«Верной дорогой идете, товарищи»

Dec 24, 2020 16:05



Театрал› | 24 Декабря 2020 10:00
«Верной дорогой идете, товарищи»
В понедельник, 28 декабря РГБИ открывает виртуальную выставку «Театральная лениниана. Взгляд из XXI века»



Выставки | 24 Декабря 2020 10:00 | Ирина Ермолаева | Фото предоставлены РГБИ Е.С. Рубанова. Коллаж для виртуальной выставки «Театральная лениниана. Взгляд из XXI века». Актёры П.А. Оленев, М.М. Штраух, Б.В. Щукин в роли Ленина. 2020.

Исторические документы, фотографии спектаклей, мемуары, критические статьи из фондов Российской государственной библиотеки искусств дают возможность проследить, как на протяжении столетия (с 1919 по 2019) менялся подход драматургов, режиссеров, исполнителей к образу Ленина на театральной сцене.

«Возражаю… против пьес из жизни Ильича, отеатраливания его жизни… За 13 лет люди не забыли ещё Ильича, и многое будет неизбежно звучать фальшиво», - такой в 1936 году была реакция Крупской на решение Наркомата просвещения отметить 20-летие Октябрьской революции созданием драматургических произведений о ее вожде.

За двадцать послереволюционных лет фотографы, кинодокументалисты, художники, скульпторы активно комплектовали «лениниану» рисунками с натуры, фотопортретами и репортажными снимками, художественными полотнами и памятниками... Но чтобы загримированный актер вышел на сцену и изображал Ленина?




Один из участников конкурса 1936 года Николай Погодин вспоминал, что драматургов пугала «слишком короткая дистанция, отделявшая от живого Ленина». В 1937 году премьера его пьесы «Человек с ружьем» состоялась в Театре им. Вахтангова. И когда Ленин стремительной походкой из глубины сцены выходил прямо в зал, то зрители в едином порыве вставали, заглушая овациями первые реплики артиста Щукина.
Эта постановка, а вместе с ней «На берегу Невы» Тренева в Малом театре, «Правда» Корнейчука в Театре Революции стали считаться началом театральной ленинианы. Хотя известны и более ранние постановки самодеятельных театров, где на сцене возникал ленинский образ.

«Я отнял у себя семь ночей и написал пьесу для пролетарского театра», - обратился к Ленину в 1919 году Александр Вермишев, комиссар бригады красных курсантов, автор стихов и пьес о революции и гражданской войны. В новом произведении под названием «Красная правда» в диалогах персонажей впервые прозвучало имя вождя революции. Сам Владимир Ильич театралом не был, и обратился к Наркому просвещения Луначарскому, который текст одобрил: «Как агитационное орудие пьеса должна действовать очень сильно… для столичных балованных сцен не подходит, но в гущу народную хорошо…»

Более двадцати спектаклей из репертуара московских театров стали основой для создания виртуальной выставки, которая показывает, как по политическим соображениям редактировались уже готовые пьесы, исчезали, а со временем вновь добавлялись исторические лица, менялись акценты. Экспозиция представляет театральную лениниану отражением временных взглядов на исторический процесс, переоценки событий, образа человека, изменившего ход истории страны и мира…



В.И. Ленин - А.А. Калягин в спектакле «Так победим!» М.Ф. Шатрова. МХАТ им. Горького. Москва. Режиссёр О.Н. Ефремов, Р.А. Сирота. 1981. Из фонда РГБИ.

Многолетнее тиражирование первых признанных образцов исполнения роли вождя известными актерами Максимом Штраухом и Борисом Щукиным, непривычные трактовки Олега Янковского, Александра Калягина, Евгения Миронова, новые драматургические решения, уход от идеализации великого Ленина, - об этом и многом другом рассказывает виртуальная экспозиция, подготовленная специалистами РГБИ.




В юбилейном ленинском 1970 году в вахтанговском театре состоялась третья постановка «Человека с ружьем», где режиссёр Евгений Симонов во многом пересмотрел и сцены, и трактовку роли Ленина в исполнении Михаила Ульянова.

Позднее актер скажет: «Я верю… что фигура Ленина будет однажды сыграна во всём её многообразии, в её славе и стыде...»



Сцена из спектакля «Вагон системы Полонсо» Дм. Н. Богославского по роману «Красное колесо» А.И. Солженицына. В.И. Ленин - Е. В. Миронов. Театр Наций. Москва. Режиссёр Т.Д. Баталов. 2018. Фотограф М.М. Гутерман. Фотография из фонда РГБИ.

Драматург Михаил Шатров, пьесу которого «Так победим» с трудом приняли к постановке в 1981 году, говорил, что его драматургическая лениниана лишь «несколько штрихов к «недорисованному портрету» вождя…»

Современный театр продолжает с позиций сегодняшнего времени писать свою лениниану…

Познакомиться с выставкой «Театральная лениниана. Взгляд из XXI века» можно здесь.

Оригинал: teatral-online.ru
Скриншот






Возвращаясь к самому себе (1996)



Реальность и мечта (2007)



Реальность и мечта (2018)

См. также:

..

Михаил Ульянов на концерте, посвящённом десятилетию радиостанции «Эхо Москвы», 2000 год

- Ульянов, Михаил Александрович // Википедия
     Михаи́л Алекса́ндрович Улья́нов (20 ноября 1927, с. Бергамак, Муромцевский район, Тарский округ, Сибирский край - 26 марта 2007, Москва) - советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, педагог, общественный деятель, автор книг. Герой Социалистического Труда (1986), народный артист СССР (1969), лауреат Ленинской премии (1966), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1975), премии президента Российской Федерации (1999) и кинопремии «Ника» (1999)[6]. Один из наиболее ярких и самобытных артистов Советского Союза и постсоветской России[7][8].
     Результатом многолетней актёрской карьеры стали несколько десятков ролей на сцене и около 70 - в кино. Критик Валерий Кичин писал: «Это был актёр, которому подвластны любые краски - от высокой патетики до гротеска, от народной драмы до цирковой эксцентриады»[9]. Театр имени Е. Б. Вахтангова был для него неотделимой частью жизни, «вторым домом», без которого он себя не представлял[10]. В нём он переиграл множество крупных исторических личностей (Иосифа Сталина, Марка Антония, Гая Юлия Цезаря, Ричарда III, Наполеона Бонапарта, Сергея Кирова, Понтия Пилата и, естественно, Владимира Ленина) и вымышленных персонажей знаковых пьес (Виктора в «Варшавской мелодии», Бригеллу в «Принцессе Турандот», Гулевого в «Конармии», Эдигея в «И дольше века длится день»)[11][12].
     Диапазон киноролей актёра был невероятно широк и варьировался от «жёстких руководителей, сильных и волевых людей» до «трусливых „стукачей“ и исписавшихся драматургов»[6]. Образ военачальника Георгия Жукова, вополощённый им в «Освобождении» и других военных фильмах (порядка 20 лент), был признан критиками и зрителями самым запоминающимся в кинокарьере актёра[7][8]. Среди других известных ролей Ульянова были Егор Трубников («Председатель»), Дмитрий Карамазов («Братья Карамазовы»), генерал Григорий Чарнота («Бег»), драматург Ким Есенин («Тема»), Сергей Абрикосов («Частная жизнь»), Он - бывший муж («Без свидетелей»), Иван Афонин («Ворошиловский стрелок»), «Отец» («Антикиллер»)[6][13]. <...>
     Книги
     1. «Моя профессия». - М.: Молодая гвардия, 1975. - ISBN 978-5-235-03269-9.
     2. «Работаю актёром». - М.: Искусство, 1987. - ISBN 978-5-17-055584-0.
     3. «Возвращаясь к самому себе». - М.: Центрполиграф, 1996. - ISBN 5-218-00161-9.
     4. «Приворотное зелье». - М.: Алгоритм, 1999. - ISBN 5-88878-035-9. - 2-е изд.: М.: Эксмо-Пресс; Алгоритм, 2001. - ISBN 5-04-007486-7.
     5. «Реальность и мечта». - М.: Вагриус, 2007. - ISBN 978-5-9697-0458-9. Подписано в печать 15.08.2007

- Сценический образ Ленина как зеркало… // Ульянов Михаил Александрович Возвращаясь к самому себе
Ульянов Михаил Александрович, 1996

     Я верю также, что фигура Ленина будет когда-то сыграна во всем его многообразии, противо-речиях, в его славе и стыде. Эта фигура, понятая объактивно, без предвзятости, изображенная честно, со всей глубиной, во всех противоречиях и трагедиях ее, как факелом может высветить все темные уголки того исторического времени - все случайности и закономерности такого исключи-тельного феномена, как русская революция.
     Осталось дождаться драматурга. Драматурга шекспировской силы.
     Я не историк, а только актер, скоморох. Ответить на сложнейшие исторические вопросы я не могу. Но задавать их могу. Даже не ожидая ответа. И для меня, как актера, чрезвычайно интересно понять, как такой человек, как Ленин, смог сдвинуть Россию... Эту махину... И - сыграть бы такого Ленина...

- 24.04.2020 Никто и никогда не забудет имя: Ленин. 150-летие великого Человека // voiks
     ИА Красная Весна обратилось к политикам, ученым и активным общественным деятелям с вопросами о значении даты и фигуры Ленина для них лично.




- 26.04.2020 Драпировкой Мавзолея Ленина власти проявляют нечистую совесть - профессор // voiks
     Проявлением нечистой совести считает драпировку Мавзолея Ленина на день Победы писатель-фантаст, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ, профессор Андрей Колганов. Об этом он заявил 22 апреля в интервью ИА Красная Весна.
     Писатель ответил на вопрос агентства об отношении к драпировке Мавзолея Владимира Ильича Ленина на день Победы. Колганов сообщил, что относится к этому: «как к проявлению нечистой совести». «Но иного от нынешних властей ожидать не приходится», - добавил он.




- 21.06.2020 Властям напомнили, что позорно драпировать мавзолей к Параду Победы // voiks
     Власть не имеет права принимать Парад Победы на Красной площади Москве и при этом стыдливо прятать за фанерку мавзолей создателя государства, победившего фашизм, заявил активист общественной организации «Суть времени» Василий 20 июня, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.




Шатров Михаил, Штраух Максим, Ленин, Солженицын Александр, Щукин Борис, перестройка, Луначарский, teatral-online.ru, лениниана, Крупская, фальсификация, Калягин Александр, Ульянов Михаил, Симонов Евгений, Янковский Олег, цитаты, Миронов Евгений, театр

Previous post Next post
Up