В Малом театре состоялась премьера спектакля «Пир победителей», поставленного режиссером Борисом Морозовым по пьесе Александра Солженицына.
Пьеса Солженицына «Пир победителей», написанная им в конце 50-х гг., в то время ассоциировалась с классикой - «Пир во время чумы». Поставленная сегодня в Малом театре, в год пятидесятилетия Победы, она опять заставляет искать новый смысл - уже в слове «победители».
...В день католического Рождества под сводами старого замка, где-то в Восточной .Пруссии, отмечают именины своего замполита офицеры советской разведчасти. Чем ближе развязка, чем очевиднее финал, тем яснее для них бессмысленность, роковая ошибочность своего здесь пребывания. Там, на Востоке, осталась добровольно отдавшаяся в руки своим палачам Россия. Здесь, на Западе, выжженным пепелищем лежит победоносно пройденная, по чужой воле порабощенная Европа. И некуда идти. И нет победного ликования. И стыдно за народ, позволивший грязным политикам превратить себя в раба и поработителя. Армия как орудие - вновь поток ассоциаций, актуальность, от которой некуда деться.
Одно из главных действующих лиц спектакля - зеркало. В нем, может быть, впервые за долгие годы войны, люди увидели собственные лица, осознали свою единственность и свою ответственность. На мгновение, словно случайно, отразился и задержался в зеркале зрительный зал. Напряженно, с надеждой вглядываются в нас герои спектакля: стали ли мы, их потомки, чище, мудрее, свободнее?.. Перед зеркалом совести, настаивает автор, даже победители отводят глаза. И каждый, опять-таки только сам для себя, решает, настаивать ли ему на этом громком звании.
Спектакль искренен и правдив. Это правда Солженицына, право на которую он выстрадал. Но правда не последняя и не единственная, горькая и спорная. Особенно для победителей. Потому-то премьеру нельзя с легким сердцем назвать праздником. Она стала событием - театральным и общественным, какого давно не хватало при нынешней моде на бездумные пиры.
Автор: Елена ЯМПОЛЬСКАЯ, журналист Источник: Известия Дата: 27.01.1995
Газета "Коммерсантъ" №14 от 27.01.1995 | Авторы: Роман Должанский Александр Солженицын и Малый театр нашли друг друга Премьера в Малом театре
Позавчера в Малом театре состоялась премьера спектакля "Пир победителей". Комедию в стихах Александра Солженицына поставил Борис Морозов. Первое представление было дано день в день через пятьдесят лет после описываемых в пьесе событий.
Премьеру почтил своим присутствием автор. Перед началом и в антракте он терпеливо раздавал зрителям автографы, а после окончания представления поднялся на сцену, чтобы под бурную овацию приветствовавшей его стоя публики раскланяться и произнести короткую речь. Солженицын объяснил, что писал "Пир победителей" более сорока лет назад, в начале пятидесятых, будучи зэком на общих работах. Фиксировать текст на бумаге, разумеется, было невозможно, поэтому он последовательно заучивал собственное сочинение наизусть. А чтобы запоминать было легче, сочинял пьесу в стихах.
После такого признания обсуждать качество поэзии "Пира победителей", несомненно, было бы верхом цинизма. И вряд ли, выбирая пьесу к постановке, вершители репертуара "Дома Островского" вдохновлялись лишь скромными литературно-драматическими достоинствами пьесы. Тем не менее, незатейливо рифмуя слова (например, "комбата" и "ребята"), автор - трудно сказать, сознательно или интуитивно - ориентировался на классический образец русской стихотворной комедии: ритмом и размером "Пир победителей" недвусмысленно напоминает о грибоедовском "Горе от ума". Свой драматургический опус Солженицын тоже назвал "комедией", хотя меньше всего желал развеселить публику. Возможно, давая пьесе такое определение, автор имел в виду жанр "высокой комедии", утвержденный классицизмом. Вообще многие требования классицистской эстетики в "Пире победителей" соблюдены, а именно: единство времени, единство места и - правда, лишь отчасти - конфликт чувства и долга.
События, описанные в "Пире", разворачиваются 25 января 1945 года в занятой советскими войсками Восточной Пруссии. Победители устраивают вечеринку в одном из старинном замков. Таким образом, аналогом фамусовской Москвы можно считать офицерское общество, а бала у Фамусова - пирушку военных. Прочие параллели с Грибоедовым менее очевидны. В своей многонаселенной пьесе Солженицын дает высказаться каждому из десятка главных героев, поэтому действие часто буксует, уступая напору декларативных монологов и диалогов. В пьесе нашлось место и по-свойски жизнелюбивому командиру дивизиона, и рефлектирующему политруку, и "положительному", честному командиру батареи, и начальнику штаба, гордящемуся традициями русского дворянского офицерства, и освобожденной эмигрантке, клянущей сталинский режим и пытающейся пробиться к попавшему в окружение жениху-власовцу, и преследующему ее подлому, трусливому лейтенанту из СМЕРШа. Оказывается, многие из них относятся к большевистскому режиму с разной долей критичности, что не стесняются проявить в разговорах друг с другом. И вообще ведут себя как персонажи скорее брежневской, чем сталинской эпохи: между собой все понимают, а на людях говорят что положено. Например, солдат, на минутку вбежавший подкормиться чем-нибудь с оставленного офицерами стола, успевает поиронизировать над "Кратким курсом" - и это в присутствии замполита. Такие герои смотрятся абсолютной абстракцией, хотя автор объяснил со сцены, что офицеры были людьми думающими и трезвыми.
По сути Солженицын написал о несбывшихся послевоенных надеждах. Об иллюзиях, крушение которых для сидящего в сталинском лагере стало трагедией. "Пир победителей" написан от чистого сердца, от искреннего антисталинского порыва. Малый театр именно так и воспринял комедию. Поэтому спектакль оказался, что называется, конгениален пьесе. В добротной, крепко сбитой постановке Морозова актеры с безупречным профессионализмом оправдывают как естественные поступки своих героев, так и совершенно неестественные ситуации. Публика, привыкшая видеть в лучших спектаклях Малого проявления старомодного, но здорового и цельного театрального сознания, не будет обманута и на этот раз. Малый театр и Александр Солженицын казались просто созданными друг для друга. Теперь они наконец соединились.
«Тень Грозного их не остановила» «Литературная газета» №7 (5538) от 15.02.1995 г. | Мария Седых О спектакле «Пир победителей» в Малом театре по пьесе А.И. Солженицына