Малоизвестная фантастика

Jun 15, 2013 11:33

Набрел у коммари на пост о советской фантастике и загрустил. Там в комментах спорят - хорошая была фантастика в те годы или плохая.
Я не бог весть какой любитель фантастики и даже из классики я читал минимум. Но зато в детстве у меня в районной детской библиотеке было достаточно книг для детей и юношества, которые я читал чуть ли не подряд. И была там, разумеется, и детская фантастика. И имена, и сюжеты я уже давно забыл. Но общие впечатления я помню хорошо.
Сейчас я просто перескажу сюжеты трех книг, которые, как я подозреваю, никто толком и помнит. Даже я уже забыл и подробности, и авторов и все остальное. Ладно, расскажу, что помню. А вы сами судите, хорошая была тогда фантастика или нет.

Сюжет первый. Однажды жители маленького поселка начали замечать странные вещи вокруг. То у проходящей собаки три передних лапы. То старичок в аптеке ходит с воротничком вместо шеи. В конце концов, оказалось, что это господа инопланетяне с планеты Оххр в паре парсеков от одного известного созвездия прилетели на Землю в рамках изучения местного общества. Дело в том, что они достигли такого эволюционного могущества, что сами они могут принимать любую форму и жить вечно, но их цивилизация развалилась и теперь 90% населения их планеты сидит в тоске от бессмысленности жизни, как дзен-буддисты. Некоторые даже "отключают" себе жизнь от скуки. И инопланетяне, аккуратно заходя по очереди к каждому совгражданину во время прополки грядок, предлагают отправиться на их планету и научить тоскующих аморфных амеб радости жизни. При этом полетят не сами люди, конечно, а их копии (чья конструкция, правда, не объясняется). А сами люди должны даже забыть об этом предложении - им как-то ловко стирают память. В итоге на планету отправляются какой-то дядька-инженер, студент, влюбленный в красотку, сама же красотка, еще пара-тройка подобных персонажей - абсолютно невыдающиеся люди. Но это только половина сюжета.

Вторая половина - на Оххр заявляется цивилизация на голову ниже развитием, этакая капиталистическая антиутопия классических инопланетян - длинных осьминогохожек-яйцеголовов. Они собирают тех "амеб", которым еще хочется жить, и отправляют себе на планету, где те должны быть чем-то вроде регуляторов к главному компьютеру их планеты. Потому что амебам хочется хоть чем-то заняться, а нашим яйцеголовам нужен идеальный автомат для отслеживая состояния их машин (и это было до "Матрицы"!). Наши соотечественники, узнав о негуманных порядках на этой планете, подговаривают амеб так перепрограммировать машины, чтобы все развалилось. И даже сами так делают - напоминаю, они копии и тоже могут менять свою форму. Итог - диктатура свергнута, осьминогохожки радуются свободе, а амебы находят смысл жизни. Копия советского инженера решает вернуться на землю - то есть, "земному" аналогу просто возвращают память.

Сюжет второй. Это были, впрочем, две разные книги под одной обложкой. Сюжет первой - три пацана-старшеклассника затосковали по приключениям и решили нарисовать на бумажке выдуманную планету и забавляться виртуальными похождениями на ней (и это было до "Аватара"!). Так и сделали. Нарисовали карту, разошлись по комнатам, написали рассказы, вернулись, разыграли сцену падения космолета, вырубив пробки и начали фантазировать. Один написал целый рассказ о своей борьбе  джунглях с живыми оранжевыми лианами, второй - о том, как он стал вождем племени девушек-индианок, доживавших только до 16 и странным образом обходившихся без деторождения и т.д. Дальше рассказ сместился на социально-психологическую подростковую прозу - чем он и был. Автор рассказа о лианах, казавшийся молодым гением-ботаником, оказался подлым и эгоистичным задротом, вождь индианок - самовлюбленным ковбоем, который закончил организацией собственной тусовки. Ну, а третий герой, от чьего имени шло повествование, нашел свою любовь в реале.

Вторая книга того же сборника рассказывала о каком-то особом интернате-школе, в котором учатся одаренные дети. Учат их парапсихологии - чтению мыслей, телекинезу и прочее. Подробно описывается методика чтения мыслей и их блокировки. Например, с помощью какой-либо фразы, которая постоянно звучит в мозгу. Главгерой - молодой парень - придумал в качестве блока фразу "Умный пингвин робко прячет тело жирное в утесах". Есть и другие методики - например, думать одну мысль фоном, а вторую - за кадром, в полуподполье. Бывает так, что декоративная мысль развивается ярче и богаче основной. Но дело не в этом, а в том, что однажды главгероя  приглашают одноклассники а секретное собрание и объясняют, что школа их вообще не на Земле, а их учителя сейчас стоят в закрытой комнате с оторванными шнурами и ждут подзарядки. Оказывается, подростки находятся где-то на другой планете, под куполом, который маскируют ночным небом Земли. Но вот огни на пролетавшем сверху самолете случайно поставили задом наперед. И встает вопрос, что теперь делать. Заканчивается, правда, все хорошо. Роботы-учителя признаются, что господа инопланетяне просто хотели научить чему-то землян и сейчас прилетят знакомиться. Просто они несколько отличаются на вид от землян и не хотели никого зря пугать.

И третья книга - это сборник трех небольших повестей. Это скорее даже сказочная фантастика. Сюжет всех трех произведений одинаков. Однажды с двумя маленькими детьми - братом и сестрой - вступают в контакт вполне земные механизмы - Жигули папы, радиоточка, мотоциклы и т.д. Все вещи оказываются вполне живыми и им нужна помощь маленьких детей. Миссия в первой повести - найти потерявшегося мальчика. Миссия вторая - спасти нескольких человек, разбившихся на самолете в пустыне. И наконец третья - самая важная. На землян хотят посмотреть все те же инопланетяне. Они восхищены тем быстрым процессом, который происходит на земле и поэтому приглашают (не говоря, чего они хотят) этих мальцов на свой корабль. А дальше все придумки фантастики - стены комнаты с искусственной гравитацией, когда с пола легко можно встать на стену (а значит, упасть никуда невозможно), "живое кино", неотличимое по ощущениям от жизни, в ходе которого ребята  должны спасти маленького израненного мальчика - и т.д. Инопланетяне так поражены быстрой сообразительностью землян, что обещают им скорый контакт с Землей, сотрудничество двух рас и возвращают домой в ту же секунду, что и взяли.

А, только что вспомнил один фантастический рассказ. Один профессор забыл где-то в общественном месте свой портфель, в котором лежал искусственный мозг, который знал все на свете, был мощен как любой суперкомпьютер и мог телепатически вступить в контакт с любым человеком. Портфель нашел один студент и ему пришла в голову мысль - помочь мозг сдать ему экзамен. Мозг помог так, что преподаватель искренне офигел и начал чудить на экзамене с остальными студентами, чтобы узнать, не сошел ли он с ума. В итоге отличники получили тройки, а одна двоечница вытянула на четыре. И двоечница эта очень была симпатична нашему студенту. В итоге мозг остался с ним, помог закадрить девушку, давал советы на все случаи жизни вплоть до выбора мороженого и сделал парня героем мира. Но однажды произошла катастрофа. Во время похода с девушкой в театр портфель пришлось оставить в гардеробе и в итоге в театре парень не мог двух слов связать. Тогда мозг приказал ему ехать в НИИ на автобусе, что студент беспрекословно и выполнил, даже не спросив, зачем ему это. Собравшимся профессорам мозг откровенно признался, что просто проводил эксперимент, насколько далеко может пойти человек в своем подчинении чужому мнению. Результаты, как видим, превзошли все ожидания.

Мда. И вот такие сюжеты можно вспоминать и вспоминать.

А сейчас? Придешь в магазин - а там все завалено фэнтези о вымышленных мирах и изредка красивых, но  целом, совершенно бессмысленных приключениях. Никакой идеи, никакой морали, никакого замысла. Просто комикс.
И что самое интересное - современная фантастика, как мне кажется, напрочь лишена социальности. А раньше это было лейтмотивом чуть ли не любого произведения.

размышления

Previous post Next post
Up