодска.
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/854483/854483_original.jpg)
- 24.01.2016
«Солженицын мне написал: попутного ветра» //
www.teatral-online.ru voiks За моноспектакль по Солженицыну «Один день Ивана Денисовича» Александр Филиппенко в 2009 году удостоился самой массовой премии зрительских симпатий «Звезда Театрала». Первой сценической площадкой спектакля послужил Овальный зал Библиотеки иностранной литературы, затем были гастроли по всей стране и временное пристанище в театре «Практика». Сейчас спектакль обретает новую жизнь, поскольку его приютил у себя Театр имени Моссовета...
Александр Филиппенко: Конечно, и всегда играю этот спектакль в классическом костюме. А придуманная Боровским карта ГУЛАГа, испещренная черными точками, разбросанных по всей стране лагерей, - это основа в моем спектакле... На вечер пришла Наталья Дмитриевна Солженицына, и мы проговорили с ней целый час. Между нами состоялся чудесный разговор. И я думаю, что Наталье Дмитриевне понравилась постановка, потому что она и потом не раз приходила на спектакль и даже давала советы, как найти ключ к точному образу Шухова. Например, сказала: «Александр, меньше графики, больше акварели. У Шухова нет готовности к восстанию. Внутреннее смирение, но при глубоком чувстве достоинства. Вы знаете, у него такое «тихое достоинство». Ковыль клонится, но не ломается. Не хитрить - вот это важно. Чистая радость, не ястребиная. Не злобливость, не злопамятность».
Я ответил Наталье Дмитриевне, что наш ректор Щукинского училища Борис Евгеньевич Захава в свое время поставил бы за это зачет по режиссуре. А вот Александр Исаевич, к моему сожалению, спектакль не видел, но передал через Наталью Дмитриевну мне книгу с автографом: «Александру Георгиевичу Филиппенко - попутного ветра! 25 мая 2006 года»
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/7682646/7682646_original.jpg)
- 11.12.2018
Наблюдатель. Солженицын. 100 лет. Эфир 11.12.2018 //
voiks- 09.12.2020
Наблюдатель. Александр Солженицын. Между каторгой и наградой. Эфир 09.12.2020 //
voiks Тема: Александр Солженицын. Между каторгой и наградой.
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/3048680/3048680_original.jpg)
- 15.02.2012
А.И. Солженицын в театральной судьбе Александра Филиппенко //
www.relga.ru Для Александра Филиппенко нет запретных тем в искусстве. Благодаря кинематографу он стал самым ярким представителем «темных сил», сыграв Азазелло, Коровьева, Кощея, Смерть и прочую нечисть. Однако в театре это совершенно иной артист - мастер комедии и гротеска, в творчестве которого в последние годы все громче звучит гражданский протест. «Сон Гафта», «Предбанник» и спектакли по Солженицыну - лишь некоторые звенья столь сложной цепи. Недавно артист представил зрителям сложный эксперимент, скрестив «Крохотки» с музыкой Шостаковича. Об актуальности Солженицына, непредсказуемых поворотах судьбы и роли случая в своей жизни Александр Филиппенко рассказал в интервью «Театралу».
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/7682480/7682480_original.jpg)
- 03.08.2013
Память Александра Солженицына почтили в Донском монастыре ценители его творчества из разных стран мира //
voiks Актер Александр Филиппенко сообщил, что в декабре в Пушкинском музее готовится литературно-музыкальная композиция, посвященная 95-летию со дня рождения Александра Солженицына. "С Натальей Дмитриевной Солженицыной мы готовим концепцию этого вечера, - отметил актер. - Возможно, мы добавим музыку Шостаковича. Произведения Солженицына настолько напряженны, что по сравнению с ними, по словам Натальи Дмитриевны, "на Шостаковиче мы отдыхаем". В течение пяти лет Александр Филиппенко читает в театре "Практика" "Один день Ивана Денисовича", готовит другие литературные композиции.
- 09.12.2013
Интервью Натальи Дмитриевны Солженицыной //
voiks Наталья Солженицына: Это небольшие размышления-эссе Александра Исаевича под названием «Крохотки», которые будут перемежаться с прелюдиями Шостаковича. Исполнять будет наш прославленный Государственный камерный оркестр России, в прошлом оркестр Рудольфа Баршая. А читает «крохотки» легендарный Александр Филиппенко. Я думаю, что и для любителей музыки, и для любителей весомого слова это будет концерт-подарок.
- 03.08.2018
Память Александра Солженицына почтили в Донском монастыре //
voiks.livejournal.com "Очень много писем он писал. И главный его принцип - это "Жить не по лжи", - считает народный артист России Александр Филиппенко. - Пусть каждый выберет, остается ли он сознательным слугой лжи, и не пришла ли ему пора отряхнуться и стать честным человеком".
- 01.08.2019
Найти дом для Ивана Денисовича //
voiks Актер Александр Филиппенко - мастер высочайшей пробы, его моноспектакли и сольные вечера неизменно собирают аншлаги. Он рассказал нашему корреспонденту о сложной истории своего моноспектакля «Один день Ивана Денисовича».
-11.12.2015
"Салют, Исаич!" //
www.svoboda.org Александр Филиппенко: В жизни актера случай играет главную роль. И вот сегодня можно долго говорить, почему я здесь, как я здесь. Но в итоге я очередной раз готовлю - после долгих и многих разговоров с Натальей Дмитриевной - восстановление спектакля "Один день Ивана Денисовича". Я только что из дирекции Театра Моссовета. Потому как полтора года я уже не играю в театре "Практика". И как точно сказала Наталья Дмитриевна: "Александр, вы подумайте, "Иван Денисович" уже полтора года без дома! Найдите ему дом!"
Я регулярно сюда приходил 11 декабря, регулярно играл этот спектакль. Все равно люди чувствуют все-таки какой-то свет в конце тоннеля. Это видно по их заплаканным глазам. Что-то такое происходит от этого текста. Кроме того, в моем репертуаре еще и "Крохотки" Солженицына. И конечно, благодарность Наталье Дмитриевне Солженицыной. Мы обсуждаем все мои проекты. Но в конце каждого разговора она всегда говорит: "Хорошо, до звонка, Александр. Нам еще надо встретить 100-летие Солженицына". Поэтому мы начинаем подготовку к 100-летию Солженицына.