Чехов на уроке... истории

Oct 26, 2010 00:00



"Грани" | 26.10.2010 | Андрей Сергеев
Чехов на уроке... истории



На церемонии награждения в Москве. Фото на память с министром образования и науки РФ А.Фурсенко.
Светлана Никорук крайняя справа.

Успех! Еще успех!

Во всероссийском конкурсе методических разработок по произведениям А.Солженицына, который проводился газетой “Литература” в 2008-2009 учебном году, С.Никорук стала победителем, ее разработки были опубликованы в одном из номеров названного издания.

Год спустя в республиканском конкурсе методических разработок мероприятия для старшеклассников “Выборы - это важно!” (организатор - Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики) она заняла первое место. Уже в 2010 году педагог удостоена дипломов третьей степени в республиканских конкурсах инновационных проектов “ИКТ в профессиональном творче­стве работников образования” и на лучший элективный курс для профильного обучения “Будущее Чувашии в инновационном мышлении”. В нынешнем году учительница также одержала победу во всероссий­ском конкурсе методических разработок по произведениям А.Чехова, организованном газетой “Литература” совместно с Государственным литературно-мемориальным музеем-заповедником А.П.Чехова в Мелихове и Чеховской комиссией Российской академии наук.

У успешного педагога и воспитанники ей под стать. По итогам по­следних городских предметных олимпиад по истории и общество­знанию четверо ее учеников заняли два первых, второе и третье места. На последней региональной научной конференции молодежи и школьников “Наука. Творчество. Развитие” ученик Светланы Николаевны Александр Соловьев (9-й класс) награжден дипломом первой степени, на всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” девятикласс­ница Евгения Городилова удостоена диплома.

Современный урок

“Рождение любого урока начинается с осознания его конечной цели - чего учитель хочет добиться, - рассказывает Светлана Никорук. - Затем следует установить средства и способы дей­ствий, которые помогут в ее достижении”.

“Возможность выбирать формы и методы, приемы преподавания, - продолжает она, - оборачивается для учителя необходимостью думать самому. В ходе применения новых технологий вместо заучивания готового материала учащиеся выполняют творческие задания. Иными словами, на современном уроке ученики из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса. Это вызывает у них интерес, школьники испытывают чув­ство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы. Так формируется творческий подход к делу, для которого характерны обширность познаний, гибкость, критичность мышления”.

Читая Чехова

Расскажем об одной разработке учителя. Тема “Крестьянский вопрос в рассказе Чехова “Мужики” рекомендована автором к применению на уроках истории России в восьмом и десятом классах в рамках социально-экономического развития нашей страны по разделу “Культура России во второй половине XIX века”.

“Проблема положения земледель­ца в обществе всегда была актуальной для российской творческой интеллигенции, - пишет в пояснительной записке к уроку С.Никорук. - В XIX веке крестьянский вопрос поднимался в программах декабристов, спорах славянофилов и западников, в аграрных проектах всех императоров столетия, остро ставился в русской литературе. Вспомнить хотя бы “Записки охотника” И.Тургенева, “Кому на Руси жить хорошо” Н.Некрасова, “Власть земли” Г.Успенского...”. Рассказ А.Чехова “Мужики” учительница выбрала потому, что произведение “удивительно правдиво, трагично, оставляет неизгладимое впечатление. В нем показаны не только быт, нравы и мировоззрение крестьян, но и их социальная организация, труд, отношение чиновничества к крестьянам после отмены крепостного права”.

Однако не забудем, что речь идет об уроке истории, а не литературы. Для чего тогда на занятии нужен художественный текст? “Цель моей разработки, - сообщает автор, - проанализировать вместе с учениками рассказ А.Чехова как историче­ский источник по периоду пореформенной России (конец XIX в.) и на примере данного художественного произведения рассмотреть возможность познания исторической дей­ствительности средствами искусства (литературы)”. В ходе урока ученики должны выяснить мировоззрение и нравы мужиков, а также то, какими были социальная организация и труд крестьян после отмены крепостного права, как крестьяне относились к переменам, вызванным реформой 1861 года. Главное же - определить, с какой целью писатель обращается к историческому материалу и как широко он его использует в своем рассказе, сделать собственные выводы.

Как указывает С.Никорук, работа носит интегрированный характер - исследование построено на историческом и литературном материалах. На уроке используются технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, приемы “Кластер”, “Чтение с пометками”, “Маркировочная таблица”. Например, чтение с пометками подразумевает, что во время чтения учащийся ставит условные значки: “ü” - уже знал, “+” - новая информация, “-” - думал иначе, “?” - есть вопросы. Затем составляется таблица. Заключительным этапом анализа художественного произведения может стать написание эссе.

Оригинал: www.grani21.ru

См. также:


- 18.07.2013 Грантовый историк // www.grani21.ru
     В список тысячи лучших учителей России, которые в канун профессионального праздника, 5 октября, получат по 200 тысяч рублей, вошли 10 педагогов из Чувашии, среди них - учитель истории и обществознания гимназии № 6 Новочебоксарска Светлана Никорук.
     Она окончила исторический факультет ЧГУ им. И.Н.Ульянова и Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию, преподает с 1992 года, руководит методическим объединением учителей истории, обществознания, права и экономики гимназии.
     Светлана Николаевна неоднократно побеждала во всероссийских конкурсах. Кроме того, педагог в 2010 году выиграла в конкурсе газеты “Грани” “Год учителя - время инноваций”.




- Как воспитать императора? // semyarossii.ru
     Автор Никорук Светлана Николаевна, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск
     Краткая аннотация проекта/творческой работы
     Моя работа посвящена воспитанию и образованию величайшего из императоров России Александра II, что определило его реформаторский потенциал в будущем. В эссе рассматривается система духовных ценностей и образовательная программа В.А. Жуковского, других наставников цесаревича и соотнесение их установок с устремлениями Николая I - главного «заказчика» учебной программы. В написанном эссе использован материал из документального романа Э. Радзинского «Александр II: жизнь и смерть», а также другие источники.

- 16.11.2005 Александр Солженицын: еще не поздно помочь нашим // voiks



- 11.11.2020 Одни делают историю, другие ее пишут // www.grani21.ru
     11 ноября исполняется 30 лет нашим добрым друзьям и медиапартнерам - “Российской газете”.
     Главные законники и силовики высказываются в “РГ” по полной программе. В газете полемичные публикации председателя Конституционного суда Валерия Зорькина. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин дает постоянно эксклюзивные интервью. Да и сам Президент страны Владимир Путин дважды печатал ключевые статьи.
     На “Деловые завтраки” “РГ” приходят главные ньюсмейкеры России. Но и всемирно известный Анджей Вайда, когда ставил “Бесов” в “Современнике”, выбрал трибуной “Российскую газету”. Лейтенант Великой Отечественной писатель Даниил Гранин, выступая в бундестаге в день снятия блокады Ленинграда, в этот же вечер предложил “РГ” свою статью “Простить и помнить”…
     Пять лауреатов Нобелевской премии печатались в “Российской газете”, среди них и Александр Солженицын с пророчеством “С Украиной будет чрезвычайно больно”.
     У “РГ” уникальные колумнисты-публицисты: Павел Басинский, Валерий Выжутович, Андрей Исаев, Федор Лукьянов, Андрей Максимов, Яков Миркин, Леонид Радзихов­ский, Михаил Швыдкой.



- 06.09.2017 Александр Колесников: Наши песни словно копья, пронзающие душу // www.grani21.ru
     Ансамбль народной музыки “Ватага” произвел фурор, выступая этим летом в Новочебоксарске в рамках фестиваля “Родники России”. Песни настолько понравились зрителям, что артисты заслужили многократное “Браво!”. Кто же эти гости с Брянщины? После концерта мы побеседовали с руководителем ансамбля Александром КОЛЕСНИКОВЫМ.
     Наша справка: Ансамбль “Ватага” создан в 2004 году на базе Брянской областной филармонии. За годы существования стал известен далеко за пределами области. В репертуаре коллектива народные песни не только Брянщины, но и в целом южных и западных регионов России. <...>
     - Какие успехи считаете главными?
     - Гран-при на конкурсе “Голоса России”, серебряный кубок международного конкурса “Интерфолк” в Санкт-Петербурге, победу в фестивале “Этника”. С этой программой мы выступали во Франции в Авиньоне - театральной столице Европы. Потом были гастроли во Франции.
     Восемь лет назад я написал песню “Птица белая” в память о жертвах политических репрессий. Впервые исполняли на концерте, где присут­ствовала супруга Солжени­цына, Наталия Дмитриевна. Мы ее будем петь на концерте, посвященном памяти писателя.
     Много работаем в школах. И это считаю очень важной составляющей нашей работы. Она у нас хорошо организована. Мы знакомим детей с коллективом филармонии.
     Если лет десять назад выступление в школе было наказанием для любого коллектива, то теперь видим, как дети смотрят с открытыми ртами, им интересна народная музыка.
     Дети изменились в лучшую сторону. Они находят наши песни и нас в Интернете, общаются, задают вопросы. Сами ролики снимают. Идет закадровая жизнь, и это очень важно.

Никорук Светлана, Солженицына Наталия, Российская газета, образование, Солженицын Александр, Фурсенко Андрей, Минобр

Previous post Next post
Up