Постижение нуара №48. "Поцелуй смерти" (1947)

Jan 08, 2021 12:33



Простой честный вор-рецидивист Нико Бианко не может после последней отсидки найти работу. Злобный оскал американского капитализма вынуждает его пойти на ограбление ювелирного магазина ради блага своей бедной жены и двух очаровательных дочек - все-таки Рождество на дворе, нужно покупать подарки. Увы, все пошло немножечко не так. Жестокая прокуратура пытается склонить благородного Нико к стукачеству на товарищей, но гордый потомственный налетчик верен принципам чести и достоинства! За эту честь и достоинство в итоге пришлось заплатить самоубийством женушки, у которой слетела крыша от нищеты и она засунула свой чердак в микроволновку газовую духовку. Теперь Нико почему-то передумал и готов внедриться в банду и настучать на омерзительного подонка Томми Удо. Но сможет ли он выбраться живым из этого переплета? Можно ли выпустить по УДО профессионального рецидивиста? Как веселее всего убивать парализованных женщин? Это и многое другое в великолепном нуаре от прославленного мастера этого жанра Генри Хэтуэя в фильме с названием, оригинальным как название стирального порошка - "Поцелуй смерти"! И неважно, что целуется в этом фильме главгер только со своей девушкой и детьми.



Эх, давненько я уже не смотрел нуара. Увы, оказалось, это не лучший экземпляр и даже Рождество в начале сюжета не играет вообще никакой роли и совершенно не отражено визуально. Так что сегодня я очень зол.







Как же мне это надоело! Включаешь так называемую классику нуара, а получаешь банальщину, знакомую, как буханка хлеба в магазине! Вот и тут то же самое - хваленый режиссер Генри Хэтуэй со своими фильмецами, прославленный актерский состав, пафосное название - а что в итоге? Сюжет прост и банален как палка. Начало - первые минут пять - это ограбление. Снято хорошо, особенно напряженная сцена ухода на лифте, когда счет на спасение идет на секунды. Дальше можно спокойно перематывать на сорок минут вперед, потому что нам только излагают завязку.







Нико-де, не стукач, он отсиживает срок, а женушка нарезала кони от тоски и нищеты - но есть, к счастью, новая девушка, намного красивее и сексуальнее, она и детей любит. И только после того как Нико соглашается стать стукачом, фильм становится веселее. Появляются напряженные сцены, нуарные эпизоды, а героям есть чего играть. Увы, сюжет и дальше ковыляет безо всякой изобретательности. Ля-ля-ля, Нико настучал на Томми, но Томми не посадили, ой, какая неожиданность. Теперь герой Нико дико ссыт, что за ним придут, обманывает прокурора и придумывает хитрый план, как переиграть злодея. Хитрый план, как во ВСЕХ нуарах того времени, заключается в тупом самопожертвовании и ловле на живца. И КОНЕЧНО ЖЕ это опять сработало! Вы думаете, боевики 90-х были однообразны? Да хрен вам в рыло, вот где однообразность! Ну и все, хэппи-энд, титры. А больше тут ничего и нет.





Режиссура? Ну, неплоха, но видали и получше. Невооруженным глазом видны все черты почерка Генри Хэтэуэя, которые я уже видел в других фильмах. Большинство фильма идет без музыки - много безмолвных эпизодов с НаПрЯжЕнИеМ!!! - много затянутости - нуар есть, но не везде. Много бытовухи и подделки под документальность - как оседлал он эту фишку в "Доме на 92-й улице", так и мусолил - мода же! Есть прачувстваванныя эпизода ночного разговора с женушкой, вот точь-в-точь как в "Звонить Нортсайд 777"! И даже титры точь-в-точь как там, сделанные шрифтом печатной машинки, только на бумажке! Оригинальность так и преть, так и преть! Неудивительно, что "Звонить Нортсайд 777" получился еще скучнее. Страшно подумать, что будет, когда я дойду до его "Черной розы" (1950).







Пустой, банальный и малоинтересный сюжет типичной криминальной драмы вытягивают следующие плюсы. Во-первых, нуар есть. Его по традиции не очень много, но он есть - ночные эпизоды в помещениях и нет, традиционно популярная в те годы съемка на натуре и подделка под документалку с закадровым голосом (на сей раз не диктора, а девушки), очень много сигаретного дыма, ночной клуб, стрельба и даже намек на автопогоню. Кроме того, радуют традиционные для такого жанра темы как жестокость правоохранительных органов и бессилие правосудия в защите хваленого правопорядка. Тут этого много, никаких слащавых речей о справедливости, как в "Звонить: Нортсайд 777", не ждите. Прямо сказано - да, мы тоже мухлюем с законом, но против злодеев. Во-вторых, в начале и во второй половине - много напряженных эпизодов с хорошо поставленными кадрами. Напряжение, правда, выражается в основном тупо в растягивании и ожидании, но это работает. В-третьих - великолепный актерский состав. Тут сразу четыре звезды нуара - красотка Колин Грэй, красавец Виктор Мэтьюр, в роли жесткого прокурора Брайан Донлеви из "Стеклянного ключа". Отыграли отлично, вытянули собой весь фильм. Но главные лавры принадлежат, конечно, Ричарду Уидмарку, культовому актеру-блондину, у которого это была дебютная роль.





Все отзывы не врали - это действительно лучшее, что тут есть. Созданный Уидмарком образ убийцы-садиста, несмотря на откровенную вторичность и отсутствие объема - запоминается хорошо и выполнен на отличном уровне. Уидмарк явно вдохновлялся Джокером - все время ржет, улыбается наимерзейшей улыбкой, чудовищно несдержан, хамит, орет, срывается на всех и каждого и является несомненным патологическим садистом не самого большого ума. Самая яркая сцена с ним - это убийство им парализованной бабульки на каталке; на самом деле весьма нечастая в послевоенном кино сцена безусловной жестокости. Но и в остальных фрагментах играл как бог, нередко одним лицом и глазами. Остальные актеры тоже отлично выступили, но этот образ вышел самим ярким. Неудивительно, что Уидмарк потом сыграл немало садистов и подонков в кино, пока не смог вырваться из этого амплуа в героические роли, ну а потом еще дальше пошел. Уважаю, достойный человек и актер хороший.





Хочешь, я расскажу, откуда у меня эти шрамы?

Остается добавить, что у фильма есть ремейк из 90-х с Сэмюлем Джексоном и Николасом Кейджем, но я его не смотрел. Кто смотрел, могут отписаться. "Поцелуй смерти" же - не лучшая работа режиссера и нуара в целом и смотреть его рекомендуется только ради Уидмарка и некоторых хорошо выполненных напряженных эпизодов.


нуар

Previous post Next post
Up