Енборисов Г. B. От Урала до Харбина.

May 10, 2021 12:42




Енборисов Г. B. От Урала до Харбина. Оренбургское казачье войско. - М.: Вече, 2014.

Прочитал эту книгу на выходных, давненько собирался. Мда, только зря время потерял.

Автор - казачий полковник и эталонный монархист, из тех, кто ничего не забыл и ничему не научился. Книга написана в эмиграции в Харбине в середине 1920-х. С самого начала он начинает бросать обвинения. Революцию устроила кучка фанатиков, а виноваты в этом депутаты Государственной Думы, которые заранее все задумали и вызвали "искусственный голод". С самого начала становится понятно, что автор - классический для мемуаров Мэри Сью. Он все знает, все умеет и всегда прав - но ему вечно мешают зловредные враги. С Думе его не слушают, на войсковых съездах мутят воду грязные провокаторы, которые вообще не казаки, честно-честно! В Петрограде его пытаются арестовать в гостинице несколько дней люди аж от имени главкома за то, что он всего-то навсего нагрубил какому-то солдату!

Но стоит ему взойти на трибуну и прочитать горячую и искреннюю речь настоящего казака, как его родные станичники и собратья по войску торжественно кричат, бросают чепчики в воздух и переходят на его сторону. Таким макаром он аж Ленина победил. Да, уверяет, будто пришел в Петросовет и выступил после Ленина, сказав, что в Петроградском совете "рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов" казаков нет! Нам-то, знающим школьный курс, это смешно, а дед реально плетет все это.

Ситуация осложняется тем, что дед - клинический антисемит в терминальной стадии. На каждой десятой странице он проклинает большевиков как кучку смутьянов, каторжников и выродков, среди которых одни евреи. В Петросовете все тоже были евреи - он лично видел. И нет, это не фигура речи, он это подчеркивает несколько раз. Потом, видимо, сомневаясь, что его поймут, выдает список членов Петросовета сплошь из еврейских фамилий. Странно, что Ленина он готов еще признавать русским. Но остальным никакой пощады - злобные евреи и вообще "нерусские" поминаются постоянно. Однако, как и у каждого антисемита, у него есть "хороший" еврей - какой-то владелец магазина в Харбине, который под его натиском перешел в православие. Вот так "ненавязчиво" дан пример всем остальным.

Дед вообще ненавидел огромное количество людей. Что там большевики! Он регулярно жалуется на своих коллег по белому движению. Причем - редкий случай - на сей раз он хвалит знаменитый "атаманов", которых в белой эмиграции не ругал только ленивый. И атаман Анненков молодец, помогал им в начале борьбы, и Унгерн такой замечательный военный, и Семенова оболгали и оклеветали клевреты и карьеристы, которые украли его золото. А Семенов, оказывается, золотой человек, который спас белое движение и сохранял государственность и никого никогда не бросал, а если и сбежал на аэроплане из Читы от красных, то потому, что его предали. Я не утрирую, так все и написано. Немного автор благорасположен к Дутову и Колчаку, встречи с которым описывает явно более-менее правдиво. Остальные - сплошь ничтожества. Войцеховский все развалил, и вообще, он не русский. Ханжин - пустое место. Пепеляев - выскочка, который развалил армию. Иванова-Ринова автор лично разоблачил в эмиграции как советского агента. И т.д.

В итоге десять страниц (!) этот старый козел ухитрился посвятить жалобам на то, что его в 1919 году преследовали и необоснованно репрессировали большевицкие агенты, в чье число входил аж военный прокурор Оренбуржья и ряд войсковых чинов. Даже в тюрьме подержали, причем гражданской, а сие незаконно. Причем дед ухитрился написать так путанно, что непонятно, в чем его обвиняли. Только из других источников можно понять, что этого большого законника арестовали за вымогательство. Причем он был под следствием и второй раз, в начале 1920 г. за мародерство и насилия во время Сибирского Ледяного похода. Но о втором он вообще ни слова не сказал, зато вставил натужные ремарки в текст, что, мол, реквизиции проходили в большом порядке, обязательно все щедро уплачивалось и вообще, крестьяне нам чуть руки не лизали целовали.

Особенную ненависть у Енборисова вызывает знаменитый краском Каширин. Чувствуется, что он и его бы объявил евреем и не-казаком, если бы мог. Это просто дьявол во плоти, который появляется нечасто, но получает самые жестокие характеристики. Смутьян, провокатор, сын карьериста-генерала, а значит, сам карьерист и прохвост, который к большевикам пошел ради власти! Он-де призывал творить массовый террор против казаков и лично расстреливал их десятками, сжег его, Енборисова, хозяйство, спалив заодно даже дома бедняков, и при этом стоял рядом, смотрел и зловеще хохотал, как Дракула и радовался! В доказательство приведены тексты двух воззваний Каширина. Одно еще похоже на настоящее, а второе, где он призывает офицеров убивать ножницами и топорами - явный фальшак. Дед, кстати, был ленив, поэтому в текст книги очень часто вставлял документы - воззвания, приказы, постановления, резолюции и т.д. И то хлеб.

Разумеется, о белом терроре нет и речи. Автор ухитрился мутно обойти даже общеизвестный факт - когда от каширинцев к нему перебежал родной сын, дорогой папаша его без раздумий приказал казнить. В книге этому посвящен один абзац, где автор сам себя сравнивает с Тарасом Бульбой и смутно упоминает, что "неправы были спасские казаки" - так что сынок "за кадром" стал жить под землей. Но этого ему было мало, поэтому в приложениях он рассказывает офигительную историю, как он целый Круг убедил наказать бузотеров-казаков на фронте, и все отцы с радостью пообещали репрессировать своих сынов, если они не одумаются. Мол, глядите - не я один такой отмороженный, это норма!

После своих проделок в Оренбуржье он сбежал на восток. Некоторое время был вербовщиков крестоносцев в Семипалатинске - наиболее интересная глава, где становится понятно, что движение провалилось, несмотря на весь энтузиазм беженцев. Потом с остатками недобитых беляков шел в Сибирском ледяном походе, немного послужил у Семенова и сбежал уехал в эмиграцию в Харбин. Далее следует описание эмигрантских дрязг пополам с глубокими, как ложка, размышлениями о прошлом и будущем, расхваливание на все лады Японии, как единственной традиционной монархии, буйные обличения советской власти и расхваливания движения крестоносцев и казачества - которое суть соль земли русской. При этом написано по меркам таких мемуаров слабо: изложение ни к черту, путанное и часто невнятное, грамотность хромает, регулярно встречается повторение "важных" мыслей автора - ну и так далее. Обращает внимание и необразованность этих хваленных "лучших людей", особенно казаков. То Щепихин начнет плести в мемуарах, кто Америка будет осваивать "земли своего северного континента". То Енборисов заявит на голубом глазу, что французская и китайская революция не меняли традиций, религии и верований народов и были бескровными, в отличие от большевицкой. Бескровная французская революция, ну да.

Но самый мощный момент, конечно, вот этот:

Это коротенькое, скромно изложенное клятвенное обещание истинного русского человека, отрекшегося от личной жизни и задавшегося одной целью вырвать свою мать Родину - Святую Русь из рук дьявола, - по существу своему и глубокому смыслу является весьма красноречивым и всеобъемлющим. Оно ясно говорит, что на Руси царствует дьявол, а победа над дьяволом может быть достигнута только под знаком Святого Креста и что идущие под Святым Крестом несут миру мир, а не жестокость и месть, почему эти люди, согласившись взять на себя великую ответственность - встать под Святой Крест и назваться дружиной Святого Креста, обязались быть до конца своей жизни верными идее освобождения Святой Руси от дьявола и сохранить в полной и неприкосновенной чистоте свое знамя - Святой Крест, который они прикрепили на своей чистой русской груди и, прежде чем идти в бой, получали благословение пастырей духовных, давая это знаменательное обещание и отречение от сведения личных счетов. Это же делали и мусульмане перед своим Святым Кораном, вставая под знак Зеленого Знамени, прикрепив Его на своей груди, и независимо от того, откуда это движение начнется, потребуется ли встать под общий китайский флаг, японский или другой, но Русский трехцветный флаг мы имеем целью и храним его в душе и сердце, ибо водрузить его мы лишены возможности.

Если меня кто и осудит за такой взгляд - это их дело. Где русский чудо-богатырь ни сражался, я знаю, когда формировались наши бойцы на китайские фронты, то были любители посмеяться и осуждать, это были или трусы, или завистники; почему не судили русских бойцов, находящихся в рядах французской армии в 1915-1916 годах, под Верденом и др.; мне могут ответить, что это были наши союзники, мы имели с ними общего врага, я скажу на это - китайцы наши лучшие союзники, тоже имеют с нами общего врага, а также и японцы, следовательно, кто с нами, тот наш брат и союзник... все дороги должны быть в Москву, откуда бы они ни выходили.

Итак, с чисто исторической точки зрения книга будет полезна тем, что отражает взгляд радикальных монархистов на ту войну. Причем настолько радикальных, что Енборисов, упоминая царя, даже не пишет его имени, а называет просто "хозяин", имея в виду в первую очередь саму идею монархии. Также можно узнать о некоторых событиях гражданской, свидетелем которых он был, хотя там этого и не очень много - но, с другой стороны, и совсем немало. Ну и об эмигрантских дрязгах, конечно, хотя там много воды и нытья.

А для массового читателя... Что в конечном итоге остается? Просто воспоминания, которые написал старый казак. Глупый, необразованный, самодовольный, жестокий, фанатичный оголтелый монархист и антисемит, готовый служить кому угодно, чтобы вернуть свои казачьи привилегии и власть. Довольно странно, что в справках нет ничего о его сотрудничестве с японцами после оккупации Харбина. Побрезговал таки или просто был не нужен? В общем, классический белогвардеец. Читайте - уверен, всем понравится.

Восточный фронт, казачество, мемуары, белодельцы

Previous post Next post
Up