Две истории Владимира Соловьёва

Aug 30, 2023 10:14



Сетевое издание «Смотрим» | Полный контакт | 30 августа 2023 10:14

Кравцов: информация об исключении классиков из программы не соответствует действительности




Министр просвещения России Сергей Кравцов прокомментировал в эфире у Владимира Соловьева некоторые нововведения, которые ожидают школьников с 1 сентября. Министр отметил, что заявления, которые прозвучали о якобы исключении из школьной программы произведений Пушкина и Лермонтова, не соответствуют действительности.

     Фрагмент передачи:

Владимир Соловьев: Много критики раздавалось в адрес министров, министерства, очень жесткая. Как это часто бывает, думали, что наша власть будет отмалчиваться, что не ответит. Нет, мне позвонил министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов и сказал: Володя, давай я приду в студию и всё расскажу, отвечу на все вопросы. Тем более, что можно сказать, что по количеству и типу заявлений мы имеем дело с информационной атакой на министерство, которая связана как с появлением нового учебника истории, так и с теми новшествами, которые ожидают школьников с 1 сентября. Сергей Сергеевич, спасибо, что пришли. Скажи мне, но самый главный вопрос, уже сейчас все задают: что с Пушкиным?




Сергей Кравцов: Добрый день! Добрый день уважаемые коллеги! Я вначале скажу по поводу критики и по поводу этой информационной войны, которая идет. Не все хотят того, чтобы наше образование было сильным, потому что, к сожалению, в 90-е года псевдолиберальные идеи пытались захватить и экономику, сейчас не буду вдаваться, но прежде всего социальную сферу и образование, когда каждая школа фактически работала по своей программе, тысячи учебников. Напомним, по истории у нас было более 50 учебников. Пятьдесят разных историй и не говоря уже по естественнонаучным предметам. Система воспитания была исключена из школы, а школьное образование рассматривалось как услуга.

И сегодня, когда мы строим суверенную систему образования, возвращаем единое образовательное пространство, фактически с 1 сентября единые программы, государственные учебники, государственная информационная система, то есть государство возвращается в образование. И наша ответственность за детей до 18 лет, чтобы они получали качественное образование и воспитывались на основе традиционных духовно-нравственных ценностях, которыми всегда сильна наша страна, знали историю и культуру.




Поэтому, конечно, в том числе те заявления, которые прозвучали о якобы исключении Пушкина, Лермонтова не соответствуют действительности. Это в страшном сне нельзя представить. Просто, когда, я так понимаю, увидели демоверсию, не обратили внимания, что проверка знаний произведений наших классиков, выдающихся классиков и восемнадцатого и начала девятнадцатого века происходит в рамках экзамена в девятом классе. А в старшей школе, это, кстати, было и в советское время, изучаются произведения конца девятнадцатого века, двадцатый век, и в ЕГЭ проверяются знание этих произведений.

Но! Экзамен по литературе состоит из двух частей. Помимо проверки знаний самих произведений, есть сочинения. И вот как раз темы сочинений, они основываются на нашей классике, и на произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, также есть сочинения, которые пишут все одиннадцатиклассники, потому что литературу сдают порядка 15 процентов, все одиннадцатиклассники пишут в декабре сочинения. Так вот, темы сочинений также на основе наших выдающихся поэтов и писателей, в том числе Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Толстого. Поэтому наоборот, в программе по литературе, у нас сегодня единая программа по литературе будет с 1 сентября всё.

Вот я взял с собой эту программу, есть произведения те, которые, как я уже говорил, в советское время изучались, и добавлены произведения в старшую школу: Островского “Как закалялась сталь” - в своё время просто исключили, Фадеева “Молодая гвардия”, Богомолова “В августе сорок… [Пауза. Владимир Соловьев: четвёртого] … четвёртого” года, да. Поэтому я всем рекомендую посмотреть программу и в этом убедиться.




Владимир Соловьев: А кому это было надо, кто это забросил? Установили первоисточник?

Сергей Кравцов: Я не сторонник искать, вот честно говоря, первоисточник. Я сторонник делать дело.

Владимир Соловьев: А это и не вам надо делать, Сергей Сергеевич. По идее по заявлению министерства хорошо бы, если бы это сделали компетентные органы. В этом есть явные признаки идеологической диверсии.

Сергей Кравцов: Я думаю, что компетентные органы работают в этом направлении. Еще раз скажу, что для нас, для министерства важна та ответственность, которую мы несем за детей и организацию образовательного процесса таким образом, как я уже сказал, чтобы наши ребята, школьники были лучшими в мире, чтобы у нас была лучшая система образования. И сегодня, вот вы в кофте СССР...

Владимир Соловьев: Да!

Сергей Кравцов: Я думаю, не случайно.

Владимир Соловьев: Абсолютно!




Сергей Кравцов: Потому что в советское время, да, я сам заканчивал школу в советское время, были проблемы. Это мы все прекрасно понимаем. Но то, что была система школьного образования, в этом смысл - система, и она давала лучшие в мире результаты - это очевидно. Что означает система? Значит программы, самое главное - содержание, что изучать - разрабатывалось на федеральном уровне, в Академии педагогических наук лучшими специалистами, учеными. А когда содержание отдали на уровень школы, и фактически сам учитель должен разработать свою программу, мы понимаем, до чего это произойдет. Или несколько учебников истории. Поэтому в законе принята норма, что с 1 сентября федеральные программы, в которых четко определено содержание чему и как учить. И за пять лет мы создадим государственные учебники.

Вот первый учебник - “История России”. О нем тоже много говорили, и много всяких сплетен и атак. То, что сейчас об этом не буду говорить, я всем рекомендую его почитать и убедиться в том, что здесь, во-первых, очень глубоко, на основе архивных данных, здесь в том числе и новые разделы о Специальной военной операции, о вхождении в состав нашей страны новых регионов Донбасса, Херсонской, Запорожской областей, о наших героях.




И впервые, я сегодня об этом впервые скажу, мы сейчас подготовили тематическое планирование под учебник истории, сколько часов отводить под ту или иную тему. Потому что, допустим, в “Истории России” 10 класса треть учебника посвящена Великой Отечественной войне, но если не будет тематического планирования, сколько часов на Великую Отечественную войну, то, допусти, в какой-то школе решат это за два урока пройти. Поэтому мы, это было так же и в советское время, вот эта система, когда точное количество часов мы определяем, ну, специалисты, методисты, на то, чтобы усвоил школьник соответствующий материал.

Владимир Соловьев: И сколько часов на Великую Отечественную войну?

Сергей Кравцов: У нас порядка 500 часов на историю, треть часов - это порядка 150-170 часов, достаточно серьезно. Плюс мы рекомендуем соответствующие фильмы, литературу дополнительную, архивные материалы, в том числе Минобороны.

Владимир Соловьев: То есть соответствующие фильмы, это то, что так долго говорил Карен Георгиевич Шахназаров, чтобы мы использовали…

Сергей Кравцов: Да, чтобы мы смотрели наши фильмы, в том числе “Семнадцать мгновений весны”, юбилей которого мы отмечаем в это году и т.д. Поэтому хотел бы вам подарить учебники.

Владимир Соловьев: Спасибо.

Сергей Кравцов: Пожалуйста. Еще важно, о чем хотел бы сказать. Вот вы говорили по поводу НВП, мы это обсуждали с вами…
<…>




Владимир Соловьев: А я хочу обратить ваше внимание, что учебник “Истории России” написан двумя выдающимися политическими и научными деятелями - Мединский и Торкунов. Я вообще не припомню, когда в последнее время учебники писались бы столь значимыми и глубокими людьми. Это тоже очень и очень о многом говорит. И об отношении государства, и мы может быть пригласим авторов учебника отдельно, чтобы поговорить, и тогда будут ответы на вопросы как оценивать эпоху Ельцина, Горбачева, день сегодняшний. Но это будет в следующий раз. Сергей Сергеевич, спасибо большое!

Оригинал: smotrim.ru



TRELI.ru | 20.05.2009, 18:20 | Владимир Соловьев

В борьбе за правду

Я хочу затронуть очень важную тему. При президенте Российской Федерации создана Комиссия по борьбе с фальсификациями истории в ущерб интересам России. Члены комиссии обещают бороться с неправильными трактовками истории разными методами вплоть до экономических санкций. Мне интересно, что думаете вы по этому поводу, потому что все это очень неоднозначно.



"Дмитрий Медведев подписал во вторник указ о создании Комиссии по борьбе с фальсификациями истории"

Дмитрий Медведев подписал во вторник указ о создании Комиссии по борьбе с фальсификациями истории, и вот что меня несколько удивило. Комиссию возглавит руководитель администрации главы государства Сергей Нарышкин. Зампредами назначены: замглавы министра образования и науки Исаак Калина, помощник руководителя администрации президента Игорь Сирош. Двадцать восемь человек - представители МИДа, ФСБ, СВР, Росархива, депутат Госдумы Сергей Марков, член общественной палаты Николай Сванидзе, глава российского Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая, глава института Всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Ответственным секретарем назначен начальник департамента управления президента по внутренней политике Иван Демидов.

У меня, честно говоря, создание этой комиссии вызывает очень неоднозначные ощущения. С одной стороны, например, мы с вами хорошо знаем, что, действительно, совершенное безобразие творится на Украине - героизация бандеровцев и дивизии СС Галичина. Мы с вами хорошо знаем те безобразия, которые происходят в Прибалтике, в Европе такая же тенденция. С другой стороны, я не могу не отнестись очень серьезно к замечаниям, которые сделали и Николай Злобин у себя в блоге, и Александр Минкин в великолепной статье в «Московском комсомольце». Они очень много справедливых вопросов задают. Они говорят - это все несколько напоминает времена прошедшие, такая жестокая идеологизация.

Посмотрите, кто состоит в этой комиссии. Например, Калина хорошо известен как активный сторонник внедрения в школе учебника Александра Филиппова, рассказывающего школьникам об Иосифе Сталине как эффективном менеджере и о суверенной демократии. Ну, ни Демидов, вежливо говоря, ни представители МИДа, СВР не являются историками. Да, по образованию Николай Сванидзе историк, Сергей Марков, наверное, имеет какое-то отношение к истории. Бесспорно, Наталья Нарочницкая и Александр Чубарьян - историки. Но это очень тонкие вопросы, когда история переплетается с политикой. Как определить, что правильно, что неправильно? Вообще сама формулировка - что такое правильная или неправильная трактовка истории? Правильно задает вопрос Александр Минкин, например, сколько людей погибло, мы же до сих пор не знаем. Сталин назвал одну цифру, я точно процитирую статью: «Главный удар вашей новой борьбы направлен на фальсификаторов истории Великой Отечественной войны. Сталин назвал человеческих потерь 7 миллионов, Хрущев - 20, Брежнев - 22, Горбачев - 27, маршал Язов на днях сказал, что мы потеряли 36 миллионов человек». То есть, из пятерых 4 - фальсификаторы истории. Возникает большой вопрос - что у нас в истории является фактом? То, что война началась 22 июня 1941 года? А по чьей вине? Как вы знаете, здесь до сих пор ломаются копья, хотя моя точка зрения однозначная - нападение фашисткой Германии. Но что мы будем делать с фактом Молотова и Риббентропа, как мы будем оценивать Сталина, роль Жукова? Или что, у нас теперь должна быть жестко идеологизированная высказанная правда? Эти вещи, если сейчас не проговорить, то благим намерением Медведева может быть выстлана дорога в такой новый Гулаг.

Я абсолютно согласен с президентом Российской Федерации в том, что необходимо отстаивать интересы нашей страны и надо бороться с искажениями истории, тем более с политизированными искажениями истории. Но, скажите, пожалуйста, какая история тогда является единственно правильной? Что, напечатать учебник партии серого цвета? Шаг влево, шаг вправо - расстрел? Вот такое выстраивание единой линии не должно превратиться в выстраивание единой линии партии. Это, не дай бог, конечно, превратится в «министерство правды». Вот это очень и очень настораживает. Такого быть точно не должно. Поэтому, с одной стороны, согласен со многими, которые возмущаются перегибами, а с другой стороны не очень четко сам сознаю, каким образом пройти между Сциллой и Харибдой. Как правильно оценить роль СМЕРШа, роль Сталина, роль маршала Жукова? Александр Минкин в своей статье пишет, что маршал Жуков великий полководец и герой-победитель, но есть документальные доказательства жестокости и его вины в напрасной гибели солдат. Фронтовик Виктор Астафьев, знаменитый русский писатель о Жукове отозвался так: «Это выкормыш «отца и учителя»! Какой браконьер русского народа! Он и товарищ Сталин сожгли в огне войны русский народ и Россию». За это что с Астафьевым будем делать, задает вопрос Александр Минкин. Очень сложный вопрос.



Соловьев: "Когда в составе комиссии появляются такие люди, как ФСБ и прочие, я несколько теряюсь. Я просто совершенно не могу понять: зачем там представители МИД, ФСБ, СВР?"

А главное, когда в составе комиссии появляются такие люди, как ФСБ и прочие, я несколько теряюсь. Я просто совершенно не могу понять: зачем там представители МИД, ФСБ, СВР? Росархив - понимаю. Историки - понимаю. Общественная палата - понимаю. Наталья Нарочницкая - понимаю, приветствую. Естественно, глава Института истории. А вот силовики зачем? Смысл какой? Мне просто казалось, что сначала необходимо, чтобы собрались историки и сказали: вы знаете, с одной стороны есть теория Фоменко и прочая, не выдерживающая никакой серьезной исторической критики. С другой стороны преподавательница академии Генштаба пишет книги «Хазария против Святой Руси», которая, вежливо говоря, не то, что беллетристика, а до смешного доходит. Просто выдумывают все, чего не лень, но есть же какие-то пределы. Конечно, необходимо бороться с невежеством в истории. Необходимо, конечно, расшифровывать и показывать, но мне просто кажется, что есть какие-то очень четкие критерии, притом абсолютно юридические, что должно быть близко Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Например, у нас есть решение Нюрнбергского трибунала. Вот по решению Нюрнбергского трибунала то, что сейчас делают и Украина, Прибалтика и прочие - это нарушение закона, вот здесь сразу вопросов нет. Но у нас не было никогда Нюрнбергского разбирательства по роли Сталина.

Я абсолютно поддерживаю Сергея Кужугетовича Шойгу, который говорил, что надо вводить вплоть до уголовного преследования за принижение роли России, роли Советского Союза в Великой Отечественной войне. Я согласен с озабоченностью, которую высказал президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медеведев в своем обращении на видеоблоге перед 9 мая. Но когда речь идет о комиссии… Я понимаю, когда комиссия ставит задачи изучения какого-то вопроса, координирует деятельность министерств, пытается понять. Понимаю. Но вот неправильная трактовка истории… А какая правильная? Что мы тогда объявляем правильной трактовкой истории? Главное - сама формулировка, да? А правильная - она же все равно трактовка. То есть мне кажется, мы вторгаемся в очень тонкую область довольно механистично, что может привести к самым неожиданным и даже губительным последствиям при всех благих намерениях.

С другой стороны, Израиль жестко преследует всех тех, кто пытается отрицать холокост. Если кто-то попытается отрицать роль нашей страны, как это сейчас происходит, например, в Прибалтике и на Украине, когда нас пытаются поставить чуть ли не на одну ступень с фашистской Германией. С этим, конечно, надо бороться. И я понимаю мотивацию, как мне кажется, и идею, которая за этим стоит, потому что, действительно, мы - народ-победитель, и всех тех, которые пытаются очернить или исказить, хочется наказать. Но как? Например, сейчас единоросы внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий уголовную ответственность, от трех до пяти лет тюрьмы, за пропаганду пересмотра итогов Второй Мировой войны. Понимаю. Только что значит пересмотр итогов Великой Отечественной войны? То есть, мы ступаем в такую область, в которой необходимо очень четко все прописывать, очень четко понимать. Ужасно опасно. Можно не удержаться и в такую жуть свалиться, что потом будешь говорить: «Подождите-подождите, я же говорил совсем о другом…» Очевидно, что необходимо бороться с любыми попытками пересмотра, конечно. Очевидно, что необходимо защищать историческую правду, но для начала еще неплохо было бы ее знать. Просто меня очень пугает, чтобы не произошло как все по Данте, чтобы благими намерениями не оказалась вымощена дорога в ад.

Я сейчас, например, открываю очень разные исторические книги. То, что там пишут ужасно, просто ужасно. И то, как учат у нас в школах - ужасно. Ведь одна из проблем, почему мы должны бороться изнутри страны с искажением истории, это из-за того, что безобразное преподавание истории. Но безобразное преподавание истории - это вопрос уже к Фурсенко, и в частности, вопрос к заместителю министра Фурсенко, который находится в этой комиссии. Это глубокий, сложный вопрос, ведь нельзя сказать: «Поезд, стой, раз-два», и поезд остановится. Необходимо констатировать, что происходит гламуризация пропаганды роли Советского Союза и роли советского народа в Великой Отечественной войне. Потому что те фильмы, которые у нас снимаются, при всем уважении, многие из них не имеют никакого отношения к исторической правде. Но кино и не должно иметь отношения к исторической правде. И что мы будем с этим делать, мы будем эти фильмы запрещать? Многие книги, которые пишутся, это версии, и что мы будем делать? Мне очень близка эта идея, пошлем специалистов из СВР уколоть зонтиком перебежчика-резуна? Я «за» с резуном. Но за что? За то, что он написал книги, которые не нравятся? А те книги, которые не нравятся, как мы считаем, мы будем сжигать на кострах? Вот как не перегнуть палку, с одной стороны, защитить память многих миллионов, отдавших свою жизнь за нашу свободу, а с другой стороны - не скатиться в ужасы тоталитаризма, которые мы все уже пережили?

Ниже хочу привести комментарий Леонида Клейна на эту тему:



Леонид Клейн: "Может быть, лучше открыть все архивы, может быть, лучше дать историкам больше покопаться в документах, чем вот такие указы?"

Леонид Клейн: Знаете, книжка Георгия Владимова «Генерал и его армия», в принципе, по некоторой интерпретации может попасть под искажение истории, с чьей-то точки зрения. Хотя Владимов говорит о победе. Я совершенно согласен с тем, что Владимир говорит по поводу того, будем ли мы жечь книги на кострах. Потому что, во-первых, а судьи кто? Кто будет судить? Кто возьмет на себя смелость выступать от имени государства? И всегда ли нужно выступать от имени государства? И не порочит ли, например, какую-нибудь власть прошлую Гоголь «Мертвые души», или Салтыков-Щедрин, понимаешь? Это проблема такая вязкая. Мне кажется, что, с одной стороны, она этическая, а с другой стороны, она, в принципе, мировоззренческая, потому что как можно сказать, что есть истина в истории? Владимир совершенно правильно отметил, я просто готов подписаться под каждым словом, что история - это часто поле интерпретации. Может быть, лучше открыть все архивы, может быть, лучше дать историкам больше покопаться в документах, чем вот такие указы? Да, в странах Прибалтики пытаются сносить памятники, пытаются действительно воспевать эсесовцев. На это больно смотреть, это преступление. Но их-то как раз ведь мы осудить не сможем. Мы не сможем осудить тех, кто за рубежом, мы только сможем побороться за имидж. А те, кто внутри страны, это и плохие книжки по истории, и просто люди, которые пытаются сказать правду. И еще мне кажется, важнейшая и очень больная тема, это тема разделения большой великой Победы и большого террора. Ведь кто-то скажет, что террора не было, и кто-то скажет, что указания на террор, упоминания о терроре это как раз искажение, это очернение.

Соловьев: А мы их отошлем, как было раньше, к 20-му съезду КПСС. А вот этого уже как бы совсем не хотелось делать. О чем я и говорю: идея здравая, но как ее воплотить здраво, и как увидеть, когда здравое превращается в свою противоположность?

Конечно, необходимо бороться с тем безобразием, которое происходит на Украине, в Прибалтике, в Западной Европе, но, тем не менее, важно и с водой ребеночка не выплеснуть. И надо смотреть, в первую очередь, на нашу страну. То есть, комиссия необходима, но, в первую очередь, для того, чтобы навести порядок в наших школах с преподаванием истории. Для того, чтобы мы воспитывали патриотов. Патриот не может быть воспитан без знания истории и любви к своему народу, к своей стране. Ну, давайте сейчас заставим всех верить в единую линию, но какова она? И поэтому у меня есть такой вопрос: извините, а есть ли моральное право у представителей Министерства образования находиться в этой комиссии? Потому что самый большой вопрос именно к ним.

Ну, и, так как мы начали говорить об истории, - один из самых больших знатоков, любителей, ценителей истории, это наш замечательный ведущий Леонид Володарский, мой давний приятель, человек-история, замечательный переводчик, артистичный, умный, тонкий человек, у которого сегодня день рождения. Дорогой Леня, мы тебя поздравляем с днем рождения, желаем тебе всего самого-самого хорошего. Я знаю, как ты непримиримо относишься ко всем исказителям истории, я знаю, насколько в тебе высок дух патриотизма. Надеюсь, что наши слушатели и читатели не будут тебя огорчать несовпадением точек зрения. Ну, а главное, ты будешь по-прежнему нас радовать своим замечательным голосом, блестящим интеллектом, глубокими знаниями.

Владимир Соловьев
20.05.2009, 18:20

Оригинал: treli.ru web.archive.org
Скриншот

См. также:

- 22.08.2023 07:26 Патрушев назвал цель нового российского учебника истории // РИА Новости voiks
     Патрушев: новый учебник истории поможет противодействовать идеям Запада
     МАГАДАН, 22 авг - РИА Новости. Издание нового российского единого школьного учебника истории для старшеклассников поможет противодействовать деструктивным идеям, навязываемым Западом, заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.
     В условиях информационно-психологической войны, развязанной Западом против России, надо обеспечить реализацию государственной информационной политики, направленной на усиление в массовом сознании роли традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, неприятие гражданами навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения, заявил Патрушев в Магадане на совещании по безопасности российского Дальнего Востока.
     "Важно не допускать фальсификации истории, сохранять историческую память, обеспечить преемственность поколений. Этому будет способствовать издание единого для всех образовательных организаций нового учебника по истории для учащихся старших классов, а также работа по разъяснению гражданам внешней и внутренней политики российского государства, целей и задач специальной военной операции", - сказал Патрушев.




- 30.08.2023 Кравцов: исключение Пушкина из программы "нельзя представить и в страшном сне" // voiks
     Заявления о том, что из экзаменационных заданий в школе исключены произведения Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, не соответствуют действительности, заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. По его словам, такое невозможно представить даже "в страшном сне".




- 01.09.2023 Изъятие из кодификатора ЕГЭ Пушкина, Гоголя и Лермонтова - это начало дерусификации нашей страны // voiks
     Недавно общественность обнаружила отсутствие в кодификаторе ЕГЭ по литературе классиков нашей литературы Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Разразился скандал. Но вместо того, чтобы исправить это или НОРМАЛЬНО объяснить причину, началась возня с противоречивыми объяснениями разных ведомств, обвинениями в войне с великим министерством, объявлениями общественности врагом, а также липовыми опросами, призванными спасти репутацию министерств.




- 01.09.2023 Ласковый телок сколько маток сосет? Какие ценности будут прививать в школе // ИА Красная Весна voiks
     Параллельно с СВО на Украине, наращиванием русофобской истерии в мире и культурой отмены на Западе всего русского, внутренняя жизнь в России идет своим чередом. То там, то тут возникают разные скандалы. Но наиболее болезненно, конечно, воспринимаются те из них, виновники которых игнорируют фундаментальные изменения в нашей жизни, начавшиеся вместе с СВО.




- 26.04.2023 «Избранные» выдержки из учебника истории для 10 класса под редакцией Торкунова // voiks
     А это - «избранные» выдержки из учебника истории для 10 класса под редакцией Торкунова, который является одним из трёх линеек учебников, одобренных ФГОС.



Владимир Путин награждает Анатолия Торкунова орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 2000 год

- 12.09.2023 Ошибки, фальшивки, предвзятость. О новом учебнике "История России" (2023)" // voiks
     С.Обухов, Е.Спицын, Н.Асонов, В.Багдасарян (12.09.2023)




- 19.05.2009 Александр Минкин. Работа над ошибками // «Московский комосомоле» voiks

МГИМО, Мединский Владимир, история, Кравцов Сергей, Нарышкин Сергей, комиссия, образование, Минобр, Единая Россия, Соловьев Владимир, идеология, Торкунов Анатолий, Нюрнберг, СМЕРШ, фальсификация, ЕГЭ, Шойгу Сергей, Медведев Дмитрий, учебники

Previous post Next post
Up