19 мая 2023 года 17:05 | Пятигорск
Заседание Совета по межнациональным отношениям
Глава государства по видеосвязи провёл заседание Совета по межнациональным отношениям. Основные вопросы встречи - преимущества современной российской модели государственной национальной политики, интеграция новых регионов в российское социокультурное пространство и корректировка Стратегии государственной национальной политики в условиях внешних вызовов и угроз.
По окончании заседания Президент провёл рабочую встречу с главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Я приветствую вас на заседании Совета по межнациональным отношениям.
Мы с коллегами находимся в Северо-Кавказском федеральном округе. Кстати говоря, можем потом с каждым поговорить, можем часть наших встреч и на завтра перенести, спокойненько обсудим ситуацию в каждом субъекте Федерации.
У нас в повестке дня - Стратегия государственной национальной политики. Она действует более 10 лет. Мы постоянно уделяем внимание вопросам её реализации и понимаем, что в современных условиях она требует актуализации.
Мы видим, какое агрессивное внешнее давление сейчас оказывается на Россию, на всё наше общество. Против нас направлен практически весь арсенал: экономический, военный, политический, информационный, развёрнута мощнейшая антироссийская пропаганда. Атаки на нашу историю, культуру, духовные ценности не прекращаются, так же как и попытки вбить клин в согласие, братство народов нашей страны.
Наши противники решили, что многонациональность России - это и есть её уязвимое место, и делают всё, чтобы нас разобщить. Об этом я сейчас ещё пару слов скажу. Противники, о которых я упомянул, - вы знаете это не понаслышке, - устраивают провокации внутри национальных сообществ, якобы от лица российских народов создают различные общественно-политические объединения, которые представляют только сами себя и провокаторов вроде них самих, нагло заявляют о необходимости так называемой деколонизации России.
Александр Солженицын
Конференции народов, порабощённых коммунизмом (Страсбург, 27 сентября 1975). - Написано в Хольцнахте (Базельское нагорье). В конце сентября 1975 представители восточно-европейских эмиграции собрались в Страсбурге на "Конференцию угнетённых народов Европы", приурочив время её к заседанию Европейского парламента, - с тем чтобы привлечь больше внимания к проблемам своих народов. По их просьбе и написано было это письмо. По-английски (в цитатах) - отчёт агентства UPI из Страсбурга, 5 октября 1975. Русский текст впервые напечатан в "Вестнике РХД", 1975, № 116.
Кстати, они говорят на своём собственном языке, потому что [они] сами - страны, которые владели колониями, а сегодня проводят неоколониальную политику. Поэтому они говорят о нас, думая о себе, думая, что мы такие же, как они. Говорят о том, что Россию нужно поделить на десятки мелких государственных образований, и понятно для чего - чтобы затем подчинить своей воле, эксплуатировать, использовать в своих корыстных интересах. Других целей у них нет.
Авторы подобных концепций привыкли руководствоваться западными идеологическими шаблонами с их расистскими неоколониальными подходами, с утверждениями о некой исключительности одних и ущербности других народов, с привычкой делить народы на первый, второй, третий сорт. Мне кажется, что у них там есть ещё и высший - которые считают себя даже выше своих союзников.
Повторю, они исходили и исходят из того, что культурное, национальное многообразие России - это наша слабость. А жизнь - и мы с вами это хорошо знаем, дорогие друзья и коллеги, - вызовы, с которыми мы столкнулись, показали, наоборот, что это наша сила - особая всепобеждающая сила России.
"Закон о порабощенных нациях"
Public Law 86-90
«Так как величие Соединенных Штатов в большой степени объясняется тем. что они сумели демократическим путем осуществить гармоничное национальное единство своего народа, несмотря на крайнее разнообразие его расового, религиозного и этнического происхождения, и
Так как это гармоничное объединение разнообразных элементов нашего свободного общества привело народ Соединенных Штатов к сочувственному пониманию народных чаяний повсюду и к признанию естественной взаимозависимости между народами и нациями мира, и
Так как порабощение значительной части населения мира коммунистическим империализмом превращает идею мирного существования наций в насмешку и наносит ущерб естественным связям и взаимопониманию народа Соединенных Штатов с другими народами, и
Так как, начиная с 1918 года, империалистическая и агрессивная политика русского коммунизма привела к созданию обширной империи, которая представляет собою зловещую угрозу безопасности Соединенных Штатов и всех свободных народов мира, и
Так как империалистическая политика коммунистической России привела, путем прямой и косвенной агрессии, к порабощению и лишению национальной независимости Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болгарии, континентального Китая, Армении. Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Идель-Урала, Тибета, Казакии, Туркестана, Северного Вьетнама и других, и
Так как эти порабощенные нации, видя в Соединенных Штатах цитадель человеческой свободы, ищут их водительства в деле своего освобождения и обретения независимости и в деле восстановления религиозных свобод христианского, иудейского, мусульманского, буддистского и других вероисповеданий, а также личных свобод, и
Так как для национальной безопасности Соединенных Штатов жизненно необходима непоколебимая поддержка стремлению к свободе и независимости, проявляемому народами этих покоренных наций, и
Так как стремление к свободе и независимости подавляющего большинства народов этих порабощенных наций являет собою сильнейшую преграду войне и одну из лучших надежд на осуществление справедливого и прочного мира, и
Так как именно нам следует надлежащим официальным образом ясно показать таким народам тот исторический факт, что народ Соединенных Штатов разделяет их чаяния вновь обрести свободу и независимость. То отныне да будет:
Постановлено Сенатом и Палатой Представителей Соединенных Штатов Америки, в Конгрессе собранных. Что: Президент Соединенных Штатов уполномочивается и его просят обнародовать прокламацию, объявляющую третью неделю июля 1959 года "Неделей Порабощенных Наций" и призывающую народ Соединенных Штатов отметить эту неделю церемониями и выступлениями. Президента далее уполномочивают и просят обнародывать подобную же прокламацию ежегодно, пока не будет достигнута свобода и независимость для всех порабощенных наций мира.»
Единогласно принято Сенатом США, Палатой Представителей и утверждено президентом Эйзенхауэром 17 июля 1959 года.
Доброе, искреннее отношение народов России друг к другу формировалось на протяжении многих веков. Конечно, в истории нашего многонационального народа за тысячу лет, конечно, всё было, как в любой семье бывает, - и ссоры, и размолвки, и противоречия. Иначе и быть не может. Но вот так - постепенно, в течение тысячи лет складывалась российская семья народов.
Наши предки из поколения в поколение вместе трудились на благо родной общей большой Родины, разнообразием своих языков, традиций преумножали духовное наследие единого государства, формировали его уникальную многонациональную многоконфессиональную культуру.
Наша держава созидалась вокруг ценностей многонациональной гармонии. Это важнейшая основа нашей консолидации, которая только лишь крепнет перед лицом внешней агрессии и угроз. А наши противники, о которых я упомянул, люди с неоколониальным мышлением - недоумки на самом деле, - не понимают, что именно это разнообразие делает нас сильнее. И зря они рассчитывают на тот эффект, ради которого стараются. Я уже сказал, что люди, которые руководствуются своими неоколониальными идеями, и есть недоумки, и на конкурсе недоумков заняли бы второе место. Почему только второе? Да потому что недоумки. (Смех.) Они не понимают, что в условиях внешней агрессии и внешнего давления у нас происходит только укрепление нашего многонационального народа.
Не случайно в ряды участников специальной военной операции и волонтёров, которые обеспечивают помощь фронту в тылу, встали все - я хочу это подчеркнуть, - практически все народы России. Высоких боевых наград уже удостоены представители более сотни национальностей России.
Мы вместе гордимся нашими героями, вместе поддерживаем наших военнослужащих - и словом, и делом, и это единство действий и помыслов миллионов людей, безусловно, делает нас сильнее, крепче и лучше.
В обществе стало больше доверия и взаимовыручки. Более крепкой, надёжной стала наша сплочённость. Осознанней, глубже - наша сопричастность Отечеству, ответственность за Россию и её будущее.
И мне кажется, понятно, почему это происходит. Это для каждого человека понятно, не только для каких-то экспертов, которых мы очень уважаем, не только для руководителей, в данном случае руководителей регионов. Нет. Простой человек понимает, что только единство делает нас сильными и непобедимыми. А это главное, потому что от этого зависит наше существование. И все, я хочу это подчеркнуть, все это чувствуют и понимают - и умом, и душой, и сердцем.
Именно поэтому в сегодняшней ситуации происходит абсолютно очевидная консолидация нашего общества.
Уровень именно общероссийской гражданской идентичности, когда человек в первую очередь считает себя гражданином России, а потом уже представителем той или иной национальности, в последние годы рос прямо пропорционально давлению на страну.
Чем больше в отношении нас принимали санкций, чем больше было клеветы, тем выше становился этот параметр общей консолидации: за пять последних лет он вырос на треть, и к началу 2023 года превысил 94 процента. Объективные данные статистики: уровень общегражданской идентичности в 2017 году составил 63 процента в российском обществе, а в 2022-м - 94,2 процента.
То есть, повторю, абсолютное большинство людей осознаёт себя прежде всего гражданами страны, ставит на первое место свою принадлежность, причастность к российскому обществу, к государству, а не к определённой этнической группе.
Внесённые в Конституцию поправки, разработанные в том числе при вашем, уважаемые коллеги, участии, закрепили защиту культурной самобытности всех народов России, сохранение её языкового и этнокультурного многообразия. И важно, что всё это опирается на единые для всех ценности и основы, на твёрдую убеждённость в том, что мы разные. Конечно, мы разные люди, и у каждого из нас есть своя любимая нами малая родина. Но единое, мощное, огромное Отечество, за которым мы чувствуем себя как за каменной стеной, у нас одно - это Россия. С её великой многообразной культурой, великой историей - и языковым многообразием и великим русским языком, который в 68-й статье Конституции Российской Федерации закреплён в качестве государственного и выполняет уникальную функцию языка межнационального общения.
Это то, на что хотел бы обратить внимание в ходе корректировки положений Стратегии национальной политики.
Я прошу Правительство вместе с членами Совета, профильными экспертами увязать все мероприятия Стратегии с учётом задач укрепления общероссийской гражданской идентичности.
Ещё одно важное направление - это миграция, учитывая её влияние на уровень и качество межнациональных отношений в стране. Конечно, здесь очень много проблем, мы прекрасно это понимаем и видим все эти проблемы. Конечно, много, сейчас не буду перечислять. Каждая из них представляет особую ценность и является в высшей степени острой. Но и здесь наши так называемые противники пытаются нам помешать, создать дополнительные проблемы. Странно, знаете, когда я смотрю на это, удивляюсь: у них у самих там проблем выше крыши. Они не справляются с этим совершенно, абсолютно.
Люди, которые к ним приезжают и живут на территории их стран, не ощущают себя гражданами этих государств, живут там годами и не владеют местным языком. Просто удивительно, но это факт.
Тем не менее нам они стараются тоже создать проблемы, чего-то «кочергой» пытаются «поковырять», для того чтобы усугубить те проблемы, которые действительно есть. Но мы понимаем, что они есть, мы знаем, что нужно делать. И, несмотря на всю сложность этих проблем, нужно постоянно работать над их решением.
По итогам прошедшей в марте коллегии МВД создана специальная межведомственная рабочая группа, через полтора месяца она представит предложения по решению ряда острых вопросов. Их также следует отразить и в Стратегии, и прежде всего в части комплексной системы социально-культурной адаптации иностранных граждан.
Хочу сказать, что нам легче, чем в других странах мира. Сложно, но легче работать и по этому направлению, поскольку всё-таки в основном мигранты, иммигранты - это в основном выходцы из бывших республик Советского Союза, там тоже и уровень знания языка, и понимание о российской культуре присутствует. Наша задача - работать на дальних подступах, работать прямо в тех странах, откуда и поступает основной миграционный поток. Об этом мы поговорим.
И главное, что хочу отметить, - что руководство этих стран тоже вместе с нами готово к этой совместной работе. Речь идёт об открытии русских школ, о том, чтобы ближе работать с нашими общественными организациями, с национальными объединениями России. Здесь у нас много возможностей, для того чтобы решать эту задачу достаточно эффективно. В миграционной политике мы должны исходить прежде всего из интересов, конечно, наших граждан в вопросах безопасности, в социальной сфере, на рынке труда. Здесь очень важен гибкий, сбалансированный подход, который не создаёт для нас риски, а работает на развитие страны, на экономику страны.
Мы открыты для специалистов, которые необходимы отечественной экономике, и, конечно же, в первую очередь для наших соотечественников, для людей, близких нам по культуре, по языку, по религии. Для тех, кто не по своей воле, например, в одночасье в 1991 году оказался вдруг за пределами одной большой, единой некогда страны, но всегда считал и продолжает считать Россию своей исторической Родиной.
Безусловное требование ко всем, кто приезжает к нам, в Россию, работать, учиться, - это уважение наших традиций, соблюдение норм и правил российского общества. Причём здесь, конечно, региональный аспект тоже очень важен, куда мигрант приезжает: в Москву, или на Северный Кавказ, или ещё куда-то. Нужно и общероссийские знать правила и нормы, и тех регионов, куда человек приезжает. Обязательно.
В Стратегии национальной политики, конечно же, должны появиться и корректировки, связанные с вхождением в состав России новых субъектов Федерации. Херсонская область, Запорожье, Донецкая и Луганская народные республики, как и другие регионы, по своему составу также являются многонациональными. Помимо русских и украинцев там проживают белорусы, греки, татары, армяне, евреи, представители других народов. Они на себе испытали все последствия агрессивного национализма, ксенофобии, антисемитизма, той политики, что проводит режим, захвативший в Киеве власть в результате вооружённого переворота в 2014 году. Конечно, там потом выборы были. Всё это мы знаем и слышим. Но первичный источник власти в Киеве - госпереворот. Об этом мы тоже не забываем и не забудем.
Знаю, что многие из присутствующих здесь руководителей российских национально-культурных организаций уже наладили контакты с коллегами в новых регионах.
В программах социально-экономического развития новых регионов России есть отдельные направления, которые аккумулируют всю работу по укреплению общегражданской идентичности, обеспечению межнационального, межрелигиозного согласия. Мероприятия в них должны быть конкретными и качественно измеримыми, чётко увязаны с задачами Стратегии государственной национальной политики.
Эти задачи решаются именно на местах, и успех во многом зависит от прямого диалога общества и государства, постоянного взаимодействия представителей межнациональных и национально-культурных объединений страны и органов власти, причём всех уровней.
Обеспечить этот диалог призвана Ассамблея народов России. Будет правильно, если отделения этой общероссийской организации появятся в каждом регионе.
Я прошу глав субъектов Федерации помогать их работе, использовать опыт участников Ассамблеи в решении текущих задач и на перспективу, привлекать, конечно, экспертов, способных объективно оценивать инициативы, претендующие на грантовую поддержку в рамках госпрограммы «Реализация государственной национальной политики».
Чтобы обновлённая Стратегия национальной политики заработала в полную силу, принесла реальные результаты, прошу Правительство обратить внимание на следующие вещи.
Во-первых, определить действенные механизмы и критерии оценки эффективности Стратегии, предусмотреть необходимость ежегодного государственного доклада о ходе её реализации.
Во-вторых, проверить качество работы государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Сейчас она лишь фиксирует уже происшедшие события, а должна отслеживать возможные точки напряжённости, потенциальные риски. И не только собирать данные об экстремистских призывах и о конфликтах на национальной или религиозной почве, но и давать сигнал правоохранительным структурам и региональным органам власти к оперативному реагированию, для того чтобы предупреждать нежелательные для нас эксцессы.
Давайте перейдём к работе. Слово доктору исторических наук, директору Института российской истории Российской академии наук Юрию Александровичу Петрову.
Пожалуйста, Юрий Александрович.
Ю.Петров: Спасибо.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Прежде всего от лица членов нашего Совета хотел бы поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время для этого заседания, этой встречи, которую мы очень ждали.
Несколько слов хотел бы сказать о проблеме, современной российской модели, для анализа которой необходимо обращение к историческому прошлому, к опыту наших предков. Вы эту тему уже поставили в своём вступительном слове.
Мы все прекрасно знаем, что с момента своего возникновения, ещё в древности, Российское государство было уже полиэтничным, получило уникальный позитивный опыт управления страной, населённой множеством различных по языку и культуре народов.
Процесс превращения небольшого Московского княжества в могущественную евразийскую державу, которая раскинулась от Балтики до Тихого океана, - этот процесс занял несколько столетий и сопровождался присоединением к России множества новых территорий, населённых различными этносами. Постепенно складывалась централизованная держава, которая, расширяясь по Евроазиатскому континенту, обретала свою идентичность, тот неповторимый генетический код, который отличает нашу страну и на современном этапе.
Хотел бы подчеркнуть, что Россию всегда отличала особая роль государства в жизни общества. Лишь при сильной государственной власти страна могла осваивать и сохранять свою территорию, получала возможность успешно обороняться от врагов и развиваться. И неслучайно наиболее благоприятные периоды в нашей истории совпадали с усилением государственных структур, а их ослабление, напротив, приводило к территориальным претензиям со стороны соседей, политическим кризисам и дезорганизации всей жизни в стране вплоть до угрозы её распада и потери независимости, как то случалось в моменты революционных кризисов.
За рубежом и сегодня существует стремление представлять Россию - и до 1917 года, Российскую империю, и Советский Союз - преимущественно в роли «оккупанта» и «колонизатора», который якобы эксплуатировал в своих имперских интересах ресурсы национальных регионов и препятствовал развитию государственности и культуры этих народов. Эти русофобские тенденции особенно сильны сейчас в странах Запада, которые по-прежнему выдвигают тезис о якобы об извечной агрессивности нашей страны. Однако попытки представить Российскую державу и её наследника, Советский Союз, как некую «империю зла», которая якобы отличается от других государств какой-то особой повышенной агрессивностью, эти попытки не выдерживают научной критики.
Российские историки не приемлют и трактовку политики России по отношению к присоединённым народам как политики колониальной и, соответственно, не считают время их пребывания в составе Российской державы колониальным периодом.
Новые земли, как правило, присоединялись к России в связи с необходимостью обезопасить себя от вражеских вторжений, стремлением вернуть себе ранее отторгнутые соседними государствами земли, задачей прорвать экономическую блокаду, отвоевать себе свободный выход к морям, без которого невозможно нормальное развитие страны.
Россия никогда бы не стала не то что мировым, ведущим, но даже просто полноценным самостоятельным государством, если бы не обезопасила свои жизненно важные районы от агрессивных соседей.
Словом, Россия не была, конечно, колониальной империей, и, в отличие от морских классических империй Запада, отношения между центром и национальными регионами строились у нас на принципиально иной основе, нежели отношения между метрополией и колониями.
Важнейшей особенностью Российской империи являлось положение государствообразующего этноса. Я подчеркну, что русские не имели каких-либо преимущественных прав перед другими народами и в стране господствовала атмосфера национальной и религиозной терпимости. Эта атмосфера складывалась и благодаря гибкой политике правительства, но также и менталитету русского народа. Многие наблюдатели, в том числе иностранные, отмечали, что русские в массе своей были чужды национальному высокомерию и кичливости, свойственным западным нациям.
Опыт мировой истории показал, что одним из существенных признаков ведущих мировых держав является их полиэтничность. И этот опыт дал многочисленные примеры противостояния и даже столкновения разных этнических групп, но он в то же время показал и возможность адаптации национальных образований, их взаимодействия и конструктивного сотрудничества. Во многом этот позитивный опыт основан на материале истории нашей, Российской державы.
Напомню только, что ряд народов [и территорий], таких как Малороссия, Грузия, Казахстан, добровольно вошли в состав Российской державы по договорам. Фактически это означало, что народы этих стран, этих регионов были спасены от истребления: в одном случае - поляками, в другом - персами, в третьем - чжурчжэнями. Одним словом, эти народы благодаря вхождению в состав Российской державы были спасены. Кроме того, у абсолютного большинства этносов, вошедших в состав нашего государства, наблюдалось не сокращение и деградация, а напротив, рост численности и ускорение экономического и культурного развития.
При всех различиях наших народов между собой в России известны лишь единичные случаи сепаратистских выступлений. Их практически не было, если не считать периода революционных кризисов. В нашем государстве сложилась особая система отношений центра и национальных окраин. Этой системе были присущи алгоритмы взаимной адаптации множества народов и друг к другу, и к государству в целом. Российское государство, одним словом, было не пресловутой «тюрьмой народов», а фактором, объединяющим и сохраняющим эти народы.
Поэтому и сегодня основой многонационального российского народа служит наша многовековая история совместного жительства народов в рамках одного государства с реализаторской функцией русских в этом процессе.
Современная модель государственной национальной политики, российская модель, хотел бы подчеркнуть, опирается на исторический опыт Российского государства и обеспечивает нашей стране моральное лидерство в сравнении с западными моделями «плавильного котла», или мультикультурализма, которые переживают глубокий структурный кризис.
Россия - это, в общем, образец национальной политики, а наша модель межнациональных отношений является примером для всего мира. Россия, повторю, не американский «плавильный котёл», который уничтожает уникальность народов, она и не империя, несущая «цивилизацию», как мнила себя всегда Британия, где уважение к народам всегда оставалось чисто декларативным.
Россия - это страна, где все свои и все друг другу помогут, какими бы разными мы ни были. Поэтому важнейшей задачей национальной политики, нашего государства остаётся защита традиционных духовно-нравственных ценностей, ценностей русского мира, сохранение культурного и языкового многообразия народов нашей страны.
Конечно же, насущной задачей научного сообщества, особенно важной на современном этапе, является противодействие фальсификации истории народов страны, России. Фальсификации как раз особенно оживились в последнее время - в связи со специальной военной операцией, - и цель которых вполне очевидна для нас всех - это стремление вбить клин в единство народов Российской Федерации.
Конечно же, многонациональный характер России - это залог силы нашей страны. Последние данные опроса ВЦИОМ 2022 года показывают, что большинство россиян - около 70 процентов - убеждены, что факт того, что Россия является многонациональной страной, делает её сильнее, и только четыре процента придерживаются обратной точки зрения.
Гармония межнациональных отношений на сегодняшний день является одним из безусловных факторов консолидации нашего российского общества.
Представляется, что важнейшим направлением для укрепления этой консолидации и патриотического воспитания молодёжи является преподавание российской истории в средней и высшей школе. Несколько слов скажу об этой проблеме.
В средней школе эту работу ведёт Министерство просвещения. В своё время по Вашему поручению, Владимир Владимирович, была проведена серьёзная работа по обновлению курса отечественной истории, и эта работа не заканчивается, она идёт постоянно. Но теперь, мне кажется, настал черёд и высшей школы.
По инициативе Российского исторического общества Минобрнауки значительно увеличило количество часов, выделяемых на изучение истории на неисторических специальностях высших учебных заведений. Что это значит? 99,5 процента всех студентов нашей страны, которые не будут профессиональными историками, но они должны и обязаны знать историю нашей страны. И теперь независимо от специальности, будь то строитель или медик, все студенты на первом курсе обучения будут изучать историю России не менее 144 академических часов, что вдвое больше, чем ранее. И из этих часов 80 процентов будет контактная, то есть живая работа преподавателей со студентами.
Мне кажется, что этот шаг более чем оправдан, учитывая значимость истории для формирования у молодых людей общероссийской гражданской идентичности.
Определено и содержание этой работы коллегами Института российской истории, подготовлен под эгидой Российского исторического общества и утверждён Минобрнауки документ - «Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей». В ней предусмотрено изучение как мировой истории, так и особенно истории российских регионов.
Хотел бы подчеркнуть, что чувство сопричастности к нашей стране, подлинная любовь к Родине как нельзя лучше формируется на основе истории родного края, своего народа, на тех примерах, которые наиболее близки и понятны студентам.
Министерство определило, что концепция определяет минимум исторических знаний, которые должен усвоить каждый человек, получающий в России высшее образование, и с наступающего учебного года преподавание истории в вузах будет вестись уже по новым стандартам. Мы будем заниматься этим и дальше по линии Минобрнауки и Российского исторического общества. И рассчитываем, Владимир Владимирович, на Вашу поддержку.
Благодарю Вас за внимание.
Спасибо.
<...>
В.Путин: Что касается блогосферы - там, конечно, влиять на это непросто, а в отношении государственных средств массовой информации это точно совершенно нужно сделать, и обязательно учтём то, что Вы сказали. Постараемся сделать всё, для того чтобы не допускать никаких элементов, связанных с какой бы то ни было ксенофобией. Вы правы.
Так, пожалуйста, кто-то ещё? Завершаем? Спасибо.
Уважаемые коллеги, мы сегодня рассматривали очень важный вопрос - один из самых ключевых вопросов нашей жизни, нашего существования как государства. Несколько раз уже говорили о том, что наши извечные, я бы сказал, геополитические конкуренты, противники, используя свою агентуру внутри страны, а также частично выведенную, эту агентуру, за границу с целью её сохранения, используя различного рода политических маргиналов, пытаются и будут пытаться «раскачать» нашу страну изнутри.
Что касается этих так называемых маргиналов, то с уверенностью можно сказать, вспоминая классика, - бесконечно далеки они от народа. И слава богу. Но мы должны иметь в виду, что они существуют и что их дальше будут использовать для своих целей те, кто стремится, как я уже сказал, нас «раскачать», в своей борьбе с Россией будут использовать. И эта борьба будет продолжаться, без всякого сомнения. Наши геополитические противники делали это на протяжении веков, делают сейчас и, безусловно, будут делать это в будущем. Как в таких случаях говорят, никакой фантазии. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, они тоже будут этот инструмент совершенствовать, и мы должны это иметь в виду.
Но здесь главное для нас - это укрепляться изнутри, укреплять нашу государственность, фундамент нашего дома и нашего будущего. Этот фундамент - межнациональное согласие. Это абсолютно очевидно для такой многонациональной страны, как Россия, это фундаментальные условия существования российской государственности. Это все должны понимать, и никто никогда, если действительно кто-то является патриотом России, никогда не должен здесь, на этой теме, наживаться политически и использовать в своих каких-то текущих политических конъюнктурных интересах. Если это действительно патриоты страны.
Мы рассмотрели сегодня Стратегию государственной национальной политики. Это только документ. Это на самом деле теория. Но, как известно, теория сама по себе мертва, вечнозелёным является только древо жизни. Нам нужно, чтобы эта теория, эта Стратегия была тесно переплетена с корнями этого древа жизни, чтобы эта теория укрепляла эти корни. И только в этом случае мы будем чувствовать себя абсолютно уверенными и действительно непобедимыми. Уверен, что так оно и будет.
И я хочу всех вас поблагодарить за то, что вы делаете по этому направлению. Поблагодарить за участие в сегодняшнем мероприятии и выразить надежду на то, что мы не только внесём какие-то коррективы и изменения в Стратегию, о которой я говорил, Стратегию государственной национальной политики, но будем придавать ей первостепенное значение в нашей практической жизни.
Спасибо большое. Всего хорошего.
Оригинал:
kremlin.ru См. также:
-
Неделя порабощённых народов //
Википедия Неде́ля порабощённых наро́дов (англ. Captive Nations Week) - ежегодный комплекс массовых мероприятий, имевший изначально заявленной целью привлечение внимания общественности США к проблеме «порабощённых народов, находящихся под контролем коммунистических режимов».
«Неделя» впервые была организована в США в 1953 году, а в 1959 году приобрела официальный статус с принятием резолюции Конгресса США, автором проекта которой был Лев Добрянский[1]. 17 июля 1959 года президент Дуайт Эйзенхауэр придал ей силу закона (закон № 86-90, англ. Public Law 86-90 Captive Nations Week Resolution).
-
Александр Солженицын. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания / "Новый мир", 1998, №11 //
www.nm1925.ru И в том же сентябре никто иной как сын Столыпина попросил моей звучной поддержки какой-то малой группе решительных эмигрантов, которые под именем "Конференции народов, порабощённых коммунизмом" собирались в Страсбурге одновременно и параллельно Европейскому парламенту, чтобы успешнее обратить на себя внимание. И этой группе - тоже как будто отказать нельзя, ведь то и была моя идея: народам Восточной Европы всем помириться и обернуться против коммунизма. И я пишу такое обращение, позвучнее.
- 17.07.2007
В США подписан президентом Д. Эйзенхауэром антирусский «Закон о порабощенных нациях» //
rusidea.org 17.07.1959. - В США подписан президентом Д. Эйзенхауэром антирусский "Закон о порабощенных нациях"