Александр Солженицын: путь праведника

May 11, 2023 19:00



Корпоративный университет московского образования | 05.05.2023
Александр Солженицын: путь праведника




История жизни и творчества Александра Солженицына прозвучала в Доме русского зарубежья 27 апреля, где Корпоративный университет московского образования столичного Департамента образования и науки организовал встречу московских педагогов с Наталией Солженицыной, вдовой писателя, в рамках проекта «Клуб полезного досуга», открытого в Год педагога и наставника. Она рассказала о том, что повлияло на его становление как писателя, какие жизненные «университеты» он прошел и каким педагогом он был для своих учеников.

     «Детство его было очень скудным, книг в доме было мало, несмотря на это Саня рано научился читать. Близкие друзья подарили семье двухтомник Лермонтова, он стал любимым поэтом Солженицына. Ребенком он перечитывал эти книги много раз, размышляя о своей грядущей судьбе. Отец его ушел из жизни, как и Лермонтов, в 27 лет, и мальчик думал, что ему также суждено прожить короткую жизнь. Еще ребенком он много писал, к нему рано пришло предчувствие, что он станет писателем», - начала свой рассказ Наталия Солженицына.





Слушая ее выступление, учителя узнали о том, что жизнь Солженицына критик Павел Басинский называл русским романом, а, по словам Ахматовой, писатель прожил «некалендарный ХХ век».

Его творчество началось еще в школьные годы, когда он издавал самодельный рукописный журнал «ХХ век», из-под его пера вышло 16 школьных тетрадей, где он указывал, что у издания миллион подписчиков, а в реальности читателей было два - его мать и друг Миша.

Становление Солженицына как писателя произошло в лагерях, он провел в заключении 11 лет. Новый Иерусалим, строительные работы в Москве, где Солженицын укладывал плитку в строящемся доме на площади Гагарина, Рыбинск, «шарашка» в Загорске, Бутырская тюрьма, Экибастузский лагерь на севере Казахстана, описанный в повести «Один день Ивана Денисовича». Особенно плодотворными для творчества оказались именно эти три года каторжных лагерей. Педагоги узнали, что он писал по 16 строк в день, а потом заучивал их наизусть.

«Память - это единственная заначка», - говорил Александр Исаевич.

Заключение сменилось ссылкой на юг Казахстана, в село Коктерек, где он устроился учителем в среднюю школу, преподавал математику и физику.

«Как писал Солженицын, - рассказывает Наталия Дмитриевна, - он в Коктереке “захлебнулся” преподаванием: назначал кружки, дополнительные занятия».




«Мне дали и классное руководство, да еще в чисто казахском классе, но и оно мне почти нравилось», - писал Солженицын.

В начале 1965 года в алма-атинской газете появились рассказы учителей и учеников той школы в Коктереке.

💬 Ученики вспоминали: «Солженицын заражал нас своей энергией. В класс врывался, как вихрь, садился на табурет, как в седло. С ходу начинал вести урок, и хотелось попасть в его темп».

💬 «Секрет обаяния Александра Исаевича в том, что он никогда не выказывал превосходства. Держался с нами просто, как с равными. Никогда не опаздывал и всегда выполнял, что обещал», - писали они.

💬 «Когда сказали, что Исаевич стал писателем, я очень удивилась, его призвание - педагогика. Педагог он был на редкость талантливый, умел подобрать ключ к сердцу каждого ребенка», - делилась одна из его учениц.

💬 «Я учился у Вас три года. Мне, получавшему у Вас тройки по физике и математике, удалось получить отличные оценки при поступлении в Новосибирский институт и с отличием его окончить. Я больше не встречал ни в учебе, ни в жизни человека более честного и трудолюбивого, чем Вы», - тепло отзывался один из учеников о Солженицыне.

В 1956 году во времена оттепели Солженицын был реабилитирован. После возвращения из ссылки его «тянуло учительствовать». Нехватка учителей все еще сильно сказывалась, он стал преподавать физику и вести кружок электротехники. И погрузился в творчество. В 1959 году в Рязани за месяц за самодельным столиком под цветущей яблоней он сочинил «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Ему удалось раздобыть пишущую машинку, он печатал без полей и пробелов для экономии места.

В 1961 году «Один день Ивана Денисовича» оказался на столе главного редактора «Нового мира» Александра Твардовского. Он всю ночь читал рукопись, так и не лег спать. А потом велел узнать, кто автор. На рукописи стояла подпись - А. Рязанский.




«Только спустя 11 месяцев рассказ был напечатан, Твардовскому не так-то просто было его пробить, - рассказывает Наталия Дмитриевна. - В редакции “Нового мира” бесперебойно звонил телефон, плакали, благодарили, искали автора. А в 1970-м Солженицыну присудили Нобелевскую премию “за нравственную силу, с которой он продолжил традиции русской литературы”».

Из рассказа Наталии Солженицыной педагоги узнали, что Солженицына вдохновлял жанр романа-эпопеи - его потрясла книга «Война и мир». Он мечтал написать эпопею о русской революции, свидетелями которой были все взрослые, окружавшие его с детства. Так был задуман «Архипелаг ГУЛАГ».

После высылки из СССР семья поселилась в США, где Солженицын стал педагогом уже для своих детей. «В Вермонте он писал эпопею “Красное колесо”. Наши дети подрастали. Я занималась с ними русским языком и литературой, Александр Исаевич - физикой, математикой. Я вывезла все советские учебники по всем предметам. Дети были хорошими учениками, никогда не опаздывали на занятия», - вспоминает Солженицына.

Учителя обсуждали актуальность произведений Солженицына сегодня, отмечали, что дети с интересом продолжают изучать «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». «Солженицын писал о человеке, оказавшемся в экстремальной ситуации, о том, как выжить и остаться человеком, а это всегда актуально», - подчеркнула вдова писателя.




Педагоги задали вопрос о наставниках Александра Исаевича и узнали, что одним из них был друг семьи и отец его приятеля Миши - инженер по профессии. Неслучайно будущий писатель выбрал физико-математический факультет и всю жизнь преклонялся перед инженерами.

«А в целом, его воспитал лагерь, люди, которые были рядом, ведь он угодил туда в 26 лет, совсем молодым. “Меня воспитала каторга, ей я предан не меньше, чем русской литературе”. Так он говорил о себе», - вспоминает Наталия Дмитриевна.

По окончании встречи Наталию Солженицыну поприветствовали педагоги и учащиеся школы № 1520 имени Капцовых - того самого учебного заведения, где в свое время училась будущая жена писателя.

«Трудно найти человека, который любил бы родину так самоотверженно как Солженицын. Ради нее он прожил такую долгую жизнь, дождался окончания своего изгнания и вернулся домой. Будут ли его читать? А это от вас во многом зависит», - подытожила Наталия Дмитриевна, обращаясь к педагогам.








Учителя поблагодарили Клуб полезного досуга за организацию встречи, подчеркнув важность изучения литературы русского зарубежья.

Марина Юрьевна Кравцова, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы школы № 1158 призналась, что очень стремилась попасть на мероприятие: «Давно интересуюсь темой литературы русского зарубежья. Это колоссальный, ещё не исследованный пласт русской культуры. Значимым и знаковым для меня событием стали встреча и живое общение с Наталией Солженицыной, супругой, другом, соратником великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына, достойного преемника Льва Николаевича Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского. Что такое праведничество, и кого можно назвать праведником, как остаться человеком в самых невыносимых условиях, как восстановить историческую правду и справедливость - эти и другие важные духовно-нравственные вопросы обсуждались на этой встрече на фоне емкого и достойно-сдержанного рассказа о биографии писателя, некоторые факты которой получили для меня новую трактовку. Поскольку мы недавно посетили Московский дом Достоевского, выставки Государственного литературного музея имени В. И. Даля, можно говорить о едином образовательно-воспитательном континууме, создаваемом для учителей школ Москвы Корпоративным Университетом».




Клуб полезного досуга - просветительский проект Корпоративного университета московского образования для столичных учителей, запущенный в Год педагога и наставника. Учителя посещают выставки, экспозиции в ведущих музеях столицы по литературе, истории, краеведению, биологии и вместе с научными экспертами обсуждают преподавание в школе тем, связанных с искусством и естественными науками.

Оригинал: corp-univer.ru t.me/korp_club
Скриншот

См. также:

- 04.05.2023 Александр Солженицын: учитель как призвание // godliteratury.ru Скриншот Скрин-2
     Наталия Солженицына рассказала педагогам, что повлияло на становление Александра Исаевича как писателя, какие жизненные «университеты» он прошел и каким учителем был для своих учеников




- 21.12.2022 Корпоративный университет московского образования открывает клуб полезного досуга для учителей // voiks
     Корпоративный университет московского образования открывает клуб полезного досуга для учителей и директоров московских школ. Площадкой для встреч столичных педагогов станет Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына.




- 10.01.2023 Учителям Москвы помогут улучшить свою корпоративную культуру // voiks
     Заседания клуба полезного досуга планируется проводить не реже раза в месяц по различным направлениям - литературе, истории, москвоведению, изобразительному искусству, теории решения изобретательских задач






- Клуб полезного досуга: встреча с Н.Д. Солженицыной в Доме русского зарубежья // www.dpomos.ru Скриншот t.me/korp_club vk.com
     Организатор: Корпоративный университет. Управление логистики, реализации и анализа качества образовательных продуктов. Дата проведения: 27 апреля 2023, 15:00. Продолжительность: 3 часа. Осталось мест: 1 из 100 (записались: 99).
     СПИКЕРЫ. Наталья Дмитриевна Солженицына. Российский общественный деятель. Вдова и ближайшая помощница писателя Александра Исаевича Солженицына.
     ОПИСАНИЕ. Клуб полезного досуга приглашает на очередное заседание в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Участники встретятся с общественным деятелем, президентом Фонда Солженицына и вдовой писателя Наталией Дмитриевной Солженицыной. Организатор Клуба - Корпоративный университет московского образования. Сначала участникам Клуба полезного досуга проведут экскурсию по экспозиции Музея русского зарубежья. Затем Наталия Дмитриевна Солженицына расскажет о творчестве и литературном наследии Александра Исаевича Солженицына и ответит на вопросы участников Клуба.
     Программа
     15:00 - Обзорная экскурсия по выставкам Дома русского зарубежья.
     16:00 - Творческая встреча и диалог с Н.Д. Солженицыной.

- Тот самый Мюнхгаузен (комедия, реж. Марк Захаров, 1979 г.) // Киноконцерн "Мосфильм" 1сер., 2сер., www.vvord.ru



Из Мюнхгаузена, господа, воду лить не будем. Незачем. Он дорог нам просто как Мюнхгаузен. Как Карл Фридрих Иероним.



Господа, как известно, наш незабвенный барон Мюнхгаузен оставил след в сердце каждого жителя Ганновера. Не обошел он вниманием и наших пастушек.



Прошу за мной. За мной, за мной, господа. Вот сюда. Господа, здесь вы видите близких друзей незабвенного барона. Архимед, Ньютон, Шекспир и другие гении.



Прошу! Вдова барона, сын, святой отец.



Да, господа, да. Это было уже третье путешествие на Луну моего мужа. Первые два мы совершили с ним вместе. Впрочем, я об этом еще напишу.

ДРЗ, КУМО, кино, идеология, Солженицына Наталия, Солженицын Александр

Previous post Next post
Up