5 октября 2022 года 16:30 | Московская область, Ново-Огарёво
Встреча с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года»
Глава государства в режиме видеоконференции провёл встречу с лауреатами и финалистами Всероссийского конкурса «Учитель года» 2022 года и участниками телевизионного шоу «Классная тема!».
В.Путин: Дорогие друзья, добрый день!
Просим извинения - небольшие у нас были сбои со связью, но, надеюсь, всё в порядке. Вы меня слышите, видите, я вас тоже.
Сегодня мы отмечаем День учителя, и я вас сердечно поздравляю с этим праздником. Поздравляю работников школ всех 89 регионов России. Будем и дальше помогать всем вам совершенствовать учебный процесс - восстанавливать, ремонтировать, строить новые школы, оказывать всю необходимую поддержку. Понимаем, что это особенно важно для новых субъектов Российской Федерации.
Кстати, скоро осенние каникулы, и нужно подумать о том, как организовать отдых детей, особенно на тех территориях, где до сих пор, к сожалению, ещё неспокойно или даже опасно.
Есть ещё один очень важный, хотя и не имеющий прямого отношения к учёбе вопрос, но требующий тоже вашего внимания. Речь идёт о том, что на новых территориях необходимо провести массовую диспансеризацию детей. Многие из них не только толком не учились в течение многих лет, но и не получали должной медицинской помощи.
Часть этой работы должна быть организована выездными бригадами из различных субъектов Российской Федерации прямо в детских садах и школах. И поскольку это и в школах будет происходить, я обращаю на это ваше внимание и, конечно, прошу вашей поддержки.
Всех нас объединяет великий русский язык, наша общая история, давние, непрерывные традиции учительского мастерства Сухомлинского и Макаренко. В их основе - чувство Родины, человечность, великодушие, мудрость, доброта, уважение и любовь к детям.
Не случайно именно в нашей стране этот замечательный, искренний праздник - День учителя, учреждённый ещё в советское время, - всегда наполнен радостными, трогательными чувствами. И хочу сказать сейчас спасибо всем поколениям учителей, которые преподали своим ученикам важнейшие уроки совести, чести и долга, верности своим корням, своей истории, ответственности за родную землю, готовности прийти на помощь, защитить своё Отечество.
Именно в этих непреходящих ценностях нашего народа воспитаны и солдаты, офицеры армии России, добровольцы и ополченцы героического Донбасса, которые отстаивают наше право, их собственное право, самостоятельно выбирать свой собственный, независимый путь развития.
Подчеркну: Россия была и будет суверенной. Для этого сейчас, на поворотном этапе развития и нашей страны, да и всего мира, нужно укреплять, выстраивать суверенную, национальную систему образования и воспитания подрастающего поколения, обеспечить связанность, единство образовательного пространства страны. И прежде всего нужно передать ребятам нравственный, культурный код нашего народа, исключить любые попытки навязать детям чуждые ценности, извращённое толкование истории.
Для этого уже со следующего учебного года - вы знаете, конечно, об этом - в школах на всей территории России, включая наши новые регионы, будут введены единые обязательные подходы к организации воспитательной работы с подрастающим поколением, а также к преподаванию общественно значимых предметов. Это русский язык, литература, история и обществознание, география, окружающий мир.
Далее. Важнейшее направление нашей работы - развитие инженерного образования, распространение уникальных методик преподавания естественнонаучных дисциплин, подготовка учителей, прежде всего в этой сфере учителей математики, информатики, физики. При поддержке уже ставшего известным центра «Сириус», ведущих школ и университетов будем делать всё необходимое, чтобы ребята со школьной скамьи получали навыки и компетенции, востребованные в эпоху бурных технологических перемен.
Дорогие друзья!
Знаю, что средний возраст участников федерального этапа конкурса «Учитель года» - чуть больше 27 лет. Вы все молодые люди. Ещё полтора десятилетия назад вы сами учились в школе, а сейчас уже достигли высот в своей профессии.
Пройдёт совсем немного времени, и ваши ученики сами станут учителями и врачами, инженерами, учёными. Абсолютно уверен, что у ребят всё получится. У нас растёт замечательное, талантливое поколение. Дети, подростки всё активнее проявляют себя в науке, экологии, в спорте и культуре.
Вместе с волонтёрским проектом «Мы вместе» готовы оказывать помощь семьям участников специальной военной операции.
Чтобы расширять своё участие в жизни страны, ребята сами, по собственной инициативе решили объединиться, как вы знаете, объединить свои усилия в рамках Российского движения детей и молодёжи, создать единое, можно сказать, юное сообщество нашей большой страны.
Это высокое, искреннее чувство ответственности, сопричастности судьбе Отечества, безусловно, нам с вами нужно развивать и поддерживать, чтобы ребята понимали, как можно и должно использовать полученные на уроках знания для строительства и созидания России, соизмеряли свои планы и мечты с нашими общими национальными целями развития.
Что мы вместе будем для этого делать, предлагаю сегодня как раз и обсудить.
Ещё раз поздравляю вас с праздником!
Прошу. Давайте начнём.
Пожалуйста, Дмитрий Владимирович Лутовинов.
Д.Лутовинов: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Во-первых, спасибо за поздравления.
Вы уже меня представили, я учитель истории из Подмосковья, город Орехово-Зуево.
Сейчас здесь, в зале, собрались участники профессиональных педагогических конкурсов и проектов. Участие в этих конкурсах, конечно, даёт большой опыт в плане осмысления тех изменений, которые происходят сегодня в школьном образовании. Мой вопрос как раз связан с этими изменениями.
Сейчас планируется создание единых программ и единых учебников. Конечно, нам, учителям, невероятно важен такой шаг, особенно мне как учителю истории, поскольку в современных условиях обилия информации понятно, насколько важно трактовать исторические события на территории всей страны одинаково.
В связи с этим у меня появилось предложение. Конечно, это важный шаг, поэтому мы, финалисты конкурса «Учитель года», в своих регионах можем помочь составить эти учебники. Я прошу Вас включить в состав экспертных групп как раз «учителей года» России, финалистов этого конкурса, если это возможно. А мы постараемся консолидировать и передать, донести мнения педагогов нашего региона до экспертных групп.
Спасибо.
В.Путин: Дмитрий Владимирович, не секрет, мы все хорошо знаем, что, как только начали обсуждать тему единых учебников и единых подходов, возникло очень много на этот счёт дискуссий в профессиональном сообществе да и вообще в обществе в целом. И понятно, потому что речь идёт о нашем будущем, о детях, об их понимании того, где мы живём, ради чего, что такое Родина, что такое наша история, что такое будущее страны, как мы должны это будущее определять, выстраивать, идти к нему. Конечно, были и опасения по поводу излишней стандартизации. И я не могу с этим не согласиться. Думаю, что надо прислушаться к голосу тех, кто выражал эту точку зрения.
Но вместе с тем по поводу того, о чём я уже сказал, да и Вам как учителю истории это тоже очевидно, на мой взгляд: по предметам общественной значимости - как раз по Вашему предмету, истории, обществознанию, по очень многим другим - конечно, должен быть единый стандарт. Мы не можем в одних учебниках писать про Сталинградскую битву в одном ключе, а в других по-другому. Мнения на этот счёт могут быть разные, но стандарт должен быть один.
Это не значит, кстати говоря, что по этим предметам у педагога, у учителя, у преподавателя не может быть какой-то своей точки зрения. Конечно, ведь каждый человек, даже работая по известному стандарту, излагает эту тему, и так или иначе здесь творчество не исключено, любой учитель может наполнять нюансами общее содержание. Это то же самое, знаете, что при исполнении музыкального произведения: вроде ноты одни и те же, а в исполнении разных музыкантов произведение может звучать несколько иначе. Поэтому даже в этих, общественных науках при определённом стандарте есть пространство для творчества.
Что касается естественнонаучных знаний: физика, математика, робототехника, работа с большими данными и так далее - конечно, это очевидно, я согласен с теми, кто считает, что здесь какими-то едиными стандартами, жёсткими рамками этот процесс нельзя закладывать в прокрустово ложе.
Хотел выразить свою точку зрения на этот счёт. Мы так, по-моему, в конце концов и договорились с профессиональным сообществом: будем двигаться по этому пути либо по этим путям. Но привлекать специалистов, тем более таких специалистов, как Вы, имея в виду, что Вы ещё и победитель Всероссийского конкурса «Учитель года - 2022» - я Вас с этим сердечно поздравляю, - конечно, обязательно будем вас привлекать.
<...>
Ю.Бахмутская: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Юлия Викторовна Бахмутская, город Макеевка, Донецкая Народная Республика.
Мне, наверное, сегодня волнительнее всех среди присутствующих здесь коллег. Я все эти годы жила и работала в родном городе. Мне очень трудно описать то состояние, в котором мы все жили до этого года. Я как историк с особой болью воспринимала то, что происходило с народом Донбасса, как к нам относилась украинская сторона.
Я бы хотела сказать Вам огромное спасибо - это не только моё личное спасибо, это спасибо от всех коллег из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей - спасибо Вам огромное. Только Россия всё это время помогала нам и не побоялась заступиться, когда действительно зашла речь об угрозах нашим жизням.
Сегодня у нас работают школы, дети занимаются по новым учебникам, учителя получили возможность какой-то методической подготовки, повышения квалификации - всё то, от чего мы фактически были оторваны.
Если говорить о результатах референдума, то я увидела, что я не одна: мы вместе, нас много. Я уверена, что мы выстоим, и никто нас не лишит нашей общей истории.
Знаю, что Министерство образования Донецкой Народной Республики тесно сотрудничает с Министерством просвещения Российской Федерации, реализуется план большой помощи, интеграции. Мне бы очень хотелось, чтобы особое внимание было уделено инфраструктуре, особенно спортивной инфраструктуре, потому что, несмотря на то что я не учитель физкультуры, я прекрасно понимаю, как важно детям заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Это действительно для них будет очень значимо.
Спасибо большое.
В.Путин: Юлия Викторовна, если позволите, несколько слов тоже скажу по Вашему выступлению.
Во-первых, что касается защиты жителей Донбасса да и других территорий, когда возникает угроза жизни, мы уже много раз и по-разному говорили на этот счёт. То, что сейчас возможно, - это стало возможным благодаря, конечно, российской армии и тем нашим ребятам, которые своей жизни не жалеют для того, чтобы защитить ваши и ваших детей. Это чрезвычайно важная вещь. Конечно, исходим из того, что ситуация будет стабилизирована, мы сможем спокойно развивать эти территории, помогая Вам, укреплять страну в целом. Вам и всем людям, которые на этих территориях вместе с Вами на протяжении долгих лет терпели лишения и в сердце стремились воссоединиться с Россией, - огромное спасибо и низкий поклон.
Цитата недели
Результаты референдума, о которых Вы сказали, откровенно говоря, меня самого несколько даже не только порадовали, но и удивили. Всё-таки в таких сложных условиях люди жили да и продолжают ещё жить - и такой результат. Уверяю Вас и думаю, что в этом и наблюдатели убедились: не было никакого желания что-то подправлять, что-то подчищать либо что-то добавлять. Мы для себя решили, и я для себя решил: будет так, как люди захотят; как люди выскажутся, так мы и сделаем. И результат, конечно, более чем убедительный. Он абсолютно прозрачный, этот результат, и не подлежащий никакому сомнению. Так, как всё есть, так и есть. Это объективные данные настроения людей. Это первое.
Второе - по поводу истории и того, что происходило с историей и происходит ещё, к сожалению, на Украине. Вы знаете, может быть, и не было бы сегодняшнего конфликта, если бы не было попыток некоторых сил на самой Украине и на Западе подправить историю и разорвать эту историю на части, если бы не было возвеличивания тех, кто сотрудничал с Гитлером, с фашистами, если бы не было желания этот неонацизм возродить на наших исторических территориях.
Вы знаете, я частенько дискутирую со своими коллегами, в том числе европейскими, которые мне говорят: «Ну и что? Ну есть там элементы неонацизма. А что, у нас нет, что ли? И у вас есть, в России, тоже какие-то неонацисты, и у нас, в европейских странах. Каких уродов только нет, каких придурков только нет, каких идиотов и даже преступников только нет, ну и что теперь?» Ведь разница заключается в том, что да, везде, наверное, это есть, это такое очень ядовитое семя - неонацизм, и вообще неонацистские идеи возвеличивания себя, унижения других народов, стремления к их уничтожению - да, во всём мире, наверное, это есть, но я не знаю ни одной страны, кроме сегодняшней Украины, где их ставят в разряд национальных героев. И в Париже это есть, и, наверное, в Москве какие-то неонацисты где-то прячутся, но мы их преследуем, мы с этим боремся. А в случае с Украиной наоборот: их возвеличивают, поднимают на пьедестал, им позволяют проводить многотысячные факельные шествия в центрах крупнейших городов - вот что поражает и что вызывает внутреннее отторжение, не может не вызывать у нормальных людей.
Странно, что этого на так называемом Западе не замечают. Хотя я не думаю, что не замечают, просто всё что ни попадя стараются использовать против нас. Всё, что эффективно против нас работает, - всё поддерживается. Так было ещё в середине 90-х и начале 2000-х, когда поддерживали международный терроризм, воевавший на нашей собственной территории, и так сейчас происходит с поддержкой неонацистов на Украине - именно потому, что это инструмент, способ борьбы с самой Россией. Но мы, понимая это, должны идти своим путём. Мы так и будем делать.
Поэтому то, о чём Вы сказали, а именно план помощи Донбассу в данном случае, и Запорожья это касается, и Херсона, безусловно, будет отдельным. Я уже сказал об этом в своём вступительном слове. Он должен быть комплексным, он должен сочетаться не только с развитием инфраструктуры, что само по себе очевидно, это касается и спортивной инфраструктуры, безусловно, и медицинского обслуживания - я тоже во вступительном слове сказал о планах диспансеризации детей, - но это касается и содержания самого образовательного процесса.
Мы всегда [относились] и, несмотря на трагедию сегодняшних дней, и сегодня с огромным уважением относимся к украинскому народу, к украинской культуре и к украинскому языку, к литературе и так далее и никогда не допускали ничего такого, что на Украине допускается в отношении русской культуры и русского языка.
Мы со своей стороны будем идти своим путём, с уважением будем относиться ко всему украинскому. У нас три миллиона граждан России украинского происхождения, и мы не делаем никакой разницы, никогда не делали никакой разницы, не делаем и не собираемся делать никакой разницы между русскими и украинцами.
Но, идя своим путём, - я считаю, путём созидательным, - мы без всякого сомнения будем отсекать всё, что нам мешает идти вперёд. Здесь, конечно, очень важно наладить и образовательный процесс, и воспитательный процесс именно в том духе, которым всегда отличалась Россия и чем мы всегда гордились и будем гордиться в будущем.
Вам хочу пожелать всего самого доброго. Будем, безусловно, осуществлять всё то, о чём я сказал, и всё то, на что Вы обратили внимание.
Спасибо большое.
Ю.Бахмутская: Спасибо большое, Владимир Владимирович.
В.Путин: Евгения Сергеевна Макарова, пожалуйста.
Е.Макарова: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!
Макарова Евгения Сергеевна, Республика Мордовия. Я и мои коллеги - участники самого масштабного и значимого профессионального конкурса «Учитель года России».
<...>
Ю.Долгих: Добрый день, Владимир Владимирович!
Долгих Юрий Сергеевич. Представляю Курганскую область, город Курган.
Этот учебный год в моей школе, как и во всех школах страны, начинается с того, что каждую учебную неделю происходит церемония торжественного поднятия Государственного флага и исполнение Гимна Российской Федерации. И запустился масштабный проект «Разговор о важном», в рамках которого дети начинают воспринимать себя членами большой страны, гражданами большой страны, страны с многовековой историей, с большим будущим. Дети же очень пытливые, очень любознательные, они следят за тем, что происходит в России, в мире, и у них возникают трудные вопросы, на которые они не могут найти ответы, и с этими вопросами они идут к нам, к учителям. Хорошо, что «Разговор о важном» - это ещё одна возможность ответить детям на их трудные вопросы простыми ответами благодаря хорошо проработанным материалам, которые доступны учителю в цифровой государственной системе.
Нам очень хочется, чтобы этот проект развивался и дальше, становился ещё полезнее и интереснее. Поэтому хотелось бы привлечь и ребят к тому, чтобы они предлагали свои темы, например, на сайте «Разговоров о важном».
Я как учитель хотел бы добавить возможность поговорить с детьми о тех профессиях, которые обеспечат России технологический суверенитет, о прекрасных уголках нашей большой Родины.
Пользуясь моментом, Владимир Владимирович, хочется попросить ещё об одном. Во исполнение Вашего Указа студенты государственных вузов получили возможность отсрочки от частичной мобилизации. Хотелось бы, чтобы и студенты негосударственных вузов, прошедших государственную аккредитацию, имели такую возможность. У нас есть такие выпускники, которые имеют хорошую научную перспективу, и они принесли бы большую пользу нашей стране, если бы продолжили заниматься наукой.
Спасибо.
В.Путин: У Вас две темы, и обе очень важные.
Начну с первой: «Разговор о важном».
Действительно, важное очень направление. Без всяких сомнений, будем развивать эту платформу, в том числе будем привлекать детей для того, чтобы эта тема была всегда актуальной.
Она является важной, без всякого сомнения, и очень сложной, потому что, как Вы сказали, «с рядом вопросов они, дети, идут к нам, учителям», то есть с такими вопросами, на которые у них нет готовых ответов. Но не только.
Вы знаете, мы говорим об этом постоянно, они же могут к Вам и не идти. Если им в интернет легче забраться, они могут и там искать эти ответы, а там далеко не всегда эти ответы являются достоверными, объективными и правдивыми.
Поэтому очень важно, чтобы и сама платформа «Разговор о важном» была насыщенной и помогала вам в том, чтобы интерес детей к вам как к наставникам не пропадал, а только возрастал, и чтобы там была такая же разница, как между «Википедией» и соответствующими томами энциклопедий, объективность материалов которых подтверждена учёными Академии наук и другими специалистами высшей категории. Очень важно, чтобы это была достоверная информация, интересная, интересно поданная информация, и тогда «Разговор о важном», без всяких сомнений, как тема будет развиваться и будет для вас хорошей поддержкой.
А привлекать ребят, конечно, нужно. Они же, я упоминал, были инициаторами создания даже целого нового детского молодёжного движения. Без всяких сомнений, им будет это интересно. А если они будут соучастниками этого процесса, они будут чувствовать, что они там, внутри находятся этой платформы, это вдвойне, втройне будет привлекать их внимание, и тогда они будут сторонниками тех тезисов, которыми вы стараетесь убедить вашу аудиторию в правильности вашей позиции. Я в этом нисколько не сомневаюсь.
А теперь о том, что Вы сказали по поводу отсрочки по мобилизации для студентов.
Знаете, изначально Министерство обороны доложило, что целый ряд категорий наших граждан нет необходимости призывать в рамках мобилизации, и их перечислили. Но соответствующих изменений в нормативно-правовую базу своевременно всё-таки не внесли, поэтому представленный Минобороны и Правительством проект указа вышел в таком виде, что не учёл изначально позицию самого Министерства обороны, и приходится вносить в этот документ соответствующие коррективы.
Сегодня я уже отдал на выпуск Указ, он уже подписан, где вносятся эти самые коррективы, в том числе и по вопросам, которые Вы сейчас подняли. У меня копия здесь есть, я взял его с собой.
Я Вам просто некоторые положения этого Указа прочитаю: <...>
З.Батырова: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Батырова Зильфира Рафитовна.
В своей речи Вы говорили о важности воспитания в современной школе. Вы отмечали, что в отечественной педагогике очень важна роль коллектива. И как Вы уже отмечали, Российское движение детей и молодёжи как раз является неким эталоном воспитания в коллективе.
<...>
В.Мушкарина: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Мушкарина Вероника Сергеевна, город Челябинск, Челябинская область.
Обсуждение вопроса о снижении бюрократической нагрузки на учителей велось очень давно, и от лица всех своих коллег, от себя лично я хотела бы поблагодарить Вас, что впервые этот вопрос был решён на федеральном уровне. Мы знаем, что внесены изменения в закон «Об образовании» и в силу вступил приказ Министерства просвещения, включающий в себя перечень документов, с которыми мы непосредственно работаем. Этих документов всего пять. Из этого приказа очевидно, что Министерство просвещения учло мнения педагогических сообществ и организаций Общероссийского профсоюза образования.
Нам кажется, что было бы очень здорово, если бы у нас появились оптимизирующие автоматизированные инструменты для работы с этими документами. Мы очень надеемся, что подключение всех школ нашей страны к федеральной государственной информационной системе «Моя школа» решит эту задачу.
И также думаем, что было бы очень здорово, если бы эти эффективные практики, в том числе и цифровые, были бы распространены на среднее профессиональное образование и на дошкольные учреждения.
<...>
Т.Рассолова: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Татьяна Борисовна Рассолова из Великих Лук, Псковская область. Я участник телешоу «Классная тема!», которое по Вашему поручению выходит теперь уже…
<...>
В.Путин: Пожалуйста, коллеги, есть ли ещё желающие что-то сказать, предложить, о чём-то подискутировать, посоветоваться? Если желание есть, пожалуйста, представьтесь, назовите себя.
А.Малинин: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Артём Равильевич Малинин, город Ижевск, Удмуртская Республика.
Мы все прекрасно понимаем, какая сейчас большая работа ведётся по созданию мотивирующей, воспитательной среды в школах и организациях допобразования по всей стране, в том числе и в моей родной Удмуртии. Возникают «IT-кубы», «Кванториумы», «Точки роста».
Мой собственный педагогический опыт подсказывает мне, что нам, учителям, очень важно в школах создавать такую образовательную среду, такую атмосферу, которая позволяла бы ученикам раскрывать все их таланты, в том числе творческие и спортивные. Мне кажется, в этом смысле было бы сейчас очень правильно со стороны государства уделить особое внимание поддержке школьных театров, спортивных площадок, музеев.
Буквально пару слов о школьных театрах. Мы все знаем, что школьные театры - традиция отечественного образования. Ребята, участвуя в театральных постановках, получают неоценимый опыт работы в коллективе, в ансамбле, эмоционального сопереживания. Прививается любовь к искусству, формируется чувство вкуса. Это первый момент.
Второй момент, который хотелось бы отметить, - нам кажется, было бы очень правильно, если бы театры, музеи, другие учреждения культуры свои планы работы в большей степени согласовывали со школьной образовательной программой.
Приведу пример: мы с ребятами-восьмиклассниками в курсе изучения истории проходим такую тему, как восстание под предводительством Пугачёва. С другой стороны, в театрах очень много постановок по «Капитанской дочке». Но мы в школе изучаем восстание Пугачёва уже ближе к весне, во втором полугодии, в то время как, например, в Государственном национальном театре Удмуртии постановка по «Капитанской дочке» идёт в октябре.
Хотелось бы, чтобы, скажем, постановки в театре шли примерно в одно время с тем, когда мы изучаем восстание под предводительством Пугачёва в школе, в качестве закрепления, в качестве повторения только что пройденной темы.
Спасибо.
В.Путин: Конечно.
Во-первых, что касается творческих коллективов, оркестров, театров, хора - это всегда имело место в нашей системе образования. Давно, с незапамятных времён, в лицеях был свой театр, в Смольном институте благородных девиц был свой театр, и смолянки с удовольствием, насколько я помню, знаю из литературы, этим занимались всегда, и лицеисты тоже. Да и сейчас у нас, и в Советском Союзе, и в России, это развивается. Это очень важно - возможность выразиться, найти себя в какой-то другой сфере деятельности. Даже в технических вузах развивается театральная деятельность. Я считаю, что это очень хорошо. Безусловно, всячески будем поддерживать.
Можно ли согласовать программы театров со школьной программой? Наверное, можно. Здесь, мне кажется, дело даже не в Министерстве. Министерству труднее дотянуться до этого. Это нужно делать на местном, региональном уровне. Думаю, коллеги в регионах нас услышат и отметят то, что Вы предложили.
Поэтому, без всякого сомнения, будем всё это делать и поддерживать.
Что ещё могу сказать? Сергей Сергеевич слышит, коллеги в регионах тоже обратят на это внимание. Предложение хорошее.
Что касается темы, которую Вы упомянули, восстание Пугачёва: а как Вы - мне просто интересно - как вы как учитель истории его оцениваете? Что это было такое - восстание Пугачёва? Откуда взялось? Ваши оценки происходивших тогда событий, они какие? Вы что доносите до своих учеников, слушателей, воспитанников?
А.Малинин: Самое важное в работе учителя истории - показать, что такие грандиозные события, в том числе как восстание Пугачёва, не возникают на пустом месте. Любое событие имеет причину, и произошедшее событие имеет следствие.
Говоря о восстании Пугачёва, конечно же, мы особое внимание обращаем на причины, почему это всё произошло, на формирование, очень жёсткие условия крепостного права и так далее.
Один из главных посылов, который я говорю ребятам, что нужно уважать мнение других, нужно уважать мнение членов общества, и тогда конфликтов будет меньше, тогда каких-то очень драматичных событий в истории, хочется верить, будет меньше.
В.Путин: Да, в целом правильно. Вы сейчас говорили как сотрудник Министерства иностранных дел - не придерёшься.
Но всё-таки, как Вы думаете, каково Ваше мнение, что лежало в основе именно этого восстания? Вы всё правильно сказали, безусловно. Но это такая схема, которая применима к любому конфликту и к любому событию подобного рода. А что лежало в основе этого бунта, восстания, чего угодно? Что привело к этим событиям и каковы были результаты для Российского государства?
А.Малинин: Ключевая причина, как мне кажется, которую я уже отмечал, - это, конечно же, формирование жесточайшего крепостного права. Это первое.
Второе: появился такой человек - лидер, который сумел как-то поймать волну недовольства, негодования и сумел её возвести до такой высокой степени, до такого высокого уровня реализации.
Я ответил на Ваш вопрос?
В.Путин: Отчасти. Он же представлялся ещё царём, да?
А.Малинин: Да, он ещё представлялся Петром III.
В.Путин: Это откуда-то возникло, правда? Почему это стало возможным? Это такой элемент ослабления центральной власти.
А.Малинин: Потому что дворцовые перевороты сыграли свою роль, весь период дворцовых переворотов после смерти Петра I. У нас один за другим появлялись лжеимператоры, лже-Петры и прочее. Это сыграло свою роль, конечно.
В.Путин: По сути, это элемент ослабления центральной власти.
Ладно. Эта тема очень интересная.
За Ваше предложение - большое спасибо. Обязательно учтём.
Спасибо. Успехов Вам!
А.Малинин: Спасибо.
В.Путин: Пожалуйста, коллеги, кто ещё хотел бы что-то добавить или предложить?
Прошу Вас, пожалуйста.
Т.Артыков: Добрый день, Владимир Владимирович!
Артыков Тимур, город Ульяновск.
Мы сегодня уже говорили о создании федеральной государственной информационной системы «Моя школа». В образовательных учреждениях внедряются новые цифровые ресурсы, новые технологии, идёт обновление оснащения, внедряются новые подходы к преподаванию.
<...>
А.Кашежев: Владимир Владимирович, здравствуйте!
Кашежев Аслан Зарифович, город Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика.
Во-первых, я хотел бы поблагодарить государство за такие программы, как стипендия Президента и Правительства Российской Федерации для реализации естественнонаучных специальностей. Это очень важно, потому что, когда человек только начинает знакомиться с предметом, таким как физика, химия, это проектно-ориентированные предметы, когда хочется что-то потрогать самому, важно получать эту возможность.
И в продолжение темы хотел бы попросить вас не останавливаться как государство, снабжать школы учебным, лабораторным, проектным оборудованием. Это очень важно, эта работа ведётся, и во многих школах уже хорошо с этим, но где-то ещё мы ждём, ожидаем. В частности, 3D-принтеры. В моём детстве такого вообще не было.
С другой стороны, работать с новыми материалами - это тоже нужно уметь. Нужно не только знать предмет, нужно уметь его преподавать и ещё доносить технологию. Поэтому курсы повышения квалификации, переподготовки тоже очень важны. И хотелось бы, чтобы государство не останавливалось в том, чтобы мы как страна добивались технологического прорыва на этих направлениях.
Спасибо.
В.Путин: Аслан Зарифович, так и будем делать. Добавить нечего, Вы и сами всё сказали. Это касается оборудования, причём не только 3D-принтеров, но и другого оборудования.
Знаете, когда я в школу попадаю, я с удовольствием на это смотрю. Не только у Вас, но и у меня, у людей моего поколения вообще ничего подобного не было никогда. Только любуюсь на это. Но это не значит, что мы должны на этом успокаиваться. Будем и дальше обязательно заниматься технологическим оборудованием, технологическими современными разработками, внедрять их в школьную жизнь, в школьные программы, использовать, давать возможность вам это использовать.
А что касается курсов подготовки и переподготовки, здесь очень широкая, большая программа у Министерства. Если Сергей Сергеевич считает возможным сейчас что-то добавить - пожалуйста, с удовольствием передам ему слово.
С.Кравцов: Владимир Владимирович, действительно, идёт поставка оборудования по Вашему поручению и капитальные ремонты сельских школ, вместе с оборудованием строятся новые школы. И в рамках национального проекта организована большая системная работа по подготовке и повышению квалификации. Конечно, в том числе и победителей конкурса «Учитель года» будем привлекать к этой работе.
В.Путин: Это очень важная последняя составляющая, о которой упомянул Министр. Вас, уважаемые друзья, будем привлекать к этой благородной работе по совершенствованию учебного, педагогического процесса. Ваши идеи по поводу того, как организовать технологическую сторону дела, имеют значение - тоже постараемся их учитывать.
Предлагаю на этом нашу встречу завершить.
Ещё раз всех вас поздравляю с достигнутыми результатами, а всех учителей страны - с праздником, с Днём учителя!
Всего доброго!
Оригинал:
kremlin.ru