Мифопоэтическая реабилитация Солженицына

Oct 18, 2022 19:00




Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск 2007, № S1 (49 ст.), c.6-8.
© 2007г Е.В. Белопольская.

Образ Сталина в идейно-художественном пространстве романа А.И. Солженицына «В круге первом» (мифопоэтический аспект)
Белопольская Е.В.

Образ Сталина в романе «В круге первом» большинство критиков оценивают как «неудачный», несоответствующий исторической правде. В разное время на «фактические неточности», связанные с образом «кремлёвского горца», обращали внимание М. Лифшиц, А. Краснов-Левитин, П. Паламарчук, В. Чалмаев [1-4].

В настоящей статье предпринята попытка проанализировать образ Сталина в мифопоэтическом аспекте, что позволит, по нашему мнению, уточнить его роль в идейно-художественном пространстве романа, выяснить «сумел ли убедить в правильности своей трактовки» [5, с. 221] образа Сталина Солженицын.


В книге «Бодался теленок с дубом» писатель признавался: «А я считал: пусть пожнёт Сталин посев своей секретности. Он тайно жил - теперь каждый имеет право писать о нём всё по своему представлению. В этом право и в этом задача художника: дать свою картину, заразить читателей» [6, с. 89].

Уже в начале первой главы произведения «В круге первом» Сталин олицетворяет некую силу, чья злая воля определяет судьбы миллионов: «Одному-единственному человеку за дюжиной крепостных стен не спится по ночам, и он приучил всю чиновную Москву бодрствовать с ним до трёх и до четырёх часов ночи. Зная ночные повадки владыки, все шесть десятков министров, как школьники, бдят в ожидании вызова. Чтоб не клонило в сон, они вызывают заместителей, заместители дёргают столоначальников, справкодатели по лесенкам облазывают картотеки, делопроизводители мчатся по коридорам, стенографистки ломают карандаши» [7, с. 9-10]. В «сталинских главах» романа явно сниженный портрет «владетеля полумира» постепенно дополняется новыми любопытными штрихами: «Просто маленький желтоглазый старик с рыжеватыми [...], уже редеющими волосами; с рытвинками оспы, с усохшей кожной сумочкой на шее» [7, с. 94] превращается в карлика с отталкивающей внешностью : «... пригорбливаются плечи, сутулится спина [...], отчего он кажется ещё меньше ростом, совсем маленьким» [7, с. 128], у него «коричневато-серое лицо с большим носом-бороздилом» [7, с. 142], также упоминаются «кляплый свисающий нос», «складки серого лба», «перевес в голосе хрипов и шорохов над звонкими звуками» [7, с. 142], доставшиеся ему в наследство обещания Ленина, легли на его плечи «непоправимым кривым горбом» [7, с. 99].

По свидетельству А.Н. Афанасьева, нередко поэтическая фантазия наделяла мифических малюток огромной бородой или исполинскими усами [8, с. 318]. У Сталина усы небольшие, но это характернейшая деталь его внешности. Так, Абакумов с тревогой вспоминает «злобно-нетерпящее подёргивание усов Хозяина»: «Если кончик уса его вздрагивал от негодования, то приговор всегда был один: смерть» [7, с. 132].




В народной фантазии карлики, змеи, драконы являются синонимичными образами, так как олицетворяют одно явление - молнию [7, с. 253-323]. Таким образом, сходство Сталина со змеем, драконом развивает авторскую концепцию. Автор передаёт самоощущение диктатора: «А по остальным часам, как по острым камням, надо было ползти, перетягиваться уже немолодым, уязвимым телом» [7, с. 98]. Поедучие змеи «чуют запах русского духа». Сталин про себя думает: «От каждого человека запах идёт, и по запаху ты ещё раньше головы действуешь» [7, с. 111].

Сказочный змей или дракон опасен тем, что выдыхает из свое пасти пламя, дым [8, с. 255], уничтожая пространства. У Солженицына Сталин не вынимает изо рта курительную трубку, в минуты гнева он «плевал... или сдувал горячий пепел трубки... в лицо» [7, с. 122] собеседнику. Путешествуя, вождь «видел одно пустое как вымершее пространство, никакой живой России, хотя проехал тысячи километров по земле. ехал ли он на автомобилях - и пустое слалось шоссе, и безлюдная полоса вдоль него. Ехал ли он поездом - и вымирали станции.» [7, с. 141]. По народному преданию «человек, которого коснётся блестящий взор дракона, падает мёртвым, из глаз его исходит тот же губительный яд» [8, с. 255]. В этой связи определённый смысл приобретают характеристики арестантов, которые названы в романе «живыми мертвецами», «нежильцами».

Нрав вождя мстителен и коварен, его жизненный принцип: «Если тебе кто изменил -тому не прощать, если кого зубами схватил -того не выпускать». Сам же он всегда готов пойти на обман: главное, по его мнению, «постоянно соображать: с кем тебе сейчас по пути и до какого столба» [7, с. 112].




Змей, согласно мифам, «облачитель дневного светила» [8, с. 257], как правило, вершит свои дела ночью. О «кремлёвском отшельнике» Солженицын пишет: «Невыносимее всего было Сталину время утреннее и полуденное: пока солнце восходило, играло, поднималось на кульминацию - Сталин спал в темноте, зашторенный, закрытый, запертый. Он просыпался, когда солнце уже спадало, умерялось, заваливало к окончанию своей короткой однодневной жизни. Около трёх часов дня Сталин завтракал и лишь к вечеру, к закату, начинал оживать. Его мозг в эти часы разрабатывался недоверчиво, хмуро, все решения его были запретительные и отрицательные [...]. Все главные Указы, направившие великое государство, формировались в сталинской голове после трёх часов ночи - и только до рассвета» [7, с. 93].

Кунцевская дача Сталина похожа на подземелье с потайными ходами, пещеру, в которых обитают змеи: «Комната была невелика, невысока. В ней было две двери, окно, если оно и было, то намертво зашторено сейчас, слито со стеною» [7, с. 93].

В романе получил воплощение и популярный мотив «отыскивания кощеевой смерти». Настойчиво звучит мысль о том, что силы Императора Земли на исходе. «Сталин чувствовал себя худо, и не знал даже, как лучше использовать руки свои, давно не годные к настоящей обороне. Он складывал их на животе и улыбался. Гости думали, что Всесильный улыбается в милость к ним, а он улыбался от растерянности» [7, с. 142].

Собственное здоровье - предмет серьёзных переживаний героя. «Чем больше других людей успевал он лишить жизни, тем настойчивей угнетал его постоянный ужас за свою» [7, с. 129]. Он мечтает о том, что «может быть найдут средство, такое лекарство, чтобы сделать хоть его одного бессмертным» [7, с. 135].




В графинчике под замком у Сталина стоит особая бодрящая настойка, напоминающая живую воду, что хранится в глубоких погребах в сосудах у нечистой силы и помогает ей «укрепить себя для новой борьбы» [8, с. 265].

Замечание Афанасьева о том, что слово «кощей употребляется в древних памятниках в значении пленника, раба» [8, с. 281], уточняет концепцию автора романа. Несмотря на внешнее могущество, он, являясь «персонификацией мирового Зла» [9, с. 170], может быть, самый несчастный, бесправный, жалкий персонаж, поскольку абсолютно утратил внутреннюю свободу.

Таким образом, Солженицын продолжает народную традицию, для которой характерно шутливо-сатирическое отношение к нечистой силе. Кроме того, он применил к своему герою пушкинский критерий: «Гений и злодейство / Две вещи несовместные» и отказал злу в величии.

Образ Сталина обусловлен всей тканью романного повествования, что во многом снимает упрёки в адрес Солженицына и позволяет по достоинству оценить его художественное мастерство.

Литература

1. Лифшиц М. О рукописи А. И. Солженицына «В круге первом» // Вопросы литературы. 1990. № 7.
2. Краснов-Левитин А. Два писателя. Париж, 1983.
3. Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель // Москва или Третий Рим? Восемнадцать очерков о русской словесности. М., 1991.
4. Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994.
5. Шнеерсон М. Александр Солженицын: Очерки творчества. Франкфурт-на-Майне, 1984.
6. Солженицын А. Бодался телёнок с дубом. Париж, 1975.
7. Солженицын А. Полн. собр. соч.: В 6 т. Т.1. М., 9. Урманов А. Творчество Александра Солженицына: 1994. Учеб. пособие. М., 2004.
8. Афанасьев А. Древо жизни: Избр. статьи. М., 1981.

Ростовский государственный университет 4 декабря 2006 г.

Оригинал: cyberleninka.ru elibrary.ru
Скриншот Скрин-2 PDF-1 PDF-2



Южный федеральный университет (ЮФУ)

Белопольская Елена Вадимовна



Звание: доцент

Степень: Кандидат филологических наук

Кафедра теории и истории мировой литературы - Доцент

пер. Университетский, 93, ул. Пушкинская, 150

E-mail: evbelopolskaya@sfedu.ru
Персональная страница: https://sfedu.ru/person/evbelopolskaya
Персональная страница на английском: https://sfedu.ru/en/person/evbelopolskaya

Образование и повышение квалификации:

- высшее образование: Ростовский государственный университет (01.09.1983 - 17.06.1989)
     Русский язык и литература
     Филолог. Преподаватель

- повышение квалификации: ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет" (11.09.2015 - 20.09.2015)
     Инновационные подходы к преподаванию филологических дисциплин в школе и ВУЗе

- повышение квалификации: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", Институт социологии и регионоведения (20.09.2016 - 30.09.2016)
     Профессионализм и профессиональная культура преподавателя (72 часа)

- повышение квалификации: ФГБОУ ДПО "Государственный институт новых форм обучения" (19.10.2016 - 01.11.2016)
     Персональный менеджмент в профессиональной деятельности: тайм-менеджмент для преподавателей и руководителей образовательных организаций (72 часа)

Дата начала общего стажа: 01.12.1991
Стаж по специальности (в годах): 25

[Раскрыть ЕЩЕ]Преподаваемые дисциплины:

- История отечественной литературы ХХ в. (Ч.2)
     Курс призван подготовить обучающихся к эффективному освоению эстетического богатства и основных тенденций развития русской литературы ХХ-ХХI веков, к осознанному выявлению ее жанрового и стилевого разнообразия, глубокому восприятию идейно-художественного наследия писателей и поэтоврассматриваемого периода, выработать навыки и умения, связанные с анализом и интерпретацией литературных произведений.

- История литературы (Ч.2)
     Курс призван сформировать систему знаний по истории русской литературы; выявить важнейшие особенности и тенденции идейно-художественного развития русской литературы с привлечением культурно-исторического фона определенного периода; охарактеризовать на примере репрезентативных художественных произведений национально значимые образы-символы, категории общественного сознания наших соотечественников; выработать у обучающихся навыки и умения, связанные с анализом и интерпретацией литературного произведения; расширить литературный и культурно-эстетический кругозор обучающихся.

- Русская литература в современном социокультурном контексте
     Курс призван сформировать у обучающихся систему знаний по новейшей истории русской литературы; выявить и охарактеризовать основные тенденции развития литературы в начале ХХI века; воссоздать социально-культурный фон русской литературы последних десятилетий; выработать у студентов навыки и умения, связанные с анализом и интерпретацией современных литературных произведений.

- Творчество А.И. Солженицына: личность и художественный мир писателя
     Курс позволяет получить углубленные знания о биографии и специфике творчества А.И. Солженицына, проследить идейную эволюцию взглядов писателя; определить систему его художественных координат; осмыслить место писателя в русской литературе; о современном состоянии солженицыноведения; а также способствовать развитию у студентов навыков и умений, связанных с аналитическим чтением художественной и критической литературы.

Дополнительная информация:
     Область научных интересов: история русской литературы 20 века, творчество А.И. Солженицына, православная традиция в русской литературе.
     Руководство научно-исследовательской работой студентов над магистерскими диссертациями по темам, связанным с областью научных интересов.


Оригинал: sfedu.ru
Скриншот


     В статье осмысляется образ Иннокентия Володина с учетом диапазона современных литературоведческих оценок. Автор статьи приходит к выводу, что Володин из «атомного» сюжета романа подчеркнуто негероичен, но он привлекает способностью к самопреодолению. Решившись на поступок, Иннокентий искупает и собственный грех, и грех своего отца. Он выполняет свое предназначение и совершает нравственное восхождение. Глубокий нравственно-философский посыл образа героя: не только поступать по совести в глубоко враждебных обстоятельствах, но и осознать это как единственно возможный путь.

Белопольская Елена Вадимовна. Поступок Иннокентия Володина в объективе критики (к вопросу о "лекарственном" и "атомном" сюжетах романа А.И. Солженицына "В круге первом"). Аннотация // elibrary.ru


04.01.2015 Образ предателя в романе А. Солженицына "В круге первом"

См. также:


- Белопольская Елена Вадимовна. Роман А. И. Солженицына "В круге первом": Проблематика и поэтика. Автореферат диссертации, 1996 г. // www.dissercat.com
     Целью диссертации является всестороннее исследование романа "В круге первом", определение его идейного и художественного своеобразия. Для этого предстоит решить следующие задачи: выяснить особенности постановки и решения в романе лагерной темы; выявить, как решает писатель проблему Добра и Зла в изображении персонажей; исследовать проблему смысла жизни в понимании главных героев и автора; дать характеристику творческим принципам писателя, которые проявились в романе; определить жанровую специфику произведения; охарактеризовать стиль повествования, раскрыть роль авторских ассоциаций и символов в реминисценциях, заглавиях и портретах, высказать свое отношение к проблеме "Солженицын и постмодернизм".

- Белопольская Елена Вадимовна (р. 10. 05. 1966) // interpretive.ru
     Род. в г. Бирск Башкирской АССР. Дочь литературоведа В. Н. Белопольского. Окончила Ростовский ун-т (1989) и аспирантуру при нем (1992). Кандидат филол. наук, доцент. Преподает в Ростовском ун-те (с 1992). Печатается как литературовед с 1992. Автор кн.: Роман А. И. Солженицына "В круге первом". Опыт интерпретации. Ростов-на-Дону, изд-во Института массовых коммуникаций, 1997 (300 экз.). Живет в Ростове-на-Дону.
     По материалам анкеты.

- 16.09.2018 100 лет противоречивому гению: почему на Дону нет памятника Солженицыну // voiks
     Сто лет со дня рождения нобелевского лауреата Александра Солженицына во всём мире будут отмечать в декабре. Но пока в Ростовской области, где вырос, учился и откуда ушёл на фронт писатель, нет ни одного серьёзного музея и даже ни одного памятника. <...>
     «При всей академичности, Солженицын остро социален, остро актуален. Его произведения своевременны и своевременными они будут всегда», - говорит кандидат филологических наук Елена Белопольская.






- 07.10.2019 Публикация сборника «Личность и творчество А.И.Солженицына в контексте мировой культуры» // www.domrz.ru voiks
     В конце сентября 2019 года Институтом филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Федерального исследовательского центра «Южный научный центр Российской академии наук» был издан сборник материалов международной научной конференции, посвященной А.И.Солженицыну


- Белопольская Елена Вадимовна. Поступок Иннокентия Володина в объективе критики (к вопросу о "лекарственном" и "атомном" сюжетах романа А.И. Солженицына "В круге первом") / Личность и творчество А.И. Солженицына в контексте мировой культуры. Материалы Международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 27-28 сентября 2018 года) // elibrary.ru Скриншот
     Аннотация. В статье осмысляется образ Иннокентия Володина с учетом диапазона современных литературоведческих оценок. Автор статьи приходит к выводу, что Володин из «атомного» сюжета романа подчеркнуто негероичен, но он привлекает способностью к самопреодолению. Решившись на поступок, Иннокентий искупает и собственный грех, и грех своего отца. Он выполняет свое предназначение и совершает нравственное восхождение. Глубокий нравственно-философский посыл образа героя: не только поступать по совести в глубоко враждебных обстоятельствах, но и осознать это как единственно возможный путь.




- 20.01.2022 Приветствие участникам II Конгресса доцента кафедры отечественной литературы ЮФУ Е.В. Белопольской // www.youtube.com: Узнай Россию Видео
     Участников онлайн-мероприятий II Международного Конгресса волонтёров культуры, медиа и познавательного туризма и Литературного фестиваля #УзнайРоссию. Донское слово, волонтёров культуры приветствовала доцент кафедры отечественной литературы Южного Федерального университета Елена Вадимовна Белопольская.
     Смотрите прямую трансляцию онлайн-мероприятий на канале Узнай Россию по ссылке https://youtu.be/AAZxHGnMlkY
     Елена Белопольская (02:41): В качестве пожелания я хотела бы обратить внимание будущих конкурсантов на творчество Александра Исаевича Солженицына, нобелевского лауреата, признанного классика XX века. Ростов-на-Дону - это город школьного детства и юности Александра Исаевича. Здесь он осознал свое предназначение и литературное призвание. Прожил Александр Исаевич в Ростове-на-Дону 17 лет. Здесь закончил школу, Ростовский университет, отсюда ушел на фронт, неоднократно возвращался сюда к близким ему людям. Ростов встречается в нескольких произведениях Солженицына: в романе «В круге первом», в двучастных рассказах, в эпопее «Красное колесо». Вот давайте посмотрим, каким видит Ростов юная Ксения, которая возвращается из Москвы ранним утром. <...> Вот, я думаю, что все эти произведения безусловно достойны нашего внимания.




- 16.01.2021 16 января II Международный конгресс волонтёров культуры и медиа | Узнай Россию. Донское слово // www.youtube.com: Узнай Россию
     16 января 2021г., в 13:00 по МСК, на нашем YouTube канале https://clck.ru/SbLuz состоялась прямая трансляция мероприятий Второго международного конгресса волонтёров культуры, познавательного туризма и медиа и Литературного фестиваля #УзнайРоссию. Донское слово. [Раскрыть ЕЩЕ]
     Приветственные обращения участникам Конгресса и Фестиваля адресовали:
     3:55 - заместитель министра культуры Российской Федерации Ольга Сергеевна Ярилова
     5:06 - Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Лидия Юрьевна Михеева
     6:06 - генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России, председатель комиссии по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации Ирина Яковлевна Великанова
     16:17 - первый заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации Александр Михайлович Шолохов
     3:35:17 - заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке Лариса Николаевна Тутова
     2:29:13 - руководитель Дирекции общественного движения «Волонтёры культуры» Дарья Дмитриевна Жукова
     11:18 - первый заместитель Губернатора Ростовской области Игорь Александрович Гуськов
     14:13 - председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр Валентинович Ищенко
     59:59 - заместитель Губернатора Ростовской области Александр Юрьевич Скрябин
     2:03:47 - председатель Общественной палаты Ростовской области, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Вячеслав Митрофанович Кущёв
     https://youtu.be/kDo1UXf-wOY - председатель Комитета по молодёжной политике Правительства Ростовской области Юрий Юрьевич Лескин
     https://youtu.be/0OADuzp7_pc - директор «Донского волонтёрского центра» Кристина Леонидовна Канская
     В прямом эфире были объявлены имена победителей 14 конкурсов, посвященных Гениям слова, рождённым на Дону и в Приазовье. Общий призовой фонд - 420 000 рублей. В конкурсе приняли участие более 1700 конкурсантов из 28 стран, 72 регионов России!
     СПИСОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОПУБЛИКОВАН ПО ССЫЛКЕ https://yadi.sk/i/vEjAvfVKaXiGxA





- 18.06.2022 Как правильно читать Варлама Шаламова: рассказала доцент ЮФУ // sfedu.ru voiks
     18 июня исполнилось 215 лет со дня рождения русского писателя Варлама Тихоновича Шаламова (1907-1982). Как писатель пронес свой талант через "лагеря уничтожения", и на чем был основан их конфликт с Солженицыным, рассказала доцент кафедры отечественной литературы ИФЖиМКК, кандидат филологических наук Елена Белопольская.
     - Елена Вадимовна! Расскажите, какой след оставил Шаламов в русской литературе? На его рассказы и очерки часто ссылаются историки и журналисты, но в чем его главное достоинство именно как литератора?
     - Варлам Шаламов занял прочное место в ряду писателей-лагерников. Свои рассказы он называл «новой прозой». Шаламов считал, что сверэкстремальная ситуация, в которой оказался человек в «лагерях уничтожения», требовала нового художественного выражения - «без сюжета, без характеров». Писать так мог только тот, кто лично пережил, «выстрадал» материал. И в этом Шаламову нет равных.




- 28.04.2021 «Пир победителей» и правда Солженицына // voiks

ДРЗ, предательство, ЮФУ, Белопольская Елена, В круге первом, Солженицын Александр, #УзнайРоссию

Previous post Next post
Up