Красная карусель

Mar 12, 2011 08:35


О красном цвете в униформе Красной Армии



В те годы красный цвет, ставший цветом революции, использовался не только в изготовлении знамен и штадартов. В стремлении переделать весь мир восставший народ стремился выделить прежде всего близкий себе красный цвет. Достаточно сказать,что после октября в некоторых городах советские власти приказали рисовать уличные таблички только красного цвета! Нашел себе он широкое применение и в униформе. Причем прибычными повязками, бантами, тряпочками дело отнюдь не ограничилось...

Красный командир, а позже дипломат Н.Равич в своих воспоминаниях писал об одежде патрулей города Сумы. Тамошние комендантские наряды носили красные галифе, кафтаны красного цвета и фуражки с красным околышем. Комендант города П.А.Кин оправдывался, что это просто необходимо, чтобы отличать патрульных от разномастно одетых красноармейцев.

Взятый в августе 1920 г. в плен белый офицер В.Рыхлинский писал, что в 51-й стрелковой дивизии Блюхера были «до невозможности оборванные люди. Некоторые в красных рубашках и с обязательными ручными  гранатами у пояса». Это были те самые красные гимнастёрки, которые прислали дивизии московские рабочие за победы над Колчаком. В этих рубашках 457-й полк блюхеровцев героически отбил под Каховкой колоссальную атаку знаменитого «бронеконного» корпуса Барбовича, потеряв многих бойцов. Офицеры белой Ижевской бригады, воевавшие на Северном фронте, вспоминали, что их несколько раз ожесточённо атаковал китайский интернациональный полк, одетый в красные рубахи.

Застрявший в Севастополе русский дипломат Н.Михайловский наблюдал в мае 1919 г. изумительную сцену: «Через весь город по Нахимовскому проспекту с Екатерининской улицы проехала в буквальном смысле «красная кавалькада» - вся в красном одеянии с головы до ног, с белыми высокими гетрами - не столько красноармейцы, сколько «красноиндейцы» нового типа. Сумасшедшая кавалькада (особые отряды крымской ЧК) пронеслась по пустому городу весьма живописно, что выглядело как страница из кинематографического романа…»

Нередко тон популярности задавали командиры. В дневнике Бабеля говорится, что товарищ Тимошенко носил «красные полукожаные штаны и красную фуражку». У сменившего его Апанасенко были красный казакин и красный башлык. Командир 28-й Железной дивизии Азин носил бурку, белую папаху и красный шарф. Политком 27-й дивизии П.А.Кучкин, дошедшей с боями до Омска, вспоминал о своей встрече с командармом Тухачевским:

«Адъютант раздвинул тяжелый бархат, и я вошел в большую светлую комнату. Из-за стола поднялся ее хозяин. Как и всегда, чисто выбритый, с пробором приглаженных волос на голове, Михаил Николаевич был одет в рубашку красного цвета (тогда этот цвет был в моде. За Омском я часто встречал бойцов и командиров Красной Армии в красных суконных гимнастерках, в красных галифе и с большой красной звездой на шапке или папахе. Любимый цвет! Он олицетворял революцию, ее торжество, пролетарскую свободу)».

Конечно, пример Тимошенко не единственный. Знаменитый комкор Котовский носил свою не менее знаменитую ярко-красную фуражку с золотым кантом. Красную фуражку носил и один из самых любимых подручных Котовского, командир полка, бывший вахмистр Криворучко. По воспоминаниям, кроме неё у него были красные галифе и белый ментик - гусарская накидка с меховой опушкой. И это несмотря на то, что он был бывший драгун, а потом улан, но никак не гусар. А уж красные галифе, шаровары, рейтузы, чикчиры были обычным явлением.

Так, например, своей книге «Пройденный путь» Будённый вспоминал про ярко-красные галифе командира 2-й батареи 6-го конартдива Наливайко. «От имени Революции» эти галифе ему подарил лично тов.И.Р.Апанасенко. Георгий Жуков вспоминал, что когда он был рязанским курсантом, им выдавали единственные красные штаны. Причём, интересный случай - когда Жуков с товарищами прибыл в 1921 г. в 1-й кавполк 14-й кавбригады 9-й армии, оказалось, что такие штаны рядовым не нравятся. Заметив, что многие демонстративно рассматривают его шаровары, Жуков сказал: «Меня уже предупредил командир полка Андреев, что вы не любите красные брюки. У меня, знаете, других нет. Ношу, что дала советская власть, и я пока что у неё в долгу. А что касается красного цвета вообще, то это, как известно, революционный цвет и символизирует он борьбу трудового народа за свою свободу и независимость». Потом Жуков рассказал о боях на белопольском фронте, борьбе с Врангелем… Больше на его брюки никто не косился.

Командир полка Стальной дивизии Жлобы В.И.Цапенко ходил в собственноручно сшитых красных штанах, благодаря чему его знал каждый красноармеец. Его собственный командир, Д.П.Жлоба, до революции был механиком и перенёс на технику свои революционные взгляды. Так, например, только в бою он садился на любимую гнедую кобылу, а остальное время ездил на своём красном автомобиле или покрашенном красном… мотоцикле с пулемётом в люльке. Ещё у Жлобы была красная резиновая плётка, которой он мог и «угостить» подчинённого, как, например, того же Цапенко за пьянство… Бойцы, впрочем, не обижались, знали: если командир и ударил, значит, сам заслужил. Победный парад во Владикавказе весной 1920 г. Жлоба по такому случаю принимал со своей семьёй: он стоял в полный рост в своём красном автомобиле вместе с двумя маленькими детьми, одетыми в красные платья.

Оценили моду на красный цвет и на самом верху. Так, в нач. 1920-х специально для парадов кремлёвским курсантам пошили более 2000 красных шаровар. На одном параде кремлёвцы были запечатлены в красных галстуках. Как пионеры… Кстати, тогда же курсанты получили около 2500 пар трофейных английских ботинок на шнурках - правда, тоже только для парадов. Нужно сказать, что и до этого выпускникам академии Генштаба, форма которых вообще-то не регламентировалась, в марте 1919 г. рекомендовалось «как можно больше красных украшений, ленточек, бантиков и прочего на винтовках, на груди, чтобы парад имел праздничный характер…». Такая вот незатейливая, но приятная глазу праздничность.

И революционные казаки тоже отдали красному цвету свою благодарную дань. В 1921 г. вождь червонного Казачества Виталий примаков ходатайствовал о присвоении его корпусу знаков различия, среди котороых значилась и "достройка обмундирования из красного сукна" (надо сказать, и до этого среди червонныхк казаков попадались конники в кумачевых рубахах!). однако из-за дороговизны и непрактичности проект был отвергнут. Зато на Восточном фронте красные казаки в качестве знака уважения к революции избрали не менее оригинальный способ. Приказом по 30-й стрелковой дивизии за №124 от 22.11.1918 года Верхне-Уральский казачий полк: «в знак Великой Всемирной революции единогласно решил изменить присвоенную ему форму: синие лампасы, синие околыши у фуражек и синие верхушки у папах на красные». Вскоре полк был переименован в 1-й Уральский кавалерийский и, приказом по 30-й ст. дивизии за №64 от 1.12.1918, объединён с Нарвским отрядом (красных гусар). Вместе обе части были соединены в Нарвский кавалерийский полк.

Униформистика, казачество

Previous post Next post
Up