Так получилось, что старушка Европа выпала из сферы моих интересов более 10 лет назад. С тех пор много воды утекло, и я решил обновить информацию путём, так сказать, личного погружения. Задумывал как обычно - сесть на машинку и проехать через ряд столиц. Но друзья-товарищи, болеющие морем, убедили поступить иначе. В итоге - двухместный номер с балконом на 15-палубном круизном лайнере длиной под 300 м, всё включено и никаких забот. Выход из Генуи, прибытие в Гамбург, с заходами во все крупные порты по дороге. Утром прибытие, автобус, экскурсия, брожение по городу, раскрутка местных на откровенность, закупка местного спиртного. Вечером потребление этого спиртного на судне и анализ полученной информации.
Естественно, по окончании такого круиза удовлетворения не наступило, и мы ещё поездили по Германии и Нидерландам общественным транспортом, засовывая носы в самые потаённые дыры.
В результате разведка боем расценена как «неплохая»: 6+ Гб фото-видео материалов, бесценный опыт и ряд философских откровений разной направленности.
Выкладывать полный отчёт, как это делает уважаемый
golosrazuma не буду - получится слишком много, да и не нужно. Вместо этого - краткая аналитическая сводка для тех, кто судит о Европе по пропагандистским статьям в ЖЖ.
Начну с главного, того, что общее для всей Европы и сразу бросается в глаза.
1. Архитектура.
Да, Европа, в отличие от России, Египта и Зимбабве, владеет понятием «архитектура». Не надо сразу вставать на дыбы, сейчас поясню мысль.
В России, как и в Индии с Камбоджей, существуют прекрасные здания и архитектурные ансамбли. Построенные по индивидуальным проектам. Кроме того, есть понятие «типовой проект» - дешёвое социальное жильё, в Европе в таком живут безработные, а у нас 99% населения. И ещё «говнострой» - что-то построенное неизвестно как и втиснутое хрен пойми куда, лишь бы построить.
А в Европе есть город. У которого свой стиль. То есть современные жилые дома гармонируют с древними дворцами и соборами, плавный переход к пригороду не заметен, неоновые рекламы не режут глаз, и даже казалось бы чисто технологические постройки (заводы, электростанции, склады) соответствуют общей картине. И при этом они отнюдь не одинаковы! Здания обязательно отличаются, иногда кардинально, но при этом в чём-то неуловимом всё равно составляют единство, дополняя, а не нарушая собой общую картину.
Да простят меня отечественные архитекторы, но моя первая постевропейская московская мысль - «это не город, а какая-то ярмарка-распродажа». Что же касается замкадья, городков и деревух вокруг железной дороги, то всю сложность переживаний лучше всего выражает примитивная фраза «унылое гавно». Да-да. Жалкие хибары, в которых люди не живут в своё удовольствие, а выживают. Унылое бытие определяет тусклое сознание, и всё такое… Не режет глаз, пожалуй, только Питер, хотя и понимаешь, что это всего-навсего реплика, петровское подражание Стокгольму, Копенгагену и Амстердаму.
2. Ветряки.
Смертоносные устройства, предназначенные для того, чтобы пустить по миру заевшихся арабских шейхов и российских бар. ОНИ ПОВСЮДУ, особенно на северном побережье Балтики. Их строят сотнями - то и дело встречаешь по дороге трейлеры, волочащие лопасти, турбины и прочие детали этих монстров. На снимках ветряные башни выглядят небольшими, ажурными. Это обман зрения: по факту каждая башня в высоту метров 100, и каждая лопасть 30-40 метров. Всмотритесь в эти фотографии: именно ТАК выглядит пиздец российской «экономике». А ежели не осознали, то
вот вам данные.
3. Мультикультурализм.
Реальный. Неиллюзорный. Настоящий.
Меня, признаться, тоже задевали за живое многочисленные вбросы на тему «политика европейского мультикультурализма провалилась».
Так вот, уважаемые: всё это - ТУФТА. Заявляю официально: все эти горе-националисты, фашисты-лайт (часто употребляющие словечко «толерастия») могут дружным сроем ИДТИ НА ХУЙ.
Никакого реального «национального вопроса» в Европе НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Есть национальная ТЕМА, на которой пиарятся всевозможные политические проходимцы. Но проблемы как таковой - НЕ-ТУ-ТИ!
На нашем корабле численность персонала составляла около 1800 человек. Офицеры, официанты, музыканты, уборщики, акробаты, гиды со всего света - от Китая до Украины - работают единой командой, как единый организм! В этом окружении философские рассуждения деятелей типа Крылова выглядели бы средневековой тарабарщиной.
Да, конечно, «понаехавшие» существуют и бросаются в глаза:
Но! Реально большая их часть без проблем ассимилируется, и работает пуще местных. А те из приезжих, кто НЕ работает (и создаёт предпосылки для «национальной темы») на самом деле не являются проблемой «конфликта культур». Нет, уважаемые! Это - часть совсем другой проблемы. Глубокой, структурной, и сугубо экономической.
4. Государство и демократия.
В чём суть моих дебатов со сторонниками «западного пути» вроде
irvara? Они считают, что государство - отличное изобретение, только вот в России оно какое-то не такое. Я же считаю, что государство - то есть система, при которой централизованные фонды создаются принудительно, а только потом распределяются в соответствии с установленными правилами - является порочной структурой само по себе. Так вот, я в очередной раз убедился, что был абсолютно прав. Более того: я уверился в своей правоте насколько это возможно.
«Демократов» обычно раздражает государство, служащее интересам узкой обособленной группы людей - олигархии и чиновничества. Дескать, возможность свободно пилить бюджет развращает людей, превращает их в паразитов, пьющих народные соки. Всё это верно. Но представьте себе, что демократическая система реально работает, и бенефициарами государства становятся не только «избранные», а все, кто имеет волю ими стать. То есть все граждане, имеющие политические права (голос) и при этом не желающие работать. Уже из самой логики ситуации становится ясно, что чем «демократичнее» государство, тем большее количество людей развращается им, становится нахлебниками, стремятся к паразитированию на производителях.
Так вот: это и есть Главная Проблема Европы. Да, тот самый воспетый и проклятый Никоновым «социализм». Только это не социализм, а государство в самой своей сути. Масса людей, у которых масса прав: пенсионеры, те самые «понаехавшие», да и просто лентяи. Все эти права необходимо обеспечить. А за счёт кого? Ясное дело, за счёт работающих, больше-то взять не от куда. А тут ещё концепция «единой Европы»…
Короче, сплошь и рядом видишь ситуации, когда целые области выбивают себе немыслимые преференции, при этом оказываются слишком ленивы, чтобы ими воспользоваться, но достаточно многочисленны, чтобы их лоббировать. И в таких «подвешенных» ситуациях, когда демократия уже не работает (ибо демократия при государстве - нонсенс), последней инстанцией зачастую оказываются опереточные монархи - как крайняя возможность принять хоть какое-то финальное решение в зашедшем в тупик конфликте тружеников и социальных паразитов.
Да, вопли ультраправых часто имеют основу. Да, «понаехавших» беженцев кормят за общественный счёт (я сам видел раздачу Social care с минивэнов в гамбургском привокзальном парке, где тусуется и режет друг друга всякая чёрная и бело-татуированная гопота). Но - поверьте мне - это только верхушка айсберга! Экономическая реальность - в конфликте «трудолюбивых» и «ленивых», выравниваемом принудительно за счёт бюджетов областей, государств и всего Евросоюза. По сравнению с этими деньгами «проблема понаехавших» меркнет. В реальности большая часть иммигрантов быстро ассимилируется и пашет лучше местных, а вот многие из местных как раз скатываются в паразитизм:
5. Мобильный жилой фонд.
Вы в курсе, что для меня это больная тема. Так вот, с этим МЖФ дела сейчас обстоят лучше, чем 10 лет назад. Больше передвижных домиков, больше яхт и обитаемых барж. Меньше только парковочных мест на маринах крупных городов. Что ж - кто не успел, тот опоздал…
6. Довольные сибаритствующие старики.
Вроде как старение нации характерно и для Европы и для России. Но у нас старички как-то рассредотачиваются по дачкам и квартиркам, не бросаются на глаза. А там… Где их только нет. На нашем судне около 70% пассажиров - немецкие пенсионеры, которым государство оплачивает 50% стоимости каждой путёвки (а мы, на минуточку, потратили около 150 тыр на лицо). Понятно, что эта идиллия существует в основном за счёт изъятий из экономики. Понятно, что продолжительность жизни растёт, и пенсионный возраст придётся поднимать. Но это всё умозрительно, а по факту бодренькие 70-80-летние бабки и дедки, с довольным видом рассекающие по миру, приносят в жизнь чувство радости и умиления.
7. Велосипеды.
К ним в Евросоюзе относятся столь же серьёзно, как у нас к автомобилям. Любая дорога имеет 3 основных полосы: проезжую, пешеходную и велосипедную (как правило мощёную красной плиткой). Соответственно устроены дорожные знаки. Кое-где (например, в Лондоне) схема дорожного движения отдельно учитывает традиционный конный транспорт (верховых и кэбы). Смею утверждать, что благодаря моде на велотранспорт европейские девушки в целом стройнее и сексуальнее наших. Девушек прошу не обижаться, а делать далеко идущие выводы ;-)
Почему заостряю внимание на великах? А не могу понять, почему у нас их столь катострофически мало. Люди как бараны упёрлись: либо автобус, либо своя тачка. А почему не велосипед, почему не рикша? Вот только не надо свистеть про «климат не тот». Обычная лень + ригидность мышления. Сперва плющим попу на машине, потом идём за деньги в спортзал исправлять…
8. Свобода.
Со свободой дела в Европе обстоят чуть лучше, чем в РФ. Но всё же, на мой взгляд, недостаточно хорошо. Да, особого гнёта вроде как не ощущается, люди ходят довольные. Да, мелкий бизнес, несмотря на кризис, работает, и в Амстердаме действительно можно за 3 евро совершенно легально выкурить отменный косяк. Да, нет никаких следов религиозной завирусованности (даже мусульманочки носят свои платки скорее для понта, как-то они плохо гармонируют со спортивными обтягивающими трениками, наушниками и айфонами, знаете ли). Да, в баре бесконфликтно сидят и пьют пиво простой труженик, парочка геев и чета мусульман. То есть, жить очень даже можно.
Но… Объясните мне, тупому, каким образом поездка на такси может стоить столько же, сколько поездка на электричке? И как билет на автобус дальнего следования может стоить в 5-10 раз дешевле билета на поезд по тому же маршруту? Грамотному экономисту такие диспропорции скажут о многом. О существующем лоббировании, о госдотациях, об экономической несправедливости. Иными словами - о наличии действующей системы экономического насилия. И не так важно, действует эта система в пользу какого-нибудь Дерипаски, или в пользу профсоюза железнодорожников. Факт в том, что эта система есть, и действие её ощутимо. Ухватившись за идею общего блага, Европа ещё не осознала пагубности государства как структуры. Она движется к интеграции, к объединению, а опасность скатывания в социализм ещё не осознана в полной мере.
А призраки тем временем гуляют разные.
Так что есть о чём задуматься…