В Узбекистане продолжается реабилитация басмачества!

Jan 07, 2022 22:21


uzssr | 07.01.2022 22:21
В Узбекистане продолжается реабилитация Басмачества!




Верховный суд реабилитировал ещё 120 репрессированных

Мы уже писали о начале реабилитации осужденный советской властью преступников - участников басмаческого движения в данной статье. Рекомендуем ознакомиться с ней для понимания сути происходящих процессов связанных с оправданием преступников над которыми был суд, и которые понесли заслуженное наказание!

Итак, на открытом заседании 6 января, проведённом под председательством заместителя главы Верховного суда Икрома Муслимова, Верховный суд Узбекистана реабилитировал ещё 120 человек, репрессированных в 1920-1930-х годах.

Список жертв репрессий был составлен республиканской рабочей группой, образованной распоряжением президента Шавката Мирзиёева от 8 октября 2020 года «О дополнительных мерах по более глубокому изучению наследия и увековечению памяти жертв репрессий».

Согласно материалам дела, большая часть обвинённых была приговорена к ссылке или расстрелу с конфискацией имущества «тройками» ОГПУ (Объединённого государственного политического управления) при Совете народных комиссаров СССР. Всего реабилитированы 120 человек в соответствии со статьёй 83 Уголовно-процессуального кодекса («Основания для реабилитации»).

Так кого же на этот раз посчитали невинно осуждёнными?

«Согласно решению специального заседания совета ОГПУ от 4 сентября 1925 года, Мирза Ибрагимов Мир Ахур и другие (всего 43 человека) признаны виновными в объявлении войны и участии в вооруженном сопротивлении советскому государству по статьям 67 (членство в контрреволюционных организациях) и 69 (революционное движение и активные действия или борьба против пролетариата), то есть в формировании контрреволюционного правительства во время гражданской войны. Они были приговорены к ссылке с конфискацией имущества.»

«Решением «тройки» ОГПУ от 24 января 1930 года Аскар Аппах Ходжа Ходжаев и другие (всего 40 человек) признаны виновными в участии в вооруженном сопротивлении советскому государству по статье 78 УК УзСССР (бандитизм) и приговорены к ссылке и расстрелу с конфискацией имущества.»

«По аналогичным статьям приговорены к ссылке и расстрелу с конфискацией имущества Мухаммад Садык Мансурбеков и другие (всего 5) решением «тройки» ОГПУ от 25 января 1930 года.»

«Согласно решению Высшего революционного трибунала Российской Советской Федеративной Социалистической Республика Садриддин Хон Шариф Ходжаев и другие (всего 5) признаны виновными в создании контрреволюционной тайной организации и участии в вооруженном сопротивлении советскому государству по статье 67 и 78 УК УзСССР.»

«Все эти лица были оправданы в ходе судебного разбирательства. При этом восторжествовала справедливость и восторжествовала годами не раскрывавшаяся истина. Чистые имена жертв репрессий, самоотверженно боровшихся за независимость и даже пожертвовавших жизнью, навсегда останутся в сердцах нашего народа», - говорится в сообщении Верховного суда.




Вот так, вооруженные банды басмачей тактикой борьбы которых состояла в том, что бы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселённые районы, убивать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников Советской власти. Нападать на объекты Средне-Азиатской железной дороги, разрушать железнодорожные пути, вызывать крушение поездов, сжигать здания и убивать железнодорожников вдруг стали борцами за свободу и справедливость.

Вот примеру в соседнем Казахстане сразу с началом 2022 года начались митинги, забастовки, выступления, и в частности беспорядки вызванные тяжелыми условиями жизни, низкими зарплатами и высокими ценами - налогами. Не будем пока вникать в суть причин таких событий вызвавших волнения по всей стране, но обратим внимание на события в Алма-Ате. Там неизвестные перехватив протестную инициативу в свои руки начали вооружать людей, побуждать их к организованным преступным действиям вроде захвата и поджога государственных учреждений, убийства представителей власти и многому другому, в связи с чем они были признаны террористами и по указанию президента Токаева подлежат уничтожению.

Так почему же за схожие действия одни люди признаны борцами за свободу, а другие террористами. Как и говорилось в первой статье: А затем, что если прославлять в народе Басмачей, то те против кого они воевали автоматически становятся преступниками и врагами народа. Потому, что идеи и цели Басмачей совпадают с целями и задачами нынешних властей. И первые и вторые стоят на страже интересов богатых, капиталистов.

В нынешнем Казахстане же власть уже у богатых, и никому эту власть отдавать не будут. По этой причине всё, кто выступает против неважно с какими лозунгами, автоматом объявляются террористами!

Не дайте запутать себя, проверяйте любую информацию и больше читайте. Правда всегда одна, но найти её в море лжи очень трудно!

Оригинал: uzssr.livejournal.com

См. также:



Флаг басмачей

- Басмачество // Википедия Скриншот
     Басма́чество (от тюркского «басма» - налёт + суффикс -чи)[11][12] - термин советской историографии, используемый для описания различных военно-политических, национально-освободительных и религиозных движений в Средней Азии в первой половине XX века.
     Басмачество, по мнению некоторых, возникло после революции 1917 года в России. Первые значительные очаги этого движения возникли после разгрома в 1918 году большевиками Кокандской автономии на территории Туркестана, а после проведения национального размежевания - на территориях современных Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, ставившее своей целью борьбу с советской властью и изгнание большевиков. Крупные организованные вооружённые отряды представителей этого движения именовались в советских средствах массовой информации как басмачи́. Сами себя участники этих вооружённых формирований называли моджахедами, то есть участниками джихада - священной войны мусульман против неверных. В советское время понятия басма́ч и басма́чество имело оттенок крайнего осуждения[13]. По советской официальной версии, басмачество, как организованная сила, было ликвидировано по всей Средней Азии в 1931-1932 гг., хотя отдельные бои и столкновения продолжались вплоть до 1942 года[14][15]. В советской историографии установилась оценка басмачества как деструктивного движения выраженно клерикального антииндустриального луддитского характера, организованного и руководимого англо-американскими кураторами, ими же снабжавшегося и тесно взаимосвязанного с иностранными интервенционистскими кампаниями против советской власти в Средней Азии с целью уничтожения её социальной и промышленной базы в регионе, прежде всего - сырьедобывающей (угольной и нефтяной) и хлопковой промышленности[16]. После распада СССР и рассекречивания архивов[17] отношение к басмачам и басмачеству в независимых республиках Средней Азии стало пересматриваться[18] и происходить процессы реабилитации в рамках советских репрессий. В Средней Азии басмачество оценивается главным образом как национально-освободительное движение на религиозной почве, а басмачи как национальные герои, мученики за веру, кроме того, в регионе отказались от самого термина, как навязанного советской пропагандой уничижительного прозвища, а вместо этого используют такие термины как «движение сопротивления», «движение за независимость», в то время как некоторые историки всё еще разделяют точку зрения советского времени[19][20].
     Идеологическая основа
     Помимо идеи национальной независимости народов бывшей Российском империи, идеологической основой басмачества как политического течения являлся также пантюркизм и панисламизм. Поддержку басмаческому движению оказывали такие национальные организации как «Милли Иттихад» (национальное объ­е­ди­не­ние) и «Милли-Истикляль» (Национальная независимость)[21], а также исламские организации «Шура-и-Ислам» и «Шура-и-Улема». Целью движения было обретения независимости Туркестана от Советской России, позже - от СССР, сохранение независимости Хивы и Бухары.
     Борьба с советской властью под лозунгами священной войны обеспечивала басмачам поддержку некоторой части верующих, исламских деятелей и лидеров, а также пантюркистских кругов Турции (в частности, в движении лично участвовал Энвер-паша). Кроме того, помощь как оружием, обмундированием, так и денежными средствами оказывали государства, имевшие в этом регионе давние интересы, например, Англия.
     Общая характеристика
     Отряды басмачей действовали особенно активно в Ферганской долине и прилегающей к ней высокогорных Алайской долине, в Сырдарьинской и Самаркандской областях, в Восточной Бухаре, Хорезме, Каракумах, Красноводском районе, Нарынской волости. Число участников этого движения иногда составляло до 150 000 по всему региону (1920 год).
     Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселённые районы, убивать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников Советской власти. Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населённые пункты, а затем быстро отходить.
     Басмачи нападали на объекты Средне-Азиатской железной дороги, разрушали железнодорожные пути, вызывали крушение поездов, сжигали здания, убивали железнодорожников[22][23]. Им противостояли вооруженные подразделения охраны НКПС. Для отражения нападений и восстановления повреждённых путей использовались бронепоезда и бронелетучки[24][25][26][27].
     Существенным стимулом для повстанчества служила политика большевистских властей в отношении мусульманского населения. Самое серьёзное недовольство верующих вызывали меры, ломавшие традиционный уклад и образ жизни.
     Если в 1918 году основным центром движения сопротивления была Фергана, то в 1920-1922 годах оно распространилось почти по всей Средней Азии. В начале 1923 года Красной армии удалось разбить главные отряды басмачей в Ферганской долине.
К осени 1926 года басмачество было в основном разбито по всей Средней Азии. Новый импульс движение получило в связи с насильственной коллективизацией в конце 1920-х- начале 1930-х годов, но не смогло достигнуть каких-либо успехов и продержалось недолго.
     В некоторые годы общее количество басмачей достигало нескольких десятков тысяч бойцов. Одновременно по всему бывшему Туркестану действовали десятки повстанческих отрядов. Наиболее крупными лидерами басмачей были Мадамин-бек, Ибрагим-бек, Джунаид-хан, Катта (мулла) Эргаш, Жаныбек-казы, Шермухаммедбек, Муэтдин-бек, Давлятмандбек, Фузеил Махдум, Мулла Абдулкаххар, Утанбек и другие. <...>
     Реабилитация
     После распада СССР и раскрытия ранее засекреченных архивов во всех постсоветских странах начались процессы по реабилитации несправедливо осуждённых, так в Узбекистане были реабилитированы более ста человек, в том числе видный курбаши Ибрагимбек Чакабаев. В изученных материалах дел были найдено множество нарушений, было установлено, что в делах репрессированных отсутствовали стенограммы судебного заседания и приговоры, в них были обнаружены только выписки из стенограмм трехсторонних заседаний ОГПУ (Объединенного государственного политического управления) при Совете народных комиссаров СССР - так называемых «троек». В материалах дела также говорится, что все фигуранты поначалу отрицали предъявленные им после ареста обвинения, но позже под принуждением дали признательные показания. По одному из дел проходили Осман Терегулов, Александр Юнгеров, Искандар Муратов, Загидулла Гайнулин. 18 ноября 1922 года Верховный революционный трибунал на чрезвычайной сессии Хорезмской Республики приговорил их к расстрелу. Полный список реабилитированных обнародовали на сайте судебной системы Узбекистана[17][44]. <...>
     Эта страница в последний раз была отредактирована 2 сентября 2022 в 15:08.



Переговоры с представителями народа (басмачами). Фергана. 1921 год

Узбекистан, суд, басмачество, реабилитация, Википедия

Previous post Next post
Up