Рассказ из Самары

May 04, 2015 16:24


Очень интересное повествование о боевом пути обычного солдата той войны. Без прикрас и лишнего эпоса.
Привожу оригинал без правок.

..........................................................
70 лет отделяет нас от великого события - Дня Победы!
Мне в этом плане есть чем гордиться и что рассказать, так как мой дед - ветеран Великой Отечественной войны. Я хочу рассказать именно о нём.



Богатов Ксенофонт Иванович родился в Самарской области, деревня Кобельма (сегодня Калиновка Красноярского района) в 1897 г.р. Уже с раннего детства он вынужден был работать вместе со своим отцом на мельнице у состоятельного человека Выприцкого Алексея Федоровича.
В 1915 году был призван в армию и воевал на Русском фронте Первой мировой войны. После революции сражался на Гражданской войне, принимая разные стороны сопротивления. Всегда старался принимать сторону захватчиков. Однажды, из горячего пепла войны он смог бежать домой и продолжил работать мельником.
Когда началась Великая Отечественная война, дед в октябре 1941 года был призван в армию из села Кобельма (в настоящее время Калиновка) Красноярского района г. Куйбышева.

Собрали всех мужчин призывного возраста и на 3-х подводах отправили их на призывной участок в райцентр Елховка. На тот момент у него было 7 детей… В то нелегкое для страны время многие женщины вынуждены были остаться без мужской поддержки с большим количеством детей. Перед тяжелой дорогой на фронт Бабаня сделала мешочек, в которой положила горсть родной земли и маленькую православную иконку. Дед особо не верил в эту божественную силу, но всю войну проносил этот мешочек с собой, и Господь Бог и сила родного края сберегли его, он остался жив. За всю войну было всего два легких незначительных ранения, два пореза в ходе рукопашных боев и три контузии. Всю войну он прошел пехотинцем с винтовкой наперевес, долгое время вынужден был проводить в окопах.

Сразу после призыва на фронт он попал в ужесточенные бои под Москвой. Первый бой выдался весьма тяжелым и кровавым, дед помнил его всю свою жизнь. Их было 150 бойцов, которым дали винтовки «трехлинейки» 1895 г. выпуска, но только патроны выдали по 5 штук каждому третьему! Это было ужасно! Остальные бойцы должны были собирать патроны на поле боя. Для деда и всех остальных солдат было очевидно то, что их посылают на верную гибель. Но ему надо было выжить, не смотря ни на что. Когда привели их на место предстоящего боя, то окопы уже были вырыты, дед нашел кусок железа и сразу начал копать лаз в окопах (он это делал на протяжении всей войны). Над ним начали подсмеиваться, но он не обращал внимания и продолжал копать, пока лаз не был полностью готов. Начался бой с обстрела именно его позиций из пушек, а затем на усиление атаки был произведен налет авиации. Вот именно в этот момент ожесточенной атаки деду и помог выкопанный лаз, в который он забрался. Тут его впервые закопало. Когда он очнулся и выбрался на поверхность земли, то увидел перед собой очень страшную и ужасающую по свой сути картину. Все перепахано было взрывами и ни одного живого бойца не осталось. Все были убиты. Дед взял чью-то винтовку, нашел разбросанные патроны и пошел лесом обратно туда, откуда его привели. Он вернулся к нашему войску и продолжил воевать. Была очень холодная зима, приходилось жить в окопах, и для того, чтобы хоть немного согреться приходилось отламывать и жечь все приклады у винтовок. Кормили очень редко, иногда им приходилось быть без питания по две недели. Вместо воды, доводилось есть снег. Были ужасны и жестоки испытания для каждого солдата, как ужасна и жестока сама война!

В 1942 году дед попал в плен под Харьковом. Во время боя многие были убиты, в том числе и командиры. Оставшиеся в живых вместе с дедом сидели в окопах без патрон. Пришли немцы и всех забрали в плен. Согнали в лощину между двумя холмами и огородили колючей проволокой. Их там было несколько тысяч человек. Они все голодали, так как их там вообще не кормили. Началось людоедство. Как-то ночью немецкий солдат охранявший периметр лагеря дал деду хлеба и часть курицы. И еще привезли подводу заплесневелого проса, все кинулись руками хватать его, а дед взял и схватил это просо пилоткой. Пилоткой больше получается взять, чем руками. Это просо было очень горьким. Но тогда так не казалось. Вот так и вынужден был выживать дед в таких нечеловеческих условиях. Освободили его и всех пленных наши наступающие войска. Немцы просто очень быстро отступили и даже не стреляли в пленных. Всем освободившимся сказали куда идти на формирование дед решил что просто так после плена не может быть и ушел с нашими наступающими частями, подошел к старшине и попросил его записать к ним а так как в то время солдатских книжек еще у солдат не было то тот просто записал его на бумажку себе.

Я спрашивал а были ли те кто прыгал на дзоты как Матросов про которого нам рассказывали в школе, он говорил что сам такого не видел но война многим расшатывала нервы. Как пример рассказывал что лежали они в саду, вишня цвела, фашист поливает из пулемета, головы не поднять, рядом лежит мальчишка лет 19-20 не стого не сего вскакивает и просто побежал вперед, конечно же погиб сразу. Еще рассказывал как ему везло. Стояли в лесу, его поставили охранять блиндаж, поменяли, он говорит я только спустился в блиндаж , взрыв мощный, вышли смотрим от того парня что его поменял на сосне висит часть гимнастерки и больше не чего не осталось. Спрашивали его когда в атаку поднимали кричали ли за Родину за Сталина он говорил что больше просто орали или матом ругались, он сам не кричал так как надо быть внимательным, он говорил что в открытую он не когда не бежал всегда за кем то бежал, говорит упадет я за другим бегу. Он всегда говорил что на войне погибнуть легко, выжить трудно. Еще рассказывал что лежим в поле впереди метров в 10 лежит убитый фашист, на руке часы, а часы в то время очень ценились, друг его говорит сейчас сползаю, сниму. Дед говорит зачем тебе все это надо, а тот полез, только дополз до него, снайпер убил его.
Еще случай, лето, жара, их двоих выставили на дороге показывать проходящим подразделениям куда идти на формирование, с одной стороны дороги небольшие кустики а с другой деревья, второй солдат говорит пошли под деревья в тенек. Дед говорит что деревья хороший ориентир для пушек, тот говорит ерунда, пошел туда прилег а дед остался в кустиках. Немцы начали пристреливать пушки и как раз деревья были как ориентир и того солдата разорвало в клочья.
Было два ранения, в одном нос осколком отрезало, висел на кусочке кожи , он оторвал кусок от нижней рубашку и привязал его, так он и прирос у него, а в другом палец указательный на правой руке пулей выбило, вскользь пуля прошла (так и был палец согнут всегда, как будто на курке держал). Дважды был порезан вскользь в ходе рукопашных боев, но при всех ранениях не был в медсанбатах (есть выдержка из приказа). На вопрос, какой бой был самый страшный, дед всегда отвечал - рукопашный. Очень страшно смотреть человеку в глаза и убивать его, чтобы выжить и защитить свою страну от фашистов.
В 1943 году пришла похоронка на него. Со слов деда, дело было так. Во время сильной бомбежки он залез в выкопанный лаз в окопе. С огромной взрывной силой снаряд разорвался рядом, в результате чего дед оказался закопанным под землей. Начал потихоньку откапываться и услышал немецкую речь, притаился, чтобы не обнаружили его. Таким образом, ему пришлось пролежать в земле двое суток, пока наши войска с другого фронта не начали наступать. Дед продолжил воевать на другом фронте, а похоронку отослали со старого фронта. Вот так деда и посчитали погибшим. Есть даже братская могила, где на надгробной плите указана его фамилия. Она находиться на Украине, в Днепропетровской области, в селе Каменно-Зубиловка. Там захоронено 273 бойца, из них 140 опознаны и 133 неопознанных бойцов.

Я часто спрашивал его про немецких «языков», и тех кто был взят в плен. Дед говорил, что многих немцев после допросов отдавали в окопы, где их били и расстреливали. Но дед никого не трогал, и ни разу не расстреливал, хотя такая возможность была. За всю войну он один раз дал по лицу немецкому офицеру. Раненых немецких солдат в бою не достреливал, только забирал оружие у них. Господь Бог сберег его за это. Очень важно в этой страшной и чудовищной по своей жестокости войне остаться человеком. Так он и провоевал с октября 1941 до мая 1945 года от Москвы до Кёнигсберга. Пришел домой в сентябре 1945 года, с собой принес из трофеев несколько банок немецкой тушенки, маленькую куколку, мячик, отрез материала и золотой перстень.
В Великую Отечественную войну был награжден боевыми медалями "За боевые заслуги", "За отвагу", "За взятие Кенигсберга», "За победу над Германией" в мирное время еще несколькими юбилейными медалями, в 1985 году орденом «Отечественной войны».
Он умер в 1990 году. Дед прожил героическую жизнь!

Великая отечественная, герои, Победа

Previous post Next post
Up