Антиеврейский план статского советника Сигизмунда Шиманского

Mar 10, 2022 11:53



А. В. СУШКО [1]
М. М. СТЕЛЬМАК [2]

1. Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск
2. Исторический архив Омской области, г. Омск

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ИРКУТСКОГО ЧИНОВНИКА С. А. ШИМАНСКОГО С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ВЫСЕЛЕНИЯ ЕВРЕЕВ ИЗ РОССИИ ВЕРХОВНОМУ ПРАВИТЕЛЮ АДМИРАЛУ А. В. КОЛЧАКУ (ДЕКАБРЬ 1918 г.)

Данная археографическая публикация посвящена исследованию еврейского вопроса в годы Гражданской войны на востоке России. Приводится докладная записка иркутского чиновника С. А. Шиманского Верховному правителю адмиралу А. В. Колчаку с предложением выселения евреев из России. Во вступительном предисловии к документу, основанном как на работах историков о положении евреев в России, так и на делопроизводственных источниках, характеризующих личность автора служебной записки, анализируются условия, сделавшие возможным ее написание чиновником белой Сибири. Публикация представляет интерес для исследователей событий Русской революции и Гражданской войны в России, этнополитической истории российского государства и Сибири.

Ключевые слова: евреи, чиновники, антисемитизм, Русская революция, Гражданская война в России, белая Сибирь, Омск, Иркутск, А. В. Колчак.

Российская революция 1917-1922 гг. была вызвана глубочайшими нерешенными внутренними проблемами во всех сферах жизни общества. Одной из причин политического противостояния являлись непродуманные и притесняющие действия властей по отношению к еврейскому населению, обострившие проблему антисемитизма в указанный период.

Наиболее подробно данный вопрос был изложен в работе О. В. Будницкого, рассмотревшего степень участия евреев на стороне различных политических сил в годы Гражданской войны [1]. Тщательный анализ истории сионистского движения в Сибири военно-революционной эпохи проделан в работах исследовательниц И. В. Нам [2-4] и Н. И. Наумовой [5, 6]. Историк В. В. Романова проанализировала особенности и проблемы, связанные с формированием еврейских общин Дальнего Востока со второй половины XIX в. до 20-х гг. XX в. [7]. Л. В. Кальмина рассмотрела особенности проживания еврейского населения в Восточной Сибири [8-10]. М. М. Стельмаком были проанализированы особенности антисемитской агитации в Сибири в период российского правительства А. В. Колчака [11, 12]. Совместно с А. В. Сушко он опубликовал одну из докладных записок об ущемлениях прав евреев, написанную лидером сибирских сионистов М. А. Новомейским Верховному правителю России адмиралу А. В. Колчаку [13].

Традиционно в Российской империи существенные ограничения в правах распространялись на еврейское население. В связи с широким участием представителей этого народа в революционном /47/ движении, в начале ХХ века они нарастали. В 1912 г. в типографии М. Стасюлевича была издана книга «Война и евреи». По мнению исследователя А. И. Логинова за подготовкой данной работы стояли чины Департамента полиции - органа имперской государственной безопасности. Содержание книги основывалось на идеях антисемитизма, красной нитью проводилась мысль об особом положении евреев в стране и в армии, их негативном восприятии на бытовом уровне, отсутствии в их среде патриотизма [14, с. 16].

Следует признать некоторое распространение антисемитизма среди офицеров Русской императорской армии на рубеже XIX-XX вв. В частности, о подобных настроениях в Варшавском военном округе (находившемся в «черте оседлости») указывал военный топограф М. М. Поспеев [15, с. 141]. При этом большинство русских офицеров не испытывало каких-то негативных чувств к своим крещеным товарищам еврейского происхождения. В знаменитой книге «Путь русского офицера» А. И. Деникин об этом вспоминал так: «Совершенно был закрыт доступ к офицерскому званию лицам иудейского вероисповедания. Но в офицерском корпусе состояли офицеры и генералы, принявшие христианство до службы и прошедшие затем военные школы. Из моего и двух смежных выпусков Академии генерального штаба я знал лично семь офицеров еврейского происхождения, из которых шесть ко времени мировой войны достигли генеральского чина. Проходили они службу нормально, не подвергаясь никаким стеснениям служебным или неприятностям общественного характера» [16, с. 210-211].

Накануне Первой мировой войны имперские власти, вопреки имевшемуся позитивному опыту интеграции крещеных евреев в офицерский корпус, приняли ряд решений, прекращавших эту практику. В 1910 г. было запрещено принимать в военные училища и производить в офицеры крестившихся евреев [17, с. 78 79].

В 1912 г. лица, поступавшие в Военно-медицинскую академию, должны были представить доказательства, что в их семьях в трех последних поколениях не было евреев, в кадетские корпуса не могли поступать те, чьи отцы и деды не были христианами [1, с. 40 41].

С началом Первой мировой войны в России вместе с нараставшей шпиономанией усиливаются и антисемитские настроения в обществе. По мнению Г. З. Иоффе, с лета-осени 1914 г. «антисемитские настроения, укоренившиеся в темных слоях населения и культивируемые черносотенными кругами, как гражданскими, так, в еще большей степени, и военными, ощутимо давали о себе знать по всей стране» [18, с. 94]. Многие офицеры тогда стали видеть в каждом еврее шпиона и изменника, особенно при неудачах на фронте [19, с. 382]. В итоге военные и консервативная пресса способствовали распространению мнения, что евреи высылались из прифронтовых районов как подозреваемые в шпионаже, что вызывало нарастание напряженности между местными жителями и прибывшими еврейскими выселенцами [20, с. 177]. В этот период в общественном сознании правые деятели формировали негативный образ евреев. Они представляли их исключительно как спекулянтов, мародеров, германских шпионов, людей не способных (или не желающих) защищать Россию и страстно жаждущих ее поражения [21, с. 298].

В Сибири антисемитские настроения были распространены в меньшей степени по сравнению с другими регионами, что отчасти объясняется небольшим количеством еврейского населения здесь. Исследователь Ю. Островский после путешествия по Сибири отмечал: «Погромная литература, как и немногочисленные газеты «Союза русского народа», не имеют никакого успеха в Сибири, и если на некоторых станциях Сибирской железной дороги встречается эта братоубийственная литература, то она большей частью - не местного происхождения» [22, с. 61]. Тем не менее в правых газетах востока России евреев выставляли в самом негативном свете. Так, антисемитизм и юдофобия стали неотъемлемой частью политической медиакультуры красноярской праворадикальной газеты «Сусанин» [23, с. 108].

В годы Первой мировой войны черносотенное движение в Сибири находилось в упадке: союзы ликвидировались сами собой, численность членов падала [24, с. 60]. Однако бытовой антисемитизм все же пустил корни среди сибиряков. Показательно, что 7 мая 1916 г. в Красноярске на почве антисемитских настроений произошел погром 40 еврейских и 11 русских лавок [25, с. 42].

С началом полномасштабной Гражданской войны распространение антисемитской агитации получило дополнительный импульс и принимало всё более одиозные формы [26, с. 210]. Важно отметить, что в Сибири и на Дальнем Востоке в годы Гражданской войны не было масштабных погромов, подобных тем, которые происходили на юге России. В течение 1918-1922 г. в Украине, Белоруссии и европейской части России во время еврейских погромов погибло 100 тысяч мирного населения [27, с. 818]. На территории белой Сибири известны только два погрома: первый, произведенный белыми частями в Шадринском районе в июне 1919 г.; и второй в Екатеринбурге в июле 1919 г., накануне ухода белых из города. В столице Урала офицеры-анненковцы устроили избиение нерусского населения - евреев, китайцев и татар. Цифры погрома в Екатеринбурге разнятся, но, по данным канадского историка Н. Перейры, жертвами стали 200 человек [3, с. 321].

Несмотря на то, что Верховный правитель адмирал А. В. Колчак неоднократно во время своих выступлений подчеркивал, что выступает против антиеврейских настроений и за полное равенство перед законом представителей всех национальностей, антисемитские материалы по инициативе некоторых влиятельных военных продолжали широко распространяться как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения белой Сибири. При этом зачастую именно штаб Верховного главнокомандующего являлся источником антисемитских прокламаций [7, с. 142].

Судя по всему, сам А. В. Колчак разделял антисемитские убеждения, но для официальных западных союзников позиционировал себя в качестве приверженца национального равенства [11-13]. Желая сохранить «лицо власти» в глазах западных союзников за явный антисемитизм адмирал уволил двух редакторов официозной военной газеты «Русская Армия» [28, с. 219]. При этом в белой армии в Сибири антисемитизм был частью военной политики [13]. Антисемитские материалы, если и прекращали выходить в белой Сибири, то лишь на время, а с ухудшением положения на фронте данная пропаганда усиливалась еще больше [3 /48/ с. 322]. В этой связи считаем справедливым тезис о том, что «пропаганда русского национализма, связанная с противопоставлением русских другим народам, и в частности евреям, усиливала в их среде неприятие белого движения, способствуя успешному распространению большевизма и потенциально провоцируя ответный рост национализмов нерусских народов» [29, с. 154].

Разведывательные органы интервентов были прекрасно осведомлены об антисемитских настроениях среди офицеров белой армии. Чехословацкий офицер Э. В. Земан докладывал французскому майору Марино в секретном рапорте от 20 июня 1919 г. из Екатеринбурга, что между офицером Калашниковым и начальником разведывательного отделения, редактором антисемитских прокламаций для фронта произошел конфликт. Калашников выступил резко против подобного рода прокламаций, но они были всё равно отправлены на фронт с санкции генерала Б. П. Богословского [30, с. 152]. 5 августа 1919 г. в донесении сообщалось об антисемитских высказываниях генерала М. К. Дитерихса во время чтения псалмов и семейного ужина [31, с. 451].

И. А. Михайлов, министр финансов в «омском кабинете», один из наиболее влиятельных и могущественных политиков белой Сибири вынужденно скрывал информацию о своей матери. Как считает О. В. Будницкий, И. А. Михайлов не стремился афишировать, что был наполовину евреем, т. к. «В пропитанном антисемитизмом белом Омске это отнюдь не способствовало политической карьере» [32, с. 32]. Но уже в эмиграции данный аспект биографии стал известен, еврейские корни нередко ставили ему в упрек проживающие за границей участники антибольшевистского движения [33, с. 76].

Публикуемая ниже докладная записка наглядно подтверждает факт распространения антисемитских настроений не только среди белого офицерства, но и среди гражданских сторонников белого движения. Важно отметить, что данный документ сможет внести свой вклад в обсуждение острых вопросов, касающихся и современного восприятия истории Гражданской войны [34]. Ее автор - статский советник, старший ревизор Иркутской контрольной палаты Каэтан-Сигизмунд Антонович Шиманский. Отметим, что под документами он всегда ставил подпись С. Шиманский, вследствие чего так будем его обозначать и мы.

Выходец из семьи потомственных дворян, он родился 7/19 августа 1860 г., по вероисповеданию являлся католиком [35, л. 22 об.]. Окончив курс математических наук в Императорском Новороссийском университете со степенью кандидата, в 1887 г. Шиманский поступил на военную службу вольноопределяющимся 1-го разряда [35, л. 80]. Отбыв воинскую повинность в октябре 1889 г., имея чин подпоручика, был уволен в запас армии. С января 1893 г. Сигизмунд Антонович - канцелярский чиновник в Бессарабской контрольной палате; летом того же года получил перевод по службе во Владимирскую контрольную палату; через два года исполнял свои обязанности в Киевской контрольной палате.

К 1910 г. - статский советник, в 1912 г. - старший ревизор Архангельской контрольной палаты. В 1913 г. он служит в той же должности в Самарской контрольной палате сверх штата. В 1916 г. назначен старшим ревизором Иркутской контрольной палаты. Летом-осенью 1918 г. являлся временно управляющим Иркутской контрольной палатой. Служба чиновника Шиманского не раз была отмечена орденами: Св. Станислава 3-й и 2-й степени, Св. Анны 3-й и 2-й степени. Был женат на Екатерине Семеновне Гореловой. Имел дочь Антонину 1891 г. р. и сына Ивана 1893 г. р. Жена и дети были православного вероисповедания и на лето 1919 г. находились в Киеве [35, л. 81 об.].

В период управления Иркутской контрольной палатой у С. Шиманского возник серьезной конфликт с профсоюзом служащих данного учреждения, о чем писали местные газеты. 27 августа 1918 г. комитет указанного союза выпустил воззвание, в котором говорилось, что профессиональные организации находятся под новым натиском людей, олицетворяющих большевизм справа: «Девятый вал, самый страшный, катит на профессиональные организации, грозя потопить и смести эти здоровые профессиональные объединения всякого труда» [35, л. 132].

По приказу С. Шиманского воззвание было снято, размещать его запрещалось. 3 сентября 1918 г. состоялось собрание служащих Иркутской контрольной палаты. После обсуждений оно установило, что С. Шиманский лишил союз элементарного права защиты своих интересов; запретил служащим устраивать в помещении палаты какие-либо собрания; предпринял против комитета преследование за сделанное к служащим воззвание. Ввиду этого в действиях С. Шиманского усматривалось стремление разрушить профсоюз, поэтому он был объявлен врагом профессиональной организации и исключен из его рядов [36, с. 3]. В конце августа 1918 г. члены комитета профессионального союза служащих были вынуждены написать письмо предыдущему управляющему Иркутской контрольной палатой с перечислением фактов, свидетельствующих о враждебности С. Шиманского к союзу [35, л. 85-91].

Было подмечено, что на собраниях сотрудники приглашались не для обмена мнениями, а для выслушивания С. Шиманского, говорящего в вызывающим тоне, уничижительным для всех присутствующих [35, л. 87]. В ответе от 5 сентября 1918 г. С. Шиманский указывал на свое отрицательное отношение к профсоюзам как до марта 1917 г., так и после [35, л. 113 об.]. В итоге, вследствие выздоровления управляющего, согласно приказу от 16 сентября 1918 г., С. Шиманский вернулся к своим обязанностям по заведованию I отделением палаты.

Сложно сказать, почему именно в декабре 1918 г. С. Шиманский решил написать и отправить свою записку в Омск. Судя по всему, это был человек довольно консервативных взглядов, негативно оценивающий начавшиеся весной 1917 г. революционные события. Вероятно, он решил, что политический режим А. В. Колчака будет соответствовать его воззрениям. На данный момент нельзя сказать, были ли со стороны С. Шиманского иные докладные записки политического характера в другие правительственные инстанции в Омск, но без ответа они не остались. Правда, это не принесло чиновнику какой-либо пользы.

Приказом управляющего Иркутской казенной палатой от 20 января 1919 г. на основании приказа Государственного контролера С. Шиманский был устранен от должности по постановлению Совета Государственного контроля в связи с поданною на имя Верховного правителя запиской [35, л. 82 об.]. /49/

Не представляется возможным точно сказать, имелась ли в виду здесь приведенная ниже записка от 14 декабря 1918 г. или иркутский чиновник успел написать еще какие-либо обращения. Несмотря на решения об увольнении, судя по всему, ему удалось остаться на государственной службе, будучи пониженным в должности. Согласно одному из писем Управляющего Иркутской контрольной палатой, написанного летом 1919 г., С. Шиманский был отстранен за преступление по должности [35, л. 73]. По приговору мирового судьи 2-го участка г. Омска опальный чиновник был оштрафован на двести рублей с заменой при несостоятельности арестом на две недели. Штраф был уплачен Шиманским, после чего, в конце июня 1919 г., он окончательно был уволен со службы.

В первой половине 1919 г. С. Шиманский неоднократно подавал различного рода прошения, связанные с денежными компенсациями за труд [35, л. 50]. В этой связи последний известный документ о его деятельности датирован 29 сентября 1919 г. и представляет ответ управляющего Иркутской казенной палаты на жалобу в его адрес со стороны С. Шиманского. Судя по всему, скандальный иркутский чиновник, как сказано в ответе, посчитал, что его несправедливо отстранили от заведования кассовым отделением. В итоге, в ответе приводятся сведения, что, помимо прочего, С. Шиманский был склонен к излишествам в употреблении спиртных напитков. А затем, став управляющим Иркутской контрольной палатой, он перешел все границы: «Стал пить в помещении палаты, третировать некоторых из чинов кассового отделения, как слуг, под угрозой увольнения приказывал приносить ему из буфета чай, посылать стоять за него в хвосте (даже в присутственные часы) у казенной винной лавки, преследовал одного из них за то, что он не отдал в чистку его брюки по назначенной Шиманским цене и т. п.» [35, л. 184]. Проследить дальнейшую судьбу Каэтана-Сигизмунда Антоновича не удалось.

Таким образом, ниже публикуемый документ демонстрирует срез мировоззрения высокопоставленного, но грубого и невоспитанного, консервативного провинциального чиновника, предпринявшего попытку параллельно с улаживанием дел личного характера внести свой вклад в формирование политики Российского правительства адмирала А. В. Колчака в отношении еврейского вопроса.

Докладная записка С. Шиманского публикуется по машинописной копии, хранящейся в Историческом архиве Омской области. Текст документа передан в археографической традиции и в соответствии с правилами современной орфографии.

ГОСПОДИНУ ВЕРХОВНОМУ ПРАВИТЕЛЮ
Надпись карандашом:
23/XII вх. 311
Канц.[елярия] Верх.[овного] Прав.[ителя]
[неразборчивая подпись]
[неразборчиво № 6]

Старшего ревизора
Иркутской контрольной палаты
ШИМАНСКОГО

Докладная записка

В одно из последних воскресений Настоятель Римско-Католического Костела, проповедуя о страшном суде и о признаках им быть перед судом, между прочим, коснулся и одной нации, а именно евреев приблизительно в следующих выражениях: «Еврейский народ проклят Всевышним, он не имеет своего отечества, а скитается по всему свету, не сливаясь ни с одной нацией».

Естественно, поэтому, что отношение евреев к каждой нации могут быть только враждебные и на основе своей стремления возможно больше напакостить. Такие очевидные отношения, само собой разумеется, вызывают и с другой стороны подобные же явления, и народы, доводимые евреями до белого каления, периодически устраивают еврейские погромы, которые можно назвать естественным стихийным явлением.

Я помню картину поголовного бегства евреев из Киева накануне смерти раненного в Киеве Столыпина и отъезда Государя: отправляясь по делам службы в Житомир, я в 2 часа ночи на извозчике двинулся на вокзал, но ехать мог только шагом, ибо с правой стороны улиц по направлению к вокзалу тянулась беспрерывная вереница извозчиков, наполненных до невероятности евреями и их имуществом, а с левой - бесконечная вереница свободных извозчиков, возвращающихся с вокзала. Уже за два квартала до вокзала прекращен был доступ, но меня как едущего по делам службы, конечно, пропустили. Площадь перед вокзалом была усеяна евреями и их имуществом точно бесчисленным множеством паразитов, так что подъехать к вокзалу не было никакой возможности, а пришлось пробираться пешком через это скопище. Поезд, в котором я ехал, был переполнен до невероятности, а ввиду того, что утром был назначен отъезд Государя, поезда отправлялись каждый час, и к утру в Киеве почти не осталось этих паразитов. Это бегство случилось, потому что друг и приятель богача-еврея Бродского Сухомлинов призвал его к себе и сказал, что Столыпин умирает, вероятно, начнется еврейский погром, а потому лучше уезжайте. Погром не случился только потому, что Сухомлинов в печати объявил Высочайшее желание, чтобы пребывание Государя в Киеве не омрачилось погромом.

Оставляя в стороне вопрос о том, как евреи действуют в других государствах, я коснусь того, какое величайшее зло причиняли они, причиняют и будут причинять России.

Само собой разумеется, что они стремятся только к уничтожению России. Правда, нельзя сказать, что все евреи имеют возможность достигнуть этого: беднейшая часть, работающая из-за куска хлеба, можно сказать, даже, быть может, и пользу приносят, но мало-мальски уже состоятельные при сущей нации хитрости, изворотливости наглости, уму, соображению - являются язвой для государства, от которой необходимо излечиться. Наглядным примером их благих действий являются события за время большевиков. Кто стоял у власти, как не евреи, не только в центре /Троцкий/, но и на местах, например, в Иркутске: Славин, Яков Шумяцкий, Борис Шумяцкий, Трилиссер, Нахонович и всякая прочая мразь, которая, швыряя деньгами, имела на своей стороне красноармейцев и рабочих. И это, как они сами себя называли, спасители России.

А Абрам Юровский - начальник караула при царской семье в Екатеринбурге, если верить прилагаемой при сем статье.

А спекуляция…

А отсутствие евреев в хвостах при покупке продовольствия…

И проч. и проч. и проч… /50/

По освобождении России от большевиков, надо полагать, произойдет небывалый еще еврейский погром.

Но, быть может, этого можно избегнуть и избавиться от евреев другим способом.

Быть может, признано будет возможным издать закон, перечислив все доблестные дела евреев, о предоставлении права свободного выезда из России всем без исключения евреям, назначив пунктом оставления России порт Владивосток.

Можно предоставить даже бесплатный проезд, назначив для этого раз в неделю специальный поезд.

Думается мне, что на эту удочку попадется масса евреев.

Но безнаказанно выпускать их из России не следует, для чего во Владивостоке надлежало бы учредить бюро для регистрации уезжающих, которое просматривало бы паспорта и убедилось бы, нет ли в числе уезжающих правителей России за время Советской власти.

Мало того, следовало бы установить в этом бюро секретный осмотр поголовно всех евреев и имущества их и в случае обнаружения денег и ценностей подвергать то и другое конфискации.

Думается мне, что этот проект при детальной разработке спасет Россию от евреев и даст огромные сбережения при конфискации награбленных ими денег, а потому и осмеливаюсь представить его на Ваше усмотрение.

С. Шиманский

14 декабря 1918 г.
г. Иркутск

Источник: Исторический архив Омской области. Ф. П-19. Оп. 5. Д. 3. Л. 62.-66. Машинопись. Рукопись карандашом. Копия.

Библиографический список
1. Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). Москва: РОССПЭН, 2005. 552 с. ISBN 5-8243-0666-4.
2. Нам И. В. Выборы на Всероссийский еврейский съезд в Сибири // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока: материалы I Регион. науч.-практ. конф. (4-5 ноября 2000 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 61-65.
3. Нам И. В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока на историческом переломе (1917-1922 гг.): моногр. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. 500 с. ISBN 978-5-7511-1911-9.
4. Нам И. В. Евреи Сибири в 1917 году: между сионизмом и бундизмом // Научные труды по иудаике: материалы XVII Междунар. ежегод. конф. по иудаике, Москва, 2-4 февраля 2010 г. Москва: Пробел-2000, 2010. Т. 2. С. 198-217.
5. Наумова Н. И. 3-й Всесибирский сионистский съезд (ноябрь 1918 г.) // Евреи в Сибири: сб. ст. / ред. Э. И. Черняк, Я. М. Кофман. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. С. 26-34.
6. Наумова Н. И. Съезд еврейских общин Сибири и Урала (январь 1919 г.) // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока: материалы II Регион. науч.-практ. конф. (25-27 августа 2001 г.). Иркутск: Кларетианум, 2001. С. 76-81.
7. Романова В. В. Власть и евреи на Дальнем Востоке России: история взаимоотношений (вторая половина XIX в.-20-е годы XX в.). Красноярск: Кларетианум, 2001. 292 с. ISBN 5-94491-018-6.
8. Кальмина Л. В. Евреи в дореволюционном Иркутске: отблеск губернского лоска // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2012. № 1. С. 118-126.
9. Кальмина Л. В. Губернатор Скрипицин и еврейский вопрос: вразрез с имперской линией // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2014. Т. 9. С. 41-46.
10. Кальмина Л. В. «Еврейская политика» сибирских губернаторов: отклонение от «генеральной линии» // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 64. С. 12 17. DOI: 10.17223/19988613/64/2.
11. Стельмак М. М. К вопросу об антисемитских взглядах А. В. Колчака // Пятые Ядринцевские чтения: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (30-31 октября 2019 г.) / отв. ред. П. П. Вибе. Омск: ОГИК музей, 2019. С. 187-190.
12. Стельмак М. М. К вопросу о националистических взглядах и антисемитской агитации в Сибири в период Гражданской войны // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. 2020. № 23. С. 53-60.
13. Сушко А. В., Стельмак М. М. «…Еврейство Сибири и Урала с тревогой ждет ответа»: докладная записка М. А. Новомейского Российскому правительству А. В. Колчака (май 1919 г.) // Новейшая история России. 2021. Т. 11, № 2. С. 555-567. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2021.216.
14. Логинов А. И. Департамент полиции против религиозно-политического сепаратизма и революционного движения в Российской империи в конце XIX-начале XX вв. // Тайная стража России. Очерки истории отечественных органов госбезопасности. Книга 5. Москва: Алгоритм, 2021. С. 9-21.
15. Петин Д. И. Капитан М. М. Поспеев: опыт реконструкции жизненного пути кадрового офицера топографической службы // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 140-146. DOI: 10.17223/15617793/452/17.
16. Деникин А. И. Путь русского офицера. Москва: Прометей, 1990. 304 с. ISBN 5-7042-0147-4.
17. Шестопалова А. С. «Национальный вопрос» в Российской армии (по материалам отечественной публицистики) // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 58. С. 78-81. DOI: 10.17223/19988613/58/10.
18. Иоффе Г. З. Выселение евреев из прифронтовой полосы в 1915 году // Вопросы истории. 2001. № 9. С. 85-97.
19. Миндлин А. Б. Государственная дума Российской империи и еврейский вопрос. Санкт-Петербург: Алетейя, 2014. 488 с. ISBN 978-5-90670-572-3.
20. Лор Э. Русский национализм и Российская империя: Кампания против «вражеских подданных» в годы Первой мировой войны. Москва: Новое литературное обозрение, 2012. 304 с. ISBN 978-5-86793-942-7.
21. Иванов А. А. Правые в русском парламенте: от кризиса к краху (1914-1917). Москва; Санкт-Петербург: АльянсАрхео, 2013. 520 с. ISBN 978-5-98874-079-7.
22. Островский Ю. Сибирские евреи. Санкт-Петербург: Тип. И. Лурье и К°, 1911. 62 с.
23. Макарчук С. В., Звягин С. П. Красноярская газета «Сусанин» в 1907-1914 годах: политическая и гражданская культура монархического издания // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 43. С. 99-111.
24. Станкова М. В. К вопросу о черносотенно-монархическом движении в Западной Сибири накануне революций 1917 года (август 1914-1917 гг.) // Революции 1917 года в России: история, современность, поиски путей примирения и согласия: материалы Регион. научн. конф. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. 192 с.
25. Бакшт Д. А., Катцина Т. А. «Власть атрофирована, а мы находимся на краю бездны». О состоянии предреволюционного общества Восточной Сибири по результатам инспекции полковника П. П. Заварзина. 1916 г. // Исторический архив. 2017. № 1. С. 33-56.
26. Фуллер У. Внутренний враг: Шпиономания и закат Российской империи. Москва: Новое литературное обозрение, 2009. 376 с. ISBN 978-5-86793-729-4. /51/
27. Книга погромов. Погромы на Украине, в Белоруссии и европейской части России в период Гражданской войны. 1918-1922 гг.: сб. док. / Отв. сост. Зюзина И. А. [и др.]; отв. ред. Милякова Л. Б. 2-е изд., доп. Москва: РОССПЭН, 2007. 1032 с. ISBN 5-8243-0816-0.
28. Хандорин В. Г. Адмирал Колчак: правда и мифы: моногр. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. 278 с. ISBN 978-5-7511-1842-6.
29. Сушко А. В. К вопросу о характере и значении колчаковской пропаганды в Гражданской войне // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 148-157. DOI: 10.17223/15617793/411/20.
30. Фронт и тыл колчаковской армии в документах разведки и контрразведки (июнь 1919-март 1920 г.). Сборник документов / Сост. М. И. Вебер. Екатеринбург: УрОРАН, 2019. 272 с. ISBN 978-5-7691-2529-4.
31. Кашин В. В. Агент «Джон» на службе военной разведки Франции (1919-1920 гг.) // Тайная стража России. Очерки истории отечественных органов госбезопасности. Книга 5. Москва: Алгоритм, 2021. С. 439-454.
32. Будницкий О. В. Деньги русской эмиграции: Колчаковское золото. 1918-1957. Москва: Новое литературное обозрение, 2008. 512 с. ISBN 978-5-86793-639-6.
33. Петин Д. И. Политика, деньги и… любовь // Бюджетный учет. 2020. № 3 (183). С. 72-77.
34. Петин Д. И. Мифы в локальной истории: обзор работы круглого стола в Омске // Сибирский антропологический журнал. 2020. Т. 4, № 4. С. 38-49. DOI: 10.31804/2542-1816-2020-4-4-38-49.
35. Государственный архив Иркутской области. Ф. 164. Оп. 1. Д. 141.
36. Собрание служащих контрольной палаты // Свободный край (Иркутск). 1918. 6 сентября.

Для цитирования

Сушко А. В., Стельмак М. М. Докладная записка иркутского чиновника С. А. Шиманского с предложением выселения евреев из России Верховному правителю адмиралу А. В. Колчаку (декабрь 1918 г.) // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2022. Т. 7, № 1. С. 47-55. DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-1-47-55.

Статья поступила в редакцию 16.11.2021 г.

Сибирь, белодельцы, 1918, научные статьи

Previous post Next post
Up