Ладога. Тропа и её последствия

Jun 13, 2015 19:22


Стального редуктора!
Пожелание конструктору болида



После ремонта
Вернувшийся пешком со спецучастка экипаж рассказал, как развивались события (мне оно здорово напомнило сценарий потери какого-нибудь космического аппарата - также одна система тянет за собой следующую). Сначала открутились гайки крепления верхних тяг подвески заднего моста, а запасных болтов не оказалось. Штатная (не усиленная) тяга Панара благополучно переломилась, и мост начало от души мотать. При этом расстыковался задний кардан. Экипаж поступил по-народному: снял кардан и поехал дальше на переднем приводе. С колесной формулой 4х2 машина ехала сильно хуже, чем с 4х4, поэтому пришлось давить на педаль газа. Вот тут-то и разрушился силуминовый редуктор переднего моста, завершив мучения болида у точки W44.
Нам предстояла спасательная экспедиция на спецучасток с целью вернуть машине способность ехать, возвратить её на сухой грунт. Затем предполагались ремонт и возвращение на трассу соревнований. Спасение затянулось на двое суток.

2-3.06.2015 Экспедиция
В лес отправились Егор, Виктор и я. С собой взяли недостающие болты (с которых всё и началось), тягу Панара (любимый девайс, да), набор инструмента, баллончик от комаров, напильник и провиант - две банки пива и орешки. Идея была простая - прикрутить тяги заднего моста, вернуть на место кардан и спокойно ехать на заднем приводе (и лебёдке, понятно).
Часов в 20 мы выдвинулись в лес на «Паджеро», который благополучно засадили через несколько километров. Оптимистично решив, что «Нивой выдернем», дальше пошли пешком. GPS вел нас по азимуту через огромные вырубки и лесовозные дороги, полные щепы. Плавно сгущались сумерки, драйву добавил увиденный медвежий след (на удивление четко отпечатались когти). Удачно нашли заброшенную отсыпку, по которой вернулись с вырубки на трассу. Трасса спецучастка шла по просекам и через несколько километров вывела нас к Ниве, в лесу окончательно стемнело и одновременно начался дождь.
Для ремонта Ниву затащили лебедкой на лесную поляну. Парни стали по очереди крутить гайки, а я обеспечивал обогрев, ибо гайки пришлось крутить натурально в луже. Тягу прикрутили лишь одну, зато кардан - на все 8 болтов. Ладога расположена вблизи от Полярного круга, ночь коротка, когда мы завели машину и попробовали тронуться в путь, уже светало.
Первые опыты навевали тоску - машина на 33-х колесах и так не очень уверенно едет в колее, а уж на заднем приводе - и подавно. Пришлось разматывать трос лебедки в промышленных масштабах. Было неожиданно мало комаров, ввиду быстрого рассвета сбился счет времени - на часах семь утра, а по ощущениям - все десять.
В ходе попыток ехать выяснилось, что при движении задним ходом разрушенный редуктор все-таки передает момент и машина становится полноприводной. Поэтом некоторую часть пути мы проехали задом, Егор приноровился и у него оно стало получаться, тем более, что заднее стекло у Нивы непрозрачное, а боковые зеркала были оторваны еще на первых СУ. Из оранжевого сендтрака получилась отличная подпорка для задней двери...
На относительно сухом участке машина неожиданно закипела - лопнул ремень привода навесного оборудования. Запасной ремень у нас был, парни остались его менять, а я с пятилитровой бутылкой отправился на поиски относительно чистой лужи, идти пришлось метров пятьсот. Поменяли ремень, долили воды вместо выкипевшего тосола и двинулись дальше...
Дальше удалось грамотно воспользоваться наработанной на карельской лыжной неделе выносливостью и заняться понятной работой - я таскал корозащитный строп и подключал лебедку к деревьям. Егор управлял машиной, Витя спал в штурманском кресле (ближе к концу они поменялись местами). Егор потом рассказывал, что ему удавалось поспать, пока мотается трос.
Подвиг начал затягиваться - три километра мы ехали девять часов, поэтому не обошлось без галлюцинаций. Егор явно видел пару мужчин, шедших нам на помощь, мне в отражениях дальних луж мерещились вагончики лесорубов.
Ближе к обеду гайка раскрутилась снова, тут мы снова поменялись ролями: Егор крутил гайки, Виктор - помогал, я - отключился в штурманском ковше.
Еще метров через четыреста гайка отвернулась в третий раз, и сомнения в целесообразности наших действий стали вообще в полный рост: ехать удавалось только на лебедке, 500 метров в час, в лучшем случае...
В районе полудня взяли сендтраки и пошли выручать «Паджеро» - решили ехать в лагерь и искать трактор в деревне. «Паджерик» был приподнят хайджеком, в колею брошены траки и бревна, машина не без проблем, но вырвалась из плена, и мы поехали в лагерь.
По пути встретилось еще одно сложное место, где сендтраки были брошены в колею заблаговременно. Целая поэма - их последующее извлечение из грязи.
В разгар дня мы приехали в лагерь. Тимур проспал 12 часов и уже нашел трактор, Маха приготовила обед. После приема пищи мы с Егором радостно отправились спать, а Витя и Тимур - поехали на тракторе за Нивой.
Когда мы проснулись, Нива уже стояла в лагере. А через полчаса к нам приехал Евгений - нивовод из Лодейного Поля, подогнавший ценные запчасти: два комплекта тяг заднего моста, ремень навесных и ролик этого ремня. Вообще, благодаря форуму Нива-клуб помощь нам были готовы оказать многие нивоводы из Питера и области. Так брошенный под впечатлением от правки моста домкратом клич «нужен задний мост на 214М» привел к тому, что в последнем лагере нас ждал новый мост, который радостно уехал в Москву у меня на крыше и все еще ожидает трудоустройства.
Главное, что Евгений предложил чинить Ниву у него в гараже - за эту возможность мы, конечно, ухватились. Сначала заехали на мойку, где боевая машина была отмыта всего за 400 р. Впрочем, промыть забитый грязью радиатор стоило 250, так что за труд мы расплатились.



«Паджеро» после экспедиции на СУ



«Нива» вернулась из леса



Кокпит спорткара



Так и живем



Спаситель боевой машины…



Нулевой километр



Закат



Главная улица

4.06.2015 Ремонт
Как раз к нулю часов мы обосновались в гаражах на окраине Лодейного Поля. Пользуясь случаем, передаю огромное спасибо Евгению - он не только пригласил нас поработать в своем гараже, где были и сварка, и пневмоинструмент, но и полночи помогал нам с ремонтом.
За 16 часов была выполнена обширная программа:
- собрали новый редуктор переднего моста с самоблокирующимся дифференциалом и установили его вместо разрушенного. Со старого сняли самоблок «слегка б/у». Заодно заменили и оба привода передних колес;
- установили новый ремень привода навесного оборудования и новый ролик;
- заварили выхлопную систему;
- заменили маятниковый рычаг в рулевом управлении;
- отремонтировали стартер и крепление коробки передач;
- в передней подвеске по правому борту заменили нижнюю шаровую опору;
- починили все тяги заднего моста;
- произведена традиционная правка переднего бампера и крыльев - чтобы не задевали колеса.
Я на этом празднике жизни «подносил патроны» - таскал запчасти из «Нивы», пару раз в Машей съездили в город: за едой, запчастями, даже по ошибке купил на строительном рынке отрезок стальной трубы (нужно было из ПВХ, но выяснилось это позже). По пути заехали на пристань, посмотрели на реку Свирь и восход над ней. Да, наступил некий апофеоз недосыпания - умудрился при левом повороте просто не заметить серую ВАЗ21099 - она меня чудом объехала.
В гараже произошел эпизод, на мой взгляд, полностью характеризующий понятие «нивоводство» - мне довелось отмывать подшипник ШРУСа от редуктора переднего моста. Подшипник в тисках (как прикину возможный ремонт в лесу - становится не по себе), лью из баллончика WD-40 (более эффективный очиститель карбюраторов мы экономим) и пробую пассатижами покрутить внутреннюю обойму. Крутится градусов на сорок - все шарики в грязи и вращаются плохо. Неожиданно слышу звон со стороны тисков, и понимаю, что с этим подшипником придется расставаться - лопнула внешняя обойма (к слову, тут-то он и начал крутиться). Показываю деталь Егору, он смотрит, крутит обоймы и говорит: «Ещё походит!»
Ещё Тимур правильно сформулировал, что «Чагину же никто не говорит: че ты валил, поезди так ещё». В общем, было душевно, единственная проблема - мне так и не удалось уснуть на переднем сидении Нивы.
Под вечер мы переехали в новый базовый лагерь на северо-востоке от Ладожского озера. В качестве туристско-экскурсионной программы съездили посмотреть на водопад, который был весьма мощен и впечатлил. Т.к. уже завтра нужно было переезжать в район Приозерска лагерь развернули вполсилы - например, кухня у нас была на одной из «колей» прицепа.



В Лодейном поле. Практически, чек ин



Любуемся рассветом над Свирью



В гараже



Боевые вмятины



«Нива» готова к новым испытаниям



А тяга Панара (она идет параллельно заднему мосту) уже начала гнуться



Связь была плохая, всё больше по SMS



Стоянка финнов



В лагере



Водопад

5.06.2015
С утра парни поехали на спецучасток, а мы неспеша собрали лагерь и потихоньку поехали на финиш, где были забазированы моя Нива и прицеп, а «Паджеро» метнулся на заправку - с груженым прицепом расход солярки был огромен. Я же развлекался заботой о своем автомобиле - проверил уровни всех жидкостей и неожиданно выяснил, что уровень масла в картере двигателя - на пару миллиметров ниже марки MIN. Тут же был произведен долив, для чего в Ниве предусмотрена очень удобная запаска: сидишь себе на ней и льёшь масло, очень удобно.
С ожиданием все получилось очень удачно: боевая Нива и «Паджеро» вернулись практически одновременно. У Нивы еще вчера, по пути на водопад, плохо работало сцепление, которое удалось прокачать буквально за пару минут до старта. А еще отказал гидроусилитель руля, поэтому (а спецучасток был полон триала) экипаж крутил руль вдвоем, да и местами посередине поменялись. Кроме того (тадам!) гайки болтов верхних тяг открутились и держались на последних витках резьбы. Гайки закрутили на месте (решили не мучить «Паджеро», до асфальта Нива ехала на своих колесах), в ГУР долили жидкости уже в лагере и он снова заработал.
Вечером переехали в лагерь на западном берегу Ладожского озера, километрах в двадцати к югу от Приозерска. Туда идет просто великолепная дорога - и асфальт, и грейдер - с кучей поворотов и переломов профиля. Заснуть за рулем на ней практически нереально. Мы ехали с Егором и вели разговоры за жизнь, плавно подходя к мысли, что вселенная едина и в деле строительства прототипов внедорожных автомобилей и в деле строительства космических аппаратов проблемы весьма похожие, просто области техники разные...
К вечеру расположились на берегу Ладоги, полюбовались закатом, и я мигом завалился спать - до отъезда в Москву оставались сутки.



Московский Дефендер



Белый Гелендваген



Осмотр «Нивы» после СУ - искали, почему не работает гидроусилитель руля



Женский экипаж на Тойоте



Приехал - и крутишь гайки



Закат над Ладожским озером

6.06.2015 Завершающий СУ
На этот раз компанию Егору составил Виктор, Егор остался в лагере. Парни прокатились по спецучастку в районе Кузнечного, сильно превысив контрольное время (пересекали топкое болото), но ничего не сломав. А мы в лагере занимались расслабленным отдыхом, а Маша даже сварила компот, за что ей огромнейший респект и уважение.
Где-то в 23 экипаж вернулся в лагерь, а я выдвинулся на Москву, предварительно погрузив на крышу задний мост. Через 12 часов и 900 км припарковался у дома в Ивантеевке. «Ладога» завершилась.

Некоторые размышления на тему
На таких соревнованиях нужно, чтобы в каждой машине (что боевой, что в техничке) был GPS со всеми точками (благо, их выдают в виде файла). Не менее полезно сфотографировать нужные страницы роад-бука (он выдается в одном экземпляре).
Очень важно, чтобы у команды был лидер, человек, принимающий решения. Ибо анархия - она не мать порядка, а мать энтропии. Наверное, будет правильно, если лидер будет не из экипажа (это какой-то совсем перегруз будет). Опять же, важна работа с общественностью, сообщения на форуме «из первых рук», чтобы организовать народную помощь лучшим образом.
Ну и по Ниве. Штатный свет почти не светит, тут нужны другие решения. И - редуктор переднего моста должен быть стальным. Ломаться должен ШРУС, который сильно проще меняется и, что немаловажно, лежит в ЗИПе в боевой машине.

авто, фото, 4х4

Previous post Next post
Up