Ольга Васильева: "Христиане не могли не защищать свои святыни, хотя силы были неравными"

Aug 19, 2022 13:01



Религия и СМИ | 19 марта 2012 | Андрей Зайцев
Ольга Васильева: "Христиане не могли не защищать свои святыни, хотя силы были неравными"
К 90-летию со дня написания ленинского письма о событиях в Шуе

19 марта исполнилось 90 лет со дня написания В. И. Лениным письма "членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви", которое стало поводом для активизации компании по изъятию церковных ценностей и привело к многочисленным жертвам среди иерархов, духовенства и мирян, защищавших свои святыни.

О целях, которыми руководствовались большевики при изъятии ценностей, о роли Церкви в деле помощи голодающим рассказывает Ольга Юрьевна Васильева - профессор, доктор исторических наук, автор многочисленных монографий по истории Церкви в ХХ веке.

- Ольга Юрьевна, 90 лет назад Ленин пишет письмо, ставшее началом новой атаки на Церковь. Тогда, как и сейчас, некоторые люди верили, что, изымая церковные ценности, большевики заботятся о жертвах голода, однако Ленин изначально рассматривает ситуацию с голодом лишь как момент для окончательного наступления на Церковь. Насколько "удачной" была компания по изъятию ценностей, с точки зрения большевиков. Ведь они не смогли ни разрушить Церковь, ни получить ту сумму, на которую рассчитывали?

- В письме Ленина "членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви" от 19 марта 1922 г. рассказывается о двух направлениях действий власти. Первое - это политическая компания против Церкви. В письме Ленина есть знаменитые строки о необходимости разгрома Церкви: "Для нас именно в данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля на голову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий".

Вторая цель изъятия ценностей экономическая. В том же письме Ленин пишет: "Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей". Представления большевиков о церковном богатстве были завышены, но почему-то Троцкий считал, что в лаврах и монастырях находится несколько сотен миллионов золотых рублей. Деньги нужны были большевикам для укрепления своей власти внутри страны и для международной деятельности, например, для конференции в Генуе, на которой должны были пройти переговоры о признании Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Однако у большевиков возникли проблемы, и компания по изъятию церковных ценностей не удалась ни политически, ни экономически. Вместе с тем, мы должны хорошо помнить, что с этой компанией связаны вскоре последовавшие действия власти по расколу Церкви на обновленческую и патриаршую. Стоявший у истоков компании по изъятию ценностей Троцкий придавал значение жесткой последовательности действий по расколу Церкви. Как свидетельствуют опубликованные документы, Троцкий прекрасно знал цену обновленцам - он называл их "сменовеховскими попами" и понимал, что они вскоре превратятся во врагов для большевиков. Известно, что действия по расколу Церкви тоже кончились неудачей, поскольку большинство мирян поддержала патриарха Тихона и не пошла за обновленческими лжепопами.

Сама по себе задача, которую ставили перед собой противники Церкви, была достаточно масштабной. Даже сейчас при чтении письма Ленина у всякого нормального человека возникает дрожь от того цинизма, с которым он пишет знаменитые слова о том, как использовать голод в своих целях: "Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления". Изъятие ценностей было проектом, который в случае "удачи" мог принести власти другие результаты. К счастью для нас, большевики не смогли в полной мере осуществить свой замысел.

- Письмо Ленина и ситуация с изъятием ценностей фактически привели к гибели известных московских священников, митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), аресту патриарха Тихона и созданию Высшего Церковного управления, которому удалось захватить власть в Церкви. По прошествии века, можно ли назвать причины, по которым Церковь осталась жива после этого натиска?

- В своем вопросе Вы называете имена духовных лидеров Церкви того времени, которые готовы были сделать все возможное для помощи голодающих. Владыка Вениамин готов был отдавать добровольные пожертвования верующих и духовенства в пользу голодающих. Если мы вспомним обвинения на процессе, то митрополит Петроградский Вениамин был расстрелян за препятствия изъятию церковных ценностей. На этом процессе знаменитый адвокат Яков Гуревич, защищавший представителей Церкви, предупредил власть о том, что она рождает новых мучеников, а ведь из крови мучеников появляются все новые и новые исповедники и мученики. История показала, что власть добивалась уничтожения духовных лидеров Церкви, а не помощи голодающим. В этих политических процессах власть убирала наиболее сильных и значимых в тогдашней российской жизни духовных лидеров. Задача компании была нанести Церкви такой удар, от которого она впоследствии не смогла бы оправиться. Именно этим объясняются многочисленные суды над духовенством и епископатом, о которых вы говорите. Единственным исключением в тот момент стал патриарх Тихон, которого Ленин попросил "не трогать", поскольку власть готовилась к поездке в Геную.

Вообще 20-30 годы прошлого столетия, как отмечали многие мои коллеги, представляют собой наиболее славный пример духовности Церкви, когда на место одних мучеников вставали другие. Так что ответом на вопрос, почему не погибла Церковь, можно считать слова Спасителя о том, что "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф.7,18). История Русской Церкви в ХХ веке еще раз подтверждает правоту слов Христа.

- В ходе изъятия церковных ценностей верующие неоднократно били в набат (события в Шуе и в других городах), защищали ценности ценой своей жизни. Эти действия фактически использовала власть для развертывания широкомасштабных гонений. Получается, что защита святынь изначально была обречена на поражение, и подвиг верующих с исторической точки зрения был не нужен?

- Я бы несколько иначе расставила акценты при ответе на этот вопрос. Вы сказали, что верующие выступали в защиту святынь, но сейчас мало кто задумывается над тем, что христиане правильно поступали, защищая свои святыни, хотя силы были неравными. Большевики начинают изымать ценности тайно, и события в Шуе произошли в тот момент, когда негласная компания по изъятию ценностей уже велась. Сейчас вся хронология событий в документах подробно описана в сборнике ("Русская Православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941". М. Издательство Библейско-Богословского института св. Апостола Андрея, 1996), который делали мы с коллегами, а также во многих других сборниках.

Если же мы вспомним всю последовательность событий, то увидим, что большевикам не нужна была Церковь, помогающая голодающему народу. Патриарх Тихон создает Комитет по помощи голодающим, впервые в истории обращается к представителям других христианских Церквей с просьбой о помощи России, умирающей от голода. Святитель Тихон выпускает целый ряд посланий, предшествующих его обращению от 28 февраля 1922 года, в которых призывает верующих пожертвовать на нужды несчастных людей все ценности, кроме евхаристических сосудов.

По церковным канонам использовать церковные ценности можно было только в двух случаях: для выкупа пленных и помощи умирающим от голода, если все остальные средства были уже исчерпаны.

Большевики прекрасно знали об этих вещах. Я неоднократно писала о том, что Л.Д. Троцкий был прекрасно знаком с основами богословия православной Церкви и специально прорабатывал вопросы, связанные с изъятием церковных ценностей. 23 февраля 1922 года выходит "Распоряжение секретаря ЦК РКП В.М. Молотова губкомам РКП об активизации компаний по изъятию церковных ценностей", в котором говорится о том, что для советской власти была недопустимой добровольная сдача ценностей верующими и духовенством: "Компания по изъятию ценностей из церквей ведется слишком слабо и вяло. Часть духовенства пошла на некоторые уступки, Но если в движение не будут вовлечены значительные рабочие и крестьянские массы, это духовенство может выйти политическим победителем".

Если посмотреть на действия советской власти с декабря 1921 года по февраль 1922, то мы увидим, как большевики последовательно создают из Церкви образ врага. Именно поэтому они осуществили последний нажим на патриарха с требованием отдать евхаристические сосуды. Этого святитель Тихон сделать уже не мог, и в послании от 28 февраля 1922 года патриарх подробно пишет как о деятельности Церкви в пользу голодающих, так и о том, почему он не может разрешить, а тем более благословить изъятие священных сосудов. Этот маленький эпизод дает возможность понять, что власть хотела сделать Церковь врагом, которая не хочет помогать голодающим. Кроме того известно, что для самих голодающих из изъятых церковных ценностей пошло 2 миллиона рублей.

Еще раз хочу подчеркнуть, что те комбинации, которые устраивал Троцкий на посту председателя комиссии по реализации церковных ценностей, были абсолютно выверенными. Люди прекрасно знали с кем и чем они имеют дело и как нужно себя вести в этой ситуации.

Оригинал: www.religare.ru
Скриншот

См. также:


- 20.03.2012 Ольга Васильева: "Христиане не могли не защищать свои святыни, хотя силы были неравными" // pravoslavie.ru Источник: Религия и СМИ web.archive.org Скриншот Скрин-2
     К 90-летию со дня написания ленинского письма о событиях в Шуе
     19 марта исполнилось 90 лет со дня написания В. И. Лениным письма "членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви", которое стало поводом для активизации компании по изъятию церковных ценностей и привело к многочисленным жертвам среди иерархов, духовенства и мирян, защищавших свои святыни.
     О целях, которыми руководствовались большевики при изъятии ценностей, о роли Церкви в деле помощи голодающим рассказывает Ольга Юрьевна Васильева - профессор, доктор исторических наук, автор многочисленных монографий по истории Церкви в ХХ веке. <...>

Из комментариев.
     Петр, 19 декабря 2012, 02:30
     Творилось страшное, никто этих фактов не отрицает, но почему автор окрашивает все, что делали большевики черной краской в духе бесов - Горачева, Сванидзе и Млечина и иже с ними? В стране была разруха и голод, и к ним привели не большевики, а либералы и генералы, развалившие Государство Российское. Большевики осуществляли сборку страны, а Сталин инициировал процесс выхода РПЦ из "подполья" уже в 1936 году, разобравшись с Троцкистким заговором. Если большевики, изъяв церковные ценности, пускали их на ликвидацию разрухи, а не на покупку яхт, то почему они порождение бездны? Кто дал Вам право вершить Суд? Мне кажется, что мы находимся под влиянием 30-летнего промывания мозгов Горбачевско-Ельцинского-Сванидзевского периода.
     Автор статьи как-то однобок. Может, хватит лить елей в уши, по моему, стоит не бояться говорить правду, как бы это не было не выгодно?! Ознакомьтесь хотя с циклом передач "Суд времени", который шел по 5 каналу, там эксперты Кургиняна приводили массу интересных фактов, которые показывают, что не так все однозначно. Не превращайте Народ в слепцов!
     Впрочем, ничего удивительного - книги предателя Родины, хоть и крещенного, атамана Краснова красуются на самых видных полках в центральном книжном г. Москвы.
     Доиграемся с правдой...
     Роман, 20 марта 2012, 15:38
     Не убедительно. Больше похоже на упражнения в софистике. Все цитаты можно трактовать и в пользу большевиков. Историку, думаю, надо более ответственно подходить к трактовке таких материалов.
     Александр, 20 марта 2012, 23:11
     День добрый! После прочтения статьи возникают следующие вопросы:
     А как так получилось, что в Российской Империи, православном государстве(не "языческом" Риме), христианам пришлось правильно поступать, защищая свои святыни, хотя силы были неравными? Как так получилось, что большинство паствы оказалось против Церкви?
     Если эти и другие вопросы продолжать замалчивать, или не замечать - это результаты будут соответствующие.
     Михаил Строгонов, 14 октября 2015, 16:50
     согласен с Романом и Петром. Очень однобоко.



- Васильева, Ольга Юрьевна // Википедия Скриншот
     О́льга Ю́рьевна Васи́льева (род. 13 января 1960, Бугульма, Татарская АССР, РСФСР, СССР) - российский политик, историк, религиовед. Доктор исторических наук (1998), профессор (2005), академик РАО (2021). Президент Российской академии образования с 30 июня 2021 года[1][2][3] .
     Министр образования и науки Российской Федерации с 19 августа 2016 по 8 мая 2018 года (исполняющая обязанности с 8 по 18 мая 2018)[4][5][6][7]. Министр просвещения Российской Федерации с 18 мая 2018 по 15 января 2020 года (исполняющая обязанности с 15 по 21 января 2020)[8][9][10].
     Первая женщина - министр просвещения (образования) в истории России[11]. Заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС (с 2002)[12], почётный профессор Московского государственного гуманитарно-экономического университета[4][13]. Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса (2014)[14][15]. <...>
     В 1987 году окончила институт и начала обучение в аспирантуре Института истории СССР (ныне Институт российской истории РАН)[14][17][18].
     В 1990 году в Институте истории СССР под научным руководством Георгия Куманёва защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны» (специальность - «история СССР»). Официальные оппоненты - доктор исторических наук Ю. П. Шарапов, кандидат исторических наук В. Г. Овчинников. Ведущая организация - Московский государственный институт культуры[18][19]. Эта работа стала первым трудом в российской историографии, посвящённым истории РПЦ и государственно-церковным отношениям в XX веке[14].
     В 1998 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русская православная церковь в политике советского государства в 1943-1948 годах» (специальность - «Отечественная история»)[14][18][20].
     В 1991-2002 годах работала в Центре истории религии и церкви Института российской истории РАН младшим научным сотрудником, научным сотрудником, ведущим научным сотрудником, руководителем центра истории религии и церкви[14][18]. В марте 2022 года вновь возглавила Центр истории религии и церкви в ИРИ РАН.<...>

- Васильева Ольга Юрьевна. Советское государство и деятельность Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны // cheloveknauka.com
     Автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02. Москва, 1990 <...>
     Глава Русской православной церкви патриарший местоблюститель митрополит Сергий 22 июня 1941 года, нарушая закон, запрещавший церкви вмешиваться в мирские дела, выступил с обращением "Пастырям и пасомым Христовой Православной церкви", в котором призвал весь народ подняться на борьбу с фашизмом. Сталин выступил перед народом лишь на двенадцатый день после начала войны. Митрополит Сергий за годы войны выпустил более 20 обращений и посланий, отражавших все основные события в жизни сражавшейся с фашизмом страны, вселяя мужество, укрепляя веру в победу, призывая к самоотверженности на фронте и в тылу. <...>

- Обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви. г. Москва, 22 июня 1941 г. // docs.historyrussia.org



- 08.05.2010 Митрополит Сергий (Страгородский). «ПОСЛАНИЕ ПАСТЫРЯМ И ПАСОМЫМ ХРИСТОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО СЕРГИЯ ОТ 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА // pravoslavie.ru azbyka.ru Скриншот
     В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.
     Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника.
     Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
     Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.
     Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.
     Господь нам дарует победу.
     Патриарший местоблюститель смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский
     Москва, 22 июня 1941 года

- 10.03.1942 Постановление политбюро ЦК ВКП(б) "о книге-альбоме "правда о религии в СССР"" // www.hrono.ru
     Cтрого секретно
     259 - О книге-альбоме «Правда о религии в СССР».
     Поручить НКВД СССР принять необходимые меры к обеспечению издания Московской патриархией книги-альбома «Правда о религии в СССР» в соответствии с представленным планом.
     РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 37. Л. 32. Подлинник. Машинопись.
     Протокол № 36.
     В тексте имеется машинописная помета о рассылке: «Выписки посланы: т.т. Берия, Молотову».
     Примечания
     1) Открытие православных храмов на оккупированной территории способствовало привлечению населения на сторону германских властей. 10 марта 1942 г. Л.П. Берия направил И.В. Сталину спецсообщение, в котором представил план-проспект книги, призванной показать лояльное отношение государства к церкви. Книга вышла летом 1943 г. тиражом 50 тысяч экземпляров и распространялась в США, Великобритании и других странах.
     31 марта 1943 г. Берия обратился к Сталину и получил от него согласие на то, чтобы разрешить празднование Рождества (АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 5. Л. 43-49 а) (подробнее см.: Одинцов М.И. Государство и церковь в России. ХХ век. М., 1994).
     Здесь перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/

- 26.06.2018 13:17 22 июня: факты и версии // mir24.tv Скриншот
     Как нарком Молотов повторил слова митрополита Сергия
     77 лет назад, 22 июня 1941 года в четыре часа утра, без объявления войны германские войска перешли границу СССР и вторглись на территорию нашей страны. Советские люди мирно спалив своих домах и только школьники отмечали окончание школы…
     Части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всем протяжении границы от Балтики до Карпат. Бомбардировкам подверглись Рига, Вильнюс, Брест, Киев, Севастополь и многие другие города. Началась война, но люди об этом еще ничего не знали, они были в полной растерянности, никто ничего не сообщал.
     В этот воскресный день церковь отмечала большой православный праздник «День памяти всех святых, в земле Российской просиявших». Первыми к народу обратились не партийный деятели, а предстоятели православной церкви. Только в 12 часов по радио выступил нарком иностранных дел Вячеслав Молотов.
     «Хочу сказать, что Молотов очень быстро использовал выступления, которые были до него, - говорит доктор исторических наук Владимир Фортунатов. - Известно, что митрополит Сергий (Старогородский) уже утром выступил перед верующими и сказал: «Враг будет разбит, победа будет за нами». И в выступлении председателя правительства Молотова эта фраза была повторена и стала девизом для всех уходящих на фронт».
     «Великой Отечественной войной» она станет лишь 3 июля, после знаменитого обращения Сталина, которое он начал славами «…братья и сестры, к вам обращаюсь я, друзья мои». Но это будет уже позже. А 22 июня в 5 часов 30 минут рейхсминистр пропаганды Геббельс зачитал обращение Адольфа Гитлера к немецкой нации: «В данный момент осуществляется величайшее по своей протяженности и объему выступление войск, какое только видел мир… Задача этого фронта уже не защита отдельных стран, а обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех».
     Не правда ли, эта речь очень напоминает заявления некоторых современных деятелей Запада, когда они призывают сплотиться для отражения мифической российской угрозы?

- 19.06.2018 09:42 Ольга Васильева назвала своевременной инициативу повышения пенсионного возраста // www.interfax.ru
     Москва. 19 июня. INTERFAX.RU - Предложение о поднятии возрастного ценза для выхода на пенсию является "вполне своевременным", заявила в интервью "Интерфаксу" министр просвещения РФ Ольга Васильева.
     "Мы живем по пенсионному законодательству 1930 и 1956 гг. После официального установления действующего пенсионного возраста в СССР прошло уже более 60 лет. За этот период трудоспособность не могла не измениться", - сказала Васильева.
     Министр напомнила, что с того времени изменились и условия жизни, и ее качество. В том числе, в стране увеличилась продолжительность жизни, стало больше долгожителей.
     По ее словам, "самое важное, что все граждане 50-летнего возраста физически и интеллектуально сохранены".
     "Трудно себе представить, что 55-летнюю женщину можно назвать так же, как Пушкин в свое время назвал мать Татьяны Лариной: "Очень милая старушка", а ей было меньше 40! Или 60-летнему мужчине сказать: "Ты уже стар и уходи с работы", а ведь сегодня так бывает. Тысячи случаев, когда опытные педагоги вынуждены покинуть свое место в школе по достижению 55-60-летнего возраста! Конечно, замечательно, что билетер в театре - это бывшая учительница, но, я считаю, что она еще может преподавать в школе! И там принести больше пользы", - подчеркнула Васильева.
     Как убеждена министр, Россия оказалась самой ответственной страной, которая сделала все возможное, чтобы отложить это решение, уже состоявшееся во всем мире.
     "Затягивая с принятием этих мир, мы можем оказаться в стране, где каждый третий живущий будет пенсионного возраста", - заявила Васильева.
     16 июня правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении пенсионного возраста в России с 55 до 63 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Как сообщали в "Единой России", законопроект может быть рассмотрен в первом чтении 19 июля.

religare.ru, Троцкий Лев, диссертация, Сталин, Ленин, Васильева Ольга, pravoslavie.ru, религия, Шуя, церковь

Previous post Next post
Up