Джеймс Брешер... Бишер. Белый террор и казачие варлорды-упыри Транссибирии

May 29, 2021 14:02




Прочитал наконец интересную книжечку какого-то английского исторега: Jamie Bisher. White Terror. Cossack warlords of the Trans-Siberian. London, 2005.

Не ведитесь на название! Это ложь!!! Книга не о белом терроре, а о семеновщине в целом, Восточном фронте вкратце и вообще... взаимоотношениях в белом лагере. Впечатляет проработка темы - из 550 страниц текст занимает только менее 300, остальное это источники и литература. Судя по просмотру, источники - это в основном западная историография по теме типа Питера Флеминга и пр., а также документы американской разведки, пресса тех времен, а также многочисленные воспоминания русских и американских современников, которые цитируются очень часто. Так что изложение очень подробное и фактологически насыщенное.

К недостаткам относятся типичное для западное историографии завывание и художественности - не перестаю удивляться, там по всем периодам западники как будто исторический роман пишут, или только по этому? Для текста характерна эмоциональность, образность и, конечно, щедрая раздача личных оценок. В итоге автор подробно проходит от самого освоения Сибири (!) через независимость Монголии, революцию, бои с семеновщиной в 1918 г., восстание чехословацкого корпуса и всю гражданскую войну аж до 1945 г., не на минуту не отходя от этого противного тона. В итоге эти 300 страниц я осиливал с огромным трудом. Разумеется, конкретной тематики в книге нет, все в стиле чукчи - о чем вижу, о том пою: то есть, о всем. Учитывая большую фактологическую базу, изложение получается крайне подробное - что вроде хорошо, но в то же время всегда его опасность, что автор что-то напутал, ошибся или солгал, а проверять долго и лениво. Кроме того, многое из того, что он говорит - и так хорошо известно по библиографии, так что он открывает Америку специалистам - хотя обзор все равно хороший, особенно для стороннего читателя.

Удивительно, но описывая чудовищно жестокий белый террор и не смущаясь характеризовать известных атаманов как садистов и упырей, автор... остается яростным антикоммунистом. В книге нет ни единого места, где он мог бы говорить о красных нейтрально. Каждый раз при их поминании обязательно говорится, что красные это жестокие и зловредные убийцы, обманщики, политические провокаторы, которые приносят с собой голод и смерть, террор ЧК, развал государства и экономики и так далее. Как они победили тогда, он, кстати, даже не задумывается.

Интересный пример. На стр. 56 аффтар рассказывает о том, как злобные коммуняки в конце 197 г. повесили в Канске местного голову по надуманному обвинению и труп его висел угрожающим напоминанием, а перед смертью он кричал: "Да здравствует учредительное собрание!". Ссылка на некого белоэмигранта Доценко. Попытка проверить эту упоительную историю вывела на казнь головы М.Д. Степанова с повешением в... марте 1919 года колчаковцами. И нет, это НЕ совпадение - белоэмигрант внаглую СОЛГАЛ! На следующей же странице рассказывается, что красные в Верхнеудинске убивали интеллигентов и держателей еды. Топорами. Тут я даже проверять не стал. Бишер - ты, сука, Брешер, а не Бишер!

"Компетентный" историк не знает о дискуссиях вокруг Брестского мира и всерьез считает, что "европейские" большевики были за него - а "сибирские" против, значит, поэтому между ними пропасть. Интересный уч0ный. Далее он рассказывает о ужасах красного террора против семеновцев, ничтоже сумняшеся ссылаясь на пропагандистские заявления последних. Наверно, поэтому большевики довольно легко раздолбали семеновцев, ну да.

Например, у него партизан Тряпицын якобы жестоко убил парламентера Орлова при переговорах под Николаевском. Однако же я читал источники и знаю, что Орлов сам свою судьбу накликал - так как говорят партизаны и, похоже, не врут. Филиппики о том, что якобы отряд Тряпицына состоял из "черни", каторжников, наемников и корейцев - просто смешны. Я-то знаю, что в тот момент к нему рванули те, кто был в ярости от белогвардейщины - то есть, почти все, и на короткое время он стал чуть ли не национальным героем. Но про перебежчиков из белой армии или красногвардейцев еще 1918 г. у Тряпицына учоный явно не знает. А уж что он пишет про захват Иркутска красными...

Впоследствии чешские и американские источники сообщили: «Новости с красной территории к западу от озера Байкал указывает на большие волнения в Красной Сибири из-за сурового правления и советского принуждения мужчин работать двенадцать часов в день». Почти сразу же появились сообщения очевидцев о том, что «Страдают в Иркутске от нехватки еды», «голодают на улицах» и «без еды приход и продажа хлеба по 1000 сибирских рублей за буханку». Якобы омские рубли были изъяты из обращения в феврале, но, тем не менее, валюта быстро практически обесценились в Иркутске, когда вступило в силу большевистское нормирование, а городские обиды и протесты вскоре были заглушены репрессивным покровом Чека (с).

В общем, если белые это те еще негодяи, то красные в его изображении - это вовсе некое чистое, беспримесное зло, которое полностью лишено мотивации, персонификации, идеологии, сомнений и раздумий. Этакая безликая черная хмара. И когда они где-то появляются, автоматически наступают голод, репрессии, ГУЛАГ и развал. Все это, видимо, сделано, чтобы читатель после просмотра книги задал резонный вопрос, что плохого было в большевиках, если все эти беляцкие выродки - ублюдки, на которых клейма ставить было негде. Интересно, если бы книга про Холокост была, он бы и там такую картину выписал?

Еще к методологии. Интересно, что автор ни секунды не сомневается ни в одном факте, который сообщает о себе Семенов в своей автобиографичной брошюре. Он на голубом глазу пересказывает все его ратные подвиги, инициативность, авантюрные приключения, как он жестокими методами наводил дисциплину в своих рядах (бггг) - и так далее по списку. Он искренне верит в откровенный бред Семенова, будто бы он с парой офицеров лично разоружил весь гарнизон Манчжурии! И это при том, что даже лютый антикоммунист Хорват, который тоже из штанов прыгал, чтобы демонизировать большевиков, ни слова об этом не говорит. И по контексту из записок Хорвата видно, что разоружили явно китайские войска. Тем не менее все, даже откровенно сомнительные истории, автор вставляет в текст без доли сомнений и споров, описывая их в своем псевдохудожественном стиле.

Почему-то книга не закончилась с разгромом семеновщины. Еще несколько глав посвящены эмиграции Семенова и обзору жизни белой эмиграции в Маньчжурии вплоть до советской оккупации 1945 г. Плюс приложения - например, короткий рассказ о Русском железнодорожном корпусе США, который автор расхваливает на все лады. Они-де, герои, они-де, вытащили из задницы дороги в таких отчаянных условиях, а плохие рабочие все равно с большевиками требовали 8-часовой рабочий день и увеличение зарплат, вот ведь быдло неблагодарное.

Что сказать - книга, конечно, подробная, важная и нужная для тех, кто изучает этот период и этот фронт. Многие факты там интересны и в отечественных источниках их найти тяжело. Надо читать, желательно и переводить. Но все равно автор сволочь редкостная.

P. S. К концу апреля сообщения из Забайкалья стали отрывочными... <...> Во время короткой остановки в Борзе майор Бэрроуз получил разрешение Семенова на сопровождение орловцев (отряда Орлова) в бою. Их поезд достиг Хада-Булак к 14 часам. 30 апреля обнаружив, что город оккупирован китайскими пехотинцами под командованием полковник Лихучева, «молодого человека лет 35, с исключительно красивым лицом и осанкой», который в очках больше походил на врача, чем на командира пехоты. <...> В десяти милях к северу был Колусатай. Накануне казаки освободили Бирку. Локомотив толкал импровизированный броневик, который опередил поезд орловцев из Бирки и вывел их в долину р. Гурга, примерно в 10 милях к югу от Оловянной, «где большевики должны были занимать прочные позиции».

Сотня орловцев в составе 80 человек высадилась, поднялась, разбилась на три колонны - одну вдоль рельсов и другие по бокам. Курган присоединился к русскому полководцу, капитану Враштель, который в бронепоезде двигался впереди кавалерии в широкую долину Онона. Броневик был одним из двух, которые Бэрроуз видел в ОМО. Он описал это так: вагон стальной платформы, на котором было возведено помещение со стенами из полудюймовых стальных склепанных пластин. Вагон был частично покрыт крышей, оставляя несколько дюймов пространства между верхом стены и карнизом крыши. На каждой стене были створки для ружей, которые закрывались распашными дверцами сбоку и с обоих концов. Бронепоезд был оснащен двумя [пушками] Гочкиса, стрелявших трехдюймовыми снарядами, и двумя пулеметами. Обычно броневик продвигался на пару миль впереди передовой кавалерийских патрулей, обеспечивая разведку и повышая их боевой дух (С. 73).

"28 июня красные нанесли мощный удар по Мациевской при поддержке тяжелых орудий, недавно прибывших с Запада. ОМО пострадал. «Большой потерей» была гибель капитана Малачихина, командира 1-го Маньчжурского полка, но отряд не рассыпался. Возможно, это была та акция, в которой большевики послали по путям железнодорожный вагон, полный «взрывчатки и баллонов с удушающим газом» в сторону ОМО. Вагон налетел на один из бронепоездов Семенова, но взрывчатка не взорвалась" (С. 87). Ссылка на: Деятельность Особого Маньчжурского Отряда Атамана Семенова, Харбин, 1919. С. 27-28.

Пожалуй, кое-что относительно конкретно белого террора стоит вынести в отдельный пост. Саму книгу закачал сюда: https://disk.yandex.ru/i/ACGjMd5zuQX6gQ

фронты 1917-18, Восточный фронт, химическое оружие, наша библиотека

Previous post Next post
Up