В России | 12:43, 19 июня 2008
Освободиться от "исторических пятен"
За месяц до 90-летия со дня расстрела царской семьи представители Церкви порекомендовали власти дать публичную моральную оценку этой странице советского прошлого. Фото: ИТАР-ТАСС
Москва. 19 июня. INTERFAX.RU - Официальный представитель Московской Патриархии за месяц до 90-летия со дня расстрела царской семьи заявил, что оценка этого злодеяния является моральным долгом российского государства. Он также дал понять, что, по мнению Русской православной церкви, важным символическим актом осуждения нынешней властью преступления в Ипатьевском доме будет переименование станции московского метрополитена, названной в честь одного из цареубийц - Петра Войкова.
"Пока государство не назвало преступлением убийство царской семьи, пока не дана моральная оценка действиям тех, кто отдавал, одобрял, исполнял приказ о расстреле, тех, кто взял под стражу царскую семью, кто содержал ее под стражей, - пока этого не сделано на уровне символически важных государственных решений и на уровне уяснения этого вопроса в общественном сознании, России будет трудно двигаться в будущее, не освободившись от исторических пятен на совести", - сказал замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая на вопросы журналистов в Москве.
Представитель Церкви выразил недоумение по поводу затянувшейся дискуссии с властями о том, переименовывать ли станцию московского метро "Войковская". "Особых трудностей не возникло, когда было принято решение о переименовании двух других станций метро, которые, на мой взгляд, гораздо меньше нуждались в переименовании", - заметил священник, имея в виду станции "Битцевский парк" и "Деловой центр".
Переименовать "Войковскую" предложил в апреле прошлого года православный священник, духовник движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон (Белавенец) на заседании общественного проекта "Возвращение" Он заметил при этом: "Чтить память трагически погибшего царя и продолжать увековечивать имя его палача было бы непростительным двуличием - это все равно, что ехать к храму Христа Спасителя по улице Иуды Искариота".
Солидарность с инициативой выразил вскоре глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. "Станцию можно переименовать. Уж больно неприятный был Войков", - сказал он в интервью "Интерфаксу".
Согласно мемуарам современников, Петр Войков, по его собственному признанию, был одним из главных организаторов и непосредственных участников казни императорской семьи. Как вспоминает Григорий Беседовский, бывший сотрудник посольства советской России Польше, куда Войков был откомандирован послом в 1924 г., Войков рассказывал, как ему удалось настоять на убийстве детей Николая II вопреки мнению некоторых членов ЦК ВКПБ, включая Ленина. В книге Беседовского Войков приводит чудовищные подробности расстрела и уничтожения останков царской фамилии. Автор дает такой портрет этого большевистского деятеля: "С первого же знакомства он произвел на меня отвратительное впечатление… Высокого роста, с подчеркнуто выпрямленной фигурой, как у отставного капрала, с неприятными, вечно мутными глазами (как потом оказалось, от пьянства и наркотиков)… Глагол "расстрелять" был его любимым словом".
Государственным преступником назвала Войкова в обращении к Юрию Лужкову в августе 2007 г. представитель Конгресса русских американцев Людмила Фостер. По ее мнению, не столь важно, какое название дать этой станции - "Екатеринбургская", "Столыпинская", "Петербургская", главное, чтобы в новом названии не было упоминания ни об "одном из советских главарей и преступников". "Убедительно прошу Вас согласиться переименовать станцию метро", - просила представитель Конгресса.
Коммунистам, которые в последние годы не раз открещивались от большевистских гонений на Русскую церковь, по-прежнему дорога память о застрельщике цареубийства. 18 июля 2007 г., в годовщину расстрела лидер КПРФ Геннадий Зюганов высказался категорически против переименования "Войковской".
"Хочется иметь покой в стране. Они регулярно затевают то переименование, то снос памятников, то раскопку могил. Я считаю, что у них нет души и православного характера. Православные люди не будут сводить счеты с прошлым. Они будут из прошлого делать правильные выводы и устремляться вперед. Я не считаю это официальной позицией церкви - это инициатива отдельных лиц, которая не получит широкой поддержки", - заявил Зюганов агентству "Интерфакс-Поволжье".
Высказывания на сегодняшней встрече с журналистами о. Всеволода, сформулированная им официальная позиция церкви, со всей очевидностью опровергают утверждения лидера коммунистов. Представитель Московского Патриархата выразил сожаление по поводу того, что в вопросе об отношении к расстрелу царской семьи остаются "недоговоренности, есть люди, которые открыто говорят: не надо возвращать доброе имя Николаю II, не надо осуждать большевиков".
По мнению социологов, переименование "Войковской", вопреки опасениям Зюганова, покой ни в стране, ни в столице не нарушит. Специалисты напоминают о данных опросов, согласно которым большинство россиян считают казнь императорской семьи "кровавым злодеянием большевистского террора".
Согласно статье московского закона, присвоение наименований улицам и станциям метрополитена города Москвы осуществляется столичным правительством. "Присвоение наименований территориальным единицам, улицам и станциям метрополитена города Москвы осуществляется после прохождения экспертизы в специальном уполномоченном органе при правительстве Москвы. В таком же порядке решаются вопросы изменения названий указанных объектов города Москвы", - говорится в законе.
До сих пор столичная мэрия никак не комментировала инициативу общественности. Наблюдатели не исключают, что недвусмысленная поддержка идеи Русской церковью вынудит московские власти отреагировать на предложение.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/
Оригинал:
www.interfax.ru