Реплики | 15.04.2021 | Автор: Александр Григоренко
Ходят сплетни, что не будет больше слухов…
«Песенка о слухах» Высоцкого, весьма популярная среди людей старших поколений, устарела. Причем сами поколения еще проявляют активность, но сатирический объект данного музыкально-поэтического произведения уже кажется каким-то обломком далекой эпохи.
В песенке, как известно, "словно мухи тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам".
Если считать слухом неподтвержденную информацию, подчас невероятную, фантастическую, имеющую весьма смутный источник, и распространяемую гражданами из уст в уста, часто шепотом, ибо присутствует страх схлопотать от государства, - то такого рода явление, по большему счету, приказало долго жить.
Потому что все переменилось.
Соцсети и вообще интернет пришли на смену кухням и устам, «старухи-разносчицы» изрядно помолодели, источник, в случае крайней надобности, могут без особого напряжения определить специалисты, а государство - наказать…
Что же касается нелепости, фантастичности как свойств традиционных слухов, то здесь все сложнее. Прежде всего потому, что государства, которые, по идее, должны следить за информационным порядком, уже уверенно выступают в роли заказчиков, источников и распространителей слухов, то есть очевидных нелепостей, закамуфлированных под «зуб даю» и «вот те хрест» - и слава богу, это не про нас.
Сюжеты про отравления всем уже известных персонажей и вмешательства в выборы стали классикой слухо-сплетневого жанра - там и нелепость, и фантастичность, и отсутствие даже намека на факт. Но тем не менее все это молниеносно разошлось по умам, исповедуется сотнями миллионов людей по всему миру.
А все потому, что государства-заказчики проявили известную твердость в том, чтобы отравления и вмешательства, которых никто в глаза не видел, назначить правдой. Чтобы «назначение» состоялось, надо решительно и по всему фронту отсекать любые сомнения, вопросы типа «какие ваши доказательства» и тем более альтернативные версии.
Человека, не верящего слухам, надо превратить в маргинала.
Теперь это уже универсальная рекомендация. Наши граждане, даже те, кто не является патриотом-шапкозакидателем, а просто имеет образование, не могут понять, с какого потолка европейский официоз берет свои версии Второй мировой войны, одна другой краше, когда исторические источники, достоверность которых признавалась тем же Западом, под рукой, и говорят они совсем другое.
Но источники и не надо запрещать, надо просто бить указкой по любым пальцам, которые к ним тянутся. Рано или поздно выработается условный рефлекс (а он, видимо, уже выработался), и тот, кто скажет, что львиная доля сил Гитлера и сателлитов была брошена на СССР, будет объявлен неучем и распространителем зловредных слухов.
В России все складывалось немного иначе, нежели «у них». Советский человек безгранично верил печатному слову, государству, которое было «наше все», давало работу и защищало, в том числе от огорчающей информации.
Когда же это «наше все» рассыпалось, информация стала исключительно огорчающей, и выяснилось, что вера в печатное слово хоть и осталась, но веры у населения разные.
Например, появилось большое разнообразие данных о погибших от войн и репрессий - от 33 (Яковлев) до 120 (Немцов) миллионов - и каждый волен был выбирать то, что соответствовало его картине мира, личной и групповой.
Кто-то говорил, начитавшись Солженицына, - хорошо, но мало, должно быть больше. Кто-то не верил, говорил, что репрессирован какой-нибудь жалкий миллион, и то за дело. Те и другие обменивались обвинениями в распространении слухов. Научностью, то есть происхождением цифр, интересовались лишь единицы.
Та же тенденция и сейчас, хоть и не столь ярко выраженная. Если говорит нобелевская лауреатка Алексиевич, что на белорусских протестах «задержано, избито, покалечено или убито около 40 тысяч человек», это слово найдет своих верующих.
Так же как его находили «молнии» о тайно вывозимых грузовиках с трупами после пожара в «Зимней вишне», о плывущих по реке телах во время наводнения в Иркутской области, и как нынче находит верующих сказание о «берлинском пациенте», которого - и без того больного всеми болезнями - хотят уморить.
Но, конечно, есть и те, кто от всех этих сектантских радений плюется…
Главное же наше отличие от «них» состоит в том, что заказчиком и распространителем этих «вероучений» является не государство, а маргинальные группы.
Статус их примерно тот же, что у западных интеллектуалов и политиков, осмеливающихся напоминать об исторических очевидностях. Катастрофа будет, если государство - по примеру партнеров - возьмет на вооружение методы нынешних маргиналов. Но, по всему видно, оно пока и не собирается.
Самое печальное обстоятельство в том, что с этими преобразившимися сплетне-слухами нам всем придется жить и дальше, поскольку теперь они называются информационной войной. Название, конечно, условное, поскольку от собственно информации там мало что есть - ставка делается на фантазию, или, как у нас в деревне говорят, креативность.
Кстати, о важности распространения правильно скомпонованной лжи в стане врага писал первый в мире военный теоретик Сунь Цзы, живший в VI веке до нашей эры. Очень дальновидный был товарищ.
Оригинал:
gnkk.ruСкриншот См. также:
- 14.12.2015
Писатель как боевая единица //
gnkk.ru Скриншот С нобелевской трибуны наконец-то провозгласили о существовании народа-чудовища
Светлана Алексиевич, пятый русский писатель, удостоенный самой престижной в мире премии, прочла причитающуюся случаю лекцию. <...>
В 1974 году антисоветчик № 1 Солженицын обращался с той же трибуны не к блистательной публике и королю шведскому, а к русскому народу, который действительно любил. Он призывал русский народ «жить не по лжи»: «Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не дает дышать, - это мы сами себе не даем!»
Алексиевич обращается совсем не к русским, а к западному миру, подтверждая - да, есть такой народ, «униженный и обворованный, агрессивный и опасный». И потому неудивительно, почему «русские самолеты бомбят Сирию». Конечно, подобная риторика используется в западной (да и нашей) прессе - но с прессы спрос невелик, она живет один день. А нобелевская трибуна - совсем другое…
- 29.04.2016
Александр Григоренко. Парадоксы Астафьева //
gnkk.ru Скриншот 1 мая великому русскому писателю исполнилось бы 92 года
Перефразируя ставшее банальностью евтушенковское изречение, писатель в России больше, чем писатель. Причем это самое «больше» подчас перевешивает собственно литературу. Особенно если автор жив и является медийной персоной первого порядка. <...>
Наверное, никто так виртуозно и яростно не крыл советскую власть, как это делал Виктор Петрович - самый титулованный советский писатель, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина, трех орденов Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов, ордена Дружбы, дважды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького. (В послесоветские времена к списку его наград добавились две Госпремии РФ, премия «Триумф» и Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера.) В этом отмечали парадокс, им же Астафьеву пеняли его идейные недруги. Теперь же выход из парадокса видится только один, хоть и туманный: поскольку Астафьев, как уже сказано, панегириков никогда не писал и вообще вел себя как нонконформист (отказался, например, от нескольких теплых должностей в Москве, не подписал письмо против Солженицына), то выходит, что советская власть была, мягко говоря, не совсем такой, какой нам ее преподносят.
- 29.12.2021
“После” не значит “вследствие”? //
voiks