Извращения либертарианства

Jan 09, 2024 01:44


Либертарианство, как всем нам известно - учение о самопринадлежности человека, недопустимости агрессивного насилия, свободе мысли, праве на самозащиту, незыблемости частной собственности, превосходстве добровольных рыночных отношений над всеми видами принуждения.

Государство в этой парадигме - злостный нарушитель принципов, системный насильник, монопольно навязывающий свои услуги, допустимый лишь в качестве неизбежного зла для защиты от других государств - и ни для чего иного. Эталонный либертарианец - человек в шляпе с кольтом, прочно стоящий ногами на своей земле, не признающий над собой никакой власти, кроме собственноручно подписанного договора. Дающий отпор любому грабителю и насильнику, готовый вступиться за соседа и вообще за любого честного человека, чью свободу попирают. И никто никогда не посмеет покуситься… ну вы поняли. Хороший, чистый идеал, продолжение идей классического либерализма с опорой на Австрийскую экономическую школу.

Дальше начинаются вопросики.

Может ли либертарианец верить в Бога? Конечно, свобода мысли незыблема.

Может ли либертарианец считать себя русским, немцем или эльфом? Конечно, свобода самоидентификации входит в свободу самопринадлежности.

Может ли либертарианец не пускать на свою землю неприятных себе людей? Конечно, это ведь его земля. Не пускать арабов, черных, гомосексуалистов, коммунистов? Почему нет, это ведь его частная территория!



Может ли либертарианец быть против абортов, смены пола и прочих вещей, ему лично неприятных? Может ли он не разрешать их на своей частной территории? Почему нет? Ведь он не навязывает это другим, он просто не допускает это на своей частной территории.

Могут ли либертарианцы, имеющие сходные вкусы, объединить свои владения в общую частную территорию, где нет арабов, черных, геев, где запрещены аборты, а все люди по воскресеньям радостно по своей воле идут в Церковь? Конечно, ведь свободу ассоциации никто не отменял.

Могут ли либертарианцы решением своей общины поставить на своей частной территории систему видеокамер и нанять людей, следящих за исполнением решений общины? Конечно, ведь это частное поселение, люди на своей земле сами решают, как им жить, и вправе устанавливать свои частные правила. Не хочешь им следовать - не ходи туда.

Может ли либертарианская община решить, что пора им объединить частные домовладения в один кооператив, где денежные фонды будут общими, доходы и расходы тоже общими, а решения принимать демократически избранный коллегиальный орган? Конечно. Кто же запретит свободным людям создавать совместный бизнес?

Могут ли 100 либертарианских общин, создавших на своей территории кооперативы с общими фондами, системами безопасности и т.п. собраться и объединить свои территории в один большой анклав с центральными фондами, федеральным коллегиальным органом, коллективной системой безопасности и единым набором запретов? А кто им запретит? Конечно, могут!

Могут ли 86 таких конгломератов собраться и договориться о слиянии в огромный либертарианский кооператив на 1/7 части суши, чтобы эффективнее отстаивать свои частные права, защищаться от внешних агрессоров и фильтровать арабов, черных, геев и коммунистов? Да почему бы и нет, это же их земли.

Может ли этот огромный либертарианский кооператив в трудной ситуации добровольно, путем всеобщего тайного и честного голосования на блокчейне, передать особые полномочия Главе Федеральной Частной Службы Безопасности? Говно вопрос!

Вся цепочка - исключительно добровольно, без принуждения, без нарушения самопринадлежности. Не согласен - чемодан-вокзал-Черногория. Суверен порешал.

Парадоксальным образом, без нарушения принципов самопринадлежности и НАП, либертарианство превращается в красно-коричневый колхоз в масштабах страны. Каждый следующий шаг делает возврат всё более сложным.

Вопрос вопросов: где следует остановиться? Какого принципа не хватает, чтобы точно знать, когда остановиться вовремя?

Мой ответ: принцип минимализма. Понимая опасность растущих надчеловеческих структур, следует останавливать их рост КАК МОЖНО РАНЬШЕ.

Не впускать в себя религиозных, националистических и прочих этатистских конструктов. Не делать анклавов по религиозным, национальным и прочим признакам. Не позволять частным собственникам ущемлять самопринадлежность других на основании права собственности на территорию. Не создавать без жизненной необходимости общественных фондов и бюрократических структур вокруг них.

Каждый момент возвращаться к основам и спрашивать себя: как посмотрит на этот шаг тот идеальный свободный человек в шляпе с кольтом, не подчиняющийся никому? Не уменьшит ли свобода ассоциации свободу самопринадлежности? Не является ли ваша добровольная подпись под коллективным договором входным билетом в новый Колхоз? Не будет ли цена выхода много выше цены входа?

Глубоко сознавать: ГОСУДАРСТВО ЭТОЛОГИЧНО. Если не делать ничего, просто жить без оглядки на принципы - оно обязательно возникнет, какая бы стержневая идея ни была исходной. Усилия надо прилагать не к структурированию, а к деконструкции структур.

Можно оформить это как заповедь: «НЕ СОТВОРИ СЕБЕ СТРУКТУРУ».

Основы, Теория освобождения

Previous post Next post
Up