Наталия Солженицына: Нам с мужем очень друг с другом повезло

Dec 15, 2018 10:53



«МИР24» | 15.12.2018 10:53
Наталия Солженицына: Нам с мужем очень друг с другом повезло. ЭКСКЛЮЗИВ




Со дня рождения выдающегося писателя Александра Солженицына прошло 100 лет. Его супруга Наталия Дмитриевна была его секретарем, помощником и редактором произведений. В эксклюзивном интервью для программы «Культ личности» на телеканале «МИР 24» она рассказала о фонде мужа, а также о том, как им жилось и работалось вдали от родины, откуда сейчас она черпает силы, чтобы трудиться.

Мы беседуем в Доме русского зарубежья им. Солженицына. Какие направления здесь лично вы курируете?




Солженицына: Сразу отмечу, что дом и фонд - это разные вещи. Фонд Солженицына - это распределение помощи между бывшими политзаключенными из средств, которые Александр Исаевич передал сюда. Он организовал его сразу после высылки в 1974 году и официально заявил, что все мировые гонорары за произведение «Архипелаг ГУЛАГ» переходят в этот фонд. У этого фонда две задачи: одна - помочь физически выжить многочисленным узникам ГУЛАГа, а вторая - это выполнить по возможности культурные задачи, которые были невозможны в условиях Советского Союза. Например, публикация исторических, религиозных и других работ, которыми фонд занимался и занимается до сих пор. А мы находимся в Доме русского зарубежья, который действительно носит имя Солженицына. Его ему присвоили, когда Александр Исаевич ушел из жизни. Это было сделано, потому что он, в некотором роде, был организован его инициативой. Мы, будучи в изгнании, собирали оригинальные рукописи людей - выходцев из Российской империи, но выброшенных революционной волной за рубеж. И мы привезли до 700 таких рукописей, никогда до сих пор не публиковавшихся. Александр Исаевич призывал соотечественников написать хотя бы несколько страниц о своей непростой судьбе.

Подробности интервью смотрите в видеоролике.

Оригинал: mir24.tv
Скриншот Видео

ФРАГМЕНТЫ ИНТЕРВЬЮ




Григорий Заславский: В двадцатом году вы начинаете публикацию многотомного собрания дневников Солженицына. И традиция такой публикации вскоре всё-таки после недавней смерти великого человека естественно предполагает какое-то редактирование. Что-то, а иногда и очень многое остается за рамками публикации. Как вы решаете, что вы оставляете и что будет опубликовано? Это же тридцать шесть? Сколько там томов?




Наталья Солженицына: Нет, это собрание сочинений тридцать томов. А дневник - это один том. Да, это всё очень просто, и решается всё очень просто. Никаких сокращений и купюр не предполагается вообще! Поскольку это не дневник в общепонимаемом смысле слова. Это не дневник жизни его, жизненных событий и реакций на них. Это дневник работы над красным колесом. Поэтому называется “Дневник романа”, “Дневник Р-17”. Некоторые расшифровывают, да и Александр Исаевич считал, сто можно и так, и так. Это либо дневник романа, либо дневник революции семнадцатого года. Это его им самим для себя сконструированный и найденный собеседник, с которым он обсуждал свою работу.











Наталья Солженицына: Ну, в общем, памятники по России ставят. У них есть враги, как мы видим. Но эти враги, которые как бы враги Солженицына, которые оскорбляют его память, лгут нещадно - одни умышленно, а другие неумышленно, просто потому что они ничего не читали, или читали только тот цитатник… Я довольно цинично воспринимаю это, как бесплатный пиар. Солженицын жив, ведь о нём говорят по сей день.




Наталья Солженицына: Спорами это, к сожалению, назвать нельзя, потому что никакого диалога, к сожалению, нет. Эти люди живут в своих сайтах, на своих порталах, на своих ресурсах, нет, переубедить невозможно. И вообще, вот, наш замечательный писатель Евгений Водолазкин недавно высказал такую мысль, что истина не рождается в споре. Я бы сказала, что это зависит от времени, состояния общества, в котором такой спор происходит.









См. также:

- 15.12.2018 04:20 Наталия Солженицына: Нам с мужем очень друг с другом повезло // mirtv.ru
     © МТРК «Мир». Передача: Культ личности. Возраст: 12+
     Со дня рождения Александра Солженицына прошло 100 лет. Жена выдающегося писателя Наталия Солженицына была его секретарем, помощником и редактором произведений. В эксклюзивном интервью телеканалу «МИР» она рассказала о Фонде Александра Солженицына, а также о том, как им с мужем жилось и работалось вдали от родины и откуда сейчас Наталия черпает силы, чтобы трудиться.

- 09.12.2018 Наталия Солженицына: За что любят и ненавидят Александра Исаевича // «Российская газета» voiks
     11 декабря исполнится 100 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. В преддверии юбилея интервью нашей газете дала супруга и соратница писателя. <...>
     Меня не то чтобы радует, но веселит то обстоятельство, что на Солженицына так сильно нападают. Это безусловный знак того, что он жив. Не трогают ни Сахарова, ни Лихачева, никого из тех, кто был знаменами перемен. А вот его, действительно, ненавидят - и, судя по тому, что до меня доходит в соцсетях, это и в самом деле на сто процентов люди, которые не читали Солженицына. Они приводят либо полностью подложные цитаты, либо цитаты, вырванные из текста до полного изменения смысла. Вы правы - это как в Советском Союзе. Не читал, но осуждаю.
     Они пытаются доказать, что из-за Солженицына развалился Советский Союз, что Солженицын предатель Родины. Я бы посоветовала им в их собственных рядах найти хоть одного такого патриота России, каким был Солженицын. Поищут - и не найдут. Он был офицер-орденоносец на войне и самозабвенно любил Россию. Он был государственник и зрячий патриот. Такой патриот, который видит грехи и ошибки своей страны, хочет, чтобы они не повторялись, и считает правильным о них публично говорить. А его ненавистниками насаждается патриотизм запретительный, не допускающий критики по отношению к русской истории никаких времен. Абсолютно контрпродуктивен такой патриотизм. Он никому не поможет и ничто не продвинет.

- Французская классическая эпиграмма. Переводы Владимира Васильева - М.: Худ. лит. 1979 // facetia.ru
     КОНЕЦ XVIII ВЕКА - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА
     Огюст Аттену
     ЭПИТАФИЯ ЛЖЕЦУ
     Лгунишка, что лежит под сенью гробовой,
     Небось не скажет: «Я живой».


mir24.tv, купюры, интервью, Солженицына Наталия, Солженицын Александр, Красное колесо, светоч

Previous post Next post
Up