Можно ли прощать бандеровцев?
pyhalov | 24.03.2022 22:41
Мнение Патриарха Кирилла Сегодня наши братья на Донбассе, православные люди, несомненно, страдают, и мы не можем не быть с ними - в первую очередь в молитве. Нужно молиться, чтобы Господь помог им сохранить веру православную, не поддаться искушениям и соблазнам. Одновременно мы должны молиться о том, чтобы как можно быстрее наступил мир, чтобы перестала литься кровь наших братьев и сестер, чтобы Господь приклонил милость Свою к многострадальной Донбасской земле, восемь лет несущей на себе эту скорбную печать, порождаемую человеческим грехом и ненавистью.
Входя в поприще Великого поста, постараемся простить всех. Что такое прощение? Если вы просите прощения у человека, преступившего закон или сделавшего вам что-то злое и несправедливое, вы тем самым не оправдываете его поведение, а просто перестаете этого человека ненавидеть. Он перестает быть вашим врагом, а значит, своим прощением вы предаете его на суд Божий. Вот подлинный смысл прощения друг другу наших грехов и ошибок. Мы прощаем, мы отказываемся от ненависти и злопамятства, но мы же не можем там, на небесах, вычеркнуть человеческую неправду; поэтому мы своим прощением предаем обидчиков своих в руки Божии, чтобы над ними совершились и суд, и милосердие Божие. Чтобы наше христианское отношение к человеческим грехам, заблуждениям и обидам не было причиной их гибели, но чтобы справедливый суд Божий совершился над всеми, в том числе над теми, кто принимает на себя тяжелейшую ответственность, расширяя пропасть между братьями, наполняя ее ненавистью, злобой и смертью.
Мнение архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), в 2000 году причисленного РПЦ к лику святых:
Но, может быть, кого-либо смущают слова Божии: «Мне отмщение, Аз воздам». (Втор. 32-35). Можно ли понимать эти великие слова в абсолютном смысле, как полное отрицание человеческого права судить и наказывать преступников? Конечно, нет. Уже самым фактом узаконения смертной казни в Ветхом завете исключается такое понимание. Моисей был судьёй народа израильского, сперва единоличным, а позже при содействии поставленных им начальников, которых он уполномочил производить суд. После Иисуса Навина во главе народа стояли судьи, самое название которых показывает, что судебные функции были основной их прерогативой. Эти факты показывают, что судебные и карательные функции не считались противоречащими слову пророческому «Мне отмщение, Аз воздам». Подлинный смысл этого заявления о высших правах Божьих объясняют нам слова Павловы. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”» (Римл. 12, 19). Жаждущий мести человек часто несправедлив в оценке действий и чувств своего врага, и месть должен предоставить всеведущему Богу. Но личная месть совсем не то, что казнь преступника по приговору суда, свободного от страсти и личных побуждений. Не за себя мстит суд, а охраняет общество и государство от потрясений важнейшей основы единства и силы государства права и законов. Без этой, чрезвычайно важной, функции суда не может обходиться никакая государственная и общественная власть, ибо иначе неизбежно погружение в тёмную область анархии.
Карательной функции судьи Ап. Павел придаёт даже значение служения Богу: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Римл. 13, 4).
Господь Иисус Христос отклонил от себя санкцию смертной казни в известной истории с приведённой к нему женщиной, уличённой в прелюбодеянии (Ио. 8). Да, он не подтвердил обязательности побиения её камнями по закону Моисееву, а ответил глубочайшими и святейшими словами: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Над суровостью ветхозаветного закона восторжествовал свет нового закона милости, превозносящейся над судом. Мог ли сердцеведец Христос признать правду казни слабой женщины за грех, в котором были повинны и её судьи - законники? Сопоставьте столь обыкновенную вину этой несчастной женщины с сатанинскими преступлениями немцев, закапывающих живыми и бросающими в огонь крошечных детей, и станет очевидным, что нельзя святой ответ Сына Божия о женщине, взятой в прелюбодеянии, приводить как аргумент против казни палачей, истребляющих тысячи невинных людей в своих дьявольских «душегубках».
Можно ли, говоря об извергах-немцах, вспоминать о святой заповеди Христовой «любите врагов ваших»? Нет, нет, ни в коем случае нельзя! Нельзя потому, что любить их совершенно и абсолютно невозможно не только для людей, но и для ангелов, и для самого Бога Любви. Ибо и Бог ненавидит зло и истребляет злодеев. Изверги-немцы не только наши, но Божьи враги, и кто же может, кто смеет говорить о любви к врагам Божьим!
Архиепископ Лука. Праведный суд народа // Журнал Московской Патриархии. 1944. №2. С.26-28. Оригинал:
pyhalov.livejournal.com См. также:
- 06.03.2022 13:31
Патриаршая проповедь в Неделю сыропустную после Литургии в Храме Христа Спасителя //
voiks 6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
- 18.03.2022
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 18 марта 2022 года //
voiks 18 марта 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к участникам со вступительным словом.
Епископ Лука. 1923 год
-
Лука (Войно-Ясенецкий) //
Википедия Архиепи́скоп Лука́ (в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий; 15 [27] апреля 1877, Керчь, Таврическая губерния - 11 июня 1961, Симферополь) - российский и советский религиозный деятель, врач-хирург, учёный и духовный писатель, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии. Доктор медицины (1915), доктор богословия (1959), профессор. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946) за монографию «Очерки гнойной хирургии».
Епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский; архиепископ Тамбовский и Мичуринский (7 февраля 1944 года - 5 апреля 1946 года), архиепископ Красноярский и Енисейский (27 декабря 1942 года - 7 февраля 1944 года), епископ Елецкий, викарий Орловской епархии (5 октября - 11 ноября 1927 года), епископ Ташкентский и Туркестанский (12 мая 1923 года - сентябрь 1927 года).
Архиепископ Лука стал жертвой репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. В 1946 году фактически реабилитирован советской властью присуждением Сталинской премии. За участие в Великой Отечественной войне был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»[1]. Был назначен на высшую церковную должность в Симферопольской и Крымской епархии. В перестроечные годы Комиссией Политбюро ЦК КПСС по реабилитации жертв политических репрессий был реабилитирован по существу предъявленных ему следствием ЧК ОГПУ обвинений от 1925 года, которые признаны несостоятельными. Определением Синода Украинской православной церкви Московского патриархата от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых[2], в 1999 году - к лику святых Красноярской епархии, в 2000-м - к лику святых священноисповедников Русской православной церкви[1][3][⇨]. Память - 29 мая (11 июня)[4] и 5 (18) марта - день обретения его мощей в 1996 году. <...>