О "нетленных мощах". Часть 2

Jul 19, 2013 15:01

Кульминация и провал поповщины.

Конец легенды о преподобном Сергии.

Из телеграмм известно, что 11 апреля у «Троицы Сергия» вскрыта гробница знаменитейшего из русских святых - Сергия Радонежского, «преподобного Сергия».
Как и все подобные вскрытия, и эта рака была обследована не только с присутствии властей, но и монастырского духовенства, а также массы верующих. Присутствие последних особенно важно было потому, что «мощи» покоились в открытом гробу, покрывающая пелена обрисовывала что-то вроде человеческой фигуры, в пелене прорезана небольшая дыра, обозначавшая «что-то», что должно было обозначать руку угодника, - и к этому «чему-то» прикладывались благоговейные уста миллионов простецов.

Целые столетия монахи и духовенство всей России определенно утверждали, что они обладают «нетленными мощами» (не костями). Но если эти «нетленные мощи» попали в случай и сделались всероссийской знаменитостью, то лишь благодаря тому, что в свое время Сергий Радонежский, в эпоху так называемого «собирания Руси» московскими князьями избрал очень удачную политическую ориентацию: он был верным и покорным слугой нарождающегося московского самодержавия, которое и обделывало, пользуясь репутацией известного отшельника, свои прозаические делишки.

Благодарные великие князья московские, а впоследствии цари создали и поддерживали выгодную для них легенду о Сергии Радонежском, как «Символе национального единении России». Вот почему такой «вздутой» оказалась слава этого несомненно благочестивого человека, каких всегда сколько угодно было в древней Руси.

А для монахов, пристроившихся у могилы «преподобного Сергия», эта легенда сделалась настоящей курицей, несущей золотые яйца: миллионы простаков, привлекаемые систематической и умело поставленной рекламой, несли и несли к ногам «нетленных мощей» миллионы и миллионы трудовых копеек. Из миллионов копеек сделались миллионы рублей, - и к нашим временам малый монастырек Сергия Радонежского, где он служил обедню в самотканной холщевой ризе и причащался из простой деревянной чашки, превратился в богатейшую в России лавру, владеющую сотнями тысяч капитала, тысячами десятин земли и... состоящую из не одной сотни самых отчаянных лодырей и развратнейших монахов.

Незадолго, до «вскрытия» депутация Сергиево-посадского духовенства явилась к т. Ленину с заявлением, что опасаются, как бы вскрытие не вызвало «народного волнения», они просили Ленина повлиять на местный совдеп, чтобы он отменил свое постановление о вскрытии.

- Ну,- говорили они, -у Митрофания Воронежского, Тихона Задонского - там еще мог быть обман... Но преподобный  Сергии - такой известный угодник…

- Совершенно верно, - возразил им т. Ленин, - конечно, всеми почитаемый - и т. д.. Так тем более вам нечего бояться... Уж если кому чего опасаться, так вашему совдепу; я вдруг он оскандалится?.. Нет, нет, не бойтесь…

И вот вскрыли и нашли изъеденные молью тряпки, вата, полуразложившиеся человеческие кости, массу мертвой моли, бабочек, личинок и волосную труху.

Впечатление на присутствовавший народ было тем боле сильное, что архимандрит Кронид, наместник лавры, тут же всенародно заявил, что таких результатов вскрытия он не ожидал, типа раскрытия этого еще одного Всероссийского обмана тёмных людей. (Роста).

В. Иванчиков

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №89. 24 апреля 1919 г.

Протокол вскрытия мощей Сергия Радонежского (11 апр. 1919 г.)

Присутствуют: Президиум и все члены Сергиевского исполкома; делегат наркома юстиции М. В. Галкин, представитель губисполкома М.Семенов; представитель наркома здравоохранения Ловягин; представители партии коммунистов Сергиевского района: Казакевич, Родин, Золотов; члены технической комиссии по вскрытию мощей: Шатагин, Цимбаревич; представители волостей Рогачевской, Софринской, Хотьковской и др., представители уездов: Дмитровского и Александровского; врачи: доктор медицина Ю. А. Гвоздинский и доктор П. П. Попов; представители: красной армии, верующих, члены професс. союз и пр., и пр.; от духовенства: наместник Сергиевской лавры архимандрит Кронид, настоятель Вифанского монастыря иеромонах Порфирий, настоятель Вифанского монастыря и Черниговского иеродиакон .Сергий Большаков; иеромонах Иофан, благочинный Иона, казначей лавры архимандрит Досифей, архимандрит Апполось и монахи лавры.

В 20 часов 50 мин. председатель Сергиевского исполкома г. Ванханен предлагает духовенству приступить к вскрытию. Иеромонах Иона приступает к вскрытию. Снимает покровы: зеленый, голубой, черный, темно-синий, малый покров черный бархатный - с головы, в ногах черная лента - пояс с кистями. Все это кладется им в ноги на раке. Покрывала все шитые золотом, серебром, с крестами. Видны контуры, напоминающие человеческое тело, накрест перевитое на высоте груди и у колен узкой синей лентой. Иеромонах Иона вынимает вместе с игуменом Ананием фигуру. С головы снимают; черный мешок, вышитый крестами, снимают покров. Разматывают желтую ленту, которая обнаружена под этим  покровом. Фигура в голубом, голова в
черном. С головы снимают шапочку, с шеи бинт фиолетовый, затем голубой. Разрывает иеромонах Иона швы у ног, распарывает ножницами парчевый голубой мешок. Вынув сбоку вату, распарывает швы, фигура становится плоской - толщиной четыре пальца, снимает распоротый голубой мешок, под которым обнаруживается полуистлевшая ткань серо-коричневого цвета. Снизу дубок. По снятии шапочки с головы, виден человеческий череп, лежащий частью на лубке, частью на весу. Возле черепа справа виден первый шейный позвонок. Длина фигуры соответствует человеку среднего роста. Иона приподнимает испепелившуюся ткань... Нижняя челюсть отделилась, в ней семь зубов. Слева черепа лежат два шейных позвонка. Развертывается истлевшая одежда. Все изъедено молью. Видны рыжего цвета волосы, ременный пояс, поднимается пыль.

Все было перевязано крест-накрест ремнем в виде веревочки, толщиной в обыкновенный карандаш. Под этими останками костей лежит слой истлевшей одежды.

Настоящий протокол читается товарищем Шатагиным всем присутствующим. Возражений нет.

Секретарь, член Сергиевскою исполкома Шатагин,
Следуют подписи всех поименованных присутствующих. Более 53 подписей.
С подлинным верно. Секретарь Сергиево-посадского исполкома (подпись, 12 апреля 1919 года).

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов. №89. 24 апреля 1919 г.

Кто кощунствует

Ответ председателя губисполкома вологодскому епископу

Управление Тотемского Спасо-Суморин[ского] монастыря обратило[сь] к Baм с рапортом по поводу вскрытия мощей преподобного Феодосия, в котором просит Вас войти с ходатайством в подлежащее учреждение о разрешении прекратить «выставление на всенародное глумление св. мощей преподобного Феодосия, и иметь возможность положить их с подобающим достоинством в прежний гроб и поместить в раку». Вы просите поэтому срочного распоряжения моего о немедленном «прекращении необычайно кощунственного положения останков преподобного Феодосия Тотемского, которое, по Вашему мнению, может вызвать великое смущение среди православного населения».

Я должен прежде всего указать Вам, что как при самом акте вскрытия мошей преподобного Феодосия, так и в последующем оставлении мощей под стеклянным футляром, не было допущено абсолютно ничего кощунственного, за что надлежало бы привлечь местную уездную власть к ответственности.

Вскрытие было произведено на законном основании и с соблюдением всех гарантий для объективного констатирования состояния мощей преподобного Феодосия. Как явствует из акта вскрытия, опубликованного №2 газеты «Красный Север», оффициального органа Губернского Исполнительного Комитета, вскрытие было произведено согласно пожелания уездного земельного съезда, на котором было представлено местное крестьянство. На вскрытии участвовали представители местного исполнительного комитета, отдела народного просвещения, партии коммунистов, представителей земельного съезда и представителей местного городского духовенства священники Алешинцев В. И., Патрушев Н. И. Вскрытие констатировало, что останки преподобного Феодосия вовсе не представляют из себя нетленных мощей, за каковые выдает их церковь, а обыкновенные бренные останки человеческого тела, которые разумеется никому и в голову не пришло бы вскрывать, если бы духовенство не сотворило из этих останков кумира для верующих, вводя таким образом [нзрб.] проповедник правды и всечеловеческой любви, пророчески предвидя это говорил; горе тому, кто соблазнит  единого из малых сих. Врачебный осмотр мощей констатировал, что остов преподобного Феодосия совершенно высох, подвергся значительному тлению, состоит из костей, покрытых высохшими частями, в настоящее время превратившимися в ломкую крошковатую массу, превращающуюся при растирании между пальцами в порошок, а плечи, голени и ступни совершенно уже истлели, остались одни только кости.

Разве это похоже на нетленные мощи? Разве не великое смущение для населения и не грубое надругательство над чувствами верующих, для которых бренные останки давно умершего человека выдаются за нетленные мощи? Разве, наконец, это не кощунство и над самими останками?

Он заплакал бы, великий сын бедного плотника, кровавыми слезами ибо ведь не надругаться он пришел над человеком, а освободить его.

А что сделала церковь из его учения? Она обратила революционное учение наивномудрого плотника на службу богатым и сытым мира сего, она сделала его предметом беззастенчивой эксплуатации народных масс и средством для обмана.
По православным обычаям, пишите вы, раскрытие и обнажение смертных останков даже простого человека, не пользующегося никаким почитанием среди народных масс, считается тяжелым поруганием усопшего.

Совершенно верно. Ни одному русскому человеку и в голову не приходит вскрывать и обнажать останки простых умерших людей, ибо всякий знает естественную судьбу этих останков. Земля есть, в землю отшедеши, говорит здравый человеческий разум. Но ведь останки Феодосия духовенство объявило нетленными вопреки всем естественным законам и здравому рассудку. Вскрытие обнаружило, что духовенство насмеялось над законами природы, объявив тленное нетленным.

Кто же надругался кощунственно над бренными останками преподобного Феодосии? Не церковь ли, прах объявившая нетлением, не духовенство ли, в великое заблуждение повергнувши верующих?

Обнажением тленного положен ко[нзрб.] каждый посмотрит в глаза действительности и пусть видит истину. Нет выше истины открываемой человеку законами природы.

М.Ветошкин.

Красный север. №6. 8 мая 1919 г.

О мощах и чудесах.

Письмо епископа Александра Председателю губерн. исполнит. комитета  М. К. ВЕТОШКИНУ.

Очень рад, что своим ответным письмам от 6 сего мая за № 1700 на мое к вам обращение с просьбою о прекращении выставления обнаженных останков преподобного Феодосия Тотемского в удовлетворение праздного любопытства толпы вы даете мне повод изложить истинный взгляд церкви на св. мощи.

Наша православная церковь никогда не смотрела на мощи св. угодников Божиих, как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно с словом Божиим, но которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления (деян. 13, 34-37), все же люди в силу определения Божия: «земля еси, и в землю от идеши», должны подвергаться и подвергаются тлению. Это - истина, выражаясь словами вашими, «открываемая человеку законами природы».

Но есть «люди, имеющие ревность Божию не по разуму, которые утверждают, будто мощи святых непременно суть совершенно нетленные, т. е совершенно целые, нисколько не разрушенные и не поврежденные тела» (Голубинский Б. Е., проф. Историко-канонизации святых» в русской церкви, изд. второе 1903 г., стр. 297). Мнение этих людей, как одностороннее и неправильное, и приносит много вреда церкви. Церковь же под мощами разу[м]еет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотию), или в виде одних костей без тела.

Целость всего тела в мощах не требуется и самым существом дела. Тела умерших людей могут долговременно не предаваться тлению вследствие каких-либо благоприятствующих сему климатических и других местных условий и это не относит к действиям благодати Божией и не означает какого-либо нравственного достоинства того умершего человека, тело которого не истлевает. Сила благодати Божией познается тогда, когда тление, по закону правды Божией и по общему закону окружающей нас природы, уже воздействовало в теле почившего угодника Божия, но остановлено высшею, божественною силою и оставшиеся нетленные части тела или только одни кости его не только пребывают в целости, но источают исцеления. Это остановившееся тление в смертных останках снятых, с источением от них чудес и исцелений и служит для верующих основанием и побуждением к благоговейному чествованию их.

Обращаясь теперь к останкам преподобного Феодосия Тотемского, считаю долгом сообщить, что в 1796 году, при открытии мощей преподобного, тщательного освидетельствования их, подобного нынешнему из благоговейного почитания, конечно, не было, но из церемониала обследования мощей, составленного в общих выражениях о состоянии мощей и не весьма грамотно, все же усматривается, что на ногах преподобного «от колен до глезны тела не было», а были лишь одни кости, как значится и в акте вскрытия мощей от 17 апреля сего 1919 года, на правой руке не было первого сустава указа тельного пальца. Затем в церемониалe упоминается о благоухании каждого члена и каждой кости» (Голубинскнй К., про. История канонизации святых в русской церкви, изд. 2-е, стр. 489). При обследовании мощей, - должно заметить, - кроме духовенства присутствовали, как значится в церемониале, «благородные купцы и мещане». Итак, как изволите видеть, останки преподобного Феодосия не были выдаваемы за совершенно нетленное тело, и духовенство здесь не надсмеялось над законами природы, объявив тленное нетленным, но благоговейно почитало и почитает их со всеми верующими, а те чудеса и исцеления, которые во множестве совершались и совершаются от этих останков и по вере и теплой молитве пред ними.

В виду того, что свой ответ на мое к вам обращение вы нашли уместным н нужным опубликовать в печати, с своей стороны просил бы во имя правды принять зависевшие от вас меры к опубликованию настоящего моего письма.

Епископ Александр.

Oтвет председателя епископу.
В свою очередь очень рад. что вы письмом вашим, выше напечатанным, с некоторыми сокращениями в виду ограниченности места в газете, даете мне возможность еще раз высказаться по этому вопросу, на котором так долго и так жестоко дурачили простой темный народ.

Вы утверждаете, ссылаясь на такие авторитеты, как блаженный Иероним, Иоанн 3латоуст, Зиновий Стенский, Захарий Копыстенский и др., что православная церковь никогда не смотрела на мощи угодников как на целые нетленные тела, что церковь под ношами разумеет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел или одних костей без тела.

Но позвольте с вами условиться, что такое церковь, мнение которой вы мне излагаете?

По вашему же православному учению церковь ни есть ни вы, ни те блаженные и преподобные в отдельности взятые, на мнение которых вы ссылаетесь. Церковь есть собрание верующих, а у нас в России это прежде всего верующее крестьянство, составляющее подавляющие большинство среди верующих.

Можете ли вы утверждать, что если вы, начитанный в церковных книгах человек, думаете о мощах, что это только некоторые останки тела, главным образом костей, то также думают об этом и все крестьяне, которые ни проф. Голубинского не читали, ни Синксарист Никодима, ни и новый Лимонар, не знают, что об этом говорил когда-то Зиновий Отенский, Захарий Копыстенскнй. Конечно, вы не можете говорить за всех русских крестьян, которые верят в бога, в мощи, и всякие чудеса. А между тем ведь именно наши крестьяне составляют большинство «собрания верующих», т. е. церковь.

Я ни на  минуту  не  сомневаюсь, что те лица, на которых вы ссылаетесь, думали о мощах  именно  так, как вы пишите. Но это вовсе не значит, что так именно понимает мощи и церковь (собрание всех верующих). Больше того, вы  не  можете даже сказать, что так думают  о мощах все ваши священники, которые тоже очень часто, имея   ревность, говоря словами профессора Голубинского, не по разуму утверждают,  что мощи святых суть нетленные целые тела.

Большинство подавляющее верующих (т. е. прежде всего крестьян) понимает мощи именно как нетленные тела, а не останки костей. В кости никто бы не стал верить, ибо их сколько угодно. Вы ни одну самую наивную деревенскую бабу не убедите, чтобы она поклонилась костям и «дала от них «чуда». Никто кости мощами не называет. Напрасно вы призываете на помощь филологию. Кости так кости, зачем их называть «мощами», когда все привыкли называть костями. Спросите любого верующего, но не мудрствующего и лукаво по какому-нибудь Синаксаристу, крестьянина, можно ли кости одни, обложенные в изобилии ватой да посыпанные опилками, называть «мощами». Он вам скажет нет. Это вам скажут все верующие, но не лукавствующие простые люди. Так верит церковь, т. е собрание верующих и эту веру поддерживают священники и монахи, которым эта вера выгодна, потому что верующие валят толпами на поклонение к мощам и несут свои трудовые лепты.

Вам отлично известно, какие колоссальные богатства составлялись из этих лепт у монастырей. Самые богатые монастыри - это монастыри с «мощами». Доходами монастырей кормились монахи, распутная жизнь которых стаза притчей во языцех, но этих доходов перепадало и архиереям Эго ведь все не секрет и тут шила в мешке не утаишь.

Вы пишите дальше, что останки преподобного Феодосия Тотемского не были выдаваемы за совершенно нетленное тело, т. к. в акте открытия мощей в 1796 г. значится, что «от колен по глезны тела не было».

В акте-то значится, да народу это осталось неизвестно. При открытии мощей в 1796 г., как значится в том же акте, присутствовали кроме духовенства, «благородные (т. е. дворяне), купцы и мещане».

Этих господ «благородных» и купцов мы хорошо знаем, им была выгодна темнота народа, ибо они жили этой темнотой сотни лет, они ее лелеяли, крепко оберегали с помощи полиции и жандармов.

Советская власть, вскрывая мощи, приглашает присутствовать при этом не «благородных» и купцов, а самих верующих крестьян. Пусть простые верующие люди своими глазами видят и убедятся в том, что такое мощи, не полагаясь на духовенство, «благородных» и купцов.

Скажите, что в этом худого? Между тем, когда мощи пр. Феодосия были вскрыты в присутствии представителей уездного крестьянства, но без «благородных» и купечества, то это не понравилось духовенству, а Вы пишете, что это сделано «в удовлетворение праздного любопытства толпы».

Что касается чудес, о которых Вы пишете, что они «во множестве совершались и совершаются от этих мощей по вере и теплой молитве перед ними», то я хотел бы просить чудеса эти оставить на Вашей совести.

Совершались эти чудеса только во тьме. А теперь, когда в темное царство монастырских списков и святительских рак проникают лучи света, чудес никаких не совершается. А что случается с отдельными кликушами, больными и юродивыми, современная наука отлично объясняет сама. Она творит неизмеримо больше чудес техники и знания.

Красный север. №23. 28 мая 1919 г.

Письма священников Патриарху Тихону.

В Сызранских «Известиях» напечатано открытое письмо священников патриарху Тихону: «Последнее месяцы в прессе, даже в официальном ответе товарища Чичерина Римскому папе, православная церковь, представителем которой вы состоите, обвиняется в сознательном подлоге и обмане с корыстной целью верующего народа, вскрывающего раки святых. Оказывается вместо нетленных мощей там находятся обыкновенные человеческие кости. Мы, низшее духовенство, всегда водимые высшими церковными властями, не имеем возможности дать исчерпывающий ответ на предъявляемые нам вопросы по поводу мощей, поэтому мы обращаемся к вам с просьбой ответить духовенству и через него всему народу ясно и определенно: есть, ли тела святых сверхъестественной силой сохранившиеся нетленными и каких именно. Ясли таковые есть, то допустить ученых-натуралистов анализировать их, в противном случае вам и всем иерархам придется прочесть всенародно «Помилуй мя Боже» и сознаться в своем обмане и снять с нас незаслуженные обвинения» (Роста).

Красный север. №32. 8 июня 1919 г.

газеты, антирелигия, 1919, священники

Previous post Next post
Up