Вначале было слово…

Apr 30, 2009 23:40


Чтобы до конца понять гнилую душу Системы, копать надо с самых глубинных ее основ. Ирония судьбы в том, что основы эти лежат в очень полезных для нас вещах, без которых жить было бы гораздо сложнее. В первую очередь, в языке.

Что такое язык? Средство передачи мысли с помощью кодированных сигналов? Да, действительно, изначально языки создавались с целью общения. Однако со временем их роль изменилась. Люди стали не только говорить словами, но и ДУМАТЬ с помощью слов. Поэтому более точное определение будет таким: язык - это средство описания мира с помощью стандартных концепций, отраженных в стандартных наборах звуков и символов.

Чтобы все стало ясно, как день, разберемся чуть подробнее. Упрощенно создание слов происходит примерно по такой схеме:

1). Выделение элементов в окружающем мире. Например:




2). Создание концепции. Выявление закономерностей в элементах. В данном случае, все эти объекты объединяет то, что они не являются людьми, но тоже живут, движутся и чувствуют. Кто-то, размышлявший в древности о мире, нашел для себя эту общность и решил донести ее до остальных.

3). Изобретение набора звуков для обозначения концепции. В древнейшие времена это были наборы звуков, наиболее ярко отражающие суть явления. Потом, по мере того, как языки стали охватывать все больше явлений, новые слова стали выводиться из уже готовых родственных слов. Например, в данном случае от слова «ЖИВОТ» (означавшего в то время «жизнь») произошло слово «ЖИВОТНЫЕ».

4). Распространение слова. Чтобы слово можно было использовать в общении, все люди должны понимать, что оно означает. Если концепция описывает явление удачно, а слово нравится людям, со временем им станут пользоваться все. На вашей памяти такое наверняка происходило. Вы не раз имели возможность наблюдать процесс появления и распространения новых «жаргонных» слов и выражений.

5). Формализация слова. Четкое закрепление концепции за набором звуков, определение правил пользования словом. Это естественно. Люди будут контролировать правильное употребление слова «животные», чтобы никто не создавал путаницы (скажем, подразумевая под «животными» деревья). Благодаря этому все люди, говорящие по-русски, смогут без труда друг друга понять.

Язык - не единственный способ передачи информации между людьми. Есть и другие каналы.

«Язык тела». Это жесты, мимика и позы, выражающие эмоциональное состояние. «Язык тела» запрограммирован в генах, а потому универсален для всех представителей homo sapiens. Улыбка радости, удивленное поднятие бровей, разведение рук в недоумении, краска стыда, выражение гнева - все это одинаково для всего человечества. Хотя локальные культуры и накладывают некоторый отпечаток на внешние формы, базовые знаки везде одинаковы, и благодаря ним один человек всегда сможет понять другого.

Во время общения даже у людей, тщательно себя контролирующих, истинные эмоции все равно проявляются в напряжении мышц лица, изменениях позы, дрожании рук, изменении тембра голоса и т.п. Мозг другого человека подсознательно «схватывает» эти мельчайшие штрихи и делает вывод о состоянии собеседника. При этом даже человек, на сознательном уровне грубый и нечуткий, на самом деле неосознанно воспринимает чужой язык тела.

Однако, это не относится к системам жестов, которым люди специально учатся. Такие системы (например, язык глухонемых) строятся по тому же принципу, что и разговорные языки, только вместо звуков используются стандартные движения.

Запахи. Важнейший канал передачи личной информации между всеми живыми существами. Переживаемые человеком эмоции, а также «эмоционально окрашенные» мысли влияют на биохимию организма. В зависимости от переживаемых эмоций в кровь выбрасываются различные гормоны, железы работают с разной интенсивностью. Каждому эмоциональному состоянию соответствует свой специфический «букет». Ваше обоняние улавливает всю эту гамму запахов. Только в отличие от собачьего, обонятельный анализатор человека работает в обход сознания - чтобы не перегружать и без того заваленные работой отделы мозга. Человек бессознательно воспринимает запахи других людей, что позволяет ему чувствовать эмоции и яркие мысли собеседника даже не глядя на него.
Наиболее сильные запахи - страха и полового возбуждения - вы можете ощутить и на сознательном уровне. Более тонкие эмоции доходят до вас из подсознания, как бы «из ниоткуда». Подробнее о запахах.

Излучение. Техническая сторона передачи информации излучением изучена плохо. Точно известно, что в голове человека отсутствует какое-либо «биологическое радио» (все, что о нем написано в околонаучных публикациях - вымысел). Однако феномен передачи информации существует, и списывать его со счетов не стоит.

По-видимому, электромагнитные волны, излучаемые нейронами одного мозга, попадают на клетки другого, и производят в них изменения, слегка «подстраивают» их под свой ритм (подобно тому, как передают друг другу информацию бактерии, разделенные кварцевым стеклом). Это не «двусторонняя связь», а двустороннее изменение, синхронизация. Чужая мысль не приходит к вам извне, как звонок телефона. Она производит изменение в вас самих. Чужой отпечаток накладывается на вашу личность. Обычно это воздействие не осознается. Информация копится в глубинных пластах вашего подсознания и прорывается наружу в виде «вещих» снов и внезапных озарений. Естественно, чем больше биологическое сходство людей, чем более сходны волны, тем сильнее взаимное влияние. Чуткие люди, внимательно регистрируя «чужеродные» явления в своем подсознании, могут уверенно судить о мыслях и чувствах своих родственников.

Если у вас есть дети, вы можете ощущать их болезни за тысячи километров (как правило, у чутких родителей есть для этого стандартный «пророческий сон»). На близком расстоянии вы можете легко убедиться в наличии электромагнитных связей. Речь идет о «чувстве взгляда», которым обладают все без исключения люди. Немного потренировав чувствительность, вы сможете кожей ощущать не только сам факт взгляда, но и то место, куда он направлен.

В настоящий момент сознательное восприятие вами всех трех перечисленных каналов затруднено. Однако это не естественный порядок вещей, а результат работы системы воспитания. Вы прекрасно помните, что в детстве ваша чувствительность была гораздо выше.

По сравнению с другими каналами общения язык имеет ряд преимуществ:

а). Для общения больше не обязательны эмоциональная энергия, чуткость и взаимная настройка.

б). Можно передавать не только эмоции и простые яркие мысли, но и сложные абстрактные концепции.

в). Можно записывать концепции на материальных носителях и таким образом сохранять знания для потомков.

Единственное необходимое условие - все должны знать точное значение слов и правила их связи. Тут уж ничего не поделаешь. Хочешь общаться - учись говорить. Но именно отсюда вытекают основные проблемы, которые принес с собой язык. А это как раз те проблемы, на которых и стоит Система.

Каждого ребенка с раннего детства учат говорить. Чтобы быть понятым, он вынужден выражать свои мысли с помощью общепринятых слов. В процессе обучения речи программа перевода слов в мысли постепенно проникает в сам процесс мышления. Ребенок начинает автоматически облекать каждую новую мысль в слова, чтобы быть готовым в любой момент ее высказать. Он как бы ведет «внутренний диалог» сам с собой. В результате он приучается не только говорить, но и мыслить не цельными образами, а словами.

А как мы уже разобрали, слово - это стандартная концепция. Описывающая нечто стандартное, известное всем и каждому. Это приводит к печальному эффекту. Думать о чем-то общепринятом, стандартном становится легко и просто. А все необычное, истинно новое, уникальное в силу своей невыразимости как бы «перестает существовать». Ведь если ты не можешь что-то выразить, значит, по общепринятой логике, его и нет на самом деле. В результате подавляющее большинство людей к зрелости становится почти неспособно к истинно новому и неизвестному. Язык из средства выражения становится тюрьмой восприятия.

Проверьте это. Сделайте это прямо сейчас. Попробуйте представить НЕЧТО, для чего не существует слов. Что-то совершенно новое, чему еще нет аналогов (а следовательно, и слов в языке). Представив, попробуйте произвести с этим НЕЧТО какое-нибудь действие, для которого тоже нет слов. После этого вы осознаете, насколько сильно правила языка влияют на наше восприятие мира. Если ничего не приходит в голову, попробуйте представить бесконечность или объект в четырех измерениях. Это возможно. Но чтобы это сделать, вам придется временно освободить мышление от условностей языка. Если получится, вы поймете: то, что вы восприняли, воистину НЕОПИСУЕМО.

Талантливые дети находят лазейку - они учатся комбинировать известные слова и получать необходимые себе образы. Такие люди становятся хорошими писателями и поэтами. Но в любом случае, на процесс мышления накладывается ограничение. Все мысли людей состоят из готовых стандартных «кубиков». И мало того, что картина мира становится мозаичной, как бы состоящей из отдельных «пикселей». Правила языка с их существительными, прилагательными и глаголами определяют восприятие мира. Они как бы становятся наравне с законами природы.

«Человек всмотрелся в свои уравнения и заявил, что Вселенная имела начало. «В начале был взрыв, - сказал он, - Назовем его «Большой Взрыв», так и родилась Вселенная. И она расширяется», - сказал человек. Он даже вычислил продолжительность ее жизни: десять миллиардов обращений Земли вокруг Солнца. И весь мир был счастлив; все решили, что его вычисления - это и есть наука. Никому не пришло в голову, что, предположив, что Вселенная имела начало, этот человек просто следовал синтаксису своего языка; синтаксису, который требует начал, вроде рождения, развитий, вроде созревания, и завершений, вроде смерти. Только так строятся высказывания. «Вселенная когда-то началась, а теперь она стареет», - заверил нас тот человек. И она умрет, как умирает все, и как он сам умер, после того как подтвердил математически синтаксис своего родного языка.
Синтаксис иного типа.
Действительно ли Вселенная имела начало? Верна ли теория Большого Взрыва?
Это - не вопросы (несмотря на вопросительный знак). Является ли синтаксис, который требует начал, развитий и концов для построения высказываний, единственным существующим синтаксисом? Вот это - настоящий вопрос.
Есть другие синтаксисы.
Есть такой, например, который требует, чтобы различные варианты интенсивности принимались как факт. В этом синтаксисе ничто не начинается и ничто не кончается; рождение - это не четко выделенное событие, а лишь особый тип интенсивности, как и созревание, и смерть. Человек этого синтаксиса, просматривая свои уравнения, обнаруживает, что он вычислил достаточно много вариантов интенсивности, чтобы авторитетно заявить: Вселенная никогда не начиналась и никогда не закончится, но она прошла, и проходит сейчас, и еще пройдет через бесконечные колебания интенсивности. Этот человек вполне мог бы заключить, что сама Вселенная является колесницей интенсивности и на ней можно мчаться сквозь бесконечные перемены. Он бы мог прийти к этому выводу, и ко многим другим, пожалуй, даже не осознавая, что он лишь подтверждает синтаксис своего родного языка.»
(Карлос Кастанеда)

Обратите внимание: устройства Вселенной не знает НИ ОДИН из описанных людей. Они лишь строят ту модель мира, что кажется им наиболее верной. Строят по тем правилам, что заложены в структуре их родных языков. И в результате один видит Вселенную временным образованием, имеющим начало и конец, а другой уверен в том, что Вселенная вечна. Один и тот же мир они видят совершенно по-разному. Остается добавить еще один штрих: если вдруг окажется, что на самом деле ни тот ни другой не прав, а верна, допустим, теория «циклического времени» - языковые «шоры» не дадут этим людям увидеть и принять правду.

Из первой проблемы вытекает другая, без которой возникновение и развитие Системы было бы невозможным. Поскольку люди стали думать словами, появилась возможность управлять мыслями людей с помощью слов. Когда кто-то произносит слово, все люди, владеющие данным языком, не могут не «подумать» его смысл. Даже если сознательно они «не слушают» произносимую речь, углубившись в себя, мозг все равно воспринимает каждое слово и складирует в памяти. Таким образом, появилась возможность программировать людей против их воли.

Убедитесь в этом сами. Просто читайте следующие слова и попробуйте НЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ то, что они означают. Попробуйте воспринимать их просто как набор букв, как картинку, НЕ ПОНИМАЯ смысла. При этом внимательно следите за своей эмоциональной реакцией. Скрыть от себя факт наличия мысли можно, но эмоция выдаст его с головой.

МАМА

СЕКС

БУТЫЛКА

СОЛНЦЕ

КРОВЬ

Убедились? Почувствовали эти СКАЧКИ МЫСЛИ? Осознайте, насколько открыт ваш мозг для лингвистического программирования.

И еще. Существо, сознательно пользующееся невербальными каналами общения, не может лгать. Для этого нужен нечеловеческий самоконтроль или специальные навыки «игры по Станиславскому». Если у вас есть кошка или собака, вы знаете, что практически невозможно скрыть от них свои истинные эмоции. По запахам, мимике и излучению они всегда узнают правду. С появлением языка и отказом от других каналов общения люди приобрели способность говорить и принимать на веру ложные высказывания.

Итак, уже в самой сути языка заложены три опасности: тенденция к стандартизации описания, возможность насильственной передачи мысли и возможность лгать. Если существует где-нибудь классификатор искусственных обществ, то земное проходит там под определением «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЮРЬМА». Потому что львиная доля контроля осуществляется через языковое программирование. Конечно, физическое насилие тоже присутствует. Возможно, вам даже приходилось испытывать его на себе. Но ведь люди, которые силой нарушали вашу свободу, скорее всего делали это не из-под палки, а потому, что с помощью лживых слов были убеждены в необходимости подобных действий. Иначе говоря, они делали то, что естественно по законам виртуального мира. А виртуальный мир сшит в основном из слов.

Конечно, все проблемы этого мира нельзя свести только к естественным свойствам языка. Язык - это лишь средство создания и передачи описаний. Средство мощное, эффективное и способное быть полезным. Средство, без которого мы с вами были бы сейчас озабочены не гипнозом, а собиранием кореньев. Но, наряду с пользой, язык (как и атомная энергия) таит в себе опасность. В нашем случае он является той необходимой почвой, на которой произрастает ядовитое древо Системы. Следовательно, один из ключей к замкам тюрьмы - умение в совершенстве владеть языком.

Если считаете, что научились этому в школе, поспешу вас разочаровать: в школе вас учили ПОДЧИНЯТЬСЯ языку. И язык владеет вами в совершенстве (вы имели возможность убедиться сами). Он владеет вами так же, как компьютерная игра подростком-игроманом. Игроман может играть и побеждать, но не может изменить правила или выйти из игры без посторонней помощи. Выключить компьютер может только здоровый человек (больной присядет играть рядом). А изменить правила игры может только программист. В нашем случае - нейролингвистический программист, которым вам и предстоит стать. Если, конечно, вы хотите для себя истинной свободы.

Теория Системы, Основы

Previous post Next post
Up