(no subject)

Dec 04, 2022 11:11

23 августа 1915 года - день, когда Николай II принял на себя должность Верховного главнокомандующего, - Вельяминов считал одним из самых несчастных дней в судьбе России. При встречах в Ставке или в Петрограде с императором в 1914-1915 гг. Вельяминов рассказывал главе государства о своих инспекторских поездках «всю голую правду, но не сгущая красок, чтобы не отпугнуть его от себя». На словах Николай выражал полное одобрение работе Вельяминова на фронте, удостаивал высоких наград, просил продолжать его «полезную деятельность». «Казалось, - писал Н.А. Вельяминов, - что могу рассчитывать на поддержку в своём стремлении быть полезным нашему солдату. К сожалению, это было не так».

На деле отношение Николая II к медицинским вопросам было не лишено известной доли легкомыслия. Об этом свидетельствует следующий эпизод. Узнав случайно, что открывавшийся в Зимнем дворце лазарет предполагалось принимать раненых прямо с санитарных поездов, приходивших с фронта, Н.А. Вельяминов как инспектор придворной медицинской части написал министру Двора графу В.Б. Фредериксу «довольно резкое письмо», в котором требовал для предупреждения сыпного тифа до поступления в лазарет карантина для раненых продолжительностью 15 дней, в который был включён и «5-дневный карантин против заноса холеры», заявив, что в противном случае откажется от ответственности, если в Зимнем дворце разразится эпидемия. После этого Вельяминов, который был приглашён на обед в поезд приехавшего в Ставку императора, услышал от Николая II, что тот «читал моё “строгое” письмо, что я совершенно прав, - “но помиримся на пяти днях”, - закончил он».
...

Несомненно, оценки Н.А. Вельяминова нельзя признать свободными от предвзятости. Характеризуя деятельность российских военачальников, он признавал: «Может быть, я очень ошибаюсь, ничего не понимая в стратегии…». Однако воспоминания хирурга об отношении со стороны руководителей Военного министерства, а также целого ряда военачальников высшего и среднего уровней в действующей армии к организации медицинского обеспечения свидетельствуют, что лечебно-эвакуационным вопросам в среде командования уделялось непростительно мало внимания, к нуждам солдата во многих случаях демонстрировалось нескрываемое безразличие.

Будко А.А., Бринюк Н.Ю. "Может быть, я очень ошибаюсь, ничего не понимая в стратегии..." Портреты военачальников Первой мировой войны в воспоминаниях военного хирурга академика Н.А. Вельяминова // Военно-исторический журнал. 2021. №1. С. 82-84.

Хе-хе-хе-хееееееее...


Николай II, ПМВ

Previous post Next post
Up