Синдром травмы изнасилования

Apr 15, 2013 21:04

При написании статьи использовались отрывки из работы Энн Бёрджисс и Линды Хольмстром «Rape: Victims of Crisis», (Bowie, Md.: Robert J. Braky Co., 1974, pp. 37-50), опубликованные здесь, материалы, взятые с сайта Rape Victim Advocates (здесь), статья «Rape Trauma Syndrome», размещенная на сайте Community Crisis Center (здесь), статья из wikipedia (Read more... )

последствия сексуального насилия

Leave a comment

void_hours June 18 2013, 09:32:22 UTC
Вы ошибаетесь, никакие ценности ну никак не могут управлять автоматическими реакциями человека. Хотя бы потому, что инстинкт борьбы и инстинкт замирания, как и все остальные инстинкты, были заложены в человека задолго до того, как вообще появилось такое понятие, как "ценности".

Мне известно одно из объяснений такой разницы в реакции на угрожающее жизни событие - генетически предусловленная склонность в условиях острого стресса вырабатывать тот или другой тип гормонов. Люди, у которых в минуту опасности происходит выброс адреналина - а их меньшинство - будут сопротивляться как крыса, загнанная в угол, не чувствуя ни боли, ни страха, ни сомнений. У большинства же людей в угрожающей жизни ситуации происходит выброс в кровь кортизола, угнетающего деятельность ЦНС и вызывающий "временный паралич".

Оба типа реакции свойственны как мужчинам, так и женщинам и проявляются в любой ситуации, оцениваемой психикой как угрозу жизни, не только в случаях сексуального насилия. Они никак не связаны ни с психотипом человека, ни, уж тем более, с его системой ценностей и приоритетов. В экстремальных условиях врубается инстинкт самосохранения и все ценности, морально-этические убеждения и прочие рационализации очень быстро слетают с человека. Для психики есть только один приоритет - выжить любой ценой и по возможности выйти из ситуации без серьезных травм и повреждений. И есть два отработанных эволюцией путей реализации этой программы - собственно, замирание или борьба. И реагирование ни по одному, ни по другому типу никак не свидетельствует о том, что для человека важно, а что нет - уже хотя бы потому, что выбор между этими линиями поведения НЕ производится осознано и рационально.

Reply

void_hours June 20 2013, 11:18:34 UTC
Мне очень не нравится биологический детерменизм в таком объяснении. Плохо верится в то, что гормоны управляют человеком, а не наоборот. Как тогда в современной массовой армии все идут в атаку, когда это явно угрожает жизни? Не может же быть, чтобы у всех, кто шел в атаку во Второй мировой был один тип стрессовой реакции?
К тому же, прежде реакции идет определение ситуации как угрожающей или нет. Ведь привыкают люди на поле боя к постоянным опасностям, и ведут себя уже обыденно.
Из-за этого, наверно, мужчины обычно против того, чтобы женщины служили в армии. Теоретически, там можно научится не быть просто ресурсом, а учиться управлять своими реакциями в угрожающих жизни ситуациях.

Reply

void_hours June 22 2013, 12:40:47 UTC
Плохо верится в то, что гормоны управляют человеком, а не наоборот.
Можно, конечно же, считать, что человек управляет гормонами, но это будет противоречить здравому смыслу и данным науки.

Я не знаю, какие именно механизмы действуют во время военных действий. Но я точно знаю, что во время катастроф и стихийных бедствий очень многие гибнут из-за того, что замирают и не могут предпринять элементарных действий по спасению своей жизни. Вы же не считаете, что это происходит из-за наличия или отсутствия каких-то ценностей.
Возможность при помощи тренировок бороться с реакцией замирания и замещения ее на другую, более подходящую, обсуждается специалистами, но никаких данных, которые бы говорили за или против существования подобной возможности, насколько я знаю, еще не существует.

И мне очень, очень не понравились ваши слова "Не знаю точно, но мне кажется, сопротивляться помогают какие-то ценности, которые жертва ставит выше своей жизни" - этим вы, по большому счету, утверждаете, что для этих женщин изнасилование не так уж страшно, как это было бы, скажем, для вас. Вы, сознательно или не отдавая себе отчета, дегуманизируете жертву, выводите ее в категорию Другого, которая не такая, как вы. Для которой изнасилование really not a big deal.

Практически все женщины, не пережившие сексуальное насилие (и некоторые из тех, которые его пережили) говорят себе "Я не такая. Я точно буду защищаться, чего бы это не стоило. Даже если он изувечит меня. Даже если убьет - так, по крайней мере, у меня будет хоть какой-то шанс отбиться, а жить с таким я все равно не хочу". И вместе с тем, оказавшись в реальной ситуации насилия, только 15-20% оказывают физическое сопротивление. И тут проще всего сказать себе, что они не сопротивлялись потому, что для них это не так уж и страшно или потому что они трусливы и слабы духом - как в случае жертв домашнего насилия проще всего сказать себе "она не уходит потому, что она мазохистка или просто безмозглая идиотка". Но можно и отказаться от дегуманизирования другого человека и подумать, что для такого поведения, наверное, есть какие-то объективные причины. Что ты, находясь в безопасности, не можешь знать о том, что происходит с телом и душой человека, подвергающего самому ужасающему абьюзу и почему он поступает именно так так, а не иначе.

Reply

void_hours March 21 2014, 11:44:18 UTC
Могут быть и разные реакции. В одной ситуации замираешь, а в другой, похожей, дерешься.
И переход ко второму типу реагирования тренируется. Научаешься включать ярость и презрение к смерти.
А когда таким образом удается победить, кайф неописуем.

Reply

Надежда void_hours May 3 2016, 00:40:01 UTC
Меня насиловали в течении четырёх суток несколько раз - собственный муж, предварительно избив до полусмерти. Но и до, и после этого были неоднократные нападения. Так вот, замирала я только когда мне было пятнадцать и на меня в парке налетал придурок. Насилия не было, он просто лапал и убегал. Но тогда был паралич. Потом - ни разу. А нападений было много, потому что красивая очень и казалась робкой, хрупкой, была застенчивой. Плюс, весь район знал, что моя родня меня защищать не станет. Однако, в 18 лет я пошла на карате. Боец из меня никакой физически, но я перестала столбенеть при нападении. Вместо этого сразу взрывная реакция ярости. Я одного так десантника бывшего заставила сбежать. Потому что он не ожидал такого отпора. От другого на лестнице в подъезде отбилась и гналась за ним ещё в припадке. От мужа отбиться не смогла, потому что внезапно напал, не было предупреждения. Сначала избил, потом уже насиловал. Но и после побега от него снова нападали. И я отбилась ото всех. Насмерть биться буду. Убью, но не позволю повториться.

Reply


Leave a comment

Up