Русскому писателю и публицисту Леониду Бородину установили памятную доску

Jun 11, 2021 17:25



Газета газеты «Областная» | 11.06.2021 17:25
Русскому писателю и публицисту Леониду Бородину на станции Маритуй Кругобайкальской железной дороги установили памятную доску




На станции Маритуй Кругобайкальской железной дороги установили памятную доску русскому писателю и публицисту Леониду Ивановичу Бородину. Его произведения известны не только в Иркутской области и России, но и за рубежом. Писатель является обладателем премии Александра Солженицына.

Установку памятной доски на станции Маритуй, где провел детство писатель, инициировали вдова и дочь Леонида Ивановича. Семья писателя взяла на себя все расходы по изготовлению. ОАО «Российские железные дороги» разрешили установить доску на здании станции. Этот вопрос прорабатывался Правительством Иркутской области совместно с администрацией Слюдянского муниципального района Иркутской области.

На открытии, которое состоялось 11 июня, присутствовали вдова писателя Лариса Евсеевна и дочь Ольга, поклонники его творчества, друзья и местные жители. Прозвучали воспоминания о жизни и творчестве Леонида Ивановича, истории людей, которые его знали.

Своей малой родине, станции Маритуй, Леонид Бородин посвятил книгу «Год чуда и печали», удостоенной в 2007 году Большой литературной премии «Ясная поляна». На протяжении 20 лет Леонид Иванович возглавлял литературно-публицистический журнал «Москва». Преподавал в Литературном институте имени А.М. Горького. В 2005 году включён в список членов Общественной палаты по назначению президента Российской Федерации.

Оригинал: www.ogirk.ru

См. также:

- 15.06.2021 11:49 Памятную доску писателю и публицисту Леониду Бородину установили на станции Маритуй КБЖД // "Сибирские новости"
     Памятную доску русскому писателю и публицисту Леониду Бородину установили на станции Маритуй Кругобайкальской железной дороги. Российские железные дороги разрешили расположить мемориальный знак на здании станции. Семья писателя, которая и выступила инициатором, взяла на себя все расходы по изготовлению.
     Леонид Иванович Бородин известен своими произведениями не только в Иркутской области и России, но и за рубежом. Своё детство провёл на станции Маритуй. Малой родине он посвятил книгу «Год чуда и печали», удостоенной в 2007 году Большой литературной премии «Ясная поляна».
     Писатель является обладателем премии Александра Солженицына. На протяжении 20 лет возглавлял литературно-публицистический журнал «Москва». Преподавал в Литературном институте имени А. М. Горького. В 2005 году включён в список членов Общественной палаты по назначению президента Российской Федерации.



- Бородин, Леонид Иванович // Википедия
     Леони́д Ива́нович Бороди́н (14 апреля 1938, Иркутск - 24 ноября 2011[1], Москва) - русский писатель, поэт и прозаик, публицист, диссидент.
     Биография
     Отец - Шеметас Феликс Казимирович, литовец, краснодеревщик, был расстрелян в 1938 году[2]; мать - Валентина Иосифовна Бородина, учительница. Отчим - Бородин Иван Захарович, директор школы.
     Учился в школе милиции в Елабуге, затем на историческом факультете Иркутского университета. В 1956 году был исключён из ВЛКСМ и университета за участие в неофициальной студенческой студии «Свободное слово». Трудился рабочим путевой бригады на Кругобайкальской железной дороге, бурильщиком на Братской ГЭС, проходчиком рудника в Норильске.
     В 1958 году поступил на историко-филологический факультет Улан-Удэнского пединститута, который окончил в 1962 году. Работал директором средней школы на станции Гусиное Озеро (Бурятия). В 1965 году уехал в Ленинград, пытался поступить в аспирантуру философского факультета ЛГУ с темой о религиозной философии Н. А. Бердяева. Был директором школы в деревне Серебрянка Лужского района Ленинградской области.
     В 1965 году вступил в образовавшуюся в Ленинграде подпольную антисоветскую организацию «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» (ВСХСОН), программа которой, по словам Бородина, заключалась в трёх основных лозунгах - христианизация политики, христианизация экономики и христианизация культуры[3][4]. В начале 1967 года организация была раскрыта КГБ по доносу, почти все её участники были арестованы.
     Арестован в феврале 1967 года. 5 апреля 1968 года в числе прочих соратников был осуждён Ленинградским областным судом по статье 70 УК РСФСР («антисоветская агитация и пропаганда») на 6 лет политлагерей строгого режима. Срок отбывал в колонии строгого режима ЖХ 385/11 (Мордовия), с октября 1970 года - во Владимирской тюрьме, куда был переведён по требованию лагерного начальства за проявляемую строптивость. Освобождён в феврале 1973 года по отбытии полного срока[5].
     В заключении начал писать стихи, после освобождения обратился к прозе. Произведения Бородина распространялись через самиздат, откуда попадали на Запад и печатались в журналах «Грани» и «Посев». Сотрудничал с самиздатским журналом «Вече», после прекращения его выхода издавал национально-православный журнал «Московский сборник». В апреле 1975 года, после конфискации макета 3-го номера, «Московский сборник» прекратил своё существование. В 1978 году Бородин отказался давать показания на арестованного КГБ диссидента Александра Гинзбурга. В начале 1980-х годов занимался в основном литературным трудом.
     Второй арест - 13 мая 1982 года. Обвинение - по статье 70-2 УК РСФСР («антисоветская агитация и пропаганда», рецидивист) - за публикации на Западе и в самиздате его литературных произведений. Приговорён к максимально возможному по данной статье сроку - 10 годам колонии особого режима и 5 годам ссылки. В соответствующем сообщении ТАСС указывалось, что Бородин «в течение многих лет вёл незаконную деятельность… хранил и распространял работы, содержащие клевету на советский государственный и общественный строй, переправлял на Запад по нелегальным каналам собственные клеветнические произведения, которые публиковались в издательстве НТС „Посев“ и незаконно ввозились назад в СССР для распространения». Срок отбывал в исправительно-трудовой колонии в Пермской области (Пермь-36). Освобождён досрочно летом 1987 года[6] после решения Политбюро ЦК КПСС об освобождении (помиловании) советских политзаключённых, согласившихся подать прошение о помиловании. Бородин такое прошение писать отказался, но всё равно был освобождён. В общей сложности провёл в советских тюрьмах и лагерях более 11 лет.
     В 1990 году по приглашению бывшего тогда главным редактором Владимира Крупина Л. Бородин начал работать в редакции литературно-публицистического журнала «Москва»; с 1992 по 2008 годы - главный редактор журнала, с сентября 2008 года - его генеральный директор, с 2010-го вновь - главный редактор.
     В 2005 году включён в список членов Общественной палаты по назначению президента Российской Федерации (созыв 2006-2008 годов). Преподавал в Литературном институте им. А. М. Горького.
     Скончался 24 ноября 2011 года от обширного инфаркта[1]. Похоронен на новом кладбище посёлка Реммаш Сергиево-Посадского района Реммаш[7] (в последние годы жизни Л. Бородин проживал на даче неподалёку). <...>

- Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа // Википедия
     Всеросси́йский социа́л-христиа́нский сою́з освобожде́ния наро́да (ВСХСОН) - подпольная антикоммунистическая организация, существовавшая в СССР в 1964-1967 годах.
     История и структура
     ВСХСОН был создан в Ленинграде в 1964 году. Основателями его были Игорь Вячеславович Огурцов (востоковед по образованию) и его соратники - Евгений Вагин, Михаил Садо, Борис Аверичкин[1][2].
     Члены ВСХСОН готовились возглавить антикоммунистическое движение в России и насильственную революцию против существующего порядка, если таковая начнётся. В связи с этим деятельность ВСХСОН была строго конспиративной: его члены были разбиты на тройки, и каждый знал лишь второго члена тройки и её старшего (в чём имели немалое сходство с партией эсеров)[1].
     В феврале 1967 года КГБ ликвидировал организацию. К этому моменту в ВСХСОН состояли 26 человек и около 30 человек считались кандидатами в члены организации. В декабре 1967 и марте-апреле 1968 состоялись два процесса.
     По первому процессу были осуждены руководители (И. Огурцов - на 15 лет и 5 лет ссылки, М. Садо - 13 лет, Е. Вагин и Б. Аверичкин - по 8 лет).
     По второму процессу были осуждены на разные сроки 17 человек, в том числе Леонид Бородин - на 6 лет[3].
     Основатели организации - И. В. Огурцов, М. Ю. Садо, Е. А. Вагин, Б. А. Аверичкин - признаны не подлежащими реабилитации. В 1996 году Президиум Верховного Суда РФ подтвердил обоснованность приговора против руководителей ВСХСОН[4]. <...>

- Леонид Бородин: «Считаю себя русистом». Интервью Владимиру Бондаренко // Завтра, № 4(68), 12 апреля 2002 года. Архивная копия
     В.Б. Ты веришь в консервативную революцию? В новую консервативную культуру? Традиционно консерваторы определяли прорывы в русской культуре. Достоевский, Лесков, Чехов, Розанов, Булгаков и далее вплоть до Солженицына и Твардовского: Может, и сейчас смута завершится консервативным прорывом в будущее?
     Л.Б. Русский консерватизм - это Православие. Вычлени Православие из консерватизма - и ничего не останется. Сейчас консерватизм так же популярен, как и патриотизм. Консерватизм без Православия обернётся очередным уродством. Это не значит, что все должны быть воцерковлены, но должна быть ориентация на идеалы. Ничего мудрее о сути жизни человечество не придумало. <...>
     В.Б. Может, время было такое, не до книг, самые разрушительные годы перестройки. Прочтут позже, я уверен, что у нас уже скоро вновь начнётся литературный бум. Люди захотят читать хорошую литературу. Вот и к тебе придёт новый читатель: Ты как считаешь, твоя жизнь в целом удалась?
     Л.Б. Трудно сказать, удалась или не удалась. А то, что я везучий - безусловно. Мне в жизни фантастически везло. С тем же писательством. Я никуда никогда не ходил. Ни разу в жизни. Рукописи не носил. Всё шло помимо меня. Я был то в одной, то в другой конъюнктуре. Когда писал в лагере и между лагерями, рукописи, не спрашивая меня, перевозили на Запад и там печатали, премии давали, в ПЕН-клубы принимали. Та диссидентская конъюнктура кончилась - Запад меня наглухо забыл. Я это понимал уже тогда. Пользовался, пока печатали, и знал, что когда-нибудь это кончится. В начале перестройки у нас началась конъюнктура: политический заключённый, лауреат международных премий - тоже начали активно печатать, и "Наш современник", и "Юность". Книги выходили сами собой. Но и это кончилось: Мода на зэков прошла.
     В.Б. Тем более и Запад, и либералы раскусили твоё русистское нутро. Думаю, если бы ты не поехал с группой русских патриотов по городам США - с Куняевым, Лихоносовым, Олегом Михайловым и другими, - может, какое-то время ещё и пользовался бы на Западе режимом наибольшего благоприятствования в издательствах. Как Максимов или Владимов. А так тебя занесли в печально знаменитый "десант советских нацистов в Вашингтон". По сути, умелая провокация американского посла в России:
     Л.Б. Может быть, ты и прав. Но продлилось бы моё издательское счастье ещё ненадолго. Вскоре и Максимовы Западу оказались не нужны. Помню, глава английского ПЕН-клуба леди Антонио Фрезер в одной из крупнейших английских газет была обвинена в либерализме. В левизне. Их упрекали, что они с мужем сколачивают левое лобби в литературе. Отвечая на эти упреки в другой газете, леди Фрезер сказала, мол, у меня недавно в гостях был русский националист и консерватор Леонид Бородин.
     В.Б. А ты считаешь себя русским националистом?
     Л.Б. Нет. Не люблю это слово. В большом народе нет национализма. Почему я должен быть националистом? Я просто русский - и всё. Русский националист - это масло масленое.
     В.Б. Ты прав. Сегодня в наших интеллигентских кругах провозглашение себя "просто русским" уже неприлично, попахивает фашизмом. Объявить себя русским, а свою литературу и культуру не российской, а русской - значит, выйти за черту политкорректности.
     Л.Б. Так сложилось исторически. Слово "национализм" употреблялось по отношению к малым народам. Шотландский национализм, фламандский национализм - звучит, а русский национализм - какое-то принижение для нас. Мы просто русские, и это здорово. <...>

Садо, Владимов, посольство, Лихоносов Виктор, Солженицын Александр, Пермь-36, ВСХСОН, Огурцов, НТС, Москва (журнал), диссиденты, Вече, ОП РФ, Посев, Фрезер Антонио, Вагин Евгений, Куняев Станислав, Вашингтон, Аверичкин, национализм, Путин Владимир, мемориальные доски, ogirk.ru, ПЕН-клуб, литература, премия, Максимов, Иркутск

Previous post Next post
Up