Товарищи Красные Броневики!

Jun 26, 2023 21:00



СТРАНА И МИР | 26 июня 2023 | Дмитрий Ратников
Власти Ленобласти пытаются переименовать поселок Красный Броневик



ФОТО автора

Уже десятый год, как власти Ленинградской области пытаются переименовать поселок Красный Броневик Бокситогорского района. Однако единственное, что пока удалось, - изменить статус населенного пункта на деревню.

Будучи в 2013 году на экскурсии в Антониево-Дымском монастыре, расположенном в Красном Броневике, я узнал от гида легенду о появлении этого топонима. Якобы­ ­после революции в обитель приехал броневик и разогнал насельников, вот в новом названии и увековечили те события.


Заинтересовавшись той историей, направил в адрес Больше­дворского сельского поселения запрос: «Считает ли администрация и совет депутатов возможным и логичным, учитывая непрекращающийся поток туристов и паломников в этот монастырь, инициировать процесс переименования поселка Красный Броневик в поселок Дымский - по Антониево-Дымскому монастырю и основному географическому объекту - Дымскому озеру?». Глава администрации Николай Олин обещал обсудить этот вопрос с коллегами и депутатами, и власти сельсовета действительно загорелись идеей пере­именовать поселок. В 2014 году ее вынесли на обсуждение Законодательного собрания Ленинградской области, депутаты в целом просьбу поддержали. Вот только мнение жителей на сей счет властям, как сообщал ТАСС, выяснить не удалось - в поселке постоянную прописку имели на тот момент два человека, но один из них проживал в США, а местонахождение второго вообще было неизвестно.

Пытался привлечь к проблеме и Санкт-Петербургскую епархию, однако на мое обращение там не отреагировали. Зато тогдашний игумен Антониево-Дымского мужского монастыря Константин Бузин (епископ Игнатий) заявил, что переименование позволит активнее привлекать паломников с последующей регистрацией в данном месте, что даст обители возможность развиваться. Свое обращение в адрес губернатора Александра Дрозденко написал и епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (в миру Михаил Дячина).

Тем не менее переименование так и не состоялось. Если не считать того, что областным законом была изменена категория населенного пункта: теперь это не поселок Красный Броневик, а деревня. А в 2019 году глава администрации Бокситогорского района Сергей Мухин обратился в «Упрдор «Северо-Запад» (структура «Росавтодора», ответственная за федеральные дороги региона) с просьбой демаркировать указатель с топонимом Красный Броневик, «оставив только указатель на Антониево-Дымский мужской монастырь».

«Затяжная процедура переименования связана с определенными нормами законодательства. На сегодняшний день зарегистрированных жителей в деревне Красный Броневик нет, что не требует указания на информационном дорожном знаке на выше обозначенный населенный пункт», - обосновал Мухин свою инициативу. «Северо-Запад» прислушался и заклеил топоним синим скотчем. Теперь указатель выглядит несколько курьезно - с большим синим полем в верхней части.

Но вот само переименование, судя по всему, все‑таки не случится. Дело в том, что федеральный закон о географических названиях приводит исчерпывающий список оснований для такой процедуры. Среди них - возвращение исторического названия. В данном случае это не подходит, поскольку до советской власти монастырь не имел статуса населенного пункта, а потому и не мог носить название Дымский. Вероятно, уже после войны на территории монастыря создали коммуну «Красный броневик», позднее ставшую совхозом. Впервые в документах поселок Красный Броневик появляется в 1966 году.

В современной российской истории, однако, случалось, когда переименование не было связано с возвращением прежнего названия. Скажем, в 2019 году село Центарой в Чечне стало Ахмат-Юртом. Но это тоже допускается: переименование возможно для устранения дублирования, а в той же Чечне есть еще один Центарой. Еще раньше, в 2015 году, амурский Углегорск стал городом Циолковский, хотя он тоже прежде никогда не носил имени ученого. Но тут де-­юре никакого переименования не было: согласно федеральному закону, это было «присвоением образованному в Амурской области городу наименования Циолковский». Иными словами, если на месте деревни Красный Броневик будет создан новый населенный пункт, ему можно будет дать название Дымская (или Дымский). Иных вариантов закон не предусматривает. Либо можно вовсе упразднить деревню, если и правда в ней не осталось ни одного прописанного жителя.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7443) от 26.06.2023 под заголовком «Броневик не стронуть с места».

Оригинал: spbvedomosti.ru
Скриншот



Плакат - воззвание к водителям бронеавтомобилей Управления броне-частей 14 армии РККА. Отпечатан в типографии Политотдела Реввоенсовета 14-й армии ориентировочно в начале 1920-х годов. В обращении содержится призыв к стойкости в борьбе с Антантой, а также о необходимости овладевать профессиональными знаниями.
little-histories.org



Книжная летопись. 1920-09-28. Отдел II. Листы, плакаты, воззвания



"Известия", 25 июля 2001, №132 | Автор: Сергей МАКСИМИШИН (фото автора)
Отче Антонию, радуйся!
В глухих новгородских лесах православная Русь XXI века возвращается в век XII


Монах Антоний пришел на берег Дымского озера, оставив высокий пост настоятеля Новгородского Хутынского монастыря - уже тогда, в конце ХII века, считавшегося одним из оплотов русского православия. Антоний ушел тайно, и лишь через три года до Новгорода дошла весть о том, что бывший игумен принял аскезу и наложил на себя неслыханное до той поры на Руси послушание - "стояние на водах". 30 лет инок Антоний молился, стоя на гранитном камне посреди затерянного в глухих лесах Дымского озера. Уже при жизни старца почитали святым. К месту подвижничества, освященному неусыпной молитвой, приходили паломники и монахи. Рядом с озером вырос монастырь, который после смерти Антония Дымского - по преданию он прожил 67 лет - назвали его именем.

За 800 лет своего существования монастырь четырежды был разорен: в XIV веке его сожгли монголы хана Едигея, в XVII - шведы разрушили монастырские здания, в конце XVIII - монастырь был закрыт по указу Екатерины II, проводившей политику частичного изъятия церковных земель... В 1922 году в монастырские ворота въехал броневик с красноармейцами, которые объявили о национализации всего имущества. В память об этом событии выросший вокруг монастыря поселок до сих пор носит данное большевиками название Красный Броневик. В монастырских постройках сначала разместили дом престарелых, потом здания передали одному из местных заводов - под дом отдыха для рабочих. С середины 80-х годов монастырь пустовал, постройки разрушались и разворовывались. В 1994 году землю и остатки строений местные власти передали соседнему Тихвинскому мужскому монастырю.


Тогда же поселился в руинах и отец Варфоломей - единственный монах, который постоянно живет в монастыре и с помощью пяти добровольцев-"трудников" занимается его восстановлением. Он же, отец Варфоломей, ведет на территории монастыря раскопки в поисках утраченных мощей святого Антония. По преданию, еще в ХIV веке, спасая реликвию от монголов, монахи закопали мощи на территории монастыря, а принадлежавшие святому вериги и железную шапку затопили в озере. Оставшиеся в живых после резни монахи шапку и цепи так и не нашли, а мощи, справедливо опасаясь повторения набегов, извлекать не стали, построив над местом захоронения гробницу, к которой и приходили на поклонение тысячи паломников со всей Руси. В советские времена гробницу разрушили, монахов разогнали, а одного - не пожелавшего уйти отца Иону - расстреляли.

Местных жителей, помнивших, где захоронены мощи, уже нет в живых. Шесть лет отец Варфоломей копает траншею за траншеей в поисках святыни. Месяц назад под одной из опор разрушенной арки главного входа в монастырь монах нашел гроб с останками человека. Варфоломей очень надеется, что человека этого звали Антонием, и с замиранием сердца ждет результатов работы комиссии по идентификации. Смущает то, что на останках не было нательного креста, но монах думает, что его забрали большевики, вскрывавшие, как говорят местные жители, могилу.

...Лишь один раз в году нарушается покой затерянного в лесах Дымского озера. Паломники и монахи окрестных монастырей приходят в день памяти святого, чтобы почтить его и совершить омовение в водах озера. По преданию, трижды проплыв вокруг креста, установленного на камне, на котором молился старец, славя святого Антония и называя имя человека, которому желаете добра, вы приобретаете для этого человека благосклонное заступничество святого. Обычай этот, существовавший столетия, возродился лишь с приходом отца Варфоломея. Монах рассказывает, что долго не мог найти скрытый под водой камень. И утверждает, что помогло ему знамение: опустившийся на воду белый лебедь нырнул как раз в том месте, где покоится на дне огромный гранитный валун. Еще отец Варфоломей рассказывает, что во время установки креста трижды гремел гром среди ясного неба - в момент выгрузки креста из грузовика, с началом переноски к берегу и в момент касания камня.

Исповедавшись, причастившись и отстояв литургию, паломники крестным ходом через лес и поле отправляются на берег озера. Впереди отец Варфоломей с иконой Святого Антония. На берегу озера молебен. "Славься, Отче Антонию, ангелов собеседник..." Идет сильный дождь. Монахи говорят, что он в этот день всегда идет. Отец Ефимий, настоятель соседнего знаменитого Тихвинского монастыря, прямо в облачении входит в озеро и освящает воду. Набрав полную чашу, окропляет паломников. Женщины повизгивают, дети радуются. Решают, что первыми в воду идут мужчины. Женщины уходят в лес, мужики идут к кресту.




Плыву за ними. Снимать тяжело - байдарку качает и сносит. С какой бы стороны ни остановился - сносит в направлении креста. Дети ласточкой прыгают с камня в воду, вода теплая, никто не хочет выходить. Самые отчаянные паломницы плывут к кресту, не дожидаясь выхода мужчин. Здоровенный монах, описывая очередной круг вокруг креста, во все горло кричит: "Радуйся, Отче Антонию!" Потом без паузы: "Татьяна!" Наверное, Татьяна - это его мать. Или сестра. Или просто знакомая.

Новгородская область

Источник: "Известия", 25 июля 2001, №132, с.7
Скриншот



ТАСС | 9 июля 2014, 15:55
Поселок Красный Броневик в Ленобласти, где возрождают монастырь, станет деревней Дымская

Мнение жителей о переименовании выяснить не удалось - постоянную прописку там имеют два человека, но один из них проживает в США, а местонахождение второго неизвестно

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Наталья Королева/. Поселок Красный Броневик в Бокситогорском районе Ленинградской области, где расположен объект культурного наследия комплекс Антониево-Дымского монастыря, станет называться деревней Дымская. Депутаты Законодательного собрания региона поддержали в среду в первом чтении законопроект губернатора по изменению категории населенного пункта и изменению названия.


Мнение жителей об этих изменениях властям выяснить не удалось - в поселке постоянную прописку имеют два человека, но один из них проживает в США, а второй более двух лет не живет по адресу прописки и его местонахождение неизвестно.

Поселок общей площадью 10,2 га расположен на берегу озера Дымское, а 8,5 га территории занимают пастбища и сенокосы. Здесь находится комплекс монастыря, который по преданию был основан около 1200 года преподобным Антонием, а официальный статус обрел позднее с пожалованием грамоты великим князем Александром Невским. В ХIХ веке монастырь обновили, возвели множество каменных построек, но в 1919 году он был упразднен. По рассказам местных жителей, "для разгона монахов пригнали броневик", в честь которого и переименовали поселение, но документов о присвоении статуса поселка современные власти не обнаружили. Возрождением монастыря началось в 1994 году , в 1997 году было подписано решение о передаче строений Церкви. Сюда были перенесены мощи Преподобного Антония из Успенского собора Большого Тихвинского монастыря. Инициатива по обратному переименованию Красного Броневика в Дымскую деревню принадлежит игумену монастыря Игнатию. По его мнению, это позволит активнее привлекать сюда паломников с последующей регистрацией в данном месте, что позволит монастырю развиваться.

Переименование произойдет после внесения изменений в ряд подзаконных документов, после чего власти смогут поменять информационные дорожные знаки на въезд в населенный пункт.

Оригинал: tass.ru






ТАСС | 24 сентября 2014, 12:54
Поселок Красный Броневик в Ленобласти стал деревней, решается вопрос о его переименовании

Мнение жителей о данном изменении специалистам выяснить не удалось: в населенном пункте прописано всего два человека

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Наталья Королева/. Поселок Красный Броневик в Бокситогорском районе Ленинградской области, где находится комплекс Антониево-Дымского монастыря, поменял статус населенного пункта. Решение о присвоении поселку статуса деревни приняли в среду депутаты Законодательного собрания Ленинградской области. Мнение жителей о данном изменении специалистам выяснить не удалось: в населенном пункте прописано всего два человека, но один из них проживает в США - это хранитель иконы Тихвинской Божьей матери, а второй более двух лет не живет по адресу.

Настоятель монастыря, расположенного на территории Красного Броневика, также предложил присвоить новое название - Дымская. По его мнению, это привлечет паломников, которые смогут зарегистрироваться на территории деревни. Но данная инициатива пока находится в стадии обсуждения.

Населенный пункт площадью 10,2 га расположен на берегу озера Дымское. 8,5 га территории населенного пункта занимают пастбища и сенокосы. Здесь находится комплекс монастыря - объект культурного наследия. По преданию, монастырь основал около 1200 года преподобный Антоний, грамоту монастырю (официальный статус) пожаловал Александр Невский. В 1919 году монастырь упразднили. Для разгона монахов пригнали броневик, в честь которого назвали поселение. Возрождать монастырь начали в 1994 году, в 1997 году монастырские постройки передали РПЦ. Сюда перенесли мощи Преподобного Антония из Успенского собора Большого Тихвинского монастыря.

Оригинал: tass.ru




См. также:


- Красный Броневик // Википедия
     Красный Броневик - деревня в Большедворском сельском поселении Бокситогорского района Ленинградской области.
     Название
     Существует легенда, что в революционные годы для разгона монахов Антониево-Дымского монастыря был пригнан броневик, в честь которого и переименовали деревню Дымская, однако документальных подтверждений существования броневика и деревни Дымская не имеется[1].
     История
     Монастырь Антония Дымского упоминается на специальной карте западной части России Ф. Ф. Шуберта 1844 года[3].
          АНТОНИЕВ ДЫМСКИЙ - заштатный Тихвинский монастырь, прихода Тихвинского Введенского монастыря. Озеро Дымское.
          Строений - 12, в том числе жилых - 7. Число жителей по приходским сведениям 1879 г.: 30 м. п., 3 ж. п.[4]
     В конце XIX века деревня административно относилась к Большедворской волости 3-го стана, в начале XX века - к Большедворской волости 3-го земского участка 1-го стана Тихвинского уезда Новгородской губернии.
          АНТОНИЕВ ДЫМСКИЙ - монастырь на монастырской земле при озере Дымское, число дворов - 1, число домов - 7, число жителей: 50 м. п.;
          Церковь, церковно-приходская школа, ярмарка 24 июня. (1910 год)[5]
     Согласно карте Новгородской губернии 1913 года, на месте современной деревни находился монастырь Антония Дымского[6].
     По данным 1933 года, ни посёлка Красный Броневик, ни деревни Дымская в составе Тихвинского района не значилось[7].
     По данным 1966 и 1973 годов посёлок Красный Броневик входил в состав Галичского сельсовета[8][9].
     По данным 1990 года посёлок Красный Броневик входил в состав Большедворского сельсовета[10].
     В 1997 году в посёлке Красный Броневик Большедворской волости проживали 10 человек, в 2002 году - 1 человек (белорус)[11][12].
     В 2007 году в посёлке Красный Броневик Большедворского СП - также 1 человек[13].
     13 октября 2014 года был принят областной закон № 64-оз об изменении категории населённого пункта Красный Броневик - посёлок, в деревню[14].



- Красный Броневик // tochka-na-karte.ru
     На западе Боскитогорского района, в 20 километрах северо-западнее районного центра расположена деревня Красный Броневик. Город Тихвин находится в 15 километрах от деревни. Поселение раскинулось на берегу Дымского озера.
     История
     Старинное название деревни - Дымская. Её история переплетается с историей Антониево-Дымского Свято-Троицкого монастыря, что расположен в деревне. Его основание относится к 13 веку, однако все сведения о монастыре до 15 столетия - недостоверны.
     По преданию, монастырь основан преподобным Антонием в 1240-х годах. После смерти Антония, названного Дымским, его мощи положены в церкви обители и спустя столетие были обретены нетленными. Также считается, что в 1409 году Антониево-Дымский монастырь разрушили отряды хана Едигея (хотя известно, что Едигей в земли Новгорода не дошёл). Первая достоверная дата о монастыре - 1585 год, когда сюда прибыли монахи разрушенного шведами Валаамского монастыря.
     В 17 столетии обитель разоряли шведы, уничтожали пожары. 1655 годом датирована старейшая каменная постройка монастыря. Некоторое время в 18 веке главная церковь монастыря была просто приходской, также в дореволюционное время в при нём работала приходская школа.
     В 1919 году обитель закрыли. Согласно преданию, для выдворения монахов прислали броневик. Якобы после этого деревня Дымская, в течении нескольких столетий существовавшая около монастыря, переименована в Красный Броневик.
     Документально это произошло в 1921 году после организации в стенах обители коммуны «Красный Броневик», которая занималась производством кирпича. В советское время постройки обители активно использовались в хозяйстве. Так, разные здания были заняты школа трактористов, психиатрическая больница, санаторий-профилакторий и склады боскитогорского глинозёмного комбината.






- Сельскохозяйственная артель (колхоз) "Красный Броневик" // fk.archives.gov.by Скриншот
     Сельскохозяйственная артель (колхоз) "Красный Броневик", д. Глинь Курмановского сельского Совета Мстиславского района Могилевской области БССР

- 02.12.1935 Спецсообщение УНКВД по Ленинградской обл. о состоянии красноармейских колхозов в пограничных районах области, по данным на 28 ноября 1935 г. 2 декабря 1935 г. // istmat.org
     В пограничных районах Ленинградской обл. имеется 33 красноармейских колхоза. Органами НКВД выборочно обследованы 23 красноармейских колхоза в Псковском, Гдовском, Кингисеппском, Ораниенбаумском и Куйвозовском районах. Обследованием установлено следующее:
     • Преобладание в красноармейских колхозах некрасноармейских хозяйств. Красноармейские колхозы укомплектованы главным образом крестьянскими хозяйствами из местного населения, вступившими в красноармейские колхозы с расчетом на получение льгот и помощи от государства в виде ссуд, кредитов и т.п., предоставляемых красноармейским колхозам. Таким образом, красноармейские колхозы в пограничных районах Ленинградской обл. являются лжекрасноармейскими и незаконно получают от государства льготы.
     • Значительная засоренность красноармейских колхозов классово враждебным элементом, ведущим в них к.-р. подрывную работу.
     • Отсутствие массово-политической работы среди колхозников. <...>
     Колхоз «Красный броневик», расположенный в 7 км от границы (дер. Логовичи), объединяет 41 хозяйство, из них красноармейских только 9.



- 23.02.1940 Кривицкий А. Любовь народа // «Правда», 23.02.1940, №53 (8099), с.3. Скриншот
     ...В колхозе «Красный броневик» нашли младшего командира запаса, служившего в химическом подразделении одной из частей РККА. Специальных знаний у тов. Шаповалова оказалось вполне достаточно, чтобы стать инструктором ПВХО. Провели запись. Двести колхозников пожелали сдать нормы готовности к противовоздушной и противохимической обороне. Начались систематические занятия, и вскоре село получило первый внушительный отряд значкистов ПВХО. Подготовлено семь инструкторов для руководства постоянными кружками ПВХО в квартальных комитетах.
     Сельсовет помог сколотить кружок ворошиловских всадников. В декабре 1939 года в станицу Елизаветинскую на учебу в районном клубе ворошиловских кавалеристов был откомандирован колхозник Федор Муха. Снаряжали его буквально всем селом. «Труженик поля» дал человека, колхоз «Красный броневик» выделил лошадь и снабдил фуражом, артель «Путь рыбака» обеспечила будущего инструктора конного спорта деньгами. И Федор вернулся в село инструктором. Сейчас в колхозах отобраны лошади для верховой езды. Правление «Красного броневика» закупило седла и клинки, оборудовало манеж. В ближайшие дни кружок ворошиловских всадников приступает к занятиям.
     Стефанидин-Дар, Азовского района Ростовской области






- Максимишин, Сергей Яковлевич // Википедия
     Сергей Яковлевич Максимишин (англ. Sergey Maximishin, родился 29 октября[2] 1964 г., в посёлке Кодыма) - российский фотожурналист.
     Биография
     Родился в 1964 году в поселке Кодыма Одесской области.
     Школу окончил в 1982 году в городе Керчи, Крым.
     В том же году поступил в Ленинградский Политехнический институт на кафедру «Экспериментальная ядерная физика».
     С 1985 по 1987 служил в Советской Армии фотографом военного клуба Группы советских военных специалистов на Кубе. В 88-м году вернулся в институт, совмещал учёбу с работой в лаборатории научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа. С 1996-го по 98-й год учился на Факультете фотокорреспондентов при Санкт-петербургском Доме журналистов.
     Руководил риэлтерской фирмой «Золотой медведь». По словам Максимишина[3]:
     важную роль в моей фотографической карьере сыграл дефолт 98-го года. Если бы не разорилась моя фирма, вряд ли бы у меня хватило духу так круто изменить свою жизнь
     С 1999 по 2003 работал фотокорреспондентом в газете «Известия».
     С 2003 года сотрудничает с агентством Focus, Германия.
     Как фотожурналист сотрудничает с изданиями «Известия», «Огонёк», «Итоги», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Московский комсомолец», Stern, Time, Geo, Business Week, Focus, Corriere della Sera, The Washington Post, The Times, The Wall Street Journal, Newsweek, Liberation, Parool, Der Profile
     Многократный призёр конкурсов Пресс Фото России и World Press Photo.
     В 2007 году выпустил книгу «Последняя империя. Двадцать лет спустя»[1], посвящённую тому, что осталось от одной из самых крупных «империй» на карте мира - СССР. Лучшие снимки, сделанные на территории России и бывших союзных республик - то, чем живут они сейчас, спустя 20 лет после гибели Империи - составили содержание этой книги.

- 06.05.2015 Кочующая ложь на святом, братья и сестры! // tekstus




- 13.03.2023 Астахинея // voiks
     Павел Астахов: Я считаю, что сегодня мы должны больше об этом говорить и понимать, что сегодня не должно быть людей на постах, где принимаются государственные решения, которые безбожники, агностики, не определившиеся, сомневающиеся. Друзья, враг понимает, куда нас бить! <...> Те, кто молится и те, кто идет с Богом, ну, ты ж сам видишь православные батальоны, потери уменьшаются у людей, когда они…




история, топонимика, Санкт-Петербург, переименование, церковь, фальсификация, Известия

Previous post Next post
Up