Как воспитать патриотов на Солженицыне?

Jan 19, 2023 00:00



«Большой Ростов» | 19.01.2023
Нужно ли думать над возвращением советской литературы в школы, или Как воспитать патриотов на Солженицыне?




Вчера в разговоре на встрече с ветеранами - жителями блокадного Ленинграда один из участников беседы предложил, чтобы в наших школах изучали романы «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Горячий снег» Юрия Бондарева, стихи Константина Симонова… И наш президент ответил: «Переговорю с министром просвещения по поводу необходимости вернуть в школьную программу произведения наших советских классиков, которые формируют общественное историческое сознание целых поколений. Безусловно, над этим нужно подумать» …

Лично меня этот разговор поразил до глубины души. Простите, над чем тут думать??? И разве дело президента думать о школьной программе? Чем занимается министр просвещения? Думаете, ему не говорили, что уроки школьной литературы не соответствуют запросам времени? Что сейчас делают с детьми в наших школах Солженицын, Булгаков, Цветаева? Воспитывают желание свалить отсюда - и мы имеем то, что имеем.

Современные школьники не знают, кто такой Павка Корчагин и Олег Кошевой. И мы удивляемся, откуда в наших парнях на фронте ещё берётся патриотизм! Сколько критических статей в последние годы написано об ужасном преподавании литературы и истории в наших школах, о «вражеской» (американской) программе преподавания! Весной 2023 года ВДРУГ оказалось, что в наших школьных учебниках очень мало говорится о Великой Отечественной… В.В.Путин сказал, что нужно пересмотреть преподавание истории в школе - министр просвещения взял под козырёк, и уже учёные изобретают учебники истории в соответствии с пожеланиями президента. Теперь министру нужно говорить про преподавание литературы? Простите, а он точно министр просвещения?

Патриотами не рождаются - ими становятся. Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». А великий Герцен говорил: «Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Как воспитать ребёнка патриотом? Изобретать ничего не нужно - педагоги давно всё изобрели и не раз доказали опытом. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Литература - а не торжественное поднятие государственного флага по утрам сонными первоклассниками! Мы, советские дети, воспитывались на Гайдаре, Островском, Шолохове и - мечтали быть похожими на Тимура, Павку Корчагина или Олега Кошевого, стать героями и прославить свою страну. Кто и когда выкинул целый пласт советской литературы из наших школ? Как его вернуть? Официальным указом президента? Или его окриком для тех, у кого «всё свёрстано»?

Если верить социологическим опросам, самыми популярными современными российскими писателями сейчас считаются Дарья Донцова, Борис Акунин, Захар Прилепин и Виктор Пелевин. Кто-то из них пишет (псевдо)историческую прозу, кто-то занимается магическим реализмом. Конечно, и это нужно. Но эта литература предназначена для отдыха взрослых после трудного рабочего дня, а не в качестве завета и учебника жизни для подрастающего поколения. Она не рассуждает о нравственности и Человеке, она какая-то сиюминутная, оказывается. И получается, что вот эта постперестроечная литература, родившаяся на обломках Советского Союза, не смогла заменить ничего нравственно воспитывающего советского, послереволюционного и послевоенного. Ведь именно тогда, в трудные годины для России, рождалась наша эпохальная литература, способная рассказать детям, как воспитать в себе героя и любить свою Родину, защищать справедливость и бороться со злом.

А потом перестройка и болонско-американская система образования вытеснили советских писателей из школы. Но если никто в наших школах не говорит о патриотизме, то откуда ему взяться у молодёжи? Вот в прошлом году решили его возрождать с помощью торжественных линеек и классных часов-бесед. Но мы, дети позднего СССР, ещё прекрасно помним, как эти мероприятия быстро формализуются и становятся нудной обязаловкой. А ещё мы помним, какое потрясение оказывали на душу прочтённые «Как закалялась сталь» и «Молодая гвардия».

Наш президент говорит, что нельзя забывать свою историю. Но, простите, а литературу - можно? В борьбе против коммунизма после перестройки взяли и выбросили из школьной программы почти всю советскую литературу на основании лживого утверждения, что советские литераторы работали с отрицанием прежних форм. Но советская литература ведь не создавалась «из ниоткуда». Никто в советское время не отрицал значимость Достоевского, Толстого, Есенина, не говорю уже о Пушкине. И советские авторы были их наследниками, они продолжали писать о том, как сделать себя и нашу страну лучше. Но вдруг по заветам американской доктрины их перестали изучать в школах и экранизировать. И вообще многие «бедагоги» (как метко обозвала их та же Дарья Донцова) сделали вид, будто того пласта культуры и писателей-фронтовиков вовсе не было.

Современные же авторы не собираются строить свою страну, и это очень видно по произведениям. Их цель - побыстрее раскрутиться, сделать себе имя, заработать денег и свалить отсюда. Да, Есенин, сидя в Америке, писал о берёзах. Он вообще объездил весь свет - но нигде в его стихах нет ничего о других странах, душой он всегда оставался с Россией. Есть ли сейчас такие поуехавшие поэты-писатели? Назовите, пожалуйста! И вот удивляемся мы очередям из молодых мужчин в Верхнем Ларсе, спасающих себя от армии…

Да, Советский Союз не вернуть, так же, как и царскую Россию. Но их историю и литературу нельзя выбросить в угоду политическим течениям и дружбе с Америкой. И если в СССР писатели и педагоги отлично работали с темой патриотизма, то зачем изобретать колесо и думать думы? Нужно просто использовать опыт предков, тем более что советская система образования так и осталась непревзойдённой в мире.

Отдельно хочется здесь сказать о наших министрах НЕпросвещения и НЕнашей культуры, прямо язык и руки чешутся. Отовсюду сейчас слышишь: жизнь изменилась, по-старому уже не будет. Но в области культуры и просвещения в этом плане как-то всё тихо! Наша культурная богема спокойно себе участвует во фронде, попутно «неся культуру в массы» и получая государственную зарплату. Вот одного актёра на днях уволили из государственного театра. Но ведь он уже почти год поливал грязью нашу страну и работал - и никого это не волновало! И руководители культурных учреждений преспокойно отказывают в проведении у себя культурных патриотических мероприятий по причине их декларируемой неприбыльности - и ничего им за это ни от кого не прилетает.

Ладно, министр просвещения получил от президента волшебный пендель и теперь срочно меняет преподавание истории в школах. Но вот до культуры у президента руки (или ноги для пинка) пока не дошли - и где наша министр культуры? О ней ничего не слышно даже после почти года военного времени! Бьётся-бьётся Захар Прилепин в одиночку, пробивая дорогу поэзии Донбасса на телевидение и в нашу культуру, но усилий его одного явно недостаточно. Культурная фронда слишком многочисленна и безнаказанна. И за что получают огромную зарплату из наших налогов эти наши министры? Вместо них приходится думать президенту, как вернуть отменённую культуру нам и нашим детям.

Так что ждём теперь, когда наш министр просвещения возьмёт под козырёк, и наши взрослеющие дети вместо Солженицына будут читать Катаева и Симонова! Когда мировоззрение подростка будут формировать «Два капитана» Вениамина Каверина, «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, молодогвардейцы и Павка Корчагин - а не Бэтмен и Скайуокер…

От редакции. В отдельных моментах позиция автора не совпадает с позицией редакции

Екатерина Славская

Оригинал: big-rostov.ru

См. также:

- 12.01.2023 «Молодая гвардия» и рассказы о пионерах-героях - нужны ли они в школе? Учитель Михаил Павловец // voiks
     Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности предложил включить в школьную программу по литературе «Молодую гвардию» Александра Фадеева, рассказы о пионерах-героях и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Об этих произведениях рассуждает Михаил Павловец, доцент Высшей школы экономики.




- 09.09.2009 "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына включен в школьную программу // voiks
     Соответствующий приказ подписал министр образования и науки Андрей Фурсенко. Теперь отрывки из романа Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русской литературе ХХ века.


Солженицын Александр, Путин Владимир, литература, патриотизм, образование, Солженицына Наталия, Молодая гвардия (роман), Минобр

Previous post Next post
Up