Эпопея Солженицына. Зачем писатель посещал Исторический музей

Apr 06, 2022 00:00



Наследие | 06 апреля 2022 | Александр Соловьев
Эпопея Солженицына. Зачем писатель посещал Исторический музей



Отличительной чертой всего творчества Александра Солженицына литературоведы называют документальность, в определенном смысле он был архивистом. / Репродукция. ФОТО автора

Казалось бы, ничем особо не примечательный документ - бланк учета посетителей архива Государственного исторического музея в Москве. Если только не обратить внимание на автограф. Писатель Александр Солженицын заполнил его, когда стал заниматься документами, связанными с Первой мировой войной.

Как отмечает научный сотрудник музея Николай Миско, впервые Солженицын пришел сюда, судя по сохранившимся документам, в мае 1969 года. Он работал тогда над романом-эпопеей «Красное колесо» и чрезвычайно нуждался в доступе к историческим источникам.

Помог ему историк профессор Петр Зайончковский, прилагавший грандиозные усилия для возрождения интереса к истории императорской России. Его отец был военным врачом, участником событий, предшествовавших гибели царской России, да и сам Петр Андреевич, родившийся в 1904 году, помнил то время. Они с Александром Исаевичем были единомышленниками: оба стремились изменить отношение к Первой мировой, которую тогда иначе как «империалистической» никто не называл.

Скорее всего, именно Зайончковский посоветовал писателю отправиться за материалами в Исторический музей, членом ученого совета которого он был многие годы. Это помогло преодолеть негласный запрет Солженицыну посещать архивные учреждения. Ведь уже тогда он находился под присмотром сотрудников госбезопасности. Сам писатель в автобиографическом произведении «Бодался телeнок с дубом» упоминал, что, когда он, получив официальное разрешение, работал над документами в Историческом музее, «приходили чекисты своими глазами меня обсмотреть, как я тут…».

Более того, они требовали от руководителя читального зала предъявить список материалов, которые просматривал Солженицын, и очень удивлялись, зачем он так подробно изучает начало войны 1914 года, катастрофу армии Самсонова около Мазурских озер.

Как поясняет Николай Миско, учетная карточка писателя свидетельствует, какие именно документы его интересовали. В их числе - поименные списки убитых и раненых солдат русской армии за 1914 - 1915 годы. Наибольший интерес писателя, по всей видимости, вызвали документы Евгения Смоляка - подпоручика 102‑го пехотного Вятского полка, в составе которого тот участвовал в Восточно-Прусской операции. Материалы включают в себя письма, дневник «о походах и боях Вятского пехотного полка», а также собственноручно начерченные Смоляком схемы передвижений и сражений, в которых участвовал полк.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7144) от 06.04.2022 под заголовком «Эпопея, начавшаяся в музее».

Оригинал: spbvedomosti.ru
Скриншот

См. также:

- 07.12.2018 Северная столица Александра Солженицына // voiks
Александр Исаевич Солженицын, столетие со дня рождения которого отмечается 11 декабря, не был уроженцем города на Неве, однако многое связывало его с северной столицей. Еще в августе 1944 года Солженицын писал своему другу о намерении после войны обосноваться в Ленинграде, характеризуя его как «пролетарский и интеллигентный умный город». Однако писатель впервые приехал в него уже в зрелом возрасте - в конце июня 1958 года.


архивы, Миско Николай, Санкт-Петербург, Солженицын Александр, spbvedomosti.ru, Пруссия, Зайончковский Петр

Previous post Next post
Up