В фондах РГБ обнаружены уникальные документы о происхождении Солженицына

Nov 14, 2021 00:00



solzhenitsyn.net | 14.11.2021
В фондах РГБ обнаружены уникальные документы о происхождении Солженицына


Интереснейшая находка сделана в фондах Российской государственной библиотеки. Это «Алфавитный список владельцев частных земель Ставропольской губернии». Уникальная книга хранится в открытом доступе уже более сотни лет. В советские времена интереса к этому изданию практически не было. Запрашивали его, судя по формуляру, всего несколько десятков раз.

В «Алфавитном списке владельцев» на странице 59 под номером 198 указан владелец участка Щербак Захар Федоров, отец солженицынской матери. Количество земли во владении - 2061 десятина. При этом в общем списке из 455 имен (частных лиц и коллективов) хозяйство пращура занимает 61‑е место. Одним словом, очень крупный латифундист! В пересчете на более понятные сегодня единицы измерения сельскохозяйственных угодий собственность «дедушки Захара» в 1896 году составляла более двух тысяч гектаров. И не где-нибудь, а в Ставропольской губернии, черноземье которой всегда славилось своим плодородием и в цене всегда только росло.

Для простоты понимания этих масштабов можно порыться в справочниках и выяснить, что, например, московский район Южное Бутово занимает площадь 2600 гектаров. А Северное Бутово - 927. Итого - 3527. А у дедушки Захара было еще больше: без малого 4 тысячи гектаров - к своим уже имеющимся он впоследствии докупил еще парочку. Итого: территория превышающая площадь московского района.



Уникальная книга была выпущена по распоряжению Ставропольского губернатора и во всех отношениях может считаться документом официальным.

По мнению исследователей, эта книга - документ исторический и вполне официальный. Ее полное название: «Алфавитный список владельцам частных земель, назначенных на 10 верстной карте Ставропольской губернии, сост. в 1896 году при Ставропольской губернской чертежной по указаниям и под непосредственным наблюдением Его Превосходительства Г. ставропольского губ». Сие означает, что книга является своего рода реестром собственников, распоряжавшихся ставропольскими землями и всеми ресурсами (природными и человеческими), имеющими к ним отношение: полями, лесами, водоемами, ископаемыми, живностью и, конечно же, проживающими здесь людьми, крестьянами, батраками, рабочими.

Впрочем, фантастично все это лишь по нынешним масштабам и представлениям миллионов современных обывателей, для которых 6 соток, шваркнутых им в годы перестройки, кажутся критерием достатка и мерилом социальной справедливости. Однако в начале ХХ столетия ситуация с земельными владениями имела совершенно иное объективное содержание.

«На 30 000 крупнейших помещиков в Европейской России приходится 10 000 000 беднейших крестьянских дворов. В среднем это дает приблизительно такую картину: вокруг одного помещика, имеющего свыше 2000 десятин, живет около 300 крестьянских дворов, имеющих около 7 десятин плохой и выпаханной земли на двор, при невероятно отсталом, примитивном (с европейской точки зрения, не говоря уже об американской) инвентаре». (В. И. Ленин «Последний клапан», ПСС, т. 22, стр. 17.)


Другими словами, на услужении у такого классического латифундиста, каким был дедушка Сани Солженицына, состояло население четырех сотен дворов! А если учесть, что средняя крестьянская семья в ту пору насчитывала 7 человек, получается, что на Захара Щербака пахали и батрачили почти 3 тысячи. И это в самые тяжелые времена - когда, с одной стороны, неурожайные годы шли один за другим и «Царь-голод» изводил миллионы крестьянских жизней, а с другой стороны, все эти Захары Щербаки строили хоромы, гоняли «русско-балтийские кареты», распугивая лошадей на пыльных улицах. Такова специфика «организаторского таланта» этих хозяев, всех этих Захаров, владельцев тысяч десятин, что соседствующие с ними обладатели «семидесятинных», крохотных участков неизбежно оставались нищими - как бы их ни расселяли, как бы их ни освобождали от общины, как бы ни «укрепляли» их убогие участки, передавая им же на выкуп. Столыпинская реформа не могла устранить ни кабалы крестьян, ни голода, ни абсолютной бедности.

Книга со ставропольскими владениями Захара Щербака - всего лишь одна страница темной истории их семейных капиталов. Но подобных страниц - множество.

Мог ли не знать обо всем этом фамильном богатстве Солженицын? Кончено же нет. Внук латифундиста и сын белогвардейца, безусловно, был посвящен в эти семейные тайны. Они его грели. Они подпитывали его энергию, требующую выражения. Да… В школьные годы он был пионером, в десятом классе вступил в комсомол, был студентом-активистом, старостой курса в Ростовском университете, редактировал факультетскую газету. Но… Воспитанный в кулацко-нэмпановской обстановке дедовской семьи, в атмосфере бесконечной тоски по утраченному богатству и ненависти к Совдепии, Солженицын всегда стремился к реваншу, к реституции, ренессансу, восстановлению своего классового статус-кво. Любой ценой. Любым способом. И он этого добился.

Впрочем, как говорил кто-то из древних, ни на земле ни на небе нет ничего окончательного.

https://solzhenitsyn.net

Оригинал: zen.yandex.ru

См. также:



А.И. Солженицын и Б.М. Розенфельд. Кисловодск. Зал театрального музея

12.12.2018 «Я действительно родился в Кисловодске!» // voiks
     О факте рождения Алек-сандра Исаевича в Кисловодске я, литературный «следопыт» Кавминвод, не знал до 1967 года... <...>
     Мы обратились к розыску родственников, знакомых, друзей Александра Исаевича. И в этом огромную помощь нам оказала жительница Пятигорска Мария Васильевна Крамер-Скороглядова (1902-1982). Долгие годы она дружила с матерью Александра Исаевича - Таисией Захаровной Щербак-Солженицыной (1894-1944), и Саню (так она называла его) помнит с самого рождения. <...>

- 29.04.2019 Тётка Солженицына Ирина Щербак: «Это была хамская семья крупных землевладельцев» // voiks
     В 1970 году немецкий журнал «Штерн» взял интервью у Ирины Щербак, тётки писателя Александра Солженицына. Она рассказала, что до Революции его дед был крупным землевладельцем, а дядя - богатым прожигателем жизни, путешествовавшим по Европе и коллекционировавшим дорогие автомобили. О самом писателе Солженицыне тётка с горечью отзывалась, что и он живёт «как буржуй».


dzen.ru, документы, Щербак Захар, Ставрополь, solzhenitsyn.net, Ленин, Солженицын Александр

Previous post Next post
Up