«Войковская»: переименовать или оставить?

Nov 25, 2015 23:55



Анна Карпова | 25.11.15

«Войковская», «Глебово» или «Ленинградская»? Против переименования станции метро выступили 53 процента москвичей. Честность голосования на платформе «Активный гражданин» уже поставили под сомнение. Вопрос с «Войковской» на время закрыт, но остается другой вопрос: вычеркивать ли имена коммунистов с карты современной России? Об этом «Снобу» рассказали историки Андрей Зубов и Ярослав Леонтьев. Мы свели их в виртуальном поединке, а вы можете проголосовать за каждый тезис дуэлянтов






Андрей Зубов:

Убил ли Войков царскую семью?
Войкова в первую очередь вспоминают в связи с его ключевой ролью в убийстве императорской семьи летом 1919 года. Этот факт никогда не подвергался сомнению, и именно за это в 1927 году Войков был убит в Варшаве молодым русским патриотом Борисом Ковердой. Войков входил в комиссию, созданную для перемещения царской семьи из Тобольска в Екатеринбург, лично подыскал тот самый знаменитый дом Ипатьева, где семья содержалась под стражей. Именно по приказу Войкова свобода семьи была резко ограничена, из дома были изъяты газеты, запрещены прогулки. Когда Ленин и Свердлов распорядились уничтожить царскую семью, Войков, как один из самых влиятельных людей в уральском совете, горячо одобрил это решение и потребовал его скорейшего исполнения.

Ярослав Леонтьев:

Убил ли Войков царскую семью?
Войкову вменялось в вину пособничество в убийстве, но он не был в числе главных цареубийц. Я видел список тех, кого разыскивал царский следователь Соколов: почти полторы сотни имен и фамилий. Кстати, две последние фамилии разыскиваемых красноармейцев из числа охранников царских пленников - Мудозвонов и Романов, нарочно не придумаешь. Но объявление в розыск еще не означало, что в случае суда часть из них не была бы оправдана. Если поиграть в сослагательность истории, предположить, что случилось бы при победе белых, когда всех бы арестовали, я далеко не уверен, что Войкова при относительно независимом судебном разбирательстве приговорили бы к смертной казни. Его могли бы квалифицировать как пособника, и нес бы он коллективную ответственность: все-таки он был верным сыном партии и не оспаривал решения руководителей уральского Совета, в котором был комиссаром. Историками ему в вину вменяется эпизод с серной кислотой - якобы для уничтожения тел, но даже здесь можно долго дискутировать, знал ли он о целях применения кислоты. И хотя, скорее всего, действительно знал, со скудным количеством имеющихся свидетельств Войкова можно и обелить, и обвинить во всех грехах.

113 - 51



Андрей Зубов:

Кем был Петр Войков?
У Войкова было много партийных кличек: интеллигент, Петрусь, белокурый. В 1903 году он вступил в РСДРП, через три года - в боевую дружину РСДРП, участвовал в перевозке бомб и покушении на генерала Думбадзе. Избегая ареста, уехал за границу. До 1917 года жил в Швейцарии, где сблизился с Лениным, в запломбированном вагоне вместе с ним через Германию приехал в Петроград. К августу 1917 года окончательно перешел на большевистские позиции и, оставаясь официальным представителем Временного правительства на Урале, убеждал людей, что это антинародное правительство. Войков занимался продовольственной разверсткой и борьбой с крестьянством на Урале, виновен в многочисленных жертвах среди местного населения, когда принуждал крестьян к непосильной поставке продовольствия. В качестве наказаний применял пытки и убийства.

Ярослав Леонтьев:

Кем был Петр Войков?
Войков был региональным вождем второго, если не третьего ряда, а поначалу даже мягколотелым меньшевиком, а не твердым большевиком-ленинцем. В первую очередь его имя связано с расстрелом царской семьи, но в историю вписаны и другие эпизоды его жизни: три года он исполнял обязанности полпреда СССР в Польской Республике. Радикальные фундаменталисты преподносят обвинения Войкова с «сакральным» подтекстом, приписывая ему еврейство и, стало быть, по их мнению, участие в ритуальном убийстве. Ксенофобы именуют его Пинхусом Войковым, хотя на самом деле это легко опровергается документами, а библейские имена, отчества и фамилии носили многие русские: например, поэт Денис Давыдов или адмирал Лазарев.

88 - 35



Андрей Зубов:

Нужно ли переименовывать улицы и станции метро?
Это не просто давно назревший вопрос, он уже основательно перезрел. Недостаточно переименовывать отдельные станции, необходимо более широкое переосмысление реалий коммунистического тоталитарного прошлого. За границей, где я бываю, люди просто смеются, когда узнают, что у нас до сих пор остались памятники Ленину, Ленинградские области и тому подобное. Это неестественно для страны, претендующей на строительство плюралистического демократического общества. Это как если бы в Германии сейчас были Адольф Гитлер штрассе или улица Геринга. На днях немецкий коллега, крупный ученый-политолог, рассказал мне, что даже улицы имени Пауля фон Гинденбурга, передавшего власть Гитлеру, сегодня переименовываются.

Ярослав Леонтьев:

Нужно ли переименовывать улицы и станции метро?
Процесс переименования происходит постоянно. Иногда в малых и средних городах нет средств, чтобы оформить переименование юридически, тогда дают двойное название улиц. Ведь во многих населенных пунктах в советский период исчезли названия улиц, которые имеют непосредственное отношение к локальной топонимике, отсылают к историческим и культурным событиям, которые хранятся в памяти людей, живущих в городе много поколений подряд. С другой стороны, массовая монументальная пропаганда прошлого оставила нам много топонимов типа улиц, названных в честь комиссаров Володарского и Урицкого или случайных продармейцев типа Тутаева, в городах, которые к ним никакого отношения не имеют. Поэтому в ряде случаев возвращение исконных названий может быть вполне оправданным.

90 - 46



Андрей Зубов:

Нужна ли России декоммунизация?
Мне было обидно, что дискуссия сосредоточилась на Войкове - он, безусловно, был мерзавцем, но далеко не единственным. Коммунистический режим уничтожил миллионы жизней, разрушил 95 процентов культурного достояния России. Как можно называть улицы именами людей, причастных к этой катастрофе? Как можно оставлять тело Ленина в Мавзолее - это дикость с точки зрения любого культурного человека.Большевистский переворот октября 1917 года и последующий разгон Учредительного собрания 5 января 1918 года должны быть признаны абсолютно незаконными. Когда в Италии в каждом городе есть улица имени Данте - это призыв к молодежи равняться на корифея итальянской культуры. А какие примеры могут дать Ленин и Войков, кроме душегубства, воровства и захвата власти?Большевизм - это наш ИГИЛ. Большевики тоже не ограничивались Россией, устраивали теракты во всем мире: вспомним взрыв в Софии в 1925 году, в котором погибло почти все правительство Болгарии. То, что мы сохраняем памятники и названия улиц, означает, что мы продолжаем быть такими же, что мы одобряем наш российский ИГИЛ.

Ярослав Леонтьев:

Нужна ли России декоммунизация?
Накануне столетия событий 1917 года идеологи «Единой России» и патриаршего двора размышляют, как им этот юбилей преподнести. Декоммунизация на руку власти, так как отвлекает от социальных проблем и кризисов, но, с другой стороны, зачем давать лишние очки коммунистам в преддверии выборов? Пока что задача декоммунизации властью не ставится. Чтобы не разрушать сложившегося единства в Госдуме с системными партиями «Справедливая Россия» и КПРФ, которые позиционируют себя как социалистические и коммунистические, но целиком и полностью поддерживают геополитический курс Кремля. Власти не ведут активной борьбы с коммунистическим прошлым, но и не препятствуют уничтожению архитектурных памятников эпохи: вспомним переделывание памятника социалистическим и коммунистическим деятелям в Александровском саду в обелиск дома Романовых. Хотя романовский обелиск простоял там всего 4 года, а советская стела - десятилетия, и оставивших о себе кровавую память имен на ней не было.Современные левые, увы, не могут предложить для широкой аудитории никакой замены личностям прошлой эпохи: большинство персонажей левого пантеона все-таки относятся к революции XX века. И это большая недоработка левого спектра, не выстраивающего сегодня никаких альтернатив. А наши сограждане тем временем искренне переживают, оглядываясь на Российскую империю: то была, дескать, великая Россия, которую мы потеряли. Мы можем сколько угодно занимать позицию противоположную, но от чувств большинства никуда не деться, их надо принять и пережить. И одновременно с этим выработать собственную историческую концепцию, не забыв ни о расстреле 9 января 1905 года, ни о казни невинного ребенка - сына Марины Мнишек, с которой началось царствование Дома Романовых.

104 - 59



Оригинал: snob.ru
Скриншот

Леонтьев, Активный гражданин, фальсификация, результаты, царская семья, Войковская (станция), поединок, Войков Петр, декоммунизация, переименование, голосование, Зубов

Previous post Next post
Up