Стремление к лидерству и умение следовать за лидером - естественные для человека свойства. Их корни уходят в общий для всех приматов иерархический инстинкт, несколько усложнившийся во времена ледникового периода. Живя маленькими группами во враждебном мире, люди были вынуждены стремиться к максимальной эффективности, к полному раскрытию талантов каждого. Если от успеха охоты зависит жизнь рода, самый умелый будет делать копья, самый мудрый выберет место и время охоты, а самый сильный и ловкий нанесет удар. Именно так, а не наоборот. Ведь если мастер сделает плохое копье, охотник не найдет добычу, а мудреца заест зверь, всем троим придет конец. Чтобы выжить, они должны довериться друг другу.
Так же и с вопросом принятия коллективных решений. На заре цивилизации основу политики определяло общее собрание взрослых (инициированных) членов племени. Но в критической ситуации спорить некогда, и решение «по старинке» принимал лидер - тот, кто уже неоднократно доказал свою компетентность в данном вопросе, тот, кого признали авторитетом, кого избрали. Остальные доверялись ему. Энергетически это было выгодно: люди не тратили силы на обдумывание, а сразу направляли их на выполнение приказов Избранного. Они как бы временно «глупели», но выигрывали в скорости и согласованности. Когда критическая ситуация проходила, люди спокойно обдумывали происшедшее и, если надо, выбирали нового старейшину, шамана или боевого вождя.
В естественном человеческом коллективе статус лидера удовлетворял только здоровые амбиции человека, лишь незначительно отражаясь на его материальном положении. Экономически и структурно обусловленное расслоение человеческого стада на «элиту» и «массы» наполнило вопросы управления совсем иным смыслом. Теперь управление означает не только почет, но и привилегии, возможность паразитировать на угнетенной толпе. А самое главное - возможность передать свой высокий статус собственным детям. Люди начали стремиться к лидерству не столько ради признания, сколько ради корысти. Естественное желание «стать самым-самым достойным и всеми уважаемым» отодвинулось на второй план и сменилось другим мотивом - притвориться самым-самым достойным, чтобы подчинить народ себе с целью есть его хлеб, питаться его энергией.
Такая возможность автоматически притягивает к рычагам управления не самых способных, а тех, кто сильнее других задался целью захвата. Чтобы обмануть иерархический инстинкт масс, позволяющий следовать только за лучшими, первые элиты были вынуждены искусственно принижать самооценку угнетенных, одновременно внушая им свое превосходство. За тысячи лет развития Системы это привело к тому, что иерархический инстинкт стал жестко привязан к положению человека в созданной психовирусом социальной структуре.
Понятия «низы» и «верхи», «элита» и «чернь», «вышестоящий» и «подчиненный» четко рисуют в мозгу человека образ пирамиды или лестницы «из грязи в князи». Воспитание вдалбливает человеку, что его положение - в самом низу этой многоступенчатой структуры, что его способности и таланты в этом плане не имеют никакого значения. Все попытки ликвидировать разницу между внутренней самооценкой и внешним «социальным положением» жестко подавляются. Любое «несоблюдение субординации» чревато немедленными санкциями. А инстинкт требует уважения, требует адекватного признания способностей! Человеку остается только убедить себя, что стоящие «на самой вершине» люди действительно достойны того, чтобы отдать им пальму первенства. Свое униженное достоинство ему приходится восполнить притеснением тех, кто оказался еще «ниже» него.
Итак, суть власти - в проецировании заблокированного иерархического инстинкта на пирамидальную структуру общества. При этом проекцией нереализованного желания выступает лидер, стоящий на вершине пирамиды, а проекцией раздражения - нижестоящая ступень.
Вдумайтесь: в каждом жалком рабе столько же гордости и властолюбия, сколько и в его хозяине, сапог которого он целует. Просто хозяйский кнут с детства пресекал малейшие попытки проявить эти качества. Рабу не осталось ничего иного, как спроецировать свою жажду власти на грозную фигуру властителя и повиноваться ему «не токмо за страх, но и за совесть». Служа господину, получая от него похвалу и подачки, слуга как бы приобщается к хозяйской мощи. Чем ближе он к повелителю, тем большую часть энергии снимает с проекции и возвращает себе, тем более жестким и властным становится. Если раньше он вымещал свое подавленное властолюбие только на жене и детях, то теперь может отыграться на бывших друзьях и соседях. В этом - корень раболепия. Служение сильному опьяняет раба, дает ему иллюзию «причастности», возвышает его над другими овцами стада.
У господина, в свою очередь, подхалимажа и трусости ничуть не меньше, чем у слуги. Встретив более крупного хозяина, он будет подобострастно улыбаться и лебезить, будучи на сознательном уровне польщен вниманием (как возможностью повысить уровень), а на подсознательном уровне чувствуя себя униженным. Почему сильному так приятно унижать слабого, ставить его на колени, бить, заставлять лебезить перед собой? Потому что с каждым ударом он все больше убеждает себя в том, что сам-то убил в себе раба, что уж его-то никто не заставит так пресмыкаться, что в нем осталась лишь сила, а вся слабость перешла в попираемого ногой слугу. В этом - корень жестокости тиранов прошлого и мелких тиранчиков современных семей и систем подавления.
Основная масса подконтрольного населения реализует свою потребность властвовать в кругу семьи или среди подчиненных на работе. А их потребность повиноваться лучшим из лучших Система удовлетворяет с помощью института кумиров.
Разновидностей кумиров великое множество. Это политические лидеры, всевозможные «духовные учителя», мессии и гуру, культурные деятели, поп-идолы и прочие «звезды» шоу-бизнеса, крупные и мелкие авторитеты местного и общегосударственного значения. Своими словами и поступками они формируют мысли людей, направляют устремления подконтрольной аудитории в нужное властям русло.
В реальности каждый из кумиров представляет собой МАСКУ, под которой какая-то группировка проводит в массы свою политику. Кумир - это разработанная командой специалистов искусственная личность, роль которой играет профессиональный актер. Каждая мелочь в его образе тщательно подбирается с таким расчетом, чтобы наилучшим образом отражать идеалы, ценности и невыраженные желания целевой аудитории. Факты официальной и неофициальной биографии, одежда и манеры вождя, его «случайные» фразы и поступки, даже слабости и недостатки - все это на самом деле просчитывается командой имиджмейкеров на основании социологических исследований и знаний психологии.
Свой кумир создан для каждой социальной группы. Его антиподом отчасти являются кумиры других социальных групп. Средний носитель Системы как правило относится с недоверием ко всем знаковым фигурам.
Ко всем, КРОМЕ ОДНОЙ. И это «кроме» очень важно! «Они все врут, а вот Иван Иваныч - наш человек, и я ему - и только ему - верю!» Так считает абсолютное большинство, не подозревая, что для КАЖДОЙ социальной группы существует свой Иван Иваныч. И «принципиальные разногласия» между Иванами Иванычами существуют чаще всего лишь на телеэкране. А в реальности все они работают на одну и ту же власть, для которой «многопартийность» и «плюрализм мнений» - эффективный способ контролировать сразу все существующие социальные слои.
Что разделяет раба и фараона, крестьянина и рыцаря, шестерку и босса, тварь дрожащую и Наполеона? Только проекция. Разные стороны одной двойственности. Стоит ничтожнейшему из рабов перевернуть в своей голове полюса, мысленно снять мантию с императора и нацепить ее на себя - и он сам «получит право», сам из овцы станет волком, еще одним претендентом на императорский трон. А став императором, он, разумеется, будет точно также угнетать бывших товарищей по несчастью, восполняя накопившийся за годы рабства недостаток самоуважения. И, конечно же, будет истреблять всех, кто, как и он, способен перевернуть полюса в своей голове.
Но яростнее всего он будет уничтожать тех, кто сумел осознать ловушку и отказаться от игры в эту незримую пирамиду. Ибо в борьбе даже с сильнейшим соперником у тирана есть шанс. А свободный человек разрушает саму основу его власти, иллюзорность которой доказывает одним фактом своего существования!
Свобода (просто свобода, а не сила и власть!) другого воспринимается тираном любого калибра, как пощечина. Потому что каждый тиран хотя бы подсознательно, но понимает: его власть - химера, существующая лишь в преданных или исполненных страха глазах подчиненных. Для свободного человека он ничем не отличается от простолюдина. И - что самое страшное! - свободный человек может разглядеть под грозной маской властителя страх бывшего раба, больше всего на свете боящегося попасть обратно под кнут хозяина.
Самое интересное, что в изведении свободных заинтересованы и угнетенные. Ведь они уже дали убедить себя в том, что пресмыкаются добровольно, они уже научились отождествлять себя с кем-то из «лидеров» или с самой системой подавления. Они приняли свое место в иерархии и успокоились. А тут вдруг какой-то чудак заявляет, что они, достойные законопослушные граждане своего Отечества - РАБЫ!
Понимаете теперь, почему ярлык «анархист» в устах марионеток Системы звучит диче и обиднее, чем «революционер»?
Свободный человек - это тот, кто не считает себя ни рабом, ни господином. Он не испытывает потребности помыкать другими и сам ни перед кем не гнет головы. Он смотрит на иерархическую структуру «со стороны», не ставя себя ни на одну из ступеней. Энергия, которая у слуг и хозяев спроецирована на образы друг друга, у свободного человека находится в его собственном распоряжении. Он правит железной рукой - но ТОЛЬКО СОБОЙ и подчиняется, как раб, - но лишь СВОЕЙ воле. Ему не нужны ни внешнее управление, ни слуги.