Письмо главкома Юрьева белому командованию

Jun 15, 2021 10:47


В книге ижевских историков Дмитриева-Куликова о Ижевском восстании (даже в двух) коротко освещена и история, когда полуразбитые повстанцы, сидя в пермских деревнях, формально вошли в подчинение Отдельного Уфимского корпуса генерала С.Н. Люпова. Так как повстанцы были буйные и недисциплинированные, то командование стало думать, как бы их лишить огромного количества оружие, которое они утащили с собой. История эта там изложена на основе документов РГВА. А вот какого документа там нет - это того, что ниже. Хотя Дмитриев, судя по росписям, года два назад его видел и выписал. Надо поискать, опубликовал или нет?

Важно, что капитан Юрьев тут скинул маску справедливого командующего и показал свое истинное лицо. Оскорбления, хамство, похвальбы своим повстанческим войском, наглые оскорбления, за которые раньше бы на дуэль вызвали, бессовестные угрозы оружием и душераздирающее, чудовищное самомнение с похвальбами о заслугах в деле защите Родины. Слово "Россия" в тексте этот негодяй ухитрился вставить аж 10 раз. Причем это его выражение "страдающая Россия" - личное изобретение, он и в воткинских документах его вставлял регулярно. И конечно, этот циничный подлец старательно забыл, как воевал за Учредительное собрание в союзе с социалистами и быстро перебежал на сторону Колчака, пропагандируя войну до победы Национального собрания, когда народ-де сам выберет строй - и ведь многие, похожи, в эту ложь поверили. Позднее этот борец сбежит за границу еще до конца колчаковщины и пропадет так надежно, что даже историки не отыщут.

РГВА. Ф. 39552. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-1об.

Копия с копии
Телеграмма генералу Люпову

Я получил от вашего наштакора полковника Виноградова телеграмму за №2326 с угрозой предания меня суду. До сих пор во имя спасения России я верил Вам и не мог допустить, что Ваш начальника штаба прибегнет к способу запугивания, оскорбляя в моем лице Воткинскую народную армию.
Очевидно для него сильнее кары нет. Я позволю себе спросить только одно: где приказ о том, что пятнадцатитысячная Воткинская народная армия с полным обмундированием и добровольчески сформированная Вам подчинена?
Ваш начальник штаба сорвался, позволяя себе угрожать мне судом. Не ему меня судить и не ему нами и нашим имуществом распоряжаться. Я неоднократно просил Вас прислать доверенного от Вас офицера для ознакомления с положением дела. Это исполнено не было. Теперь я категорически Вам заявляю - я Вам не подчинен буду действовать самостоятельно - для меня спасение России выше Вашей карьеры и Вам подчиненных. При чем предупреждаю - всякое поползновение к восстановлению безумного образа правления России через камерсобрание [в тексте явно было «комиссародержавие»] мною будет пресекаться вооруженной силой.
Вы скрываете от меня все приказы и распоряжения Верховного правителя и Верховного Главнокомандующего адмирала Колчака.
Но это меня не остановит с стремлению к достижению нашей заветной цели. Мой последний совет - прекратите политическую игру и немедленно все приказы и повеления адм-а Колчака. В противном случае я найду способ получить их и исполнить помимо Вас. Подняв оружие за восстановление величия и мощи России и создав без помощи кого бы то ни было крепкую спаянную армию, именую Вами то бригадой, то отрядом, мы не остановимся ни перед чем, чтобы стереть с лица земли тех прихлебателей, которые вообразили, что мы /Л. 1об./ подняли меч правосудия для того, чтобы дать возможность псевдо-героям тыла распоряжаться нами и диктовать и диктовать нам условия, обеспечивающих им славу спасителей и безбедное существование.
Еще раз говорю Вам, - покажите мне приказ, который разрешает Вам делать то, что Вы сейчас делаете и укажите мне тот Российский закон, кот-й позволяет Вашему нач-у штаба угрожать мне преданием суду за то, что я, блюдя интересы России и своей армии, сохраняю в целости ее организацию и то боевое имущество, которое она ценою крови приобрела и за которое я являюсь ответственным перед нею.
Судьбу России решит национальное собрание, как то указано Верховным правителем в своем приказе, о чем я объявил по вверенным мне войскам, хотя приказ этот Вы от меня скрыли и эту идею мы будем отстаивать с оружием в руках. Меня никто из вас Коман-м армии не назначал, никто из Вас нас не мобилизовал. В то время как Вы перепуганные и потерявшие всякое обличие военнослужащего, покорились матросу Дыбенко, авантюристу Крыленко и подлым предателям России Троцкому, Зиновьеву и Ко от страха молчали и не протестовали и не протестуете против работы Ваших товарищей офицеров генерального штаба в рядах красных. Мы законные сыны нашей Родины России не побоялись смерти и открыто пошли по пути спасения России.
Прошу перестать нам мешать. Если Вам угодно нам помочь, мы с Вами, если нет, оставьте нас в покое и судом не угрожайте, ибо народный суд страшнее и действительней того, которым угрожает Ваш начальник штаба.
Погубить нашу армию Вам не удастся, но создать междоусобицу Вы сможете, за что вся ответственность и падет на Вас.
2401. подлинную подписали командир капитан Юрьев наштарм полковник Альбокринов. Сверял старший адъютант прапорщик Попов.

С копией верно [подпись]

Приписка чернилами, из которой можно предположить, что копия сохранилась у белоэмигранта в Харбине. Четко различима только дата: 8.XI.1930 г.

Ну и в довесок.

Ф. 39552. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.

«ПРИКАЗ
КОМАНДУЮЩЕГО ВОТКИНСКО-ИЖЕВСКОЙ НАРОДНОЙ АРМИЕЙ
№14
7-го Декабря 1918 года
Село Аряж, Осинского уезда, Пермской губер.
ПО ЧАСТИ строевой:
§1.
Объявляю при сем для точного и неуклонного руководства и исполнения телеграмму Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами России Адмирала Русского Флота АЛЕКСАНДРА КОЛЧАКА с 18-го Ноября 1918 г.:
Солдаты и офицеры, - Вас не должна смущать перемена лиц в составе высшего Русского Правительства. Наше дело - спасение РОССИИ, изгнание иноземцев и расправа с кровавыми большевиками. До тех пор, пока наши семьи, наши жилища и имущество находятся в руках этих международных негодяев, мы не сложим оружия и не прекратим нашего СВЯТОГО ДЕЛА.
До сих пор Вы мне верили и я надеюсь, что никто из Вас не может бросить мне упрека, что я Вас обманул или скрыл от Вас правды. Поверьте же мне и на этот раз: клянусь Вам именем Бога, что что на ваши права и на Вашу свободу никто не посягал и никто не посягает.
Как раньше так и теперь говорю Вам, что НАРОД сам скажет свое властное слово, - как и кем он желает управляться, но пока мы должны быть далеки от политики, иначе нас ждет участь, которая постигла нашу великую армию во время германской войны и довела нас до большевизма и гибели нашей Родины.
Сплотимся же еще теснее в ОДНУ СЕМЬЮ ВОТКИНЦЕВ и станем крепкой стеной для отражения врага.
Несмотря на то, что нам приходится отступать, в чем Воткинцы не виноваты, я искренно говорю Вам, - ЧАС ПОБЕДЫ БЛИЗОК.
Не верьте вздорным слухам и не давайтесь в обман подлым провокаторам.
Закончим с честью наше ратное дело, а затем скажем наше властное слово: какого порядка в стране мы хотим. Это наше неотъемлемое право и никто у нас его не отнимет.
Подлинное подписали: Командующий армией Капитан ЮРЬЕВ, Начальник Штаба Полковник АЛЬБОКРИНОВ.
С подлинным верно:
Старший-Адъютант В. Попов

РГВА. Ф. 39562. Оп. 1. Д. 4. Л. 1

ПРИКАЗ
по
1-му Ижевскому Стрелковому полку
№___
___ декабря 1918 г. д. Чукалино. Бирского уезда.

Л. 2 - приказ по 1 Ижевскому полку №17 от 3 декабря 1918 г. в д. Ваньки Осинского уезда. Начальником Ижевской бригады назначен штабс-капитан Зуев. Убыл к месту службы, оставлен помощник поручик Михайлов. Основание - телеграмма Командующего армией от 2 декабря.

Л. 8 - приказ по 1 Ижевскому полку от 17 декабря 1918 г. Выписка из приказа по бригаде от 15 декабря: все воспитанники военно-учебных заведений могут быть освобождены от военной службы для получения образования. Командир 1 батальона штабс-капитан Куракин назначен помощником командира полка. Убит рядовой 9 роты Хайфулла Гайфуллин - крестьянами д. Шавьяды при назначении подвод для роты.

Л. 9 - приказ от 19 декабря, №33, п. 7: «Замечено, что солдатами полка производится реквизиция и покупка продуктов кормового довольствия и фуража под расписки без ведома их непосредственных начальников такие самочинные реквизиции будут считаться мародерством и виновных предавать суду». п. 1 - «некоторые командиры рот» подают списки на довольствие больше, чем по факту. п. 9: «С сего числа приказываю всякую реквизицию прекратить и председателям бывших реквизиционных комиссий возвратить выданные им удостоверения на право реквизиции Начальнику Хозяйственной части».

Там же. Л. 10 - там же: «26. Всем чинам вверенного мне полка приказываю одеть погоны защитного цвета без трафарета, а начальнику Хозяйственной части приступить к изготовлению погон.
Основание: Приказ по Отдельн. Ижевской Стрелк. Бригаде за №23 §1 с/г.»

Там же. Л. 13 - 22 декабря в д. Королево Бирского уезда оглашена выписка из приказа по бригаде. Она же копия приказа по Штабу русских войск Главнокомандующего Западного фронта от 26 ноября за №14 с приказом Верховного Правителя к населению о принятии им всей полноты власти. Параграф: «Объявляю копию приказа войскам Уфимского Отдельного Корпуса от 8 декабря с/за №75 для сведения и исполнения». Копия приказа Колчака за №56 о бывших членах самарского комитета учредительного собрания с пресечением их агитации, об аресте и предании военно-полевому суду пособников им. Колчак, Люпов, наштаба Пучков, командир полка поручик Михайлов, полковой адъютант поручик Федотов.

Восточный фронт, ИВВ, белодельцы, 1918

Previous post Next post
Up